Цикл основан на материалах, полученных делегацией российского Центра исследования джаза в ходе стажировки по теме «Менеджмент джазовых архивов в США» летом 2019 года в рамках программы профессионального обмена International Visitor Leadership Program. Часть материалов была собрана в ходе аналогичной экспедиции с целью изучения системы исследования и сохранения джазового наследия в США, состоявшейся в январе 2019 и поддержанной компанией The Real Jazz Ambassadors, LLC.
Часть третья
См. первую часть: «Как хранят историю джаза на его родине? Музей Джаза в Новом Орлеане: общедоступное и сокровенное»
и вторую часть: «Как хранят историю джаза на его родине? Старейший в мире Нью-Орлеанский джазовый архив им. Хогана»
В первых двух публикациях цикла мы познакомились с двумя крупнейшими исследовательскими и просветительскими организациями, которые занимаются в Нью-Орлеане сохранением и изучением истории джаза. Это Нью-Орлеанский музей джаза и старейший в США Джазовый архив им. Хогана в Университете Тулейна. Но, как ни удивительно, в городе, где после разрушительного урагана 2005 года осталось менее 400 тысяч населения, в деле сохранения и исследования джазового наследия есть и другие важные и интересные действующие лица.
![William Russell Jazz Collection @ Historic New Orleans Collection](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-historic.jpg)
Весьма значительный объём материалов по истории джаза в его исторической колыбели хранится в Джазовой коллекции Уильяма Расселла в Историческом архиве Нью-Орлеана (William Russell Jazz Collection @ Historic New Orleans Collection), где мы встречались с куратором коллекции: это историк Эрик Сайферт.
![Eric Seifert](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-historic-seifert.jpg)
Исторический архив Нью-Орлеана — ещё одна частная инициатива, но, в отличие от Музея джаза, так и не ставшая общественной собственностью: основанный в 1966 на базе личных архивов и коллекций видного историка Луизианы и других регионов Американского Юга вдоль Мексиканского залива, генерала Л. Кемпера Уильямса и его жены Лейлы, он до сих пор остаётся в руках частного фонда и включает свыше 35 000 единиц библиотечного хранения, включая письменные документы и рукописи, и более чем 350 000 фотографий, гравюр, рисунков, картин и других визуальных документов. Джазовая часть коллекции достаточно значительна — хотя, конечно, менее значительна, чем в Джазовом архиве им. Хогана. Все коллекции Исторического архива столь обширны, что всё учреждение в целом занимает 13 зданий в разных частях Французского квартала. Джазовая коллекция Уильяма Расселла находится в здании под названием Исследовательский центр им. Уильямсов на одной из основных улиц Квартала — Роял-стрит (Королевской улице).
Джазовая коллекции Уильяма Расселла, вполне логичным образом, представляет собой именно частную джазовую коллекцию — только очень большую. Как мы помним, с 1958 по 1965 годы Уильям Расселл был первым куратором Нью-орлеанского джазового архива — но у него была и собственная обширная коллекция, в которую входило всё, что имело отношение к истории традиционного новоорлеанского джаза, а также регтайма, марширующих духовых оркестров и госпел (традиционных евангельских песнопений). Расселл Уильям Вагнер, таково было «паспортное» имя историка, прожил долгую жизнь (1905-1992) и оставил после себя колоссальный архив, в основе которого были его бесчисленные заметки и конспекты по истории нью-орлеанской сцены — выписки, черновики и оригиналы его научных и просветительских статей, расшифровки интервью, — плюс аудиозаписи (включая эти же самые интервью), программки, плакаты, переписка, киноматериалы (фильмы), подборки визитных карточек и вырезок из прессы, и, наконец, его рабочие записные книжки. Помимо того, в его коллекции были музыкальные инструменты, пластинки, ролики для механических пианино, нотные издания, фотографии музыкантов и связанных с их жизнью мест в городе, книги и журналы. Причём все это имело отношение только к нью-орлеанским музыкантам — правда, включая те периоды их жизни, когда они покидали родной город и уезжали работать в Чикаго, Нью-Йорк, Калифорнию и даже Европу.
![Экспонаты Коллекции](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-historic1.jpg)
Особо пристально Уильям Расселл изучал жизнь и наследие трёх музыкантов из Нью-Орлеана, каждый из которых занимал особое место в новоорлеанской музыкальной истории. Мануэль «Фесс» Манетта (1889-1969) играл с первопроходцем джазовой трубы Бадди Болденом и в ведущих марширующих духовых оркестрах Нового Орлеана — Tuxedo Brass Band и Eagle Brass Band, гастролировал с тромбонистом Кидом Ори и плавал на знаменитых «джазовых пароходах» по Миссисипи. В его жилах была африканская и итальянская кровь, и он профессионально играл на шести инструментах — фортепиано, гитаре, скрипке, тромбоне, корнете и саксофоне. Расселл сделал целый цикл интервью с ним, посвящённых ранней истории джаза. Пианист и композитор Джелли Ролл Мортон (Фердинанд Жозеф Ламот, 1890-1941) беззастенчиво утверждал, что именно он единолично изобрёл джаз ещё в 1902 году, но, несмотря на его гомерическое бахвальство, вклад Джелли Ролла в развитие раннего нью-орлеанского джаза и, главное, в его распространение по всей территории США был действительно неоспорим. Расселл работал над книгой о нём и хранил значительную переписку с Джелли Роллом и множество его рукописных нот. Наконец, трубач Банк Джонсон (1879-1949) был для Расселла и множества других энтузиастов раннего джаза олицетворением духа и наследия новоорлеанской джазовой традиции, и с 1939 г. Расселл участвовал в «возрождении» музыкальной карьеры Банка, в том числе записывая его на специально созданной им для издания пластинок традиционного джаза фирме грамзаписи American Music Records — архив этого лейбла тоже сохранён в Коллекции им. Расселла. Но есть в ней и материалы, связанные с другими музыкантами, даже не обязательно джазовыми — как, например, переписка Расселла с великой исполнительницей спиричуэлс (афроамериканских духовных песнопений) Махалией Джексон, которая была родом из Нью-Орлеана.
![Одна из единиц хранения Коллекции: телеграмма Махалии Джексон в адрес Уильяма Расселла](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-historic-telegram.jpg)
Как таковой выставочной экспозиции у Коллекции нет, за исключением отдельных экспонатов в коридорах Исследовательского центра им. Уильямсов, но огромная коллекция Уильяма Расселла подробнейшим образом каталогизирована, разделена на 40 тематических каталогов и снабжена подробнейшим руководством по поиску информации в каждом из них. Поэтому, если интересующая исследователя информация по ранним этапам развития джазового искусства Нового Орлеана не нашлась в Джазовом Архиве им. Хогана — велика вероятность, что она найдётся в Джазовой коллекции Уильяма Расселла в Историческом архиве Нью-Орлеана.
Российская делегация побывала и на радио WWOZ (это произносится «Даблъю-даблъю-оу-зи»). Назвать её полноценным исследовательским учреждением, конечно, нельзя, но как живой рупор нью-орлеанского музыкального сообщества — а в эфире этой станции звучит главным образом музыка из Нью-Орлеана или с нью-орлеанскими корнями — она генерирует значительный объём концертных записей, интервью и тому подобных уникальных материалов, документирующих региональную музыкальную сцену и существующих только здесь.
![Вход в здание, где находится в том числе и радио WWOZ](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-wwoz.jpg)
Об архиве радиостанции нам рассказывал Дейв Анкерс, менеджер специальных проектов WWOZ. Станция занимает только часть второго этажа старинного трёхэтажного здания в квартале Френч-Маркет, рядом с трамвайной станцией Сестёр-Урсулинок (Ursulines Station) на Норт-Питерс-стрит. Именно эта улица отделяет Квартал от Миссисипи — точнее, от трамвайных и железнодорожных путей, за которыми плещется вода великой реки: как раз рельсы и реку видно из окон эфирной студии.
![Dave Ankers, WWOZ](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-wwoz1.jpg)
Но эти несколько комнат — настоящее сердце повседневной музыкальной жизни города, жизни, которая так и не стала одним только музеем, одним только монументом великому прошлому: на WWOZ звучит не только традиционный джаз — и, я бы даже сказал, именно традиционный-то джаз звучит не так уж часто! Всё, что в городе профессионально играет какую бы то ни было музыку — ирландские джиги и рилы, задумчивый фолк под гитару, принесённый в город после урагана Катрины студентами-волонтёрами «цыганский джаз», моторный электрический фанк, грязные духовые риффы современных брасс-бэндов, а также блюз, рок, соул, современный и традиционный джаз и вообще всё, что звучит ритмично и происходит из Нью-Орлеана (ну, или на крайний случай вообще с Юга США, особенно из Дельты Миссисипи): так можно описать музыкальную политику радиостанции, лозунг которой — Guardians of the Groove, или, как сформулировали бы в России — «На страже ритма». Помимо всего прочего, у радиостанции есть своя маленькая концертная студия (именно там с делегацией из России беседовал Дейв Анкерс), так что значительная часть музыки звучит в эфире радиостанции живьём, и впоследствии WWOZ выпускает большие подборки этих записей на компакт-дисках — вышло уже более четырёх десятков таких мультижанровых подборок. Станция дарит их слушателям, которые делают пожертвования в фонд WWOZ: именно из пожертвований складывается бюджет этой общественной радиостанции.
![Коллекции записей радио WWOZ](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-cds.jpg)
Радиостанция, которая в 2020 г. отмечает 40-летие своего выхода в эфир, находится в нынешнем помещении меньше полутора десятилетий: 27 августа 2005 её вещание, как и всю обычную жизнь в Новом Орлеане, прервал ураган Катрина. До этого станция сначала вещала из переоборудованной под студию квартиры на втором этаже над музыкальным клубом Tipitina’s, на углу улиц Чопитулас и Наполеон (чуть к северу от Французского квартала).
![Первое помещение радио WWOZ, 1982](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-wwoz1982.jpg)
В 1984 вещательная студия работала в «домике на дереве» — помещении на втором этаже бывшей ресторанной кухни в Парке им. Луи Армстронга, близ исторической Конго-Сквер. Своё название студия, где станция проработала более 20 лет, получила благодаря могучим кронам дубов, заглядывавшим в окна.
![«Домик на дереве». Фото 1984](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-wwoz-treehouse.jpg)
Вернуться в «домик на дереве» WWOZ уже не смогла: ветхая система электроснабжения всего Армстронг-парка не выдержала повреждений, вызванных наводнением, и зданиям в парке предстоял такой длительный ремонт, что первоначально станция вышла в эфир вообще из Батон-Ружа — столицы штата Луизиана, в 150 км. от Нью-Орлеана: там организация «Общественное вещание Луизианы» предоставило WWOZ временную студию, откуда можно было вещать сначала только в интернет. Только в конце 2005 г. «стражники Ритма» вернулись в FM-эфир Города Полумесяцем: город нашёл для них новое помещение, которое они занимают и сейчас.
![Вид из окна нынешней студии WWOZ: рельсы и Миссисипи](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-wwoz2.jpg)
Но ценный архив радиостанции, который оставался в старом помещении и находился под угрозой гибели из-за повреждённой ураганом крыши, был перевезён совсем в другое место. Дело в том, что ещё с 1987 г. лицензию на вещание радиостанции WWOZ выкупил у прежних владельцев-энтузиастов крупнейший игрок на поле музыкальной жизни города — New Orleans Jazz & Heritage Foundation, Фонд джаза и культурного наследия Нью-Орлеана, который проводит ежегодный Фестиваль джаза и культурного наследия, крупнейшее регулярное музыкальное событие на родине джаза, и ещё целый ряд регулярных фестивальных и концертных событий. И у NOJ&HF, действующего уже 48 лет (с 1972), есть собственный архив, расположенный в сердце Французского квартала — на улице Тулузы (Тулуз-стрит).
![New Orleans Jazz & Heritage Foundation Archive](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-heritage.jpg)
В Архиве Фонда джаза и культурного наследия Нью-Орлеана российских джазовых исследователей приняла хранительница архива Рэйчел Лайонс. Она изучала историю в Университете Лойолы и арт-менеджмент в Университете Нового Орлеана, работает в архиве Фонда уже 20 лет, с июля 2000.
![Rachel Lyons](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-heritage-lyons.jpg)
Рэйчел рассказала нам, что NOJ&HF — «нонпрофит», то есть некоммерческая организация. Ежегодный фестиваль, который в последние годы поддерживала международная нефтяная корпорация Shell — коммерческий флагман деятельности фонда. Он реально приносит прибыль, но прибыль эту фонд тратит не на личное обогащение, а, в полном соответствии со статусом НКО, на другие музыкальные проекты, среди которых:
- Блюз-фестиваль Города Полумесяцем (Crescent City Blues Festival);
- Фестиваль ритмов Конго-Сквер (Congo Square Rhythms Festival);
- Фестиваль луизианской музыки кейджун и зайдеко (Louisiana Cajun Zydeco Festival);
- концертная серия «Путешествие в джаз» (Jazz Journey);
- радиостанция WWOZ;
- и, наконец, собственный архив — NOJ&HF Archive.
![Вход в здание Архива. Типичные колониальные постройки Французского квартала Нью-Орлеана](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-heritage1.jpg)
Именно здесь, в хранилище Архива NOJ&HF, хранятся в том числе и материалы архива радио WWOZ, включая самое ценное: оригиналы концертных записей — прежде всего те, что депонированы в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Но это не единственный фонд архива. Здесь хранятся также:
- архивы Фестиваля джаза и культурного наследия, в том числе значительная часть документации, связанной с контрактными отношениями фестиваля с артистами, финансами фестиваля и т. п., а также огромный фотоархив фестиваля и весь спектр фестивальных артефактов — билетов, сувениров, значков, бейджиков и т. п.;
- архив самого Фонда, в том числе полная документация по фестивальным программам (кто, на какой сцене, в какой день какого года и как долго выступал) и работы волонтёров-фотографов фестиваля — количество фотографий увеличивается примерно на 12000 в год;
- и, наконец, коллекции, подаренные Архиву — например, полная коллекция оригиналов киноматериалов, снятых на фестивале 1971 г. (дар оператора Кента Хоффмайстера), или фотоматериалы известной нью-йоркской финансистки М. Робин Красни, которая много лет ежегодно приезжает на Фестиваля джаза и культурного наследия в Новый Орлеан как фотограф-любитель, а также оригиналы взятых на Фестивале интервью с артистами и т. д.
![Хранилище фондов Архива NOJ&HF](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-heritage3.jpg)
По сравнению с хранилищами Музея джаза или Архива им. Хогана скромное хранилище фондов Архива NOJ&HF кажется совсем маленьким, но на самом деле благодаря системе передвигающихся рельсовых стеллажей материалов здесь помещается достаточно много, и благодаря развитой системе каталогизации исследователи не только имеют доступ к каталогам из любой точки мира, но и могут, посетив Архив по предварительной записи, получить доступ к фондам на месте. Да, увы, даже оцифрованные коллекции радиопрограмм WWOZ можно послушать только в самом Архиве, но не через интернет: это связано с очень сложной системой авторских и смежных прав, которые управляют использованием звукозаписей в США, в том числе и в архивном деле.
Отдельный онлайн-инструмент Архива — полная программа всех Нью-орлеанских джаз-фестивалей, начиная с самого первого, состоявшегося 50 лет назад. На сайте Архива можно точно выяснить, кто, когда и на какой сцене выступал на крупнейшем новоорлеанском фестивале за последние полвека.
Из того, что мы видели в Новом Орлеане, одна организация стояла особняком и оставила самое неоднозначное впечатление — потому, что она олицетворяет не институционализированную, не профессионально-архивную сторону сохранения джазового наследия, а частную, «низовую». Это Джазовый фонд им. Джорджа Эйч Бака-младшего, The George H. Buck, Jr. Jazz Foundation.
![George H. Buck, Jr.](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb.jpg)
Джордж Херман Бак-мл. был в 50-70-е годы типичным хватким дельцом американской индустрии грамзаписи. Начал он с собственного лейбла, Jazzology Records, который с 1949 года записывал джазовых музыкантов традиционного направления. Конец 40-х и первая половина 50-х были в США периодом мощного подъёма интереса к традиционному джазу: возникали новые ансамбли (диксиленды) из молодых музыкантов, энтузиасты отыскивали и буквально вытаскивали на сцену полузабытых джазменов — чикагских звёзд 1920-х годов и даже более раннего, нью-орлеанского периода, покупали инструменты и помогали хотя бы частично восстановить исполнительскую форму тем, кто уже давно не играл, потому что ранний джаз вышел из моды. Стариков-музыкантов буквально носили на руках; тот факт, что многие из них по 20-30 лет не играли, а на жизнь зарабатывали, переквалифицировавшись в швейцаров, охранников, таксистов, поваров или сантехников, парадоксальным образом только добавлял им в глазах молодых фанатов ореол аутентичности, подлинности. Вот и первая пластинка, записанная лейблом «Джазолоджи Рекордз» под руководством Джорджа Бака-младшего в 1949 году, представляла именно такого артиста — «Дикого» Билла Дэйвисона (Wild Bill Davison), белого корнетиста родом из Огайо, который в 1920-е подражал Луи Армстронгу, играя в Чикаго с белыми джазменами Маггси Спэниером и Фрэнком Тэшемахером, но подлинной известности добился только в 1940-е в ходе так называемого Dixieland Revival, возрождения традиционного джаза.
Впрочем, фанат и энтузиаст традиционного джаза Бак-мл. быстро обнаружил, что его страсть может приносить деньги. Начало 1950-х было золотым веком маленьких специализированных независимых лейблов, они росли по всей Америке как грибы, стремительно отбирая у «мэйджоров» — крупных фирм грамзаписи — так называемые «нишевые рынки»: кантри, фолк, блюз и джаз. Уже в начале 50-х у Бака было два лейбла: на Jazzology Records он записывал джаз чикагского стиля, а на GHB Records — нью-орлеанского. Но сколько может записать и выпустить один продюсер, пусть и на двух разных лейблах? И тут Джорджу подвернулась возможность выкупить права на один интересный альбом у полупиратского нью-йоркского лейбла Paradox Records, который сворачивал свой бизнес.
Альбом очень хорошо продавался… и тут Бака осенило.
В течение следующих нескольких лет он скупил целые каталоги старых, давно или недавно закрывшихся специализированных лейблов, в том числе нескольких исторических, известных с начала 1920-х годов: Circle, Jazz Crusade, Icon, Mono, Southland, American Music Records, Black Swan и Solo Art. Это были мощные собрания записей 1920-50-х гг., в основном сделанных для издания на граммофонных пластинках (сделанных из шеллака двусторонних дисках, которые вращались со скоростью 78 оборотов в минуту и звучали в среднем по три минуты с каждой стороны). Быть может, каждый трек в отдельности и не приносил бы дохода, но, собранные в тематические сборники для издания в виде долгоиграющих альбомов на 33 об/мин, они отлично продавались. Бак-младший продолжал агрессивно скупать каталоги старых лейблов и в последующие годы добавил к своим «закромам» записи, сделанные компаниями Audiophile Records, Progressive, Paramount и Monmouth-Evergreen, а также огромные каталоги специализированных лейблов World Transcriptions и Lang-Worth Transcription Company, которые изначально нацелены были не на рынок грамзаписи, а на рынок радиовещания. В 1930-50-е эти две компании записывали и выпускали диски, которые не продавались в магазинах, а по платной подписке рассылались по независимым радиостанциям. На пластинках были целые радиошоу — разговорные, музыкальные и т. п. — или не поступавшая в продажу музыка, свободная от авторских отчислений: либо находившаяся в общественном достоянии, либо выкупленная у авторов специально для подобных выпусков. Десятки и сотни независимых, не сетевых радиостанций в США в значительной степени зависели в своём успехе от подписок на продукцию этих лейблов, а когда модель распространения аудиоматериалов для радио начала меняться в связи с появлением магнитной ленты и других современных носителей, Бак-младший скупил все эти богатства, накопленные за четверть века, и начал переиздавать их в коммерческих целях.
![Palm Court Jazz Café](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb-palmcourt1.jpg)
Долгие десятилетия все лейблы Дж. Бака-мл. базировались в Атланте, но в начале 1980-х гг. он весь свой бизнес перевёл в Нью-Орлеан, сам поселился во Французском квартале, в своё удовольствие записывал авторские радиопрограммы для нескольких радиостанций в разных городах и вместе с женой Ниной в 1989 г. открыл собственный джаз-клуб — Palm Court Jazz Café — в помещении бывшего купеческого склада на Декатур-стрит.
![Palm Court Jazz Café](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb-palmcourt.jpg)
Клуб под руководством Нины Бак продолжает работать и до сих пор, точнее — работал до начала карантина (и пока ещё не открылся). А все бесценные звуковые материалы многочисленных лейблов, которые Бак-мл. объединил в компанию GHB Jazz Foundation, и все товарные запасы этих лейблов, которые, несмотря на приход эры стриминга, продолжают довольно успешно торговать винилом и компакт-дисками, находятся на втором этаже в том же самом здании — только со входом не с Декатур-стрит, а с площади Френч-Маркет-Плейс, буквально в двух кварталах от радиостанции WWOZ.
Сам Джордж Бак-мл. ушёл из жизни в декабре 2013 года в возрасте 84 лет. Его радиопрограмма «Джазология», пропагандирующая его любимый традиционный джаз, до сих пор звучит в эфире радиостанции WAVO 1150 AM в городе Рок-Хилл, штат Северная Каролина, каждое воскресенье с 16:00 до 17:00. За много лет Бак записал свыше семисот часовых выпусков «Джазологии», которые можно повторять практически бесконечно: 52 еженедельных выпуска в год дают материал почти на четырнадцать лет, а затем цикл можно запускать заново. Продолжают работать и его лейблы, объединённые в GHB Jazz Foundation. И руководит этим конгломератом весьма примечательная личность.
![Lars Edegran](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb1.jpg)
Ларс Ивар Эдегран родился и вырос в Швеции, но не интересовался ни хоккеем, ни другими традиционными для Скандинавии развлечениями: с юных лет он был отчаянным энтузиастом традиционного джаза, научился играть на фортепиано, гитаре и банджо. Ларс довольно успешно играл также на кларнете и саксофоне, но решил сосредоточиться только на струнных инструментах. 22-летним юношей, преисполненным любви к бодрым ритмам диксиленда, Эдегран в 1966 г. ступил на землю Нового Орлеана… да так там и остался.
Вот уже 54 года Ларс Эдегран живёт в Городе Полумесяцем и, хотя по-английски до сих пор говорит с густым скандинавским акцентом, прекрасно вписался в джазовую сцену родины джаза. Он играет в «Нью-Орлеан Регтайм-оркестре», участвовал в записях «Презервейшн-Холл джаз-бэнда», записал с десяток собственных альбомов и участвовал в создании ещё полутора десятков, вышедших под именами других музыкантов — преимущественно как гитарист и банджоист. Но самое главное — с начала 2000-х годов он работает в Джазовом фонде Джорджа Эйч Бака как продюсер всего звукового наследия объединённых этим конгломератом девяти джазовых лейблов.
![Ларс Эдегран беседует с автором очерка (Нью-Орлеан, июль 2019)](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb7.jpg)
По словам Ларса Эдеграна, основатель фонда специально устроил его как НКО (некоммерческую организацию): Бак понимал, что рассчитывать на такую же прибыль, какую его узкоспециальным лейблам удавалось получать полвека назад, в золотую эпоху коммерческой звукозаписи, в XXI веке уже не приходится. Фонд работает, как определяет Ларс, для того, чтобы всё аккумулированное им звуковое наследие джаза XX столетия продолжало оставаться доступным для слушателей.
— Все альбомы, которые у нас есть в каталогах, должны быть в наличии, — рассказывал он. — В основном на компакт-дисках, конечно. К сожалению, винила у нас немного: большую часть мы потеряли из-за урагана Катрина, который разрушил наш старый склад. Но мы до сих пор выпускаем и будем продолжать выпускать альбомы на компакт-дисках.
Интересно, что даже карантин не остановил работу Фонда: не далее как в начале июля 2020, например, на лейбле GHB вышла двухдисковая коллекция записей одного из самых известных кларнетистов и альт-саксофонистов нью-орлеанской сцены — Дона Суора (Don Suhor, 1932-2003), известного тем, что всю жизнь он старался объединить две ветви джазовой сцены своего родного города и играл как с традиционалистами, так и модернистами-боперами, так что его личный стиль, в котором были элементы и бибопа, и диксиленда, у местных знатоков получил название «бопсиленд».
Часть новых записей делается прямо здесь же, в небольшой, но прилично оборудованной собственной студии Фонда, которая громко называется Audiophile Recording Studios.
![Audiophile Recording Studios](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb4.jpg)
Размах и благородная цель деятельности Фонда, конечно, впечатляют. Но некоторые другие стороны работы GHB Jazz Foundation не могли не удивить.
![Хранилище мастер-лент](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb3.jpg)
Колоссальный фонд оригиналов уникальных записей хранится на деревянных полках, которые только слегка промазаны огнеупорным составом.
![Хранилище мастер-лент](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb2.jpg)
Бесценные магнитные ленты стоят на этих полках в разнокалиберных картонных коробках — в помещении, где есть только рудиментарное кондиционирование воздуха, но нет профессиональной системы климат-контроля, которая есть практически в любом архивном хранилище, где мы побывали.
![Склад товарных запасов Джазового фонда Джорджа Эйч Бака](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb5.jpg)
Точно так же, на деревянных полках, хранятся товарные запасы компакт-дисков и то, что осталось от запасов винила…
![Склад товарных запасов Джазового фонда Джорджа Эйч Бака](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb6.jpg)
Но самое опасное — то, что и хранилище, и студия, и офис Фонда находятся в здании, где на первом этаже со стороны Декатур-стрит работает кухня клуба Palm Court Jazz Café. Кухня, где готовят в том числе и на открытом огне.
![Склад товарных запасов Джазового фонда Джорджа Эйч Бака](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-ghb8.jpg)
Ну, будем надеяться, что ленивые и расслабленные святые Нью-Орлеана — города, который в Штатах именуют в том числе Big Easy, «Большой Ленивец» — и в будущем сохранят бесценный архив GHB Jazz Foundation так же, как хранили его до сих пор. А когда Ларс Эдегран, которому уже 76 лет, неизбежно удалится на покой, его место во главе оперативной деятельности Фонда займёт не менее энергичный, влюблённый в музыку и — что очень важно! — не менее везучий человек.
![Andy Jacoby](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-lost-sock3.jpg)
Я далёк от мысли утверждать, что за несколько дней в Нью-Орлеане делегации российского Центра исследования джаза удалось узнать всё о том, как на родине джаза сохраняют историческое наследие этой музыки. Значительная часть наших встреч и впечатлений происходила где-то на полях официальной программы, занимавшей восемь-десять часов ежедневно. Например, в один из вечеров мы интересно и содержательно пообщались с молодым адвокатом Энди Джейкоби, который живёт с подругой, галеристкой Джейми Кох, во Французском квартале — историческом центре города. Хотя «дневная» профессиональная деятельность Энди никак с музыкой не связана, он — крупный активист сохранения истории нью-орлеанской музыки. Вместе с другими энтузиастами он занимается выявлением домов, где когда-то родились известные нью-орлеанские музыканты, и добивается их включения в реестр исторических памятников, чтобы спасти от сноса.
![Здание, где раньше находилась студия J&M](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-lost-sock1.jpg)
Именно Энди показал мне здание, где с конца 1940-х находилась единственная в Нью-Орлеане профессиональная студия звукозаписи — J&M. Её владелец, звукоинженер Козимо Матасса (1926-2014), единолично записал в этом здании всю классику нью-орлеанского ритм-н-блюза, от «Blueberry Hill» Фэтса Домино до «Tutti Frutti» Литтл Ричарда и от «Ooh Poo Pah Doo» Джесси Хилла до «Go To Mardi Gras» Профессора Лонгхэра.
Читаем соответствующий фрагмент из моей книги «Блюз. Введение в историю»:
10 декабря 1999 г. исторические заслуги Матассы почтила Музыкальная комиссия штата Луизиана. Председателем её, между прочим, был тогда Эллис Марсалис, легендарный нью-орлеанский музыкант, отец целой плеяды братьев — современных джазовых звёзд, включающей саксофониста Брэнфорда Марсалиса и трубача Уинтона Марсалиса. На здании, где когда-то располагалась студия J&M, была открыта памятная доска. Официальный адрес — Северная Рампарт-Стрит, 838-840; теперь, правда, в здании никакая не студия, а автоматическая прачечная…
![Фотографии музыкантов в окне автоматической прачечной «Потерянный Носок»](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-lost-sock2.jpg)
Книгу я писал, ещё ни разу не побывав в Нью-Орлеане: соответствующая глава была основана на интервью тогдашнего куратора Джазового архива им. Хогана и других вторичных источниках. Но всё так и оказалось. И мемориальная доска имеется, и в здании этом до сих пор действительно «ландромат» — автоматическая прачечная под названием The Lost Sock («Потерянный Носок»). Правда, в окнах, в качестве проявления заботы о сохранении культурного наследия, выставлены фотографии тех, кто когда-то в этом здании записывался. И, между прочим, это тоже — наряду с деятельностью описанных в этом очерке архивов, фондов и исследовательских учреждений — укрепило мою уверенность в том, что наследие нью-орлеанской музыкальной сцены живо и актуально до сих пор и что, несмотря на непростые времена в Городе Полумесяцем, оно будет сохраняться и вдыхать жизнь в музыкальную культуру нынешней эпохи.
![Нью-Орлеан, парк им. Луи Армстронга. Директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов фотографирует памятник легендарному первопроходцу раннего джаза трубачу Бадди Болдену](https://www.jazz.ru/mag/662/nawlinz-park-bolden-gavrilov.jpg)
В следующей, четвёртой части этого цикла публикаций мы покинем город, где родился джаз — Нью-Орлеан, и отправимся в столицу мирового джаза, Нью-Йорк. В пятом выпуске запланировано путешествие в ещё один исторический центр развития джазовой культуры, почти в центр территории США, к слиянию рек Канзас и Миссури — город Канзас-Сити.