Репортаж «Джаз.Ру». Иркутск, фестиваль «Джаз на Байкале» и конкурс Jazz Kids

2
Александр Филиппов, «Доктор Джаз»
Александр Филиппов, «Доктор Джаз»

4-8 апреля 2019 г. в Иркутске состоялся XIV международный музыкальный фестиваль «Джаз на Байкале». В рамках фестиваля
под патронатом народного артиста России Игоря Бутмана прошёл и XI международный эстрадно-джазовый детско-юношеский фестиваль-конкурс Jazz Kids, который учредили продюсерский центр «Джаз на Байкале» и управление культуры комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

Международный фестиваль «Джаз на Байкале» и фестиваль-конкурс Jazz Kids были проведены с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фонда президентских грантов.

«Джаз-парад»
«Джаз-парад»

Впрочем, началось всё не с конкурса, а с парада. Уличный парад есть в программах многих джазовых фестивалей. Теперь — и в Иркутске, хотя в начале апреля, когда проходит «Джаз на Байкале», в городе ещё довольно холодно.

5 апреля в пять вечера небольшой — ну, не нано-, а, наверное, всё же мини- — «Джаз-парад» отправился через гламурно-пешеходный 130-й квартал от одного из туристических тотемов города, статуи «Бабра», в направлении торгового центра «Модный квартал», где должен был состояться общедоступный концерт — церемония открытия фестиваля.

«Джаз-парад»
«Джаз-парад»

В городе есть музыкальное училище с эстрадно-джазовым отделением, есть и программы эстрадно-джазовой подготовки в детских музыкальных школах и школах искусств. Часть юных музыкантов под руководством педагогов как раз и стала костяком «Джаз-парада», хотя в нём участвовала также и самодеятельность с модными этническими барабанами, и целая толпа туристов. Правда, профессиональных музыкантов в колонне замечено не было — в отличие, скажем, от «Стрит-парада» на челябинском фестивале «Какой удивительный мир» — и поэтому градус уличного музицирования оказался пока что не слишком высок. Однако лиха беда начало: то ли ещё будет!

Открытие фестиваля

Торжественное открытие фестиваля проходило в ТРЦ «Модный квартал». Это был сборный концерт, в котором участвовало множество региональных артистов, в том числе совсем юных, несколько гостей фестиваля и самое главное — системообразующий состав фестиваля, иркутский ансамбль «Доктор Джаз» под руководством продюсера «Джаза на Байкале» пианиста Александра Филиппова.

«Доктор Джаз»
«Доктор Джаз»

Концерт был открыт для всех, и его слушало довольно много посетителей торгового центра — как пришедших специально, так и зашедших в многоэтажный комплекс совершенно случайно. Это очень правильно и замечательно, если бы не одна досадная мелочь: шум фонтана, перед которым играли музыканты. Судя по всему, выключить фонтан ради выступления музыкантов никак невозможно, а жаль.

Валерий Гроховский, Сергей Манукян, Иван Авалиани
Валерий Гроховский, Сергей Манукян, Иван Авалиани

Вечером того же дня в зале отеля «Байкал Бизнес Центр», где жили участники фестиваля, состоялся «эксклюзивный концерт» трио членов жюри конкуса Jazz Kids, которые участвовали и в концертной программе фестиваля: выступали Сергей Манукян (клавишные, вокал), Валерий Гроховский (фортепиано) и Иван Авалиани (ударные). Таким составом эти три замечательных мастера выступают регулярно, их программа отлично подходит для широкой, вовсе не обязательно специализированной джазовой аудитории. Так что, пожалуй, для формата светского мероприятия, на которое приходит заинтересованная публика из бизнес-сообщества и других слоёв городской элиты, трудно придумать что-то лучше, чем выступление «солнечного человека российского джаза» Сергея Манукяна в этом трио.

Детско-юношеский фестиваль-конкурс Jazz Kids шёл весь день 6 апреля в Школе искусств №5 города Иркутска. Председателем жюри был декан факультета музыкального искусства эстрады Российской академии музыки им. Гнесиных Валерий Гроховский, а членами — Сергей Манукян, Иван Авалиани, два музыканта из США — виолончелист Ян Максин и вокалистка Джеки Гейдж, а также автор этого репортажа. Конкурс показал, во-первых, что у него весьма высокий авторитет: в нём участвовали юные музыканты не только из Иркутска и близлежащих городов (Саянск, Ангарск, Минусинск), но и из Новосибирска, Челябинска, Хабаровска и даже из Москвы, а также — на правах специальных гостей — студенческие коллективы из Южной Кореи и Китайской Народной Республики.

Специальные гости: ансамбль из Китайской Народной Республики
Специальные гости: ансамбль из Китайской Народной Республики

Во-вторых, в среднем продемонстрированный уровень во всех трёх возрастных группах (младшей, средней и старшей) был достаточно высок: мега-событий не произошло (Гран-при в этом году присуждён не был, и в некоторых номинациях жюри решило не присуждать дипломы 1 степени), но в целом многие играли очень органично, живо, «от себя», а не для отчётной галочки.

Жюри конкурса: Гроховский, Авалиани, Максин, Мошков, Манукян (фото: Артём Моисеев)
Жюри конкурса: Гроховский, Авалиани, Максин, Мошков, Манукян (фото: Артём Моисеев)

В этом году конкурс отмечал своих участников по сложной системе: были дипломанты двух степеней и лауреаты — трёх. В рамках этой публикации отмечу только лауреатов, так как, пожалуй, именно от них следует ожидать дальнейших успехов:

Номинация «Джазовый вокал»

Лауреаты 3 степени
Младшая группа: Иванова Таисия
Старшая группа: Филатова Екатерина

Лауреаты 2 степени
Младшая группа: Картовенко Алена
Средняя группа: Якушенко Дарья
Старшая группа: Кутько Олеся

Лауреаты 1 степени
Младшая группа: Тоголукова Анна
Старшая группа: Хотченкова Александра

Номинация «Эстрадно-джазовый вокал»

Лауреат 3 степени
Младшая группа: Юшкова Александра

Лауреат 2 степени
Средняя группа: Гребенщикова Евгения

Номинация «Джазовый вокальный ансамбль»

Лауреат 2 степени
Средняя группа: Ансамбль «Экспромт»
Номинация «Инструментальное соло»

Лауреаты 3 степени
Младшая группа: Кузьмин Денис
Средняя группа: Риккер Эдуард
Старшая группа: Гаскин Сергей

Лауреаты 2 степени
Средняя группа: Константинов Ярослав
Старшая группа: Лебедев Евгений

Лауреаты 1 степени
Средняя группа: Кулакова Диана
Старшая группа: Дмитриев Михаил

Номинация «Инструментальные ансамбли»

Лауреаты 3 степени
Младшая группа: Джазовый ансамбль «Альтернатива»
Средняя группа: VG Collective
Старшая группа: Трио Дмитрия Барсукова

Лауреаты 2 степени
Старшая группа: «Коты-аристократы»

Лауреаты 1 степени
Старшая группа: Ансамбль Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова

Номинация «Оркестры»

Лауреаты 1 степени
Средняя группа: биг-бэнд Иркутской областной детской школы искусств
Старшая группа: оркестр Иркутского Областного Колледжа им. Шопена

И, наконец, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ:
«Приз зрительских симпатий» — ансамбль «Коты-аристократы» (Иркутск)
«Открытие года» — Джаз-оркестр Государственного училища духового искусства (Москва), под управлением Павла Овчинникова.

Мастер-класс: Сергей Манукян, Валерий Гроховский, Иван Авалиани
Мастер-класс: Сергей Манукян, Валерий Гроховский, Иван Авалиани

Многие участники конкурса ещё оставались в городе, поэтому мастер-классы членов жюри утром 7 апреля в Иркутской областной детской школе искусств прошли с успехом и пользой для всех участников.

Мастер-класс
Мастер-класс

А в дневное время автор этого репортажа прочитал на одной из партнёрских площадок фестиваля лекцию «Кто платит за музыку», собравшую любопытную смешанную аудиторию из взрослых ценителей музыки и юных слушателей детской студии журналистики.

Ян Максин и «Доктор Джаз»
Ян Максин и «Доктор Джаз»

Вечером же в Иркутской областной филармонии состоялся благотворительный концерт «У добра нет границ», в котором выступили члены жюри конкурса Jazz Kids из США — Ян Максин (виолончель) и Джеки Гэйдж (вокал). Обоих заботливо и органично сопровождал ансамбль Александра Филиппова «Доктор Джаз». Ян, житель Чикаго родом из Ленинграда — музыкант полистилистичный. В его репертуаре есть, кажется, музыка практически любого стиля, от академической до латиноамериканской, да к тому же он ещё и поёт, причём на нескольких языках, включая испанский. Но надо отметить, что джаз на виолончели он играет весьма органично, инструментом владеет прекрасно и, в общем, весьма индивидуален в звучании, хотя вот именно джазовым музыкантом назвать его, наверное, вряд ли выйдет.

Джеки Гэйдж и «Доктор Джаз
Джеки Гэйдж и «Доктор Джаз»

Певица Джеки Гэйдж родилась в Сан-Хосе, Калифорния, но уже несколько лет живёт в Нью-Йорке. С точки зрения соул-музыки она, конечно, джазовая певица. А вот с точки зрения пуристов джаза в её вокале, наверное, довольно много элементов соул. Но всё это находится в приятном балансе, и что важно — подаётся публике со вкусом и чувством меры, причём искренне и доверительно.

Сергей Манукян и Джеки Гэйдж
Сергей Манукян и Джеки Гэйдж

В финале концерта было и совместное музицирование всех артистов — членов жюри: на сцене появились Валерий Гроховский, Сергей Манукян и Иван Авалиани.

А 8 апреля площадкой фестиваля стал Иркутский государственный муз. театр им. Загурского. Днём здесь было награждение участников Jazz Kids и гала-концерт лауреатов.

Scott Henderson
Scott Henderson

А вечером состоялся гала-концерт всего фестиваля. В первом отделении играл главный международный хэдлайнер фестиваля этого года — легендарный американский джаз-роковый гитарист Скотт Хендерсон.

Трио Скотта Хендерсона
Трио Скотта Хендерсона

Скотт в это время гастролировал по России, и фестиваль в Иркутске стал одной из главных площадок его тура. Времена его знаменитой группы Tribal Tech давно прошли, он приехал со скромным трио, в которое входят два молодых французских музыканта — 25-летний барабанщик Арчибальд Лигоньер (Archibald Ligonnière) и 30-летний бас-гитарист Ромэн Лабэй (Romain Labaye). Молодые они, может, и молодые, но дело своё знают: с одной стороны, ни на секунду не перетягивают внимание на себя с 64-летнего ветерана — первого гитариста Chick Corea Elektric Band и многолетнего участника The Zawinul Syndicate, но главное — лидера одной из ярчайших фьюжн-групп 80-х, «Трайбал Тек». С другой стороны, когда лидер чуть-чуть подвигается, освобождая им пространство для манёвра, оба тут же готовы вжарить на своих инструментах настолько же горячие соло, насколько ветеран до сих пор жарит на электрогитаре. Джаз-рок он и в Африке джаз-рок, но этот джаз-рок — какой надо джаз-рок: хотя части публики было и громковато, сбежали немногие, и приём был очень тёплый. Хендерсон не зря стал звездой своего стиля: он и правда волшебник, в своём роде, конечно — громкий, напористый и изобретательный.

Квинтет Игоря Бутмана
Квинтет Игоря Бутмана

В финале фестиваля выступил патрон детско-юношеского конкурса, проходящего в его составе — народный артист России саксофонист Игорь Бутман. Вместе с ним играл новый состав его квинтета. Из прежнего ансамбля, который был также ритм-секцией Московского джазового оркестра, с Игорем остаётся сейчас только барабанщик Эдуард Зизак, который работает с ним уже больше 20 лет. На контрабасе в квинтете уже четыре года играет Сергей Корчагин, родом из Челябинска, выпускник РАМ им. Гнесиных, ему сейчас 31. 30-летний гитарист квинтета Евгений Побожий родом из Северска Томской области, окончил Ростовскую консерваторию им. Рахманинова, у Бутмана играет примерно столько же, сколько и Сергей.

Олег Аккуратов
Олег Аккуратов

Наконец, за роялем — Олег Аккуратов: уникальный музыкант, в свои 29 — признанный исполнитель академической классики на фортепиано, прекрасный джазовый пианист, теперь уже постоянный участник квинтета и оркестра Игоря Бутмана, и при этом — интересный джазовый вокалист с точным чувством стиля и богатым арсеналом выразительных средств.

Квинтет Игоря Бутмана
Квинтет Игоря Бутмана

В общем, это очень сильный состав, достойный своего лидера с его атомным темпераментом и сокрушительно мощным звучанием саксофона. 19 лет назад автор эти строк в репортаже совсем с другого фестиваля, кажется — с Джаз-фестиваля Лайонела Хэмптона в США, сравнил игру Бутмана на этом фестивале с «факелом ракеты, поднимающейся в стратосферу» и заключил, что он «визионер, его игра идёт от страсти, а не от расчёта». В принципе, девятнадцать лет спустя я готов подтвердить тогдашний вывод, с одной поправкой: помимо страсти, в этой игре ещё очень, очень много мастерства. И мастерство это было обрушено на иркутскую публику с характерной бутмановской щедростью, и никто не ушёл обиженный…

В финале концерта Александр Филиппов играет с ансамблем Игоря Бутмана. Поёт Олег Аккуратов
В финале концерта Александр Филиппов играет с ансамблем Игоря Бутмана. Поёт Олег Аккуратов

…в том числе и посетители фестивального джема, который продолжался в клубе Edison Craft Bar далеко за полночь. Тут и местные музыканты, и гости сошлись-схлестнулись на крошечной сцене с таким энтузиазмом, что под конец джема не выдержал и патрон конкурса, пошёл на сцену играть и неоднократно, с полной выкладкой и всем арсеналом своего мастерства доказал, что звание народного артиста России даётся не просто так и на самом деле означает не только заслуги перед искусством, но и народное признание.

Фестивальный джем: Сергей Манукян, Игорь Бутман
Фестивальный джем: Сергей Манукян, Игорь Бутман

Так глубокой ночью завершился XIV фестиваль «Джаз на Байкале». Он задумывался в 2006 году как партнёрский для ближайшего крупного соседнего фестиваля — «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке, который продюсировал выдающийся энтузиаст сибирской джазовой сцены пианист Анатолий Берестов (1953-2006). Однако в том же году Берестова внезапно не стало, и иркутскому фестивалю пришлось выживать в одиночку. У иркутского пианиста Александра Филиппова, которому в то время не было ещё и 30, по его собственным словам, не хватало ни опыта, ни знаний для того, чтобы продюсировать фестиваль — но была вера в то, что фестиваль выстоит, вдохновлённая влиянием Берестова. И фестиваль выстоял. Не просто выстоял: сейчас это сильный, разнообразный по программе, устремлённый в будущее фестиваль, который продолжает расти. Следующий год будет для него юбилейным: он будет проходить в 15-й раз. У команды организаторов во главе с Филипповым при поддержке Игоря Бутмана — большие планы. И автор этих строк не сомневается, что за реализацией этих планов будет очень интересно наблюдать.

знак "Я люблю Иркутск" на туристической улице
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМолния: композитор, пианист и продюсер Леонид Винцкевич награждён российским орденом Дружбы
Следующая статьяМолния: екатеринбургский трубач Сергей Пронь награждён премией губернатора Свердловской области
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий для Редакция Джаз.Ру Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.