In Memoriam. Три четверти века беспредельной честности: альт-саксофонист Ли Кониц (1927-2020)

1
Ли Кониц в Москве, 2008 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Ли Кониц в Москве, 2008 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

15 апреля в нью-йоркской больнице Ленокс-Хилл умер на 93 году жизни альт-саксофонист Ли Кониц (Lee Konitz). Сын музыканта, Джош Кониц, сообщил Национальному общественному радио США, что причиной смерти стала пневмония, вызванная вирусом Covid-19.

Творческая биография Ли Коница — одна из самых протяжённых в истории джаза. В 2010-е годы он оставался последним ещё живым (и творчески активным) участником одной из основополагающих, поворотных в истории джаза записей — трёх сессий звукозаписи нонета (ансамбля из девяти музыкантов) во главе с трубачом Майлзом Дэйвисом, сделанных в 1949 и 1950 году. В 1957 материал всех трёх сессий вышел на одном LP: в оригинале они выходили как серии грампластинок на 78 оборотов в минуту, ведь в период записи этих треков в природе просто ещё не существовало формата винилового долгоиграющего альбома — он получил распространение только ближе к середине 1950-х. В 1957 альбом получил ретроспективное название «Birth of the Cool». Дело в том, что этими записями Дэйвис и его нонет общепризнанно положили начало новой главе в истории джаза — «прохладному» джазу, cool jazz: музыке сдержанных эмоций, контролируемой формы и сложно устроенных звуковых фактур. Но слово «кул» в американском английском имеет также слэнговое значение, близкое к русским словам «крутой» (в смысле «соответствующий высоким стандартам в своей среде») или «стильный», так что по-английски название весьма многозначительное. Считается, что репутация Майлза Дэйвиса как революционера, новатора джазовой эстетики начинается именно с этих записей.

Майлз Дэйвис, Ли Кониц, Джерри Маллиган. Работа над записью, которая станет альбомом «Birth of the Cool», 1949 (фото: Donaldson Collection)
Майлз Дэйвис, Ли Кониц, Джерри Маллиган. Работа над записью, которая станет альбомом «Birth of the Cool», 1949 (фото: Donaldson Collection)

Странно, но сыгравшему на этих треках партию альт-саксофона Ли Коницу совсем не казалось, что он участвовал в чём-то революционном. С его точки зрения, изложенной в том числе в интервью, которые он давал джазовому пианисту и музыковеду Энди Хэмилтону (на них основана книга «Ли Кониц: беседы об искусстве импровизатора», 2007), в этих записях просто не было достаточно места для импровизации — все аранжировки были подробно выписаны, а трёхминутный формат грампластинок на 78 об/мин заставлял инструменталистов солировать очень кратко.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

httpv://www.youtube.com/watch?v=8pOvhv78Clk

Но именно подробная, спонтанная и при том тщательно подготовленная годами предшествующих занятий импровизация была для Коница смыслом джаза. Поэтому важнейшей главой личной творческой истории в период кул-джаза для него стало участие в куда менее известном, менее «хрестоматийном» ансамбле — квинтете пианиста Ленни Тристано. Уж там-то Кониц мог импровизировать столько, сколько хотел, и так, как он хотел: в эпоху, когда все альт-саксофонисты наперебой копировали титана джаза 40-50-х годов Чарли Паркера, Ли был одним из немногих, кто играл не «по-паркеровски», а в своём, глубоко личном стиле — негромком, самопогружённом, волнующе непростом и очень подробном в непрерывном переборе и исследовании музыкальных деталей. Джазовый критик Гэри Гиддинс сравнивал его игру с тем, как некоторые люди размышляют вслух.
СЛУШАЕМ: Lennie Tristano Quintet «Subconscious-Lee» (1949)
Ли Кониц часто давал своим темам и альбомам названия, в которых обыгрывал собственное имя. По-русски, пытаясь сохранить игру слов, название можно перевести примерно как «Подсознательно Ли?»

httpv://www.youtube.com/watch?v=RK4U0Q3LbWE

Помню, как в 2008 г. на фестивале «Триумф джаза» в московском Доме Музыки саксофонист Ли Кониц, уже 80-летний, выступал в трио с басистом Руфусом Ридом и барабанщиком Мэттом Уилсоном.

Трио Ли Коница в Москве, 2008 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Трио Ли Коница в Москве, 2008 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

На сцене был легендарный музыкант. В силу возраста, возможно, некоторые моменты его музицирования могли показаться не вполне совершенными — но ведь для Ли Коница демонстрация виртуозной техники игры не просто никогда не была главным в музыке: он активно противостоял демонстрации виртуозности! Своим ученикам — а преподавал он главным образом в частном порядке, всегда один на один с учеником — он доверял свой главный секрет в построении импровизации: «всегда можно ещё упростить». И вот Ли играл негромко, не брызгая виртуозностью, не стремясь подавить публику звуковым напором — а, напротив, тихими проникновенными фразами стремился проникнуть в самое сердце мелодии, тронуть душу слушателя. А увидевшая его впервые и ничего не знающая ни о Конице, ни об эстетике его глубоко личного стиля московская публика, послушав пару номеров, вставала и, как это заведено у иных «ценителей джаза», уходила, иногда прямо посреди его импровизации. Через десять лет после этого концерта продюсер фестиваля Игорь Бутман говорил в интервью «Известиям»:

— Я знаю, что он играл раньше, и мне неважно, что он играет сейчас. Для меня он — Ли Кониц. Но часть публики, которая не знала, кто такой Ли Кониц, не знала и как воспринимать его музыку. […] Музыка была непростой, полифонической, без рояля. Все, может быть, ожидали от Ли Коница другого. […] Мы не всегда должны ожидать того, что нам хочется, когда приезжают великие мастера. Иногда мы должны уметь подстраиваться под них…

Музыка Ли действительно была полифонической, хотя в её исполнении было задействовано всего два инструмента с фиксированной высотой тона каждой ноты — альт-саксофон и контрабас (у барабанов фиксированной высоты тона нет). Просто Кониц так мыслил — выстраивая партию своего инструмента согласно законам полифонии, даже если с ним играют только контрабас и ударные, и при этом стопроцентно джазовым мелодико-ритмическим языком — но очень протяжённо, подробно и неочевидно для тех, кто видит в джазовой импровизации только применение более или менее широкого арсенала заранее «наигранных» шаблонных ходов.
ВИДЕО: Lee Konitz, Rufus Reid, Matt Wilson. «Триумф джаза»-
2008
(выступление трио Коница начинается с 08:52)

httpv://www.youtube.com/watch?v=T40dFnI-u5o?t=547

Ли Кониц родился в Чикаго 13 октября 1927 в семье еврейских иммигрантов из Восточной Европы — областей на границе бывших Российской и Австро-Венгерской империй: его отец Абрам, владелец прачечной, был из австро-венгерской части региона, а мать Анна, урождённая Гетлин — из российской (сейчас её родное местечко находится на территории Белоруссии). В 11 лет Ли подарили первый кларнет. В старшей школе он освоил сперва тенор-саксофон, затем перешёл на альт. И альт-саксофон стал его главным инструментом на следующие 75 лет.

Джазовый критик Нейт Шинэн, руководитель веб-отдела одной из ведущих джазовых радиостанций США WBGO, говорит о Конице:

— Один из величайших импровизаторов в музыке, который всегда исследовал искусство импровизации в самых строгих формах, всегда был максимально честен в творчестве и абсолютно глух к соображениям коммерческого успеха.

Это действительно так: Ли Кониц не был суперзвездой, не зарабатывал больших денег, у него не было менеджера, пиарщика или даже собственного адреса электронной почты, но он всегда зарабатывал на жизнь исполнением именно той музыки, которая его интересовала — и не шёл ни на какие компромиссы.

Сам он говорил так:

— Всё очень скромно. У меня никогда не было больших денег или больших продаж. Так что я просто играю. Меня воспринимают как своего рода старожила, отсюда некоторое уважение и возможность выступать. И это прекрасно.

Июнь 2010, на улице у нью-йоркского клуба City Winery: гости церемонии вручения XIV ежегодной премии международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA) — Jazz Awards. Сью Мингус (вдова композитора Чарлза Мингуса) и Ли Кониц. Фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»
Июнь 2010, на улице у нью-йоркского клуба City Winery: гости церемонии вручения XIV ежегодной премии международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA) — Jazz Awards. Сью Мингус (вдова композитора Чарлза Мингуса) и Ли Кониц. Фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»

Музыканты вспоминают, что попасть в число его учеников было непросто. Саксофонист должен был как минимум уметь сыграть легендарное соло Лестера Янга в «Lady Be Good», иначе Ли не соглашался заниматься с соискателем джазовой мудрости. Но очень многие говорят, что достаточно было позаниматься с Коницем буквально несколько раз — и это меняло жизнь ученика навсегда: Ли умел передать самую суть, самые основы импровизационного искусства.

Вспоминая его, многие ученики и коллеги говорят о его юморе. Действительно, многие страницы «Бесед об искусстве импровизатора» Энди Хэмилтона или огромного биографического интервью, которое в 2011 сделал с Коницем саксофонист и историк джаза Билл Кирхнер (кстати, в возрасте 18-20 лет бравший уроки у Ли), невозможно читать без улыбки. Вот, например, характерный момент из «Бесед», который заодно проясняет творческие методы Коница, тяготевшего к исполнению джазовых стандартов на основе мелодий американских эстрадных композиторов:

— Джон Зорн хотел, чтобы я выпустил на его лейбле Tzadik альбом, где выявил бы своего внутреннего еврея. Ну, у него (Джона. — Ред.) такая миссия. Я сделал запись, мы послушали её вместе, и Джон сказал: «А давай я это выпущу в джазовой серии, а еврейскую музыку запишем когда-нибудь потом!»

Как-то на сцене мне предложили сыграть тему Монка, а я ответил, что играю только еврейских композиторов — имея в виду Джорджа Гершвина, Джерома Керна и так далее. Вот что такое для меня еврейская музыка, вот что я предпочитаю играть. Без Джерома Керна работать бы мне в папиной прачечной!


Но, конечно, он играл не только «музыку еврейских композиторов».

СЛУШАЕМ: Lee Konitz Nonet — «Giant Steps» 1977
Ли Кониц (альт-саксофон), Бёрт Коллинз (труба), Джон Эккерт (флюгельгорн), Джимми Неппер (тромбон), Сэм Бёртис (бас-тромбон, туба), Ронни Кьюбер (баритон-саксофон), Бен Аранов (ф-но), Нобби Тота (бас), Кенни Вашингтон (ударные)

httpv://www.youtube.com/watch?v=_PSNho3_XUs

Бессмысленно перечислять огромное количество записей и проектов с участием Ли Коница. От его собственного нонета с участием Джона Эккерта, Джимми Неппера, Дика Каца, Ронни Кьюбера и других ведущих музыкантов конца 1970-х, который некоторые специалисты считали одним из лучших джазовых ансамблей того времени, до невероятного разнообразия дуэтов, трио и других малых составов — как с его лидерством, так и под именами других музыкантов. Как, например, насчёт дуэта Ли Кониц — Гил Эванс, который выпустил в 1980 два альбома — «Heroes» и «Antiheroes»? Или квартета британского трубача Кенни Уилера, где играли Уилер, Кониц, Билл Фризелл на гитаре и Дейв Холланд на контрабасе? Или альбома 1967 г. «The Lee Konitz Duets», центром которого, против всех правил коммерческой звукозаписи, Кониц сделал сюиту из пяти вариаций на одну и ту же тему — «Alone Together» Артура Шварца, сыгранную сначала дуэтом с самим собой на тенор-саксофоне (методом наложения), а затем последовательно в дуэтах с барабанщиком Элвином Джонсом, вибрафонистом Карлом Бергером с басистом Эдди Гомесом, прежде чем, уже на 11-й минуте 15-минутного трека, все четверо начинают играть уже вместе — отчаянную, болезненно свободную импровизацию, в которой исходная тема просматривается только моментами, причём, скажем так, не самыми комфортными для слушателя?

httpv://www.youtube.com/watch?v=kYbztB2ZHfk

Как насчёт его сотрудничества с Дейвом Брубеком, Аттилой Цоллером, Орнеттом Коулманом, Чарлзом Мингусом? Его гастролей по Европе с самыми разными европейскими и американскими музыкантами? Его свободных импровизаций с гитаристом Джимом Холлом? Бесполезно перечислять. Только дискография Ли Коница в качестве лидера насчитывает более 150 наименований, не считая его участия в записях других музыкантов!

Существует видеозапись, на которой Ли Кониц отмечает свой 92-й день рождения 13 октября минувшего года. За роялем — Дэн Тепфер, записавшийся на двух дуэтных альбомах с Ли, в 2009 и 2018 гг. Сам же юбиляр играет на альт-саксофоне. В день своего 92-летия, повторяю.

httpv://www.youtube.com/watch?v=xFDTEmLZidg

Да, форма его в этом любительском видеоролике, снятом на чей-то телефон, уже не та, что в 1950-е или 60-е. Но это по-прежнему великий Ли Кониц, джазмен, который не сделал оглушительно успешной карьеры и не заработал огромных денег, но навсегда остался одним из самых последовательных и влиятельных джазовых музыкантов за всю историю искусства джазовой импровизации. И, что немаловажно — музыкантов с неоспоримо своим, единственным в своём роде стилем и звуком.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПевица Диана Поленова и дети-резиденты проекта Jam Juniors: альбом «Дети в Машине Времени»
Следующая статьяПерекрёстки авангарда: Владимир Чекасин и Алексей Круглов выпустили совместный альбом
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для Denis Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя