Русские джазмены на норвежском лейбле: выходит альбом Masha Art & LRK Trio «Anesthesia»

0
Masha Art & LRK Trio «Anesthesia»
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

22 февраля на норвежском лейбле Losen Records выходит очередной релиз российских джазовых музыкантов. Это совместный альбом под названием «Anesthesia», который записали в Москве саксофонистка Мария Артеменко, выступающая под именем Маша Арт, и LRK Trio — пианист Евгений Лебедев, контрабасист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов. В записи пяти из семи треков альбома принимала участие также арфистка Мария Кулакова.

Альбом организационно продолжает линию сотрудничества московского LRK Trio и норвежского лейбла «Лусен Рекордс», на котором вышло уже два альбома трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов — «If You Have A Dream» (2017) и «Urban Dreamer» (2018). Однако в творческом плане эта линия в феврале 2019 совершает неожиданный поворот, потому что, хотя на обложке альбома равновеликим шрифтом написано «Маша Арт и LRK Trio», вся музыка тем не менее написана Машей, а трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов выступает скорее в роли интерпретирующей, аналитической силы. Сила эта не противостоит солистке, но со-творит вместе с ней. Игра трио придаёт печальным, холодным или временами откровенно тоскующим музыкальным образам автора музыки новые черты: рационализм, уверенность, созерцательность — а кроме того, обеспечивают ритмическую и тембровую привязку к современности. LRK Trio, как обычно, не пережёвывает привычные ритмы и проверенные звучания невозвратного прошлого, а играет стопроцентный двадцать первый век, причём конец его второго десятилетия. Это музыка сегодняшней технократической цивилизации, но созданная не машинными алгоритмами, как это чаще всего сейчас бывает, а живыми музыкантами. Даже, можно сказать, подчёркнуто живыми. Причём они не заучили ноты, написанные аранжировщиком, а непрерывным потоком импровизируют живую музыкальную ткань, в которой автор музыки — саксофонистка — то выдвигается на передний план, когда звучит её саксофон, то временно растворяется в звуковых ландшафтах трио, когда пианист, басист и барабанщик играют ансамблевые эпизоды, часто драматургически контрастные к тематической части пьес.

Маша Арт перед студией «Мосфильм» в день окончания записи альбома, октябрь 2018
Маша Арт перед студией «Мосфильм» в день окончания записи альбома, октябрь 2018

— Главное, что произошло со мной в 2018 году — это запись совместного альбома с LRK Trio. Я счастлива. Потому что получилось очень искренне и по-настоящему красиво, — утверждает Маша Арт.

Мария Артеменко — имя на российской джазовой сцене всё ещё относительно новое: её дебютный альбом вышел в 2015 г. Ученица одного из лучших российских джазовых саксофонистов и педагогов — Геннадия Гольштейна, она начала музыкальную карьеру в Санкт-Петербурге, где играла как в большом оркестре, так и в малых составах — и уже тогда писала собственную музыку. Однако, стремясь выйти за границы традиционного джаза, Мария переехала в Москву, где за последние годы, благодаря совместному творчеству с джазовыми музыкантами столицы, значительно расширила музыкальный кругозор и отточила исполнительское мастерство.

В августе 2015 первый альбом Марии Арт, «32 of August», был представлен в Europe Jazz Media Chart — общеевропейском рекомендательном списке, в котором редакции европейских джазовых средств массовой информации ежемесячно отмечают по одному от каждого издания джазовому альбому из числа тех, что произвели на них наибольшее впечатление за истёкший месяц. В марте 2016 вышел второй альбом, «А Footstep On Melancholia».

Новый альбом, как и первые два, записан в тон-ателье киноконцерна «Мосфильм», и за пультом вновь был звукорежиссёр Андрей Левин — мастер, которому доверяют работу над своими записями многие российские джазмены. Однако сведение и мастеринг альбома делал другой звукорежиссёр — швед Боссе Савик, тот же самый, который работал с LRK Trio на их первых двух релизах для Losen Records. Его решение не выдвигать саксофон Маши на первый план, сделать его не «торчащим» сольным голосом, а частью единого, слегка размытого, как бы затемнённого ансамблевого звукового пространства может показаться неожиданным, но, кажется, он нашёл в этом случае правильный ход, перекликающийся с изложенными в буклете альбома размышлениями Маши о заложенном ей в этой музыке эмоциональном спектре и о связи этого спектра со звучаниями и красками её родного Санкт-Петербурга — печального, хмурого, вечно закутанного в дымку оттенков серого и синего, нюансов мрачноватых перепадов питерской погоды, которые для Маши олицетворены в переливающихся на грани слышимости звуках арфы.

В потоке музыки других артистов, соревнующихся в насаждении энергичности, позитива, нарочитой бодрости или ещё более нарочитой «милоты», этот альбом явно стоит особняком — и вполне может оставить равнодушными тех слушателей, чей вкус воспитан «ванильными», комфортно-ласковыми звучаниями или маскулинной демонстрацией виртуозности, понимаемой как максимальное количество нот на единицу времени. А вот тех, кто готов к исследованиям серо-синей части спектра, печальных, полупрозрачных, холодных звучаний — наверняка заинтересует.

Альбом на сайте лейбла

ВИДЕО: официальный трейлер альбома «Anesthesia»

Предыдущая статьяФестиваль «Джаз над Волгой-2019» проходит в Ярославле в год своего сорокалетия: полная программа
Следующая статьяСаксофонист Сергей Головня представит в Домжуре премьеру программы с певицей Кариной Кожевниковой
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.