Саксофонист Брэнфорд Марсалис: из «молодых львов» в вожаки стаи

0
Branford Marsalis (фото © Palma Kolansky)
Branford Marsalis (фото © Palma Kolansky)

История джаза, вообще говоря, убедительно доказывает неверность тезиса «природа отдыхает на детях гениев». В джазе множество династий, где сын продолжает дело отца, иногда добиваясь и более сильных результатов. Но даже в джазе династия Марсалисов стоит особняком. Отец семейства, Эллис Марсалис — прекрасный джазовый пианист (он ушёл из жизни 2 апреля 2020, о чём «Джаз.Ру» уже писал). Но из шести сыновей Эллиса четверо — джазовые музыканты, и двое из них известны гораздо шире, чем отец!

Самый младший (р. 1977), Джейсон Марсалис, был барабанщиком знаменитой нью-орлеанской группы Los Hombres Calientes, играл в ансамбле пианиста Маркуса Робертса; 47-летний Делфийо Марсалис — известный тромбонист, работавший, к примеру, в Jazz Machine легендарного барабанщика Элвина Джонса. Но их успехи выглядят скромно по сравнению с достижениями старших братьев. 58-летний Уинтон Марсалис — превосходный трубач в стилистике классического, я бы даже сказал — канонически-консервативного джаза, лидер отличного биг-бэнда Lincoln Center Jazz Orchestra и, в силу своего положения арт-директора знаменитой программы «Джаз в Линкольн-Центре», имеющей самое широкое освещение в американских масс-медиа и самый большой в мире среди подобных организаций бюджет — неофициальный «министр джаза США».

А самый старший, саксофонист Брэнфорд Марсалис (р. 26.08.1960) — лауреат трёх премий Американской академии звукозаписи «Грэмми» (1991, 1993, 1999) и 18-кратный номинант на эту самую престижную премию американской музыкальной индустрии, музыкант поразительной стилистической гибкости и широты и один из самых влиятельных мастеров саксофонной игры в джазе последних десятилетий.

Брэнфорд Марсалис
Брэнфорд Марсалис

Профессиональный дебют Брэнфорда на широкой сцене состоялся в 1980 г., когда, будучи ещё студентом знаменитого бостонского музыкального колледжа Бёркли, он гастролировал по Европе с биг-бэндом великого пропагандиста джаза, барабанщика Арта Блэйки. В этом оркестре Марсалис играл на двух разновидностях саксофона — альте и баритоне, хотя в последние годы он в основном играет на теноре и сопрано, владея таким образом всеми четырьмя основными типами инструмента.

Смена альта и баритона на тенор и сопрано произошла в ансамбле брата, Уинтона Марсалиса: Брэнфорд работал с братцем-трубачом с 1981 по 1985 годы. Это был не «молодёжный» ансамбль — им повезло: фирмы грамзаписи в те годы искали для раскрутки молодого музыканта, который, после десятилетия господства джаз-рока и фьюжн, должен был олицетворять возрождение акустического джаза на новом этапе, с новым поколением артистов. И этим музыкантом оказался Уинтон Марсалис — трубач с великолепной классической школой, прекрасно играющий современный джаз, но глубочайшим образом укоренённый в джазовой традиции.

Первое рекламное фото братьев Марсалисов для корпорации CBS, в которую входил лейбл Columbia (1982)
Первое рекламное фото братьев Марсалисов для корпорации CBS, в которую входил лейбл Columbia (1982)

Уинтон и Брэнфорд вместе играли в ансамбле Хёрби Хэнкока во время гастролей великого пианиста по Японии, и Хёрби был так впечатлён, что спродюсировал дебютный альбом Уинтона. Лейбл Columbia Records вложил в раскрутку Уинтона колоссальные средства, а трубач оказался невероятно трудолюбив, общителен и убедителен, и средства эти отработал сполна. Его популярность в начале 80-х действительно проложила дорогу новому подъёму интереса к классическому джазу, но при этом консерватизм молодого трубача, решительно отказывавшего джазу в праве на дальнейшее развитие и сводившего его ко всё более изощрённому повторению канонов 1950-х гг., отталкивал от него многих музыкантов его же поколения, которе в истории джаза получило название «молодые львы». Разошлись и его дороги с братом: в 1984 г. Брэнфорд выпустил на Columbia сильный дебютный сольный альбом «Scenes in the City» и со следующего года пошёл своим собственным путём.
СЛУШАЕМ: Branford Marsalis— «No Sidestepping»
С альбома «Scenes In The City». Марсалис — саксофон; Малгрю Миллер — фортепиано; Рон Картер — контрабас; Марвин Смит — ударные

httpv://www.youtube.com/watch?v=4Gevfau5MnU

На этом пути он поработал с титанами прошлых поколений, среди которых были и Майлз Дэйвис, и Диззи Гиллеспи, и Сонни Роллинз. Однако, как ни странно, важнейшим шагом на этом пути оказалась работа в ансамбле поп-звезды Стинга. Британский певец никогда не забывал, что до работы в популярнейшей рок-группе начала 1980-х The Police его звали Гордон Самнер, и был он джазовым контрабасистом — пусть в этом качестве он и не добился заметных успехов. Поэтому в сольном проекте Стинга, собранном им после ухода из Police, играли джазовые музыканты: пианист и клавишник Кенни Кёркланд, барабанщик Омар Хаким, басист Дэррил Джонс и саксофонист Брэнфорд Марсалис. Записанный этом составом альбом «The Dream of the Blue Turtles» (1985) был не просто удачным, он стал одним из самых продаваемых альбомов десятилетия, достигнув тройной платиновой отметки (каждая из которых означает продажу одного миллиона экземпляров альбома). Миллионы людей были тронуты далёкими ностальгическими нотами сопрано-саксофона в популярнейшей песне с этого альбома, «Moon Over Bourbon Street»; кое-кто знал, что эти ноты играет Брэнфорд Марсалис, и для него они имеют особое значение, ведь место действия песни — Бурбон-стрит, одна из важнейших улиц его родного Нью-Орлеана.
СЛУШАЕМ: Sting «Moon Over Bourbon Street»

httpv://www.youtube.com/watch?v=5i_0PkOqLKA

Следующий альбом Стинга, «…Nothing Like The Sun» (1987), был записан более широким составом, но Брэнфорд играл и на нём. Думаю, даже большее количество людей в мире если и слышали игру Брэнфорда Марсалиса, то как раз в трогательной песенке «Englishman in New York» с этого альбома, на которую был снят очень удачный видеоклип — и если они и знают лицо Брэнфорда, то по его коротким появлениям именно в этом клипе.
СМОТРИМ: Sting «Englishman In New York»

httpv://www.youtube.com/watch?v=d27gTrPPAyk

— Бог за что-то наградил меня удивительной удачей, — говорил Брэнфорд в интервью писателю Бену Сидрану в середине 80-х. — Мне не пришлось заниматься тем, чего я не хотел бы. Что бы мне ни приходилось играть, я всегда нахожу в этом возможность для реализации своей личности. Мне никогда не приходилось делать что-то в угоду публике. Стинг, наверное, единственный человек в поп-музыке, в ансамбле у которого такое возможно! Его музыка интересна. Он пишет очень интересные, логичные, умные песни. Игра со Стингом заставила меня переосмыслить джазовый опыт, понять его заново… Между прочим, я начинал слушать музыку вовсе не с джаза. Я слушал Элтона Джона, The Beatles и Yes, а потом — фанк и соул. «Джазовая муха» укусила меня только в колледже.

Игра Брэнфорда Марсалиса звучала и на более поздних записях Стинга, в частности — на «The Soul Cages» (1991) и «Mercury Falling» (1996), но саксофонист уже не был в это время членом постоянного ансамбля Стинга: Брэнфорд интенсивно работал над собственными проектами, прежде всего с группой Buckshot LeFonque, с которой он в 1994-97 гг. выпустил два альбома, и с собственным квартетом. Первый коллектив послужил полем для экспериментов в области сплава джаза, соул, рэпа и хип-хопа; проект был популярен среди афроамериканского населения, но вряд ли стал этапом личного развития саксофониста, хотя Марсалис-старший отдал группе много сил и таланта.
СМОТРИМ: Buckshot LeFonque «Another Day»

httpv://www.youtube.com/watch?v=-rROTA0lER4

А вот Branford Marsalis Quartet, где он играет современный, креативный, умный и эмоциональный современный джазовый мэйнстрим, существует уже более 30 лет и стал одной из самых важных творческих единиц современного джаза. Состав квартета менялся со временем. Барабанщик Джефф «Тэйн» Уоттс проработал с квартетом 23 года, но в 2009 его сменил Джастин Фолкнер. Пианист Джои Калдераццо играет с Брэнфордом с 1999 года, но ещё дольше в квартете выступает басист Эрик Ревис, который впервые записался в ансамбле в 1997 году, после того, как первый состав квартета покинул Кенни Кёрклэнд, который вскоре погиб от злоупотребления чем не следовало бы. Но в любом своём составе квартет Марсалиса-старшего представлял собой мощнейший коллектив, которому под силу глубокое музыкальное исследование самых разнообразных и сильных идей.

Квартет Брэнфорда Марсалиса на фестивале в Подмосковье, июнь 2009 (фото © Владимир Коробицын)
Квартет Брэнфорда Марсалиса на фестивале в Подмосковье, июнь 2009 (фото © Владимир Коробицын)

И это именно ансамбль, а не «солист и его аккомпаниаторы»: все участники квартета подчёркивают, что, хотя лидерство Брэнфорда неоспоримо, музыканты в группе совершенно равноправны, и их музыкальные высказывания имеют в звуковой ткани ансамбля равное значение. Альбом квартета 2004 г., «Eternal», получил номинацию на «Грэмми»; следующий альбом, «Braggtown» (2006), повторил это достижение. Запись 2009 г. «Metamorphosen» критика оценила чрезвычайно высоко: характерное определение — «первоклассная запись высокоразвитого современного американского джаза». Это и есть именно то, что играет Брэнфорд Марсалис: передний край современного джазового мэйнстрима, где художественные решения не носят случайного характера, но глубоко и всесторонне разработаны.
СМОТРИМ: Branford Marsalis Quartet «Cianna», 2019

httpv://www.youtube.com/watch?v=unRHCRsbJM0

Я не охватил в этом материале целый ряд фактов о Брэнфорде Марсалисе. Все свои альбомы с 2002 г. он выпускает на собственном лейбле Marsalis Music, который прогрессивно настроенная критика превозносит как образец фирмы грамзаписи новой эры — лейбл, созданный и контролируемый самими музыкантами, работающий не на сверхприбыль шоу-бизнеса, а на продвижение и распространение творчества своих артистов. Марсалис чрезвычайно серьёзно относится к воспитанию следующих поколений музыкантов-импровизаторов, не только преподавая джазовую импровизацию в ведущих американских университетах, но и путешествуя по всей стране с программой образовательных концертов и джем-сешнс для студентов-музыкантов — Marsalis Jams. Он много исполняет классической музыки для саксофона с самыми известными симфоническими оркестрами. Кроме всего прочего, на протяжении многих лет он вёл одну из самых популярных программ Национального Общественного Радио США (NPR) «Jazz Set», а после опустошившего его родной Нью-Орлеан разрушительного урагана «Катрина» (2005) возглавил организацию «Нью-Орлеанский заповедник гуманности», которая, в частности, построила в разрушенной части города квартал недорогого жилья для пострадавших от наводнения местных музыкантов.

В общем, Брэнфорд Марсалис — личность и серьёзная, и разносторонняя. Одна из важнейших личностей в современном джазе, чего уж там!

Брэнфорд Марсалис, 2009 (фото © Владимир Коробицын)
Брэнфорд Марсалис, 2009 (фото © Владимир Коробицын)

Первый раз он выступил в Москве 30-летним «молодым львом» ещё в СССР, в 1990-м, на легендарном Первом московском международном джаз-фестивале. В июне 2009 на фестивале «Усадьба Джаз» в подмосковном музее-заповеднике Архангельское состоялась наша вторая встреча с музыкантом, который уже не принадлежал к «молодым львам» — теперь это был один из мудрых вожаков стаи, к которому следует очень внимательно прислушиваться.
СМОТРИМ: квартет Брэнфорда Марсалиса на Первом Московском международном джазовом фестивале, 1990 (видео: телеканал ОРТ, «Джазовые портреты», 1992)

httpv://www.youtube.com/watch?v=G1tjUezn6Vk

И ещё раз мы видели Брэнфорда Марсалиса на российской сцене 30 апреля 2018 года, на эпохальном Всемирном концерте Международного Дня джаза в Санкт-Петербурге. Он участвовал в исполнении нескольких пьес с международной звёздной сборной, в том числе в ансамбле с Игорем Бутманом на тенор-саксофоне, австралийским трубачом Джеймсом Моррисоном, Терри Лин Каррингтон на барабанах и Беном Уильямсом на контрабасе.

httpv://www.youtube.com/watch?v=-ErQOfTJpdU

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя