Главные альбомы-9. Пианист Алексей Подымкин о самых важных для себя джазовых пластинках

0
Алексей Подымкин (фото © Антон Веселов)
Алексей Подымкин (фото © Антон Веселов)

Пианист Алексей Подымкин продолжает рассказывать читателям «Джаз.Ру» о джазовых альбомах, которые сформировали его как артиста. В девятом (из запланированных 10) выпуске речь идёт о первом альбоме, который молодому музыканту довелось «снимать» в далёкие 1980е-е годы: Steps Ahead «Smokin’ In The Pit» (1980).

Продолжение. См. Выпуск №1; Выпуск №2; Выпуск №3; Выпуск №4; Выпуск №5; Выпуск №6; Выпуск №7; Выпуск №8

Как я уже говорил, мой джазовый дебют состоялся в 1985-м, когда я в компании с Ильёй Гиммельфарбом, Антоном Усатюком и Дмитрием Рогозиным выступил на большой сцене Новосибирского джаз-фестиваля, посвящённого 10-летию «Творческого Джазового Объединения». Причём на эту сцену мы попали лишь после моего дерзкого разговора с Алексеем Баташёвым, который был ведущим концерта и, как я сейчас понимаю, был немного ошарашен тоном моего к нему обращения (впоследствии мы много раз встречались и с улыбкой вспоминали эту сцену из прошлого).

За день до этого мы выступили на сцене местного музучилища, где число слушателей в зале не превышало 20 человек, но при этом я тогда услышал очень хороших молодых музыкантов из Томска, Омска, Кемерово и Новосибирска (мне тогда очень понравилась игра молодого новосибирского альт-саксофониста Армена Чугуряна, с которым мы впоследствии очень подружились и сыграли вместе не один десяток концертов).

Я посчитал совершенно невозможным вернуться в Барнаул, не приняв участие в концерте на главной сцене фестиваля, и Алексей Николаевич попросил у организаторов десять минут для нашего выступления. Спасибо ему за это! Всё-таки играть для полного зала было намного круче!

А годом раньше я поехал в Красноярск, на первый в моей жизни джазовый фестиваль, но исключительно в качестве слушателя. Это было незабываемо! И не в последнюю очередь благодаря моему старшему товарищу и земляку Юрию Шерстюку, у которого я был подопечным по педпрактике за год до этого. Он тоже принял активное участие во внедрении джазового вируса в мой неокрепший организм. К тому моменту он уже учился в Кемерово и приехал на фестиваль в составе трио с Александром Каратаевым на басу и Андреем Потаниным на барабанах.

Они играли очень здорово, всё звучало фирменно, стилистически выверенно, интеллигентно и с хорошим свингом. Публика принимала их с большим воодушевлением. Ещё мне на том фестивале очень понравилось блистательное выступление пианиста из Одессы Сергея Терентьева и ансамбль из Иркутска «Молодые боперы» (думаю, название было придумано за кулисами). Эти ребята — гитарист Евгений Дмитриев, братья Лавровы (Александр на флейте и Андрей на альт-саксофоне), контрабасист Андрей Мингалёв, барабанщик Сергей Кушилкин и пианист Александр Дубинский играли с соответствующим их возрасту задором, но при этом очень зрело и слаженно.

А Юра Шерстюк чуть позже стал первым человеком, показавшим мне, как правильно работать с записями и научил меня снимать соло. Он это делал при помощи кассетного магнитофона «Легенда-404». У него была методика, которую он прививал и мне — подмечать и вычленять из общего материала наиболее используемые исполнителем обороты и фразы. Потом снятое соло надо было обязательно научиться играть с записью, точно попадая по ритму в каждую ноту. Одним из наших любимых пианистов в этом занятии был Томми Флэнеган (Tommy Flanagan). В скором времени у меня появился такой же аппарат, и началось… Кстати, ещё Юра научил меня правильно заниматься с метрономом — когда ты точно попадаешь в доли, его не должно быть слышно.

обложка оригинального винилового издания 1980 г.
обложка оригинального винилового издания 1980 г.

Но первым альбомом, который я снимал взахлёб, стал этот двойник — «Steps — Smokin’ in the Pit».

А появился он у меня благодаря замечательному саксофонисту, музыканту и просто очень хорошему человеку Виктору Виницкому (он брат известного гитариста Александра Виницкого).

Познакомились мы с ним примерно так. Были летние каникулы, и я поехал в Омск, где жила моя родня: дедушка, тётя и брат. Моя мама родом из этого могучего сибирского города.

Во время прогулки по городу краем глаза зацепился за знакомое слово на афише. Вот не совру, если скажу, что в написанном виде слово «Джаз» или «Jazz» в те годы вызывало у меня дрожь в теле (особенно мне нравился треугольный логотип, который печатали в левом верхнем углу пластиночных конвертов на фирме «Мелодия»).

Так я узнал, что в городе через пару дней состоится фестиваль. И на первом же концерте услышал Витин ансамбль, в котором, я помню, играли два брата-близнеца. Они были незрячие. Если не ошибаюсь, Саша и Серёжа Глухих (да, вот такая фамилия). Программа у них была немного эклектичная, но уровень исполнения очень высокий. В Барнауле никто в то время на таком уровне не играл. И, на моё счастье, по завершении концерта, в котором также принимал участие квартет Валерия Кузьмищева из Новосибирска, кто-то из музыкантов предложил организовать небольшой джем-сешн прямо на сцене. Мне тоже удалось поучаствовать. После этого мы с Витей начали регулярно общаться. Потом он переехал в Израиль, и мы как-то потерялись.

Комета-212-1
Комета-212-1

Этот альбом я у него переписал в тот же приезд и затем, примерно в течении трёх месяцев, транскрибировал запись при помощи магнитофона «Комета-212-1» (на фото). Надо сказать, магнитофон не выдерживал моего натиска и периодически отказывался функционировать. Приходилось уговаривать.

Обложка CD-переиздания 1999
Обложка CD-переиздания 1999

От редакции. Первый концертный альбом группы Steps Ahead «Smokin’ In The Pit» вышел как двойной виниловый альбом ещё под первоначальным названием коллектива — Steps — в 1980 г. Он был записан 15-16 мая 1979 г. на концертах в токийском джаз-клубе Pit Inn и первоначально был выпущен только японским лейблом Better Days, который принадлежал корпорации Nippon Columbia. Этот лейбл выпустил три самых ранних записи Steps Ahead: эту, записанный в 1980 самый первый (студийный) альбом «Step by Step» и ещё один концертный альбом, «Paradox», записанный в том самом нью-йоркском клубе Seventh Avenue South, принадлежавшем братьям Майклу и Рэнди Бреккерам, где из спонтанных сессий Майкла с целым рядом ярких музыкантов поколения 1970-80-х (пианист Дон Гролник, вибрафонист Майк Мэйниери, барабанщик Стив Гэдд, басист Эдди Гомес) и родился этот ансамбль. Только в 1999 г. альбом был впервые издан в США на двойном CD (лейбл NYC Music).
ВНИМАНИЕ: на сервисе Яндекс Музыка по каким-то причинам представлены только два трека с этого альбома. Желающие послушать его целиком могут обратиться к сервисам Spotify или Apple Music.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.