Как хранят историю джаза на его родине? Дом-музей Луи Армстронга в Нью-Йорке

0
Луи Армстронг у себя дома в Короне, 1960-е гг.
Луи Армстронг у себя дома в Короне, 1960-е гг.

«Джаз.Ру» продолжает публикацию цикла очерков об американских музеях джаза и других исследовательских и просветительских заведениях, которые сохраняют, изучают и пропагандируют историю джазового искусства. Цикл основан на материалах, полученных делегацией российского Центра исследования джаза в ходе стажировки по теме «Менеджмент джазовых архивов в США» летом 2019 года в рамках программы профессионального обмена International Visitor Leadership Program. Часть материалов была собрана в ходе аналогичной экспедиции с целью изучения системы исследования и сохранения джазового наследия в США, состоявшейся в январе 2019 и поддержанной компанией The Real Jazz Ambassadors, LLC.

РАНЕЕ В ЦИКЛЕ:
Музей Джаза в Новом Орлеане: общедоступное и сокровенное | Нью-Орлеан: джазовые архивы, коллекции и энтузиасты | Старейший в мире Нью-Орлеанский джазовый архив им. Хогана

Трубач, вокалист, композитор и бэндлидер Луи Армстронг (Louis Armstrong) всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти, лет 35 назад, американские исследователи нашли в нью-орлеанских архивах свидетельство о его крещении — и установили, что на самом деле самый знаменитый джазовый трубач и певец ХХ века родился 4 августа 1901 года и, следовательно, когда 6 июля 1971 он мирно умер во сне, ему было 69 лет и 11 месяцев. Значит, летом 2021 исполнится 120 лет со дня его рождения и 50 лет со дня ухода из жизни.

Последние десятилетия своей жизни Луи Армстронг прожил в небольшом доме в квартале Корона, расположенном в нью-йоркском районе Куинс. В 2003 г. там открылся Дом-музей Луи Армстронга (Louis Armstrong Home Museum), который одновременно имеет статус памятника истории города Нью-Йорк и национального памятника истории.

Луи Армстронг и его жена Люсиль дома в Короне, 1960-е гг.
Луи Армстронг и его жена Люсиль дома в Короне, 1960-е гг.

Люсиль Уилсон-Армстронг (1914-1983), четвёртая и последняя жена Луи, после его ухода из жизни летом 1971 г. продолжала жить в том же доме, где поселилась вместе с Армстронгом вскоре после их свадьбы в 1942-м. Она была сильной, независимой женщиной, которая по собственной воле посвятила жизнь не личной карьере, а самоотверженной роли миссис Луи Армстронг. После того, как она осталась одна, Люсиль стала яркой активисткой соседского сообщества в Короне, занималась благотворительностью во имя улучшения жизни в квартале, но при этом продолжала активно продвигать и пропагандировать наследие своего мужа. Она вела семинары в его память на джазовых фестивалях в Хэмдене, штат Коннектикут, и заседала в комитетах нескольких благотворительных обществ его имени. За активную благотворительность Люсиль стала почётной гражданкой Нью-Орлеана, где в сотрудничестве с конгрессменом Джоном Кониерсом, энтузиастом идеи широкой поддержки джазового искусства на уровне Конгресса США, работала над созданием Парка им. Луи Армстронга. Её провозгласили «первой леди» Фестиваля традиционного джаза и блюза в Монако, где Люсиль открывала памятник Армстронгу вместе с принцессой Грейс — бывшей актрисой Грейс Келли, супругой правителя Монако князя Ренье III. Наконец, Люсиль Армстронг стала почётным председателем Мемориального проекта Луи Армстронга. Детей у них с Луи не было: великий музыкант был бесплоден. Поэтому сам дом Люсиль оставила по завещанию частному Образовательному фонду им. Луи Армстронга, который вскоре передал дом и участок Департаменту культуры города Нью-Йорка, а всё, что находилось в их с Армстронгом доме — прежде всего архивы Луи — Куинс-Колледжу, где архивы хранятся и сейчас. Благодаря финансированию Образовательного фонда им. Луи Армстронга все эти архивы доступны для исследователей со всего мира совершенно бесплатно, хотя и только по предварительной записи.

Дом-музей Луи Армстронга
Дом-музей Луи Армстронга

Дом и участок по сей день находятся в городской собственности, а управляет Домом-музеем и ведёт в нём музейную и исследовательскую деятельность в соответствии с долговременной городской лицензией городской университет Нью-Йорка — Куинс-Колледж (Queens College), крупное учебное заведение с 20 тысячами студентов, кампус которого расположен в соседнем районе Флашинг. В составе Куинс-Колледжа есть отличный музыкальный факультет, Школа музыки им. Аарона Копленда, но Дом-музей находится в ведении другого подразделения университета — Центра искусств им. Купферберга. И именно в Куинс-Колледже, а точнее — в здании университетской Библиотеки им. Бенджамина С. Розенталя, хранится основная часть коллекций Дома-музея: в самом Доме расположена только выставочная экспозиция, включающая в том числе прижизненную обстановку дома великого музыканта, его личные вещи и небольшую часть его огромного архива. Остальное находится в восьми километрах от Короны, в Библиотеке им. Розенталя, в расположенных там офисе и хранилищах Дома-музея. Бесчисленные дневники-скрапбуки Армстронга, сотни часов его домашних аудиозаписей, исполинская переписка, рукописи, книги и пластинки были перевезены в хранилища библиотеки в 1991 г.

Библиотека им. Розенталя, внутри которой находятся фонды Дома-музея Луи Армстронга
Библиотека им. Розенталя, внутри которой находятся фонды Дома-музея Луи Армстронга

Что до Дома-музея, то его сначала надо было восстановить. Дело в том, что в 1976 г. Люсиль нелегально (без согласования с городскими властями) надстроила третий этаж, а бесчисленные личные вещи мужа аккуратно складировала на чердаке. В 2002 г. началась перестройка исторического здания. Третий этаж был разобран, на место вернули старую крышу, переделанный уже после смерти Луи гараж со въездом с улицы перестроили в вестибюль для посетителей, а его «логово» — личную комнату и кабинет — восстановили ровно в том самом виде, в каком «логово» было в последние годы артиста: есть достаточно много фотографий интерьера, а вся обстановка и личные вещи хорошо сохранились на чердаке у Люсиль и затем в хранилищах Куинс-Колледжа.

Луи Армстронг в своём «логове», 1960-е
Луи Армстронг в своём «логове», 1960-е

Как и у любого учреждения в США, у Дома-музея есть mission statement, Заявление о миссии — документ, кратко описывающий цели и задачи организации. В этом документе Дома-музея Луи Армстронга написано, что он создан для «поддержки и пропаганды культурного, исторического и гуманитарного наследия Луи Армстронга путём сохранения его дома и участка, сбора архивных материалов, которые документируют жизнь и наследие Армстронга, и организации доступа к ним, а также создания общественных программ, в том числе выставок, концертов, лекций и кинопоказов», в ходе чего Дом-музей «стремится просвещать и вдохновлять всех возрастов, любого происхождения и местожительства».

Группа исследователей из Центра исследования джаза побывала в офисе и хранилищах коллекций Дома-музея летом 2019, когда, по странному стечению обстоятельств, Дом-музей переживал непростой момент в своей истории — так же, как и Музей американского джаза в Канзас-Сити, где мы побывали за несколько дней до того, Дом-музей проходил этап смены директора. Мы мельком видели Кениона Адамса, проработавшего директором Дома-музея шесть месяцев; через три недели после нашего визита он написал заявление об увольнении — не сумел сработаться ни с коллективом Дома-музея, ни с его советом директоров, председатель которого так прокомментировал увольнение Адамса: «Я благодарен м-ру Адамсу, который признал, что не подошёл для этой должности, и желаю ему удачи в реализации его художественных концепций». Дело в том, что директор Адамс стремился, по его собственным словам, «расширить территорию музея, чтобы там могли работать ведущие чёрные поэты, художники, хореографы и другие артисты, которые могли бы создавать произведения, вдохновляясь материалами из недавно оцифрованных архивов Армстронга». Но его стремления не нашли понимания у пяти штатных сотрудников музея, которые считали, что директор слишком далеко отходит от Заявления о миссии Дома-музея, где ясно сказано, что в фокусе его деятельности должны быть «жизнь великого джазмена, его влияние на мировую культуру и гуманитарную сферу». Больше всех коллектив возмутило указание директора убрать с веранды здания на чердак ростовую фигуру Луи Армстронга, с которой любили фотографироваться посетители.

2021: директор Дома-музея по исследовательской работе Рикки Рикарди возвращает фигуру Луи Армстронга на место
2021: директор Дома-музея по исследовательской работе Рикки Рикарди возвращает фигуру Луи Армстронга на место (фото со страницы Рикки в соцсети Facebook)

Кроме того, исполнительный директор совершил немало и других прегрешений против коллектива — в частности, отменил два традиционных концерта, которые проходили в Доме-музее каждое лето, и распорядился закрывать музей каждый вторник, что вынудило сотрудников прекратить традиционные экскурсии для школьников. Директор оправдывался тем, что хотел таким образом дать пяти штатным сотрудникам больше времени для планировавшегося уже тогда переезда фондов и архивов в новое здание.

Впрочем, для группы коллег из России была важна встреча не с уходящим исполнительным директором организации (кстати, новым исполнительным директором в сентябре 2020 стала Регина Бэйн — в прошлом глава Ассоциации чёрных выпускников Йельского университета и член совета танцевальной труппы Urban Bush Women, женщина энергичная и, что называется, с пониманием). Важнее было встретиться с человеком, который, собственно, стоит во главе всей архивной и музейной деятельности Дома-музея Луи Армстронга — директором по исследовательской работе и коллекциям Рикки Рикарди (Ricky Riccardi). Вместе с ним во встрече участвовала архивист Сара Роуз, с которой по крайней мере двое из нас были знакомы по совместному участию в конференции Documenting Jazz в Дублинской консерватории (Ирландия) в январе 2019, но в 2020 г. Сара сменила место работы, и дальнейшая её деятельность оказалась не связана с джазовыми музеями.

Встреча в офисе Дома-музея: Рикки Рикарди — крайний справа
Встреча в офисе Дома-музея: Рикки Рикарди — крайний справа

Рикки Рикарди изучал историю джаза и методику исследования джаза в Университете Ратгерса (Ньюарк, Нью-Джерси) — том самом, где работает прославленный Институт джазовых исследований (Institute for Jazz Studies). Собственно, в Институте он и стажировался. В Доме-музей Луи Армстронга он пришёл работать в 2009 году, когда ему было 29. Сейчас Рикки 40, он написал и выпустил две книги о Луи Армстронге: в 2011 — «Какой удивительный мир. Магия поздних лет творчества Луи Армстронга», и в 2020 — «Сердце, полное ритма: Луи Армстронг в эпоху биг-бэндов», работает над третьей. Как нетрудно догадаться, она будет посвящена раннему этапу жизни Армстронга — до 1930-х. Он огромный знаток жизни и творчества Сатчмо, но главное — не менее огромный его фанат и пропагандист.

Рикки Рикарди показывает русским коллегам драгоценности из архива Армстронга: те самые ноты песни «Какой удивительный мир», которые Армстронг использовал для записи своего знаменитого последнего хита...
Рикки Рикарди показывает русским коллегам драгоценности из архива Армстронга: те самые ноты песни «Какой удивительный мир», которые Армстронг использовал для записи своего знаменитого последнего хита…
...фрагмент рукописи мемуаров Сатчмо...
…фрагмент рукописи мемуаров Сатчмо…
...одну из бесчисленных коробок магнитной ленты, на которой Армстронг день за днём записывал свои звуковые впечатления — разговоры с женой, друзьями, фрагменты воспоминаний и просто отрывки музыки с пластинок и из радиоэфира, а на коробку наклеивал собственноручно сделанные коллажи из фотографий и рисунков...
одну из бесчисленных коробок магнитной ленты, на которой Армстронг день за днём записывал свои звуковые впечатления — разговоры с женой, друзьями, фрагменты воспоминаний и просто отрывки музыки с пластинок и из радиоэфира, а на коробку наклеивал собственноручно сделанные коллажи из фотографий и рисунков…
...обложку «альбома» (набора грампластинок на 78 оборотов в минуту) «Горячая джазовая классика», изданного Columbia Records в 1940 г...
обложку «альбома» (набора грампластинок на 78 оборотов в минуту) «Горячая джазовая классика», изданного Columbia Records в 1940 г…
...ноты «горячего» номера 1920-х «Struttin' With Some Barbecue» с собственноручными пометками Армстронга...
…ноты «горячего» номера 1920-х «Struttin’ With Some Barbecue» с собственноручными пометками Армстронга…
А здесь всё перемешано: на этих плёнках — интервью, фрагменты выступлений, беседы с коллегами и друзьями. Многое уже оцифровано, но оригиналы тщательно сохраняются.
А здесь всё перемешано: на этих плёнках — интервью, фрагменты выступлений, беседы с коллегами и друзьями. Многое уже оцифровано, но оригиналы тщательно сохраняются.

Фонды архивов Луи Армстронга втиснуты в довольно небольшое пространство, для ориентации в котором сотрудники вывесили на углах стеллажей карту расположения разделов.

Указатель местонахождения фондов
Указатель местонахождения фондов

Внутри разделов всё аккуратно упаковано в стандартные архивные коробки, которые содержат неисчислимые уникальные артефакты. В этих коробках, например, «скрапбуки» Армстронга за много лет.

Коробки с дневниковыми «скрапбуками» — альбомами вырезок, записок и картинок, которые Армстронг год за годом изготавливал собственноручно
Коробки с дневниковыми «скрапбуками» — альбомами вырезок, записок и картинок, которые Армстронг год за годом изготавливал собственноручно

Помните мундштук Луи Армстронга, подаренный Музею американского джаза в Нью-Орлеане? Ну так дома у него был ещё один мундштук.

Мундтшук Луи Армстронга
Мундтшук Луи Армстронга

Да что там: на самом деле далеко не один мундштук!

Много мундштуков Луи Армстронга
Много мундштуков Луи Армстронга

И даже не одна труба!

Труба Луи Армстронга
Труба Луи Армстронга
Больше труб Луи Армстронга!
Больше труб Луи Армстронга!
Некоторые из труб — уникальные штучные инструменты ручной работы...
Некоторые из труб — уникальные штучные инструменты ручной работы…

Одну из этих труб, из 1930-х, нам даже дали подержать — но только в перчатках, чтобы не оставить на металле отпечатков рук: если такие отпечатки сразу же не стереть, они начинают воздействовать на верхний слой покрытия инструмента.

Рикки Рикарди и автор публикации
Рикки Рикарди и автор публикации

В офисе архива есть специальная фотозона для таких случаев. Мы не преминули воспользоваться, конечно.

Главный редактор «Джаз.Ру» с трубой Луи Армстронга. Я даже не делал вид, что умею её правильно держать. Я просто держал её с должным благоговением.
Главный редактор «Джаз.Ру» с трубой Луи Армстронга (без мундштука). Я даже не делал вид, что умею её правильно держать. Я просто держал её с должным благоговением.

В 2021 году планировалось, что фонды и архивы переедут из библиотеки Куинс-колледжа в новый Культурный центр им. Луи Армстронга, который должен открыться буквально напротив Дома-музея, в том же квартале Корона. Но пандемия спутала все карты. В новом здании ещё вовсю идут строительные работы, и Рикки Рикарди осторожно обещает, что Центр Луи Армстронга откроется через год, в 2022-м. Пожелаем беззаветным энтузиастам джазовой истории большого успеха — и как можно менее трудного переезда и перевозки уникальных коллекций на новое место!

Сайт Дома-музея Луи Армстронга в Нью-Йорке

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжаз не умер. Вы просто привыкли так думать — и ошибались! Обзор новых направлений джаза 21 столетия
Следующая статья15 альбомов со всего мира: 104 выпуск Europe Jazz Media Chart. Редакции джазовых изданий рекомендуют
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.