Патриарх свободной импровизации Эван Паркер выступит в Москве в дуэтном формате: интервью «Джаз.Ру»

0
Эван Паркер в Москве, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Эван Паркер в Москве, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

2 марта в Культурном центре «ДОМ» выступит англо-ирландской дуэт, который играет «новый джаз» или так называемую «свободную импровизацию». В очередной раз в Москву приезжает один из создателей европейской сцены «фри-импров» — британский саксофонист Эван Паркер (Evan Parker). На сей раз его партнёром будет пианист Пол Дж. Смит (Paul G. Smyth, Ирландия).

Концерт проходит при поддержке Culture Ireland 
Информационные партнёры — журнал «Джаз.Ру»
и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру».
Paul G. Smyth, Evan Parker
Paul G. Smyth, Evan Parker

Эван Паркер, в этом году отмечающий своё 75-летие — первопроходец европейской «свободной музыки», стоявший у её истоков и буквально создавший её историю. Редкий ансамбль из числа ключевых коллективов этого направления обошелся без его участия: его ревущий саксофон мы слышим в немецком Globe Unity Orchestra ещё одного патриарха европейской импровизации Александра фон Шлиппенбаха, в легендарных трио — того же Шлиппенбаха, приезжавшем в КЦ «ДОМ» в октябре 2017, и самого Паркера с Барри Гаем и Полом Литтоном; в нидерландском Instant Composers Pool Хана Беннинка, на эпохальном альбоме 70-х «Machine Gun» в октете Петера Брётцманна и в британском Spontaneous Music Ensemble Тревора Уоттса.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE

Многие знатоки так называемого «нового джаза» наверняка помнят волшебный сентябрьский вечер 2017 года, проведённый ими в «ДОМе» на концерте трио датской саксофонистки Метте Расмуссен, норвежского ударника Столе Сульберга и интереснейшего ирландского пианиста-импровизатора Пола Дж. Смита. Тот вечер надолго врезался в память присутствовавшей на нём публики, не в последнюю очередь благодаря совершенно ни на что не похожей исполнительской манере ирландца, который и станет партнёром Паркера на грядущем концерте в «Доме».

Пол Дж. Смит — пианист, композитор и дизайнер, на протяжении последних 20 лет прокладывающий собственный путь на ирландской музыкальной сцене. Помимо игры в экспериментальной инди-рок-группе The Jimmy Cake (которую газета The Irish Times окрестила «наиболее влиятельной и мощной музыкальной группой Ирландии) и других коллективах, Пол успешно подвизается на ниве свободной импровизации, поработав за два десятилетия с ключевыми фигурами этого направления, среди которых Чарльз Гейл, Дерек Бейли, Лол Коксхилл и Эван Паркер, Петер Брётцманн и Кейдзи Хаино, Барри Гай и Вадада Лео Смит, Оккён Ли и Дамо Судзуки.

Кроме этого, Пол Смит играет в синтезаторном спейс-трио под названием Boys of Summer, пишет музыку для Национального концертного зала Дублина и нескольких театров, много гастролирует.

В Москву дуэт Паркер / Смит привозит свежайший альбом, вышедший на лейбле Weekertoft«Calenture and Light Leaks». Это запись их дублинского концерта 2015 года. Официальная дата релиза совпадает с датой московского концерта дуэта.

2 марта, 20:00, 20:00, культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел.: +7(495)953-7236

Стоимость входного билета в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ 1200 ₽, в день концерта 1500 ₽. Cтоимость электронных билетов 1500 ₽, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.

Перед концертом в российской столице Эван Паркер ответил на ряд вопросов обозревателя «Джаз.Ру» Григория Дурново.

Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» GD

Поскольку вы выступаете в Москве с Полом Смитом, не могли бы вы сказать несколько слов о вашем с ним дуэте? Как он возник, есть ли у него особенности, отличающие его от других ваших проектов?

— Пол из Дублина и обладает качествами, присущими исключительно дублинцам. Его юмор, речь и манера игры составляют для меня особую сущность. Удовольствие от общения органично переходит в музыку.

Paul G. Smyth (photo © Lucy Clarke)
Paul G. Smyth (photo © Lucy Clarke)

Есть ли у вас любимые форматы ансамблей — дуэты, трио, квартеты?

— Значение определённых чисел в сочетании с особыми чертами конкретных музыкантов создаёт настоящий калейдоскоп возможностей. Здесь всё как в химической лаборатории: одни сочетания взрывчатые, другие пёстрые, третьи — инертные.

Какое значение имеет для вас сольное выступление?

— Это возможность выйти за пределы того, что я знаю, и попасть в неизвестное, где происходят странные, новые события.

Есть ли инструменты, вместе с которыми вам интересно играть, или всё зависит от конкретных музыкантов?

— «Музыканты, инструменты» — так наш выдающийся поэт Питер Райли назвал цикл стихотворений на эту тему. Я работаю, опираясь на эту книгу, а не на телефонный справочник или на руководство члена Союза музыкантов.

Что вы можете сказать об опыте работы в больших ансамблях и оркестрах, руководства ими?

— Это всегда ответственность, которая пугает, но когда всё получается, каждый музыкант хорошо играет, и все участники находятся в гармонии друг с другом, — это очень полезный опыт.

В вашем творчестве был период, когда вы глубоко исследовали возможности электроники в музыке. Продолжаете ли вы этим заниматься? Часто ли вы сегодня используете электронику или играете с музыкантами, которые её используют?

— Есть подобные планы в этом году, если будет достаточно финансовой поддержки. Для реализации таких планов требуется инфраструктура и подходящие для исполнения условия. Я надеюсь, что большие ансамбли с участием электроники примут участие в фестивалях в Варшаве и Хаддерсфилде.

Могли бы вы сказать несколько слов о вашем опыте работы с, так сказать, певцами-композиторами, как бы ни был условен этот термин? Я имею в виду Скотта Уокера, Дэвида Силвиана, Роберта Уайатта.

— Я с нежностью думаю о каждом из этих трёх выдающихся людях и считаю везением, что мне случилось принять участие в записи с ними. Роберт — мой старый добрый друг, мы несколько лет жили недалеко друг от друга, и мои сыновья ходили к нему домой после школы слушать пластинки, которых у меня не было, — например, Джонни «Гитары» Уотсона. И именно жена Роберта, Элфи, познакомила меня с покойным Джоном Стивенсом, это был поворотный момент в моей жизни.

Среди огромного числа проектов и ансамблей, в которых вы играли и играете, могли бы вы назвать самые неожиданные, самые непохожие на то, чем вы занимаетесь обычно?

— Здесь можно прибегнуть к высказыванию «ожидать неожиданного». Завтра я записываюсь с выдающимся поэтом-анархистом Пенни Рембо, будем исполнять его поэму «Верден» о Первой мировой войне.

Есть ли молодые музыканты, которые недавно произвели на вас впечатление?

— Мне нравится атмосфера, которую создаёт Сеймур Райт. Том Уитли с помощью игры на басу открывает новые пространства. На прошлой неделе в Париже я играл с Тайшоном Сори. Конечно, таковы Мэтт Райт, Джон Эдвардс, Алекс Хокинс, Питер Эванс — хотя они уже не «молодые», но, конечно, моложе меня!

Какую музыку вы слушали в последнее время?

— Вчера я слушал сборник Дюка Эллингтона «The Blanton-Webster Band» на трёх дисках, записи 1940–1942 годов, «The Art of the Cheolhyeongeum Sanjo» Ю Кён Хва, а позавчера — «Voyage and Homecoming» Джорджа Льюиса и Роско Митчелла, эта запись вышла на лэйбле RogueArt.

Вы исследовали музыкальное наследие разных культур. Случалось ли вам играть с этническими музыкантами?

— Наверное, самым захватывающим было выступление на фестивале в Вельсе с Ансамблем корейских ударных инструментов под руководством Оккён Ли.

Вам случалось играть сочинения, написанные композиторами. А самому сочинять?

— Из того, что я сочинял в последнее время, пожалуй, наиболее выписанной была часть музыки, записанной на диске «Boustrophedon» c TransatlanticArtEnsemble, эта запись была недавно переиздана ECM для большой коробки дисков к годовщине создания ArtEnsemble[ofChicago]. В музыке для разных больших ансамблей обычно есть строго определённые структурные элементы.

ВИДЕО: Пол Дж. Смит и Эван Паркер, Дублин, 2015

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.