Неукротимый. Стэнли Крауч, теоретик и историк джаза (1945-2020)

0
Stanley Crouch (photo © Cyril Moshkow, Jazz.Ru Magazine)
Stanley Crouch (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2007)
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

16 сентября в Бронксе (район Нью-Йорка) в хосписе «Калвари» после продолжительной тяжёлой болезни умер на 75 году жизни джазовый критик и историк джаза и американской культуры Стэнли Крауч (Stanley Crouch).

Его знали далеко за пределами США — как одного из основных спикеров в документальном сериале режиссёра Кена Бёрнса «Джаз» (PBS, 2001) и как сооснователя, многолетнего идеолога и вдохновителя репертуарной политики программы «Джаз в Линкольн-Центре», ведущей джазовой культурной организации в США, а также советника главы этой программы — композитора, трубача и бэндлидера Уинтона Марсалиса. За свои труды в области джазовой историографии и анализа проблем межрасовых отношений в США Стэнли Крауч удостоился стипендии Фонда Макартуров («Стипендия гения») и был номинирован на Национальную книжную премию США.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Его наследие включает восемь книг, в том числе одну художественную (повесть «Разве Луна не выглядит одинокой?», 2000). Наиболее широкий резонанс вызвала самая новая его книга, «Молния из Канзас-Сити: восхождение и эпоха Чарли Паркера» (2013), биография гениального саксофониста — революционера джазовой эстетики. Впрочем, это только первый том планировавшейся дилогии: в книге Крауч довёл историю Чарли Паркера до начала 1940-х — времени, когда будущий лидер революции бибопа окончательно переехал из родного города в Нью-Йорк. Второй том остался неоконченным.

Stanley Crouch (photo © Zack Zook)
Stanley Crouch (photo © Zack Zook)

Но книги Крауча — только часть картины: он написал тысячи статей, в том числе для буклетов сотен альбомов, включая все альбомы трубача Уинтона Марсалиса, начиная с самого первого (1982), и множество брошюр с программами «Джаза в Линкольн-Центре», и был одним из самых ярких (и вызывающих самые противоречивые отклики) джазовых критиков как в изданиях «общего интереса», так и в джазовых журналах на протяжении трёх десятилетий.

Стэнли Лоуренс Крауч родился 14 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе у матери-одиночки родом из Техаса. Из-за рано проявившейся астмы он рос книгочеем и киноманом, любил поэзию и рано заинтересовался джазом, но музыкального образования не получил, хотя самоучкой освоил игру на ударной установке. Получив филологическое образование, он преподавал литературу в колледже и в конце 60-х руководил ансамблем экспериментального джаза Black Music Infinity, в котором с ним играли будущие звёзды джазового авангарда — саксофонисты Дэвид Мюррей и Артур Блайт, флейтист Джеймс Ньютон и контрабасист Марк Дрессер. В возрасте 27 лет Крауч выпустил свою первую книгу — сборник собственных стихотворений — и через три года переехал в Нью-Йорк, чтобы сосредоточиться на литературном труде. После 1975 г. он уже не играл, так как журналистика, критика и литература заняли большую часть его времени. К концу десятилетия он был постоянным автором влиятельных изданий Village Voice и New Republic, а его вкусы и интересы в музыке переместились от авангарда, адептом которого он был в свои калифорнийские годы, к джазовому традиционализму, в духе которого он и воспитал своего главного ученика — Уинтона Марсалиса, которого целенаправленно формировал как музыкального мыслителя с тех пор, когда впервые повстречался с 17-летним трубачом в 1978 г. В этот период Стэнли Крауч решительно отвергал все формы афроамериканской музыки, кроме джазового мэйнстрима до 1960-х гг.: с его точки зрения, джаз-рок и фьюжн были смехотворны, джазовый авангард отвратителен, а рэп (особенно гангста-рэп) и хип-хоп олицетворяли всё худшее в американской жизни.

Здесь следует заметить, что Крауч писал далеко не только о джазе: минимум половина его книг и значительная часть его журналистского труда была посвящена расовым проблемам в американском обществе, рассматриваемым с точки зрения радикального мыслителя-афроамериканца. Крауч занимал настолько экстремальную и ни на кого не похожую позицию в расовых вопросах, что отрицал даже термин «афроамериканец» и утверждал, что презрительное когда-то слово «чёрный» всё-таки предпочтительнее этой искусственной конструкции, и мало того — что слова «негр» или «цветной» ему представляются лучше «чёрного», потому что включают большее разнообразие оттенков кожи «небелого» населения США. Энергичный, боевитый и всегда стремившийся привлекать внимание, Крауч, по определению лидера американского «нового журнализма» Роберта Бойнтона, обладал «ненасытным аппетитом на противоречивость». Мало у кого из критиков есть настолько же эклектичная и интригующая система взглядов, как у Крауча, писал Бойнтон; и при этом мало кто готов лезть в драку, чтобы доказать свои взгляды. Это была правда: Бойнтон имел в виду знаменитый эпизод в 1997 г., когда на афтепати «Джазовой премии» Ассоциации джазовых журналистов при большом стечении джазовых знаменитостей Стэнли Крауч полез в драку со своим коллегой, бывшим главным редактором журнала «ДаунБит» Ховардом Мэнделом, из-за того, что Мэндел критиковал его консервативные воззрения на джазовую историю. Радикализм воззрений Крауча не всегда шёл на пользу его карьере: в 2003 его уволили из ведущего американского джазового журнала JazzTimes после того, как он опубликовал там вызвавшую взрыв негодования статью «Ответственность белого человека». В статье Крауч поносил своего белого филадельфийского коллегу Фрэнсиса Дэйвиса за неправильные взгляды на чёрных американцев, белого трубача Дейва Дагласа — за то, что он слишком редко играет с негритянскими музыкантами (Крауч, напомню, настаивал на употреблении слов «негр» и «негритянский», считая их более правильными, чем «афроамериканец»), а чёрного кларнетиста Дона Байрона — за то, что слишком много играет музыки с белыми корнями (имея в виду его увлечение клезмером — музыкой восточноевропейских евреев: еврейская тема вообще была особенно чувствительной для Крауча, он часто возвращался в своих статьях к теме еврейского заговора, в том числе и в джазе). Центральной мыслью статьи было утверждение, что «умеющих играть белых музыкантов слишком часто превозносят выше их заслуг, чтобы белые критики могли более комфортно чувствовать себя в роли аналитиков формы искусства, которая им на самом деле чужда». Впрочем, общественное мнение в конце концов оказалось в этой истории скорее на стороне Стэнли Крауча: со стороны «Джаз Таймс» увольнять своего единственного чёрного автора, учитывая неугасаемую остроту расового вопроса в США, было как минимум неумно.

Обложка книги
Обложка книги Стэнли Крауча о Чарли Паркере (купить в Amazon)

Два десятилетия, с 1995 по 2014, Крауч публиковал еженедельную колонку в популярной газете New York Daily News, где писал о культуре и расовых вопросах (или о расовых вопросах в культуре). Кроме того, он регулярно появлялся как аналитик в популярном ток-шоу компании Bloomberg Television, выходившей на общенациональной общественной телесети PBS — «Шоу Чарли Роуза», пока его в 2017 г. не закрыли из-за скандала вокруг автора и ведущего шоу, связанного с обвинениями в сексуальных домогательствах. Недолгими оказалась работа Крауча комментатором в телепрограмме «60 минут» телеканала Си-Би-Эс (1996) и преподавателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке (2000). В последние годы жизни он работал председателем Образовательного фонда им. Луи Армстронга, который финансировал проекты в области музыкального образования.

Несомненные заслуги Стэнли Крауча в неустанной пропаганде джазового искусства были отмечены многочисленными наградами и премиями, среди которых стипендия Фонда Гуггенхайма (1982), литературная премия им. Джона Уитинга (1991), вышеупомянутая «Стипендия гения» Фонда Макартуров (1993), стипендия Фонда Флетчеров (2005), премия Уиндэма и Кэмпбелла в области документальной литературы от Йельского университета и присвоенная ему в 2020 «премия за заслуги в течение всей жизни» от Ассоциации джазовых журналистов, во главе которой стоит тот самый Ховард Мэндел (см. выше). В 2019 г. Национальный фонд искусств США присвоил ему высшую государственную награду Америки в области джазового искусства — звание «Мастер джаза» (National Endowment of the Arts Jazz Master).

Предыдущая статьяКак хранят историю джаза на его родине? Нью-Орлеан: джазовые архивы, коллекции и энтузиасты
Следующая статья«Джаз для смелых»: учебная программа для молодых музыкантов в Иркутске проводит онлайн-кастинг
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.