Клуб EverJazz провёл в Екатеринбурге конкурс ансамблей, играющих авторскую музыку. Полный отчёт

0
Участники и жюри конкурса в клубе EverJazz
Участники и жюри конкурса в клубе EverJazz

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру» (текст, фото)

В последний день календарной зимы, 28 февраля, в Екатеринбурге завершился второй конкурс-фестиваль для ансамблей, исполняющих авторскую музыку в джазовых и околоджазовых стилях. Гала-концерт конкурса представлял собой шоукейс участников в клубе EverJazz, то есть череду выступлений в получасовом формате, где каждый коллектив-участник должен был показать именно авторский, оригинальный материал.

Ирина Щетникова
Ирина Щетникова

Об идее конкурса рассказывает читателям «Джаз.Ру» председатель организационного комитета конкурса, директор джаз-клуба EverJazz Ирина Щетникова:

—Наблюдая за джазовой жизнью страны, я подумала, что музыканту в джазе самое главное — дожить лет до сорока, когда тебя уже признали как профессионала, когда тебя уже приглашают на джазовые фестивали и ты уже котируешься. Но как быть в первые годы, до 40: как зарекомендовать себя, как сохранить любовь джазу, где выступать, где подавать свою авторскую музыку? Это, конечно, всё равно остаётся проблемой.

Идея этого конкурса-фестиваля шоукейсов состоит как раз в том, чтобы поддержать молодых музыкантов, молодых ребят, которые любят джаз, играют джаз — и при этом пишут, создают свой авторский материал. Постепенно это желание оформилось в идею предложить нашим друзьям, коллегам — джазовым фестивалям России — поддержать этих молодых музыкантов и выбрать из них те коллективы, которые они готовы включить в программу своих фестивалей. Коллеги откликнулись с удовольствием, но мы знаем, к сожалению, что большая часть программ фестивалей выстраивается на одном-двух иностранных коллективах и уже известных мэтрах и заслуженных джазовых музыкантах России. А вот молодым ребятам очень сложно попасть в программу джазовых фестивалей в регионах России. И вот, как мы надеемся, благодаря этому конкурсу у молодых коллективов будет возможность выступать и получить сцену на российских фестивалях.

Несколько слов о том, кто входит в жюри. Кто эти люди, которые слушают музыкантов и отбирают их, так сказать, для дальнейшего употребления?

— Жюри фестиваля состоит из директоров, организаторов, арт-директоров пяти российских фестивалей. Не последовательно, просто перечислю их: это фестиваль Челябинской филармонии «Какой удивительный мир», его представляет Наталья Риккер; фестиваль филармонии города Уфа «Розовая пантера» и Олег Касимов; фестиваль «Jazz May Пенза» и Олег Рубцов. Четвёртый член жюри — не фестиваль, а частная филармония «Триумф», работающая в Перми, её представляет Юлия Балабанова. И пятый — фестиваль «EverJazz», город Екатеринбург, который проводит наш клуб, и я, Ирина Щетникова. Один из коллективов-участников этого конкурса получит возможность выступить и на нашем фестивале.

Клуб EverJazz ведь работает уже далеко не первый год, да и это не первая его площадка…

— Джазовый клуб EverJazz в марте этого года будет праздновать 10 лет своей жизни. За это время мы действительно много путешествовали — место, где мы сейчас находимся, это пятая по счёту площадка. Она находится в центре города Екатеринбурга. Работаем мы каждый день, у нас проходит более 50 мероприятий за месяц. Приглашаем в наш клуб!

Жюри слушает выступления конкурсантов
Жюри слушает выступления конкурсантов

Нынешняя площадка «Эверджаза» — обширный подвал бывшего здания типографии в центре Екатеринбурга. Теперь здание превращено в типичный «креативный лофт» под названием «Тургенева, 22 — территория культуры»: на двух его этажах работают мини-типографии, фитнес-клуб, бары, кафе, гитарный магазин, автошкола, рекламные компании, магазин товаров для художественной гимнастики, вокальная школа и т. п. — включая джаз-клуб в подвале. Это большое помещение, в котором за столиками и за баром может комфортно разместиться около 150 слушателей.

Ради атмосферы конкурса жюри было внушительно рассажено за столом прямо перед сценой, и шоукейсы начались. Изложу впечатления в порядке их поступления. Всего выступило восемь ансамблей: семь из них из Екатеринбурга, один — из Тюмени.

Квартет Александра Волостникова
Квартет Александра Волостникова

Конкурс открыл квартет гитариста Александра Волостникова — резиденты EverJazz, то есть музыканты, которые, несмотря на молодость, постоянно выступают в клубе. По их заявлению, играть они собирались «лёгкую мелодичную музыку, доступную для восприятия каждому». В принципе, именно это и прозвучало: лёгкая босса-нова и не менее лёгкая баллада. Позитивно, комфортно и в каком-то смысле слова развлекательно. У такой музыки наверняка есть свой слушатель, скорее даже слушательница, и где-то рядом с ней должен находиться кофе, тёплый плед и мурчащий кот. Жаль только, что музыканты неожиданно сыграли всего две пьесы, далеко не дотянув до получасового формата.

Vajazzle Club
Vajazzle Club

Единственный коллектив не из Екатеринбурга — ансамбль под названием Vajazzle Club — приехал из Тюмени: западносибирский город расположен в четырёх сотнях километров к востоку от столицы Урала. У коллектива есть целая философия, изложенная в их конкурсной заявке. Если верить этому тексту, то их музыка — это «томный барный нуар с полуобнажёнными красотками в плену табачного дыма или неспешная прогулка в руинах несуществующего города, запутанная история вечной любви, рассказанная бродягой, или жестокий триллер с неожиданной развязкой. Это тщательно спланированный ужин на семь персон, внезапно скатывающийся в безумную вечеринку, где двери открыты для всех желающих». Что тут соответствовало действительности — так это «семь персон»: на сцене имел место септет, то есть семь музыкантов. В музыке же по факту звучал мрачный фолк-рок не без влияния группы «Мельница», проявлявшегося даже хотя бы только фактом наличия в составе электрифицированной ирландской арфы. Тексты, судя по всему, были на английском, но каюсь: ни слова не смог разобрать. Что до «барного нуара», то он обернулся парадными спортивными штанами с лампасами, которые натянули для выхода на сцену саксофонист и барабанщик: я не бывал в Тюмени, поэтому не смог решить, все ли так там ходят или это особый шик для выездных концертов. Тюменский ансамбль изрядно компенсировал слушателям краткость первого шоукейса, исполнив множество длиннющих сумрачных песен. Тем не менее они молодцы, потому что искренне пытаются играть авторскую, нестандартную музыку — так, как её понимают.

Квартет Николая Цушко
Квартет Николая Цушко

Приятно удивил и обрадовал квартет Николая Цушко. Кстати, молодой пианист родом тоже из Тюмени, а в Екатеринбург приехал учиться на джазовом отделении музыкального училища им. Чайковского. Его квартет — вновь «резиденты EverJazz»: саксофонист Юрий Псянчин, басист Иван Сидоркин и барабанщик Даниил Морозов. Ансамбль показал качественный постбоп, весьма современный по звуку и по задействованным ритмическим и гармоническим средствам. Временами над залом принимались носиться тени Рудреша Махантаппы, Виджея Айера, Стива Лемана и других модных нью-йоркских артистов. Переменные размеры, виртуозные риффовые структуры, игра ровными 16-ми и другие признаки современного мэйнстрима с уклоном в «пауэр-джаз» порадовали: оказывается, в уральской столице вполне принято играть и современный джаз, а не только чеканить высшие достижения мэйнстрима 60-летней давности (как это принято в не будем тыкать пальцем какой ещё российской столице).

EG Project
EG Project

Ансамбль EG Project обязан своим незамысловатым названием лидеру, аккордеонисту Евгению Гуренко. Он играет на кнопочном аккордеоне (европейский аналог русского баяна), отсюда лёгкий — да что там, временами вполне густой — аромат французского стиля первой половины ХХ столетия, известного у нас как «мюзетт». На самом деле термин не вполне точный: musette — это такая дудочка, а музыкальный стиль, родившийся в Париже от смешения традиционных народных танцев и итальянских мелодий, называется «bal-musette». Ну да Бог с ним: бал-мюзетт или просто мюзетт — за счёт кнопочного аккордеона и изливаемых им потоков сладостных диатонических линий этой французской ностальгией (бульвары, Гавроши, бриоши, апаши, поэты, мюзетты, Козетты, вот это всё) пахло очень мощно и явно соблазнило собой значительную часть публики, а заодно и часть жюри. Ну а что там, ансамбль Евгения Гуренко действительно здорово играет, в чём немалая заслуга не только лидера, но и пианиста Павла Стародубцева (он играл и в первом ансамбле конкурса, а потом и в ещё одном коллективе — крепкий молодой пианист, достаточно удачно показавшийся и в Москве на конкурсе «Гнесин Джаз» в прошлом году). Правда, степень джазовости именно этого коллектива вашему корреспонденту осталась не вполне понятной, но в положении о конкурсе были мудро упомянуты и «околоджазовые стили»…

 Квинтет Дмитрия Рябова
Квинтет Дмитрия Рябова

Ещё одни «резиденты EverJazz» — Квинтет Дмитрия Рябова — к моменту своего выступления пестрел уже знакомыми лицами: пианист Стародубцев так и не сходил со сцены после выступления с аккордеонным проектом, остался на своё месте и барабанщик Вячеслав Евлютин, и вернулся на сцену саксофонист Юрий Псянчин, который произвёл такое выгодное впечатление в квартете Николая Цушко. Стилистика, однако, оказалась несколько иной, потому что тут совсем другой лидер — гитарист Дмитрий Рябов, идущий от чуть более консервативных моделей: его музыка — эдакий пост-мэйнстрим в современном духе, менее жёсткий, но более джазовый, чем квартет Цушко. Возможно, чуть менее виртуозный (или в меньшей степени опирающийся на виртуозность как на выразительное средство) — но, как мне показалось, стилистически более цельный.

Kickin’ Jass Orchestra
Kickin’ Jass Orchestra

Совершенно неожиданное впечатление произвёл обширный акустический состав Kickin’ Jass Orchestra. Само имя его буквально кричит о стилистике: традиционный нью-орлеанский джаз… казалось бы. Но на деле оказалось, что у этих молодых людей, учеников выдающегося екатеринбургского джазового трубача Сергея Проня, в музыкальную ткань вплетена изрядная доза постмодернизма, то есть нарочитой деконструкции модерна, его перевода в игровую форму, в которой элементы тасуются как кубики, музыкальные композиции складываются из готовых узнаваемых блоков, как конструктор «лего», и невозможно угадать — всерьёз ли это всё, или только игра в узнаваемые стилистические элементы. Особенно постмодернистским показался первый номер с женским вокалом (Екатерина Прожерина) — «I Left My Home». Такова уж природа манеры пения этой барышни: она использует мелкое яркое вибрато на длинных нотах, которое органично слушалось бы в соул и r’n’b репертуаре, потому что именно оттуда и происходит, но в стилизации под ранний традиционный джаз первых десятилетий прошлого столетия звучит достаточно искусственно — как будто в саундтреке современного мультфильма, причём, скажем, японского. Совершенно не могу исключить, что именно такова цель музыкантов. Гораздо более серьёзно прозвучал второй музыкальный номер «Взбрык-джасс-оркестра» — «Madame Butterfly» в характерной нью-орлеанской ритмике «секонд-лайн» и с массой латиноамериканских элементов в мелодическом построении: возможно, потому, что это была авторская композиция их педагога. Мало того, автор — Сергей Пронь — сам участвовал в её исполнении как специальный гость, сыграв даже виртуозную (но милосердную) дуэль с молодым трубачом Александром Рудовским.

У ансамбля есть сильные стороны, как звуковые, так и визуальные — чего стоит одно участие сестёр-близнецов Ольги и Юлии Изгагиных на, соответственно, альт- и тенор-саксофонах. С такими ироничными стилизациями ранних джазовых стилей, как они показали на конкурсе, они могут хорошо звучать на джазовых фестивалях — и, насколько мне известно, уже и звучат.

Monologi
Monologi

Следующие участники, Monologi, определяют себя так: «екатеринбургская группа, исполняющая песни в стиле джаз-поп на русском языке». По факту звучит русскоязычная песенная музыка с элементами поп-соул, в которой от джаза, судя по всему, присутствует только один элемент: в группе участвуют музыканты, умеющие играть джаз. Большинство из них это доказало в других составах в течение того же конкурса: с другим ансамблями выходили и клавишник Павел Стародубцев, и барабанщик Вячеслав Евлютин, и гитарист Иван Даниленко, и басист Алексей Быков. Не выходила с другими коллективами только фронтвуман группы — яркая и прямолинейная вокалистка Жанна Бирючинская, артистка екатеринбургского Театра музыкальной комедии. Всё шоу и весь музыкальный материал вращаются вокруг неё, и, в принципе, своё дело она знает: музыкальный материал и исполнение предсказуемые, но сделано всё качественно. Возможно, им следует подумать о том, чтобы искать свою настоящую аудиторию вне джаз-клубов и джазовых фестивалей, потому что мне сложно представить, чтобы джазовая аудитория — ну вот какая она у нас есть — принимала эти песни «как свои», хотя широким массам молодой публики это вполне может быть интересно.

Квартет саксофониста Юрия Псянчина
Квартет саксофониста Юрия Псянчина

Финальным, восьмым участником оказалась ещё одна комбинация молодых «резидентов EverJazz» — на сей раз квартет саксофониста Юрия Псянчина, который играл, соответственно, его музыку. Вновь были на сцене пианист Цушко, басист Дюдяев и барабанщик Морозов, только играли они на сей раз довольно жёсткий пост-мэйнстрим с влиянием покойного саксофониста Майкла Бреккера, с широким использованием рокерской ритмики на 8/8 и электрических тембров электробаса и электропиано, плюс тенор-саксофон и ударные. Из всех пост-мэйнстримовых проектов в конкурсе — их было три — этот прозвучал наиболее громко и, так сказать, «электрически»; но это было, тем не менее, вполне музыкально и интересно.

Жюри совещалось недолго: автор идеи конкурса, глава клуба EverJazz Ирина Щетникова хотела завершить конкурс «всё-таки ещё зимой», то есть до наступления полуночи и даты 1 марта. В конкурсе нет никаких мест (первых, вторых или ещё каких): победители получают возможность выступить на фестивалях или в концертных сериях, которые представляют члены жюри, причём каждый член жюри сам выбирает свой коллектив-победитель, исходя из стилистики своего фестиваля или площадки. В Уфу на фестиваль «Розовая пантера» поедет квартет Николая Цушко, в Пензу на Jazz May Penza — квартет Юрия Псянчина, в Челябинск на «Какой удивительный мир» с его ориентацией на традиционный джаз — Kickin’ Jass Orchestra, в пермскую частную филармонию «Триумф» — EG Project. Наконец, для фестиваля EverJazz, который 15 июня 2019 состоится под открытым небом на берегу реки Сысерть под Екатеринбургом уже в седьмой раз, Ирина Щетникова отобрала квинтет Дмитрия Рябова. Остальные участники получили утешительные призы — дипломы II степени и звание дипломантов фестиваля. Ваш корреспондент в душе согласился с этими решениями и от этой самой души и от всего сердца поздравляет лауреатов конкурса и желает им не бросать исполнение собственной музыки и чаще показывать её на всех возможных площадках, в том числе, возможно, задуматься о показе своих оригинальных программ, скажем, на московском конкурсе «Гнесин Джаз», где есть и ансамблевая, и авторская номинации.

Сайт клуба EverJazz
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый фотограф Павел Корбут проведёт мастер-класс по… правильно, джазовой фотографии
Следующая статьяEurope Jazz Media Chart, март 2019: редакции джазовых журналов рекомендуют новые альбомы
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.