Изучим альбом: записки джазового слушателя. Les Spann «Gemini»

0
CD cover
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА

Однажды в брюссельской музыкальной лавочке я наткнулся на уцененный диск Леса Спэнна (Les Spann). Хорошо помню, как крепко схватил его. Отыскать этот альбом было непросто.

Я впервые услышал Спэнна на записи «Swing Low, Sweet Cadillac» Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), где первая половина — смесь тарабарщины, африканской песни и пародии на старый спиричуэл, а вторая — упругий свингующий блюз. Гитара Спэнна лишь оттеняет соло Гиллеспи. Но как уверенно она звучит, когда на пару мгновений выходит вперед!

Про Леса Спэнна известно немногое. Родился в 1932 году. Играл на двух принципиально разных инструментах — гитаре и флейте. Выступал и записывался с легендами джаза. Умер в 1989 году. И оставил всего один сольный альбом.

Les Spann (photo © Susanne Schapowalow)
Les Spann (photo © Susanne Schapowalow)

«Gemini» (Jazzland, 1961) примечателен не только тем, что Спэнн чередует флейту с гитарой. Здесь еще и отборный состав: валторна Джулиуса Уоткинса (Julius Watkins), Томми Флэнаган (Tommy Flanagan) на фортепиано, контрабас в надёжных руках Сэма Джонса (Sam Jones), а за пульс по очереди отвечают барабанщики Альберт «Тути» Хит (Albert «Tootie» Heath) и Луис Хэйз (Louis Hayes).

Индивидуальность лидера ярче всего раскрывается в соло на флейте. Его манера — приятное сочетание виртуозности с благородной, элегантной сдержанностью.

Но я почти не узнаю Спэнна-гитариста. Он интересно начинает фразу и вдруг спотыкается, «зажёвывает» звуки…

Впрочем, это не портит общее впечатление от пластинки. Исполнительский драйв заражает слушателя. А валторна и флейта, играющие в унисон, — отдельное удовольствие.

После 1967 года Лес Спэнн пропал с радаров. Одни говорят, что он незаметно продолжил карьеру как сессионный музыкант. Другие уверены: виноват алкоголь.

Известно, что в ноябре 1965 года Спэнн готовил на лейбле Atlantic второй альбом. И вроде бы рабочие материалы погибли в пожаре…

История джаза знает случаи, когда утраченные записи внезапно обнаруживались на каком-нибудь полузабытом складе.

Лес Спэнн заслуживает подобное чудо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.