Патриарх свободной импровизации Эван Паркер выступит в Москве в дуэтном формате: интервью «Джаз.Ру»

0
Эван Паркер в Москве, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Эван Паркер в Москве, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

2 марта в Культурном центре «ДОМ» выступит англо-ирландской дуэт, который играет «новый джаз» или так называемую «свободную импровизацию». В очередной раз в Москву приезжает один из создателей европейской сцены «фри-импров» — британский саксофонист Эван Паркер (Evan Parker). На сей раз его партнёром будет пианист Пол Дж. Смит (Paul G. Smyth, Ирландия).

Концерт проходит при поддержке Culture Ireland 
Информационные партнёры — журнал «Джаз.Ру»
и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру».
Paul G. Smyth, Evan Parker
Paul G. Smyth, Evan Parker

Эван Паркер, в этом году отмечающий своё 75-летие — первопроходец европейской «свободной музыки», стоявший у её истоков и буквально создавший её историю. Редкий ансамбль из числа ключевых коллективов этого направления обошелся без его участия: его ревущий саксофон мы слышим в немецком Globe Unity Orchestra ещё одного патриарха европейской импровизации Александра фон Шлиппенбаха, в легендарных трио — того же Шлиппенбаха, приезжавшем в КЦ «ДОМ» в октябре 2017, и самого Паркера с Барри Гаем и Полом Литтоном; в нидерландском Instant Composers Pool Хана Беннинка, на эпохальном альбоме 70-х «Machine Gun» в октете Петера Брётцманна и в британском Spontaneous Music Ensemble Тревора Уоттса.

Многие знатоки так называемого «нового джаза» наверняка помнят волшебный сентябрьский вечер 2017 года, проведённый ими в «ДОМе» на концерте трио датской саксофонистки Метте Расмуссен, норвежского ударника Столе Сульберга и интереснейшего ирландского пианиста-импровизатора Пола Дж. Смита. Тот вечер надолго врезался в память присутствовавшей на нём публики, не в последнюю очередь благодаря совершенно ни на что не похожей исполнительской манере ирландца, который и станет партнёром Паркера на грядущем концерте в «Доме».

Пол Дж. Смит — пианист, композитор и дизайнер, на протяжении последних 20 лет прокладывающий собственный путь на ирландской музыкальной сцене. Помимо игры в экспериментальной инди-рок-группе The Jimmy Cake (которую газета The Irish Times окрестила «наиболее влиятельной и мощной музыкальной группой Ирландии) и других коллективах, Пол успешно подвизается на ниве свободной импровизации, поработав за два десятилетия с ключевыми фигурами этого направления, среди которых Чарльз Гейл, Дерек Бейли, Лол Коксхилл и Эван Паркер, Петер Брётцманн и Кейдзи Хаино, Барри Гай и Вадада Лео Смит, Оккён Ли и Дамо Судзуки.

Кроме этого, Пол Смит играет в синтезаторном спейс-трио под названием Boys of Summer, пишет музыку для Национального концертного зала Дублина и нескольких театров, много гастролирует.

В Москву дуэт Паркер / Смит привозит свежайший альбом, вышедший на лейбле Weekertoft«Calenture and Light Leaks». Это запись их дублинского концерта 2015 года. Официальная дата релиза совпадает с датой московского концерта дуэта.

2 марта, 20:00, 20:00, культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел.: +7(495)953-7236

Стоимость входного билета в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ 1200 ₽, в день концерта 1500 ₽. Cтоимость электронных билетов 1500 ₽, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.

Перед концертом в российской столице Эван Паркер ответил на ряд вопросов обозревателя «Джаз.Ру» Григория Дурново.

Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» GD

Поскольку вы выступаете в Москве с Полом Смитом, не могли бы вы сказать несколько слов о вашем с ним дуэте? Как он возник, есть ли у него особенности, отличающие его от других ваших проектов?

— Пол из Дублина и обладает качествами, присущими исключительно дублинцам. Его юмор, речь и манера игры составляют для меня особую сущность. Удовольствие от общения органично переходит в музыку.

Paul G. Smyth (photo © Lucy Clarke)
Paul G. Smyth (photo © Lucy Clarke)

Есть ли у вас любимые форматы ансамблей — дуэты, трио, квартеты?

— Значение определённых чисел в сочетании с особыми чертами конкретных музыкантов создаёт настоящий калейдоскоп возможностей. Здесь всё как в химической лаборатории: одни сочетания взрывчатые, другие пёстрые, третьи — инертные.

Какое значение имеет для вас сольное выступление?

— Это возможность выйти за пределы того, что я знаю, и попасть в неизвестное, где происходят странные, новые события.

Есть ли инструменты, вместе с которыми вам интересно играть, или всё зависит от конкретных музыкантов?

— «Музыканты, инструменты» — так наш выдающийся поэт Питер Райли назвал цикл стихотворений на эту тему. Я работаю, опираясь на эту книгу, а не на телефонный справочник или на руководство члена Союза музыкантов.

Что вы можете сказать об опыте работы в больших ансамблях и оркестрах, руководства ими?

— Это всегда ответственность, которая пугает, но когда всё получается, каждый музыкант хорошо играет, и все участники находятся в гармонии друг с другом, — это очень полезный опыт.

В вашем творчестве был период, когда вы глубоко исследовали возможности электроники в музыке. Продолжаете ли вы этим заниматься? Часто ли вы сегодня используете электронику или играете с музыкантами, которые её используют?

— Есть подобные планы в этом году, если будет достаточно финансовой поддержки. Для реализации таких планов требуется инфраструктура и подходящие для исполнения условия. Я надеюсь, что большие ансамбли с участием электроники примут участие в фестивалях в Варшаве и Хаддерсфилде.

Могли бы вы сказать несколько слов о вашем опыте работы с, так сказать, певцами-композиторами, как бы ни был условен этот термин? Я имею в виду Скотта Уокера, Дэвида Силвиана, Роберта Уайатта.

— Я с нежностью думаю о каждом из этих трёх выдающихся людях и считаю везением, что мне случилось принять участие в записи с ними. Роберт — мой старый добрый друг, мы несколько лет жили недалеко друг от друга, и мои сыновья ходили к нему домой после школы слушать пластинки, которых у меня не было, — например, Джонни «Гитары» Уотсона. И именно жена Роберта, Элфи, познакомила меня с покойным Джоном Стивенсом, это был поворотный момент в моей жизни.

Среди огромного числа проектов и ансамблей, в которых вы играли и играете, могли бы вы назвать самые неожиданные, самые непохожие на то, чем вы занимаетесь обычно?

— Здесь можно прибегнуть к высказыванию «ожидать неожиданного». Завтра я записываюсь с выдающимся поэтом-анархистом Пенни Рембо, будем исполнять его поэму «Верден» о Первой мировой войне.

Есть ли молодые музыканты, которые недавно произвели на вас впечатление?

— Мне нравится атмосфера, которую создаёт Сеймур Райт. Том Уитли с помощью игры на басу открывает новые пространства. На прошлой неделе в Париже я играл с Тайшоном Сори. Конечно, таковы Мэтт Райт, Джон Эдвардс, Алекс Хокинс, Питер Эванс — хотя они уже не «молодые», но, конечно, моложе меня!

Какую музыку вы слушали в последнее время?

— Вчера я слушал сборник Дюка Эллингтона «The Blanton-Webster Band» на трёх дисках, записи 1940–1942 годов, «The Art of the Cheolhyeongeum Sanjo» Ю Кён Хва, а позавчера — «Voyage and Homecoming» Джорджа Льюиса и Роско Митчелла, эта запись вышла на лэйбле RogueArt.

Вы исследовали музыкальное наследие разных культур. Случалось ли вам играть с этническими музыкантами?

— Наверное, самым захватывающим было выступление на фестивале в Вельсе с Ансамблем корейских ударных инструментов под руководством Оккён Ли.

Вам случалось играть сочинения, написанные композиторами. А самому сочинять?

— Из того, что я сочинял в последнее время, пожалуй, наиболее выписанной была часть музыки, записанной на диске «Boustrophedon» c TransatlanticArtEnsemble, эта запись была недавно переиздана ECM для большой коробки дисков к годовщине создания ArtEnsemble[ofChicago]. В музыке для разных больших ансамблей обычно есть строго определённые структурные элементы.

ВИДЕО: Пол Дж. Смит и Эван Паркер, Дублин, 2015

httpv://www.youtube.com/watch?v=CADl06rsvGA

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.