Джазовые значки, выпуск №2: продолжаем изучать коллекцию Владимира Борисовича Фейертага

0
джазовые значки
реклама
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 2. Оркестр Каунта Бэйси, Рига середины 70-х и значок-тайна

значок

Подозреваю, что этот значок вручил мне менеджер оркестра Каунта Бэйси в период турне этого биг-бэнда 1995 года, маршрут которого включал и Россию — Аарон Бэйси-младший. Приезд оркестра организовали совместно ленинградский «Интерджаз» (директор Валерий Лушников, я — худрук) и Московский джазовый ангажемент Юрия Саульского. Бэнд выступал в Сочи на фестивале «Чёрное море-95», ведущим был я. Затем без меня оркестр с Лушниковым полетел в Краснодар. Была страшная гроза, и музыканты неистово крестились в самолете. Я догнал бэнд в Москве, концерт был в Театре оперетты. Не все было гладко в отношениях с Саульским. Помимо гонорара, надо было заплатить шведскому менеджеру, моему другу 3000. Юра сначала соглашался, а потом передумал, сказав «Мог бы и не ехать». «Но ты же согласился оплатить?» — приставал к нему я. Так и не заплатил. Через полгода я отдал долг шведу во время десятидневных гастролей с «Дайджестом» в Швеции. Всё это не так уж интересно.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Любопытно, что перед гастролями Аарон Бэйси уволил Фрэнка Фостера, посчитав, что аранжировки последнего слишком современны, а Бэйси знаменит благодаря музыке Нила Хэфти. Поэтому звучала музыка с двух альбомов пятидесятых годов — «Mr. Atomic Basie» и «Basie Plays Hefti». Руководил бэндом тромбонист Гровер Митчелл. Помню, что вокалист Крис Мёррелл (Chris Murrell) спел две песни в шикарных аранжировках. Я спросил его, кто написал для него партитуры. Он сказал «Фостер».

значок Рижского джаз-клуба

Значок Рижского джаз-клуба. 23 ноября 1975 года состоялось официальное открытие клуба в Доме культуры «Октобрис». Был концерт, были какие-то приветствия, я был гостем Леонида Нидбальского, председателя правления клуба. Нельзя не признать заслуги Леонида в деле пропаганды джаза и в продвижении рижских музыкантов — как латышей, так и русских. В конце 70-х годов и в 80-е на фестивалях в Тбилиси, Ярославле, Ленинграде, Донецке, Витебске регулярно выступали квинтет Раймонда РаубишкоГуннара Розенберга, квартет Modo, ансамбль традиционного джаза «Ретро» Зигурда Резевского.

Нидбальский вынужден был использовать поддержку комсомола (возможно, и КГБ), потому что ему хотелось побороть абсолютно непримиримую позицию Раймонда Паулса, считавшего, что в Латвии нет джаза, а есть только плохая самодеятельность. Музыкантам, которые работали в руководимом им оркестре радио, он запрещал выступать. Во всяком случае, они могли выезжать на фестивали или выступать в проектах Нидбальского негласно, когда мэтр уезжал в Москву или ещё куда-то. Даже когда рижские власти признали фестиваль «Ритмы лета», Паулс не разрешал подчинённым ему музыкантам выходить на сцену. Покровительствовал он только нескольким пианистам, своим ученикам: позволял им играть регтаймы.

Когда я проводил по просьбе Рижской филармонии абонементные концерты, то я, понимая местные сложности, не мог не включить в цикл концертов «Вечер латышского джаза». Худрук филармонии спросила, а кто будет играть? Я сказал, что на радио (в соседнем доме) работают такие-то и такие-то. Договоритесь с ними: я это сделать не могу, но не провести вечер местных музыкантов — неэтично. Филармония была удручена. Так и не договорились. Я просил выступить «Модо» (басист Борис Банных и барабанщик Владимир Болдырев работали у Паулса). Раймонд Вольдемарович не разрешил. Я рассказывал о джаз-роке и латышских музыкантах, сидя в красивом историческом здании Рижской биржи перед массивным магнитофоном и откровенно издеваясь над нелепой ситуацией. Филармоническое начальство сказало: «Это ничего. Наша публика знает, что против Паулса идти нельзя. А вам большое спасибо».
ВИДЕО: фрагмент из документального фильма Леонида Нидбальского «Джаз Латвии»
Много любительских кино- и фотосъёмок из периода создания Рижского джаз-клуба, а на 03:15 в коллаже мелькает и лицо автора.

А вот здесь я совсем ничего не могу понять. Что за значок? Кто-нибудь знает?

таинственный значок
Предыдущая статьяПремьера новой рубрики: Владимир Борисович Фейертаг предлагает изучить джазовые значки!
Следующая статьяВсё, что происходит: история джазового стандарта «Everything Happens To Me»
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 27 декабря 2019 Владимиру Борисовичу исполнилось восемьдесят восемь лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.