Однажды в брюссельской музыкальной лавочке я наткнулся на уцененный диск Леса Спэнна (Les Spann). Хорошо помню, как крепко схватил его. Отыскать этот альбом было непросто.
Я впервые услышал Спэнна на записи «Swing Low, Sweet Cadillac» Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), где первая половина — смесь тарабарщины, африканской песни и пародии на старый спиричуэл, а вторая — упругий свингующий блюз. Гитара Спэнна лишь оттеняет соло Гиллеспи. Но как уверенно она звучит, когда на пару мгновений выходит вперед!
Про Леса Спэнна известно немногое. Родился в 1932 году. Играл на двух принципиально разных инструментах — гитаре и флейте. Выступал и записывался с легендами джаза. Умер в 1989 году. И оставил всего один сольный альбом.
«Gemini» (Jazzland, 1961) примечателен не только тем, что Спэнн чередует флейту с гитарой. Здесь еще и отборный состав: валторна Джулиуса Уоткинса (Julius Watkins), Томми Флэнаган (Tommy Flanagan) на фортепиано, контрабас в надёжных руках Сэма Джонса (Sam Jones), а за пульс по очереди отвечают барабанщики Альберт «Тути» Хит (Albert «Tootie» Heath) и Луис Хэйз (Louis Hayes).
Индивидуальность лидера ярче всего раскрывается в соло на флейте. Его манера — приятное сочетание виртуозности с благородной, элегантной сдержанностью.
Но я почти не узнаю Спэнна-гитариста. Он интересно начинает фразу и вдруг спотыкается, «зажёвывает» звуки…
Впрочем, это не портит общее впечатление от пластинки. Исполнительский драйв заражает слушателя. А валторна и флейта, играющие в унисон, — отдельное удовольствие.
После 1967 года Лес Спэнн пропал с радаров. Одни говорят, что он незаметно продолжил карьеру как сессионный музыкант. Другие уверены: виноват алкоголь.
Известно, что в ноябре 1965 года Спэнн готовил на лейбле Atlantic второй альбом. И вроде бы рабочие материалы погибли в пожаре…
История джаза знает случаи, когда утраченные записи внезапно обнаруживались на каком-нибудь полузабытом складе.
Лес Спэнн заслуживает подобное чудо.