Прощай, «альт-безумие». Альт-саксофонист Ричи Коул (1948-2020)

1
Richie Cole
Richie Cole
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

В ночь с 1 на 2 мая (в Москве было уже 2 мая) у себя в однокомнатной квартирке дома для пенсионеров в городке Карнеги, штат Пенсильвания (пригород города Питтсбург) скончался на 73 году жизни джазовый альт-саксофонист Ричи Коул (Richie Cole). Сообщая о его смерти крупнейшей джазовой радиостанции востока США WBGO, дочь музыканта Энни Коул заявила, что умер он «по естественным причинам».

Известный джазовый критик Скотт Янов писал, что, когда в 70-е годы боп — основа языка современного джаза — оказался в тени джаз-рока, именно Ричи Коул показал всем, что боп не только не устарел, но и продолжает приносить людям радость. А журнал JazzTimes выразился ещё определённее:

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

…В эпоху, когда фьюжн стал новым мэйнстримом, а развитие джазового языка ушло в экспериментальный андеграунд, Коул с гордостью продолжал быть анахронизмом.

Ричи Коул в 1970-е годы
Ричи Коул в 1970-е годы

Альбом Коула 1977 г. «New York Afternoon: Alto Madness», как и ряд других его сольных работ конца 70-х на лейбле Muse, (в том числе и самая популярная — «Hollywood Madness», 1979) до сих пор входят в число обязательных для прослушивания молодыми альт-саксофонистами.

Этими записями Коул доказал, что языком бопа может быть изложен любой музыкальный материал — от темы из кинофильма «Последнее танго в Париже» до заглавной темы сериала «Star Trek».

Как результат, когда в 1980-е началось возрождение акустического джазового мэйнстрима, Коул оказался уже не «пережитком прошлого», как считали многие в 70-е годы, а хранителем исконной традиции: так его и воспринимали в последующие десятилетия.

Ричи Коул родился 29 февраля 1948 г. в Трентоне (Нью-Джерси), где его отец владел двумя ночными клубами, один из которых — Harlem Club — был джазовым. Как-то раз в клубе кто-то забыл альт-саксофон, ребёнок побаловался с ним некоторое время и… судьба его была решена. С 10 лет Ричи обучался игре на саксофоне, в 16 съездил в «летний джазовый лагерь», где его наставником оказался легендарный альтист Фил Вудс, и после школы два года учился в бостонском колледже Бёркли на стипендию от журнала DownBeat. В 1969 г. Коул уже играл в биг-бэнде легендарного барабанщика Бадди Рича, где заменил легендарного альтиста Арта Пеппера, а затем работал в двух других известных оркестрах той эпохи — вибрафониста Лайонела Хэмптона и трубача Дока Северинсена. В течение всех 70-х он был постоянным партнёром певца Эдди Джефферсона, который, в частности, пел на вышеупомянутом альбоме 1977 г., но это сотрудничество прервалось трагической случайностью — в 1979 г. Джефферсона застрелили в Детройте на улице возле клуба, где они выступали, причём Ричи стал свидетелем этого убийства.

Этот трагический случай сильно изменил Коула: он начал пить. Правда, это не мешало ему много работать: в начале 80-х Ричи Коул был музыкальным руководителем аккомпанирующего ансамбля вокальной группы Manhattan Transfer, записывался со своим учителем Филом Вудсом и другими саксофонистами старших поколений — Сонни Ститтом и Артом Пеппером. Но он нигде не удерживался надолго и постоянно переезжал: то в Лос-Анджелес, то в Сан-Франциско, то в Лас-Вегас, то в Чикаго, то в Вашингтон.

В Вашингтоне он некоторое время был членом правления National Jazz Service Organization — общественной организации, просуществовавшей до 1998 г., а также членом консультативного совета по выдвижению джазовых артистов на гранты Национального фонда искусств США, и даже возглавлял этот совет в течение одного года на рубеже 1980/90-х гг.

Примерно в это же время Ричи Коул впервые посетил СССР. В 1989 году Госконцерт пригласил его на гастроли, которые должны были стать одним из первых примеров сотрудничества американского солиста и советских музыкантов: по рекомендации Владимира Фейертага сопровождать выступления американского саксофониста предложили квартету Рябова-Кондакова, который в то время был одним из самых ярких новых ансамблей советского джазового мэйнстрима и высоко котировался у отечественной джазовой критики. Пианист Андрей Кондаков пишет на своей странице в социальной сети:

Из пяти запланированных концертов состоялись два — в Москве и Ленинграде. Ричи пришлось прервать тур и вылететь обратно в Америку на похороны отца… Для всех нас это был незабываемый опыт общения с потрясающе талантливым человеком!

1989. Гитарист Андрей Рябов, пианист Андрей Кондаков, барабаншик Олег Бутман, контрабасист Виталий Соломонов и саксофонист Ричи Коул (фото © Алексей Песков)

1989. Гитарист Андрей Рябов, пианист Андрей Кондаков, барабаншик Олег Бутман, контрабасист Виталий Соломонов и саксофонист Ричи Коул (фото © Алексей Песков)

В 1990 г. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила на виниле под маркой фестиваля «Осенние ритмы», арт-директором которого был Владимир Фейертаг, шесть пьес, записанных на концерте Ричи Коула с квартетом Рябова-Кондакова в Ленинграде. Любопытно, что пластинка «Leningrad Alto Madness» вышла с ошибкой в имени американского музыканта — на обложке оно было правильно написано по-русски, а вот по-английски «Мелодия» назвала заокеанского гастролёра «Риче Коул» (Riche Cole).

Обложка винилового альбома 1990 г.
Обложка винилового альбома 1990 г.

Впоследствии, уже в постсоветскую эпоху, Ричи Коул неоднократно выступал в России: осенью 2002 он проехал всю страну, от Москвы до Сибири (см., например, репортаж из Томска, который написал тогда наш постоянный автор в старинном сибирском городе Валерий Рыбаков), и затем неоднократно возвращался — в 2004, 2007, 2008, 2013 годах. Один из концертов Ричи Коула в России в 2002 г. был снят на видео в московском «Ле Клубе» (ныне Клуб Игоря Бутмана): среди участников его ансамбля с фирменным для Коула названием Alto Madness Orchestra можно узнать и давних его партнёров — гитариста Андрея Рябова (с которым Ричи регулярно играл и в Нью-Йорке в 1990-2000-е годы, когда Андрей жил там) и контрабасиста Виталия Соломонова, и музыкантов новых поколений — трубача Виталия Головнёва (который вскоре тоже уехал в Нью-Йорк), саксофониста Дмитрия Мосьпана, тромбониста Максима Пигановп, барабанщика Сашу Машина…
ВИДЕО: Richie Cole Alto Madness Orchestra, Le Club, июнь 2002

В 2010-е годы Ричи Коул наконец завершил странствия, поселившись в пригороде Питтсбурга, где жила одна из двух его дочерей — Энни — и её дети. В Питтсбурге ветеран «альт-безумия» ожидаемо стал старейшиной и главным действующим лицом местной, довольно многочисленной джазовой сцены. Здесь он основал собственный лейбл, Richie Cole Presents, и первым делом выпустил на нём альбом под названием «Pittsburgh», который начинался с радостной и бравурной темы «У меня есть дом в Питтсбурге».

В Питтсбурге же саксофонист нашёл талантливых партнёров для нового состава Alto Madness Orchestra, которых неутомимо хвалил в интервью, и выпустил с ними целых шесть альбомов, последний из которых, «Cannonball» — посвящение легендарному альт-саксофонисту Джулиану «Кэннонболлу» Эддерли — вышел в 2018 г.
ВИДЕО: трейлер альбома «Cannonball» с фрагментами интервью колоритного и эксцентричного Коула (на английском языке)

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.