Kruglov-Sooäär Quartet «Arsenal» (ArtBeat Music, 2020)
В 2020 году, несмотря на социально-эпидемиологическую турбулентность, вышло много ярких интересных альбомов, в том числе и на российской джазовой сцене. В принципе, не удивительно, что один из самых производительных музыкантов «левого» (т. е. авангардного) фланга российской импровизационной музыки — саксофонист Алексей Круглов — именно в этом году выпустил сразу несколько сильных работ: наш чемпион по подробности документирования каждой сыгранной им ноты в звукозаписи выпускает каждый год такое количество альбомов, что по одному только закону больших чисел среди них должны быть и удачные. Ну, или «удачные с точки зрения мэйнстрима», с точки зрения более или менее широкой джазовой публики: понятно, что небольшая, но верная триба свидетелей авангардного искусства в новоджазовой области находит в обильном потоке новых релизов Алексея гораздо больше интересных работ, чем простой средний (и даже не очень простой и не совсем средний) «меломан-джазовик». Но всё же как минимум три отличных релиза за год, тем более за такой непростой год — это весьма достойно.
Один из этих альбомов — «Арсенал», посвящение 85-летию легенды советского джаза и создателя советского джаз-рока и фьюжн Алексея Козлова. Закономерно, что альбом спродюсировал Николай «Big Nick» Богайчук, который продюсировал подавляющее большинство CD-изданий и переизданий Алексея Козлова за последние почти уже четверть века и которого именно Козлов в своё время познакомил с создателями фонда ArtBeat, из деятельности которого выросли и нынешнее музыкальное издательство ArtBeat Music, и Клуб Алексея Козлова, где патриарх русского фьюжн вплоть до своего 85-летия достаточно регулярно выступал с нынешним составом своего «Арсенала».
ВИДЕО: трейлер альбома
Интересно, что альбом записан не собственными составами Круглова, а его совместным проектом с эстонскими музыкантами. Гитарист Яак Соояэр (Jaak Sooäär) — один из именитейших музыкантов в Таллине: он создал в музыкальной академии балтийской республики современное джазовое отделение (и сам его возглавляет), он создал в Эстонии федерацию джазовых музыкантов (и был её первым председателем). При этом Яак — не только деятель музыкальной индустрии, но и интересный гитарист, играл с Дейвом Либманом, Ханом Беннинком и другими звёздами, и своих проектов в Эстонии и за её пределами у него предостаточно. В конце 2000-х он познакомился с Кругловым, и у них сразу, как говорится, «щёлкнуло»: квартет Алексея Круглова — Яака Соояэра периодически гастролирует и записывается уже десять лет, выступал в Великобритании, Европе, Китайской Народной Республике — в общем, это активный и заметный проект. Уже два его альбома были связаны с русской музыкой — «Могучая кучка» (2015), где российско-эстонский квартет интерпретировал музыку, правильно, композиторов «Могучей кучки» (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков), и «Чайковский» (2020), где звучала музыка, правильно, Петра нашего Ильича; оба альбома стилистически колебались между довольно интенсивным по звуку джаз-роком и «новой импровизационной музыкой».
То же самое можно сказать и о новой работе — трибьюте Алексею Козлову. Снова джаз-рок, причём довольно старомодный по звуку: Соояэр почти не использует электронику (кроме буквально пары треков), только временами небольшой, но жёсткий «овердрайв» на электрогитаре, что в звуковом плане отсылает даже не к началу 1970-х, а к прото-джаз-року конца 1960-х — типа The Free Spirits (только без вокала). К тем же годам, к Орнетту Коулману или даже, скорее, к Альберту Айлеру с его моментальными вылетами в бескомпромиссный фри-джаз и столь же быстрыми возвращениями к мелодии, отсылает и напряжённое звучание альт- и сопрано-саксофонов Круглова. В меньшей степени это касается пьесы Козлова «Второе дыхание», сольную интродукцию к которой он играет на кларнете со множеством современных приёмов свободной импровизации, но, как только начинается изложение темы — опять звучит по-айлеровски напряжённо жужжащий альт, возвращающий слушателя на полвека назад. Впрочем, это неудивительно: посвяшение-то «Арсеналу», то есть именно что одной из первых советских джаз-рок-групп (ну или вообще первой, если забыть об ансамбле Виталия Клейнота 1971-73 гг. и верить только версии самого Козлова). Да, музыканты выбрали пьесы Козлова самых разных лет, включая самую популярную — «Ностальгию» (1985), с достаточно неожиданной версии которой начинается альбом. Но тем не менее альбом называется «Арсенал», и это оправдывает попытку звуковыми средствами воссоздать не изощрённый электронный фьюжн 80-х, а наивное и упрямо живое звучание раннего советского джаз-рока начала 70-х, с которым ассоциируется это название.
В этой попытке очень важна ритм-секция. А это лучший, пожалуй, барабанщик Эстонии — Танел Рубен (Tanel Ruben), который прекрасно знает и рок, и фанк, и джаз, и способен в соответствии с драматургией пьесы отвязно дать забубённого фри-джаза — которому, кстати, и Алексей Козлов был не чужд, хотя ещё и в до-арсеналовские времена: ведь к фьюжн его привело именно разочарование в линеарности джазовой эволюции, а точнее, эволюции самого Козлова в джазе — от хардбопа и кул-джаза через ладово-модальную стадию прямиком во фри-джаз, в который он зашёл в конце 1960-х, как в безвыходный тупик, и оттуда ему открылась только одна дверь — в джаз-рок. И, естественно, важнейшую роль играет басист. В 70-е именно отсутствие опытных (и ритмически свободных) электробасистов подводило ранний советский джаз-рок, в целом ритмически довольно скованный и неловкий. У Михкеля Мялганда (Mihkel Mälgand) этих проблем нет — кроме разве что общеевропейской метрономичности, свойственной большинству ритм-секций в Старом Свете, насколько бы виртуозными они ни были. Играет ли Михкель на контрабасе или на бас-гитаре — слышна игра большого мастера, а его контрабасовое соло в «Элегии» Алексея Козлова вообще представляет собой один из самых ярких эпизодов альбома.
Круглов не был бы Кругловым, если бы даже на трибьютном альбоме не прозвучали его опыты с декламацией поэзии (на этот раз звучит «Незнакомка» Александра Блока). Возможно, для «меломана-джазовика» это странно, но автору этих строк включение такого опыта в альбом с музыкой Алексея Козлова не показалось чужеродным — в конце концов, сам Алексей Семёнович много лет вынашивал планы большого музыкально-поэтического проекта, где сам читал бы стихотворные строки. Он в конце концов реализовал этот проект в конце 2000-х с московским трио «Второе Приближение» (альбом «Обэриуты», вышедший только в 2018-м — опять-таки на ArtBeat Music и опять-таки при продюсерстве Николая Богайчука). И, кстати, именно атмосферная «Незнакомка» с её угрожающим басовым бурдоном подводит слушателя к финальному треку — бескомпромиссно фри-джазовой версии «Опасной игры» с первого винилового альбома «Арсенала», записанного в 1977 г. (и выпущенного «Мелодией» только в 1979-м). В оригинале свободная импровизация (и то только трёх инструментов — сопрано-саксофона, электрогитары и фортепиано) звучала в отдельном эпизоде внутри 13-минутной сюитной формы, да потом ещё отзывалась угловатым авангардным эхом в соло лидера ансамбля на альт-саксофоне. У Круглова с Соояэром таким угловатым авангардным эхо музыки Козлова стала вся пьеса, уходящая в тревожную, опасную коду ad lib с трепещущим фруллато альт-саксофона… но разве 43 года назад Козлов вёл мысль не в том же направлении, которое он в своих нынешних комментариях к старым записям «Арсенала» называет «сюрреалистической эстетикой»?
«Arsenal» (ArtBeat Music, 2020)
Bandcamp | Apple Music | Spotify | Яндекс Музыка