Русские джазмены на норвежском лейбле: выходит альбом Masha Art & LRK Trio «Anesthesia»

0
Masha Art & LRK Trio «Anesthesia»
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

22 февраля на норвежском лейбле Losen Records выходит очередной релиз российских джазовых музыкантов. Это совместный альбом под названием «Anesthesia», который записали в Москве саксофонистка Мария Артеменко, выступающая под именем Маша Арт, и LRK Trio — пианист Евгений Лебедев, контрабасист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов. В записи пяти из семи треков альбома принимала участие также арфистка Мария Кулакова.

Альбом организационно продолжает линию сотрудничества московского LRK Trio и норвежского лейбла «Лусен Рекордс», на котором вышло уже два альбома трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов — «If You Have A Dream» (2017) и «Urban Dreamer» (2018). Однако в творческом плане эта линия в феврале 2019 совершает неожиданный поворот, потому что, хотя на обложке альбома равновеликим шрифтом написано «Маша Арт и LRK Trio», вся музыка тем не менее написана Машей, а трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов выступает скорее в роли интерпретирующей, аналитической силы. Сила эта не противостоит солистке, но со-творит вместе с ней. Игра трио придаёт печальным, холодным или временами откровенно тоскующим музыкальным образам автора музыки новые черты: рационализм, уверенность, созерцательность — а кроме того, обеспечивают ритмическую и тембровую привязку к современности. LRK Trio, как обычно, не пережёвывает привычные ритмы и проверенные звучания невозвратного прошлого, а играет стопроцентный двадцать первый век, причём конец его второго десятилетия. Это музыка сегодняшней технократической цивилизации, но созданная не машинными алгоритмами, как это чаще всего сейчас бывает, а живыми музыкантами. Даже, можно сказать, подчёркнуто живыми. Причём они не заучили ноты, написанные аранжировщиком, а непрерывным потоком импровизируют живую музыкальную ткань, в которой автор музыки — саксофонистка — то выдвигается на передний план, когда звучит её саксофон, то временно растворяется в звуковых ландшафтах трио, когда пианист, басист и барабанщик играют ансамблевые эпизоды, часто драматургически контрастные к тематической части пьес.

Маша Арт перед студией «Мосфильм» в день окончания записи альбома, октябрь 2018
Маша Арт перед студией «Мосфильм» в день окончания записи альбома, октябрь 2018

— Главное, что произошло со мной в 2018 году — это запись совместного альбома с LRK Trio. Я счастлива. Потому что получилось очень искренне и по-настоящему красиво, — утверждает Маша Арт.

Мария Артеменко — имя на российской джазовой сцене всё ещё относительно новое: её дебютный альбом вышел в 2015 г. Ученица одного из лучших российских джазовых саксофонистов и педагогов — Геннадия Гольштейна, она начала музыкальную карьеру в Санкт-Петербурге, где играла как в большом оркестре, так и в малых составах — и уже тогда писала собственную музыку. Однако, стремясь выйти за границы традиционного джаза, Мария переехала в Москву, где за последние годы, благодаря совместному творчеству с джазовыми музыкантами столицы, значительно расширила музыкальный кругозор и отточила исполнительское мастерство.

В августе 2015 первый альбом Марии Арт, «32 of August», был представлен в Europe Jazz Media Chart — общеевропейском рекомендательном списке, в котором редакции европейских джазовых средств массовой информации ежемесячно отмечают по одному от каждого издания джазовому альбому из числа тех, что произвели на них наибольшее впечатление за истёкший месяц. В марте 2016 вышел второй альбом, «А Footstep On Melancholia».

Новый альбом, как и первые два, записан в тон-ателье киноконцерна «Мосфильм», и за пультом вновь был звукорежиссёр Андрей Левин — мастер, которому доверяют работу над своими записями многие российские джазмены. Однако сведение и мастеринг альбома делал другой звукорежиссёр — швед Боссе Савик, тот же самый, который работал с LRK Trio на их первых двух релизах для Losen Records. Его решение не выдвигать саксофон Маши на первый план, сделать его не «торчащим» сольным голосом, а частью единого, слегка размытого, как бы затемнённого ансамблевого звукового пространства может показаться неожиданным, но, кажется, он нашёл в этом случае правильный ход, перекликающийся с изложенными в буклете альбома размышлениями Маши о заложенном ей в этой музыке эмоциональном спектре и о связи этого спектра со звучаниями и красками её родного Санкт-Петербурга — печального, хмурого, вечно закутанного в дымку оттенков серого и синего, нюансов мрачноватых перепадов питерской погоды, которые для Маши олицетворены в переливающихся на грани слышимости звуках арфы.

В потоке музыки других артистов, соревнующихся в насаждении энергичности, позитива, нарочитой бодрости или ещё более нарочитой «милоты», этот альбом явно стоит особняком — и вполне может оставить равнодушными тех слушателей, чей вкус воспитан «ванильными», комфортно-ласковыми звучаниями или маскулинной демонстрацией виртуозности, понимаемой как максимальное количество нот на единицу времени. А вот тех, кто готов к исследованиям серо-синей части спектра, печальных, полупрозрачных, холодных звучаний — наверняка заинтересует.

Альбом на сайте лейбла

ВИДЕО: официальный трейлер альбома «Anesthesia»
httpv://www.youtube.com/watch?v=RWzopgBZ2LM

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяФестиваль «Джаз над Волгой-2019» проходит в Ярославле в год своего сорокалетия: полная программа
Следующая статьяСаксофонист Сергей Головня представит в Домжуре премьеру программы с певицей Кариной Кожевниковой
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.