Джаз не умер. Вы просто привыкли так думать — и ошибались! Обзор новых направлений джаза 21 столетия

2
Victory Vectors by Vecteezy

Читатель спрашивает автора этих строк:

Кирилл, вы согласны с утверждением, что «со времён Орнетта Коулмана ничего принципиально нового в в джазе не возникло»? Последние, скажем, лет 30 в джазе происходили ли какие-нибудь радикальные сдвиги?

Ответ прост:

1. нет, не согласен;
2. да, происходили.

Jazz is not dead. Frank Zappa

«Джаз не умер. Он просто так пахнет», заявил ещё в начале 1970-х рок-гитарист Фрэнк Заппа. Джаз пытались хоронить множество раз. В 1949 главный джазовый журнал DownBeat объявлял… конкурс на новое название современной музыки вместо слова «джаз»! (Победило слово «крюкат», crewcut: скажите честно, вы слышали, чтобы с тех пор кто-то называл этим словом какую бы то ни было музыку?)

Первопроходец российского «джазоведения» Леонид Переверзев 21 год назад написал, имея в виду непрекращающиеся дискуссии о «смерти джаза»:

Судя по тому, как горячо мы продолжаем о нём дискутировать, он до сих пор скорее жив, чем мёртв.

Знал бы Леонид Борисович, как убедительно опровергнут следующие два десятилетия тех, кто упорно стенает о «смерти джаза»!

Да, саксофонист Орнетт Коулман (1930-2015), один из первопроходцев джазового авангарда — именно название его альбома «Free Jazz», вышедшего ровно 60 лет назад, стало названием одного из направлений экспериментальной, поисковой джазовой сцены — довёл до логического конца одну из линий развития джаза, но только одну из линий, а не джаз как таковой: линию отрыва импровизации от ритмической и гармонической основы. Фри-джаз играют и сейчас, но даже внутри джазового авангарда этот стиль, возникший более полувека назад, уже превратился в своего рода классику (или анахронизм): нынешний авангард идёт совсем другими путями.

А изменения в джазе — в широком смысле этого слова — действительно происходят в течение последних 20 лет, в том числе и прямо сейчас. Просто не все о них знают, продолжая черпать свои познания о джазе из 1980-х, в лучшем случае 1990-х. А ведь даже со времени выхода документального телесериала режиссёра Кена Бёрнса «Джаз», который прямо утверждал, что развитие джаза прекратилось ещё полвека назад и теперь можно только бесконечно воспроизводить тогдашние каноны, прошло уже ровно 20 лет. И за эти 20 лет произошло много интересного, что не укладывалось в изложенные создателями сериала схемы.

Stuart Nicholson. Is Jazz Dead? (Or has it moved to a new address)

Британский профессор Стюарт Николсон ещё 15 лет назад написал полемическую книгу с задорным названием «Умер ли джаз? Или просто сменил адрес?» и с презабавной обложкой. Если коротко, то уважаемый профессор был склонен согласиться с тем, что в США эта музыка окостенела и перестала развиваться, но достаточно убедительно доказывал, что джаз вполне себе жив и брыкается в Европе. Однако с тех пор прошло полтора десятка лет, и мы можем теперь видеть картину в несколько более полном развитии. Причём развитие продолжается.

В США уже два десятилетия как нарастает новая волна urban jazz, или «афрофутуризма». Опровергая мнение о том, что афроамериканцы перестали играть джаз и все ушли в рэп и хип-хоп, новое поколение чёрных музыкантов убедительно доказало, что продолжает считать джаз своей музыкой, и не без оснований.

Потенциал этого вектора развития был понятен ещё в начале столетия. В качестве примера приведу альбом диджея-вертушечника Пола Миллера, известного как DJ Spooky — «Optometry» (2002): партнёрами маститого хип-хопера/философа на этой записи были заслуженные чёрные авангардисты — пианист Мэтью Шипп, саксофонист и трубач Джо Макфи, контрабасист Уильям Паркер и барабанщик Гильермо И. Браун, т.е. среднее и старшее поколение тогдашней сцены нью-йоркского «Даунтауна». Но даже в 2002 г. эти опытные экспериментаторы «месили» урбан-джаз, что называется, мама не горюй!
СЛУШАЕМ: DJ Spooky «Ibid, Désmarches, Ibid»

А в 2010-х произошёл буквально взрыв популярности «афрофутуризма» или урбан-джаза. В США и Великобритании на первый план вышла целая плеяда ярких, напористых молодых инструменталистов — пианист и клавишник Роберт Гласпер (Robert Glasper); мультиинструменталист / продюсер / рэпер Террас Мартин (Terrace Martin); внучатый племянник пианистки Элис Колтрейн (последней жены Джона Колтрейна) — продюсер / рэпер / электронщик Стивен Эллисон, известный как Flying Lotus; барабанщик Крис Дейв (Chris Dave) и десятки других музыкантов, работающих на перекрестии джаза, хип-хопа, электроники, рэпа, соул и r’n’b при главенствующем джазовом элементе, выраженном в мощной инструментальной импровизации с несомненными корнями в афроамериканской традиции. В этом направлении два главных имени последних примерно десяти лет — это два саксофониста: чёрный британец Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings) и чёрный американец Камаси Вашингтон (Kamasi Washington).
СЛУШАЕМ: Terrace Martin’s Gray Area feat. Kamasi Washington (2020)
Террас Мартин — сопрано-саксофон, Камаси Вашингтон — тенор-саксофон, Рональд Брунер-мл. — ударные, Пол Корниш — клавишные, Джошуа Крамбли — контрабас

Параллельно в США и в Европе (в том числе и в России) в последние четверть века мощно заявила о себе сцена пауэр-джаза (power jazz), представленная в основном ансамблями с лидирующим фортепиано. Пауэр-джаз опирается на жёсткую современную ритмику рок-музыки и хип-хопа, которая служит фундаментом для мощного импровизационного пианизма с заметным влиянием академического музыкального искусства. Среди пионеров этого направления в США было трио белых музыкантов со Среднего Запада (Миннесота и Висконсин) — The Bad Plus, которое мощно выстрелило ещё в 2003 г. дебютным альбомом на мэйджор-лейбле Columbia. Этот альбом, «These Are the Vistas», спродюсировал Чад Блэйк, который до этого работал с рок-музыкантами: он записал джазовое трио как рок-группу, в которой мощные барабаны Дэвида Кинга и компрессированный до небес контрабас Рида Андерсона, как каменный фундамент, держали на себе широченные звуковые пространства фортепиано Итана Айверсона. Причём главные хиты альбома тоже были позаимствованы из репертуара известных рок-групп, в очередной раз доказав и всеядность джаза, и его способность к постоянному обновлению за счёт восприятия самых современных ритмических моделей и тембральных новшеств.
СЛУШАЕМ: The Bad Plus «Smells Like Teen Spirit»

В Европе движение пауэр-джаза началось в Скандинавии, где во главе нового тренда всю вторую половину 1990-х стояло трио пианиста Эсбьёрна Свенссона. В 1999 известность Esbjörn Svensson Trio (известного также просто как e.s.t.) вырвалась за пределы Скандинавии, когда их альбом «From Gagarin’s Point of View» вышел на мощном германском лейбле АСТ (читается «акт»). Их гремучая, но медитативная и мелодичная смесь формата джазового трио, предусматривающего обильные импровизационные соло, с жёсткими и прямолинейными ритмами рока и гармоническим богатством европейской академической музыки от Бартока до Сибелиуса, сделала их буквально стадионными звёздами в Европе; успех Esbjörn Svensson Trio в США был скромнее, но и там они побывали даже на обложке журнала DownBeat, что до них мало кому из европейцев удавалось.
СЛУШАЕМ: Esbjörn Svensson Trio «From Gagarin’s Point of View» (live 2003)
Эсбьёрн Свенссон (ф-но), Дан Берглунд (контрабас), Магнус Эстрём (барабаны)

Лидер трио трагически погиб в 2008, но вслед за его ансамблем исследованием возможностей «пауэр-джаза» по всему континенту занялись десятки коллективов, творчество которых породило новые яркие суб-стили и суб-направления. Среди этих ансамблей можно назвать и российские коллективы, в том числе LRK Trio и Трио Дмитрия Илугдина — каждое со своим собственным творческим лицом, за которым влияние скандинавских первопроходцев если и просматривается, то только наравне со влиянием американского джаза и русской классики — от Чайковского и Рахманинова до Прокофьева и Шостаковича.
СЛУШАЕМ: LRK Trio «Небылица» (2020, выступление в телешоу «Клуб Шаболовка, 37»)

Конечно же, в Европе развивается не один только джазовый стиль. Как в 1980-90-е Старый Свет стал мировым центром развития «этно-джаза», актуального в те времена направления на перекрестии джаза, фьюжн и «мировой музыки» — элементов музыкальных культур европейских (и внеевропейских!) народов, так с середины 2010-х в центре внимания европейской джазовой сцены оказались перекрёстки множества современных стилей, от «альтернативной поп-музыки» до электроники — с одной стороны, и джаза — с другой. Одна из главных точек фокусировки этого направления — фестиваль XJAZZ в Берлине, который в последние шесть лет собирает десятки тысяч слушателей; во главе фестиваля стоит мультиинструменталист (трубач и клавишник) Себастиан Штудницки, и сам весьма успешно соединявший с джазом элементы современной танцевальной и популярной музыки ещё в 1990-е и начале 2000-х — сначала в своей ранней группе Orbit Experience, затем — работая солистом-импровизатором в поп-проектах на грани электроники и «мягкого джаза», Jazzanova и Mezzoforte и, кстати, в казахской поп-группе «А-Студио». В своих нынешних проектах Memento и KY Штудницки соединяет минимал-техно, академический минимализм, лаунж, даунтемпо и т. п. — и всё это сыграно слегка окрашенными электроникой средствами акустического джазового ансамбля.
СЛУШАЕМ: Sebastian Studnitzky & KY «Organic» (2019)

Но, конечно, эта стилистическая палитра далеко не исчерпывает разнообразие стилей и направлений, которые смешиваются на фестивале XJAZZ и других подобных фестивалях по всей Европе: самое главное — там нет стилистических границ, там элементы джаза, поп-музыки, хип-хопа, электроники, академической музыки и свободной импровизации смешиваются свободно, щедро и непредсказуемо. Вот один из типичных примеров (но другие, не менее типичные примеры могут оказаться совершенно в другом стиле!): три молодых немецких музыканта — барабанщик Демиан Каппенштайн (ученик легенды восточногерманского джазового авангарда — Гюнтера «Бэби» Зоммера), бас-кларнетист Лутц Штройн и трубач Пабло Гив — «месят» радикальную, но увлекательную свободную импровизацию на основе хип-хоповых ритмов с активным использованием электронных тембров и эффектов на фестивале XJAZZ 2016 года. И подобные эксперименты идут по всей Европе последние полтора десятилетия, в значительной степени определяя завтрашнее лицо импровизационной музыки — ну, если на то пошло, то и лицо джаза, потому что джазовые корни и джазовый контекст этих поисков невозможно скинуть со счетов.
СЛУШАЕМ: Demian Kappenstein, Lutz Streun, Pablo Giw — XJAZZ 2016

То, что в 1990-е называлось «этно-джазом», тоже не сдаёт позиций и дало многочисленные, зачастую яркие и жизнеспособные побеги по всему миру, даже в США. Именно в США уже полтора-два десятилетия развивается несколько таких направлений, среди которых рискну выделить как самое яркое современный индо-джаз или индо-фьюжн. Попытки соединить мелодически линеарную, лишённую гармонической составляющей, но зато ритмически изощрённую классическую музыку Индии и не менее богатую ритмически афроамериканскую традицию делались ещё в 1960-е годы в Индии и Великобритании, а индийские музыканты Л. Субраманиам и Л. Шанкар, Закир Хуссейн, Трилок Гурту, Бадал Рой и др. активно и органично влились в движение фьюжн в 1970-80-е гг. Но именно в США сейчас живёт и развивается самый современный и самый жизнеспособный вариант индо-джаза: во главе этого направления стоят изощрённый пианист Виджей Айер (Vijay Iyer) и яростный альт-саксофонист Рудреш Махантаппа (Rudresh Mahanthappa). Было время, они играли и дуэтом; затем каждый пошёл своим путём. Путь Айера оказался ближе к джазовой традиции, хотя индийские элементы (прежде всего — статичный ладовый строй при ритмической изощрённости) у него, безусловно, слышны.
СЛУШАЕМ: Vijay Iyer Trio «Combat Breathing» (с альбома «Uneasy», ECM Records, 2021)
Виджей Айер — ф-но, Линда Мэй Хан О — контрабас, Тайшоун Сори — ударные

Рудреш Махантаппа, выросший в США, лет 15 назад начал активно ездить в Индию и изучать музыкальные традиции родины своих предков — Карнатаки, средоточия южной индийской музыкальной классики (не во всём похожей на северную). У него в последние десятилетия был целый ряд ярких проектов: Samdhi, Indo-Pak Coalition, Gamak — и в Москве на «Триумфе джаза» 2014 года он показал смешение двух из этих проектов, более джаз-рокового Gamak и более «индостанского» Indo-Pak Coalition, в котором с ним выступает специалист по северной индийской традиции, гитарист Рес Аббаси; поскольку в обоих ансамблях с ними играет барабанщик Дэн Уайсс (Dan Weiss), идеальной иллюстрацией, видимо, будет концертная съёмка этого трио с провокационным названием «Индо-пакистанская коалиция». Да, Аббаси родом из Пакистана; для знающих людей это название настолько же провокационно, как, скажем, «Российско-украинский союз» для современной Украины, да и России. Но плавильный котёл Нью-Йорка не только свёл вместе этих музыкантов, но сделал их друзьями и единомышленниками.
СЛУШАЕМ: Rudresh Mahanthappa & Indo-Pak Coalition, 2018

Нет, это ещё не всё. Джаз продолжает развиваться, и развиваться бурно. Да, джаз занимает всего три-пять процентов всего музыкального рынка, но это правильные проценты. Цель джазового искусства — не сверхприбыли, не захват рынка, не большой шоу-бизнес, а новые творческие достижения, новые пути развития, новые идеи и звучания. И сейчас, в начале третьего десятилетия двадцать первого века, джаз столь же полон сил и жизненной энергии, как в те легендарные времена, когда — более полувека назад — последним словом в развитии джазового искусства были работы титанов джаза, которые теперь изучают студенты музыкальных училищ. Главное — избавиться от психологии «канона»: эти великие титаны создавали не единственно возможные образцы для повторения и бесконечного воспроизведения по раз и навсегда выученным правилам — они прокладывали пути для продолжения истории джаза, удивительного вида музыкального искусства, который живёт и развивается уже более ста лет.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяRainy Days Records: джазовый фортепианный фестиваль в Санкт-Петербурге к трёхлетию лейбла
Следующая статьяКак хранят историю джаза на его родине? Дом-музей Луи Армстронга в Нью-Йорке
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Ждём репортажа с фестиваля в Ярославле. Искренне, Александр.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.