61 церемония вручения премии Grammy: «Грэмми» и джаз, музыка и политика, Запад и Восток…

1
Grammy 2019

NEW 2020. 62 церемония вручения премии Grammy: «Грэмми», джаз и кризис в Академии Звукозаписи

Поздней ночью с 10 на 11 февраля по московскому времени завершилась телевизионная трансляция 61-й церемонии вручения премии Национальной академии звукозаписи США (NARAS) — общественной организации, объединяющей тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии. Официально это «Премия NARAS», но во всём мире она известна как «Грэмми» («граммофончик») — по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. В 2019 году премию Grammy получали артисты и продюсеры, выпустившие записи за «академический год» — с 1 октября 2017 по 30 сентября 2018 — в 84 категориях.

Как обычно в последние годы, Академия анонсировала множественные изменения в процедуре номинации и присуждения главной премии американской музыкальной индустрии. В частности, в «основном поле» (номинациях поп-музыки, рока, рэпа и т. п.) на каждую категорию («Песня года», «Альбом года» и т. д.) теперь избирается не пять номинантов, а восемь. Сделаны и ещё какие-то косметические изменения.

Те самые бронзовые граммофончики

Но всё это не коснулось джаза. Вручение «Грэмми» в джазовых категориях не показывают в телетрансляции: на пять категорий, оставшиеся джазу в нынешней версии премии, номинантов по-прежнему пять в каждой. Увидеть вручение премий в этих категориях непросто: происходит оно отдельно, в ходе дневной так называемой «пред-церемонии», которую транслируют только на интернет-канале Академии — вместе с вручением премий за лучший звук, лучшее переиздание, лучший ремикс, лучшие записи фольклора, художественного слова, хоров, комедийных монологов, опер и т. д.

В разные годы церемония проходит то на Восточном побережье США (в Нью-Йорке), то на Западном. В этом году «Грэмми» вручали в Лос-Анджелесе — как обычно в таких случаях, в спортивном комплексе «Стэйплс-центр» с его мега-залом на 20 000 мест. И, естественно, в числе выступающих, представляющих, номинированных, награждённых и всех остальных доминировало Западное побережье, потому что именно там, в Санта-Монике, находится штаб-квартира Академии.

Но не в джазе. В джазе картина оказалась едва ли не более причудливой, чем обычно.

Впрочем, начнём не с джазовых категорий. Сначала перечислим джазовых музыкантов, отмеченных в других, более общих «полях».

В категории «Лучшая инструментальная композиция», где год за годом буквально роятся джазмены, победил Теренс Бланшард (в жизни — не только кинокомпозитор, но и джазовый трубач) с композицией «Blut Und Boden (Blood and Soil)» из саундтрека к фильму «BlacKkKlansman». Правда, джазовой эту композицию назвать крайне сложно. Добротная оркестровая киномузыка в рок-стилистике, с солирующей электрогитарой — да. Джаз — ну, нет. Вообще нет.

В категории «Лучший инструментальный альбом» победил любимец молодых барабанщиков — звезда фьюжн Стив Гэдд со своим альбомом «Steve Gadd Band». Альбом можно послушать целиком на Яндекс.Музыке.
ВИДЕО: промо-ролик альбома «Steve Gadd Band»

httpv://www.youtube.com/watch?v=KNWNiGvJUXI

Даже в категории «Лучший альбом для детей» мелькнуло слово «Джаз»: там победила бруклинская группа Lucy Kalantari & the Jazz Cats, которая играет детские песенки в забавной стилистике, родственной «ностальгическим» околоджазовым стилям. Не могу не поделиться чудесным музыкальным видео, в котором представлен трек с награждённого «Грэмми» альбома «All the Sounds»: здесь вместе с солисткой «Джазовых котиков» Люси Калантари солирует её пятилетний сын, виолончелист Дариус Калантари. И да, в определённый момент он даже импровизирует.

httpv://www.youtube.com/watch?v=bLyMzgRjPbQ

В категории «Лучший музыкальный фильм» победила биографическая лента режиссёров Алана Хикса и Рашиды Джонс, лаконично названная «Quincy»; её главный герой — композитор и продюсер Куинси Джонс, вклад в которого в истории джаза заметен ничуть не менее, чем в истории поп-музыки.
ВИДЕО: трейлер фильма «Куинси»

httpv://www.youtube.com/watch?v=WT7gn6nhsAc

Теперь — джазовые номинации.

«Лучший инструментальный джазовый альбом»: The Wayne Shorter Quartet «Emanon»


Уэйн Шортер выпустил тройной альбом «Emanon»

Надо ли удивляться? 25 августа 2018 один из величайших саксофонистов, композиторов, мыслителей в истории джаза — Уэйн Шортер — отпраздновал 85-летие (см. наш юбилейный очерк о нём в двух частях: часть 1, часть 2). А за день до этого, 24 августа 2018, на лейбле Blue Note вышел его новый тройной (!) альбом «Emanon», записанный совместно постоянным квартетом Уэйна Шортера последних полутора десятилетий и камерным оркестром Orpheus. В упаковку альбома был вложен его авторский научно-фантастический комикс, который музыкант создал совместно с писательницей Моникой Слай и графиком Рэнди ДюБёрком.

Одна из страниц комикса

У Уэйна были сильные конкуренты: среди других претендентов на «Лучший джазовый альбом-2019» — вечный номинант «Грэмми» Фред Хёрш (который за рекордно долгую личную историю номинаций на премию — девять раз, начиная с 1992! — ни разу её не получал), но также и яркая саксофонистка Тиа Фуллер, один из ведущих саксофонистов мировой джазовой сцены Джошуа Редман и пианист Брад Мэлдо. Но, конечно, Шортер заслужил эту премию. Один из самых трогательных моментов интернет-трансляции наступил, когда вместе с тремя членами своего квартета — пианистом Данило Пересом, басистом Джоном Патитуччи и барабанщиком Брайаном Блэйдом — на сцене в инвалидной коляске появился Уэйн Шортер. Он произнёс очень короткую, но при том очень характерную для него речь, поблагодарив своих музыкантов за игру, лейбл и его президента Дона Уоза — за то, что «они, как и все люди за сценой музыкальной индустрии, делают то же, что и я: ходят наименее исхоженными дорогами», а собравшихся — за то, что они вместе с его квартетом «сделали решительный шаг в неведомое». Это очень по-шортеровски: красиво, веско и не вполне ясно, о чём.

Данило Перес, Джон Патитуччи, Брайан Блэйд и Уэйн Шортер на церемонии вручения Grammy-2019 (фото радиостанции WBGO)

СЛУШАЕМ альбом Уэйна Шортера «Emanon» на Яндекс.Музыке

«Лучший вокальный джазовый альбом» — Cécile Mclorin Salvant «The Window»

Cécile Mclorin Salvant

Удивительная всё-таки карьера у вокалистки Сесиль Маклорин-Сальван: сначала второй её альбом на лейбле Mack Avenue Records в 2016 г. получил Grammy, потом третий её альбом на том же лейбле опять получил Grammy (2018), и вот в 2019 Grammy за лучшую запись вокального джаза получает её четвёртый альбом. Три альбома подряд на одном и том же лейбле в течение четырёх лет, и за все три она получает бронзовый граммофончик в одной и той же номинации! Причём нынешний — за альбом, где она поёт под скупой аккомпанемент на рояле, не так чтобы очень виртуозный! И это при том, что среди её конкурентов в этом году были, помимо прочих, ветеран традиционного крунерского вокала Фредди Коул и концептуальнейший джазовый певец Курт Эллинг… Удивительная женщина, серьёзно. (Или удивительно умело продвигающий её записи лейбл?)
СЛУШАЕМ: Cécile Mclorin Salvant «Visions» с альбома «The Window»

httpv://www.youtube.com/watch?v=_rOR_JaZjC8

«Лучший альбом латин-джаза» — Dafnis Prieto Big Band «Back to the Sunset»

Ну, тут сюрпризов нет. 44-летний барабанщик и бэндлидер Дафнис Прието, который переехал в Америку с родной Кубы 19 лет назад, уже номинировался и на «Грэмми», и на её отпрыска для латиноамериканцев — Latin Grammy, а в составе ансамблей Бебо Вальдеса, Брайана Линча — Эдди Палмьери и Caribbean Jazz Project даже и получал Grammy, хотя не как лидер.
ВИДЕО: Dafnis Prieto Big Band — трейлер альбома «Back to the Sunset»

httpv://www.youtube.com/watch?v=Cpdx_5Gh6cQ

Финальная для этого обзора номинация, хотя и находится вне «джазового жанрового поля», должна в нашем анализе идти внутри него — потому что в ней победил тот же музыкант, что и в двух из джазовых категорий.

«Лучшая аранжировка — инструментальная или а капелла» и две из чисто джазовых категорий — «Лучшее импровизационное джазовое соло» и «Лучший альбом большого джазового состава».

John Daversa

Лауреат в этих трёх категориях — трубач Джон Давёрса (John Daversa). В аранжировочной категории (трек «Stars and Stripes Forever») он оставил позади Марка Киббла из Take 6 и маститого Рэнди Уолдмана, лауреата «Грэмми» 1985 г. В оркестровой номинации он со своим биг-бэндом побил мемориальный оркестр Каунта Бэйси, Оррина Эванса с Captain Black Big Band, «Большой ансамбль» Джона Холленбэка и Биг-бэнд Франкфуртского радио с Джимом Макнили. И, наконец, в категории «Лучшее импровизационное соло» комитет премии счёл, что Давёрса в своём треке «Don’t Fence Me In» сыграл соло лучше, чем другие номинанты — альт-саксофонист Мигель Зенон, скрипачка Регина Картер, опять-таки вечный номинант пианист Фред Хёрш и его коллега Брад Мэлдо.

Что всё это значит?

А значит это, что в 2019 году, откликаясь на нынешнюю «злобу дня», победил политический активизм. Декан джазового отделения музыкального факультета Университета Майами (Школа музыки им. Фроста) Джон Давёрса — музыкант весьма сильный, но, конечно, вряд ли артист того же класса, что и Мэлдо, Хёрш или даже
Зенон. Отчасти и потому, что Джон не принадлежит к снобистскому нью-йоркскому джазовому сообществу. Корни его в Лос-Анджелесе: его отец, Джей Давёрса, играл на трубе в биг-бэнде Стэна Кентона и позднее был уважаемым студийным музыкантом в Голливуде, сам Джон родился в лос-анджелесском районе Канога — да что уж там, он вообще уехал из Лос-Анджелеса во Флориду только в 2013 году. Год назад его предыдущий альбом с джазовыми версиями музыки The Beatles уже получил три номинации на «Грэмми»; в этом году вновь три номинации — и все они увенчались получением бронзовых граммофончиков!

обложка альбома

Альбом называется «American Dreamers: Voices of Hope, Music of Freedom», то есть «Американские мечтатели: голоса надежды, музыка свободы», а в качестве артистов на обложке указаны John Daversa Big Band featuring DACA Artists.

Что за «артисты DACA»? А это молодые люди, подпадающие под действие Deferred Action for Childhood Arrivals, «Отсрочки действий для приехавших в детстве» — принятого в 2012 г. акта администрации президента Барака Обамы, который освобождал от депортации несколько сотен тысяч жителей США, ввезённых на американскую территорию ещё детьми и так и не получившими ни гражданства, ни статуса «постоянного резидента». Этих молодых людей в левых и либеральных кругах США принято называть не «детьми нелегальных иммигрантов», а «мечтателями» — от одного из ключевых понятий тамошнего политического сознания, «американской мечты», то есть действительно свойственного многим жителям более бедных и нестабильных стран стремления всеми правдами и неправдами пробраться в Америку и осесть там.

Джон Давёрса дирижирует «мечтателями»

Вот эти-то «мечтатели» из 17 разных штатов США, родившиеся в 17 разных странах, и стали главными героями альбома, который спродюсировали Давёрса и басист Кабир Сегал, троекратный лауреат «Грэмми» (кстати, тоже сын иммигрантов — правда, переехавших в США из Индии вполне легально). Голоса этих молодых людей звучат в разных треках альбома, иногда сливаясь в не совсем стройный хор, а аккомпанирует им биг-бэнд, во главе которого стоит Джон Давёрса. Мало того, во многих треках эти голоса не столько поют, сколько разговаривают, и как только кончается их монолог — звучание биг-бэнда буквально на полутакте уводится в тишину, подчёркивая, что музыка в этом альбоме играет не вполне самостоятельную, если не подчинённую роль…

Надо так понимать, членам комитета «Грэмми», проголосовавшим за альбом «Американские мечтатели» во всех трёх категориях, где он номинирован, было очень важно, чтобы он победил. Это не просто победа альбома в соревновании за профессиональную премию, это яркое общественно-политическое заявление. Дело в том, что против продолжения действия акта DACA яростно выступает нынешний президент США Дональд Трамп, и совсем недавно в драме вокруг «мечтателей» разыгралось очередное действие: администрация президента апеллировала к Верховному суду США, но суд оставил акт DACA в действие, что вызвало ярость Трампа, для которого ограничение иммиграции в США — краеугольный камень внутренней политики. Обеспечив победу политически артикулированной работы — причём даже в таком аполитичном жанре, как джаз — комитет «Грэмми» недвусмысленно заявляет, что эпоха борьбы за гражданские права, когда великий барабанщик Макс Роуч выпускал альбом «Мы настаиваем! Сюита свободы» и выходил на сцену Карнеги-Холла с политическими заявлениями, не окончена и что борьба продолжается. Ну что ж: их страна, их право.
СЛУШАЕМ: John Daversa Big Band featuring DACA Artists «Don’t Fence Me In»

httpv://www.youtube.com/watch?v=wCHk7lDo6hE

реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Три О» в цикле «Импровизация нового века»: джазовая свобода или свобода от джаза?
Следующая статьяОт редактора. «Джаз.Ру» входит в будущее с новым дизайном!
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. С детства люблю джаз, раньше сам играл в большом оркестре и сейчас почти каждый день по вечерам слушаю и смотрю. Волшебная музыка и исполнители божественные. Удивительно, как это у них получается? Слежу за Грэмми, скоро 30 апреля, будем смотреть концерт года из Австралии. Желаю джазового настроения и творческих удач всем ценителям этой удивительной музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.