Очередной и, видимо, последний отчёт о жизни инструментальной джазовой кафедры МГИК

0
Зинаида Карташёва
Зинаида Карташёва
реклама
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ

В последние десять лет я традиционно публиковала в начале года свои «отчёты» о деятельности кафедры Московского государственного института культуры — первоначально «кафедры эстрадных оркестров и ансамблей», потом «кафедры инструментов джазового оркестра»; сначала — как заведующая кафедрой, затем как бывшая заведующая. С 1 сентября 2021 года этой кафедры с сорокалетней историей в самостоятельном виде, к сожалению, больше не существует. Должность её заведующего сокращена. Последняя завкафедрой Кристина Крит, перейдя на другую работу, осталась лишь внешним совместителем. Вуз отказался от прекрасного работника — музыканта, педагога, аранжировщика, композитора, ответственного и опытного руководителя, чудесного человека. Наши педагоги и студенты входят теперь в состав единой кафедры эстрадно-джазового искусства, которой руководит Лариса Долина. Я тоже осталась на этой кафедре в качестве совместителя, вернувшись к теоретикам, хотя кафедры теории и истории музыки с шестидесятилетней историей теперь тоже нет — она вошла в состав кафедры музыкального образования. И самостоятельного факультета (ранее — института) музыкального искусства теперь тоже нет — его объединили с театральным. Из 11 музыкальных кафедр осталось шесть, и это, видимо, ещё не окончание процесса, который теперь называется оптимизацией.

Но, тем не менее, я решила написать о нашем 2021 годе, потому что мы работали — причём в сложных условиях; и наши студенты делали успехи, о которых не стыдно рассказать.

Часть событий ушедшего года проходила онлайн — что касается, в основном, участия в конкурсах: «Мир огромный», «Нижегородский блюз», «Видный джаз», «Сибириада», Grand Music Art и других. Среди победителей и лауреатов — студенты Виктор Чаплыгин, Ирина Алексеева и Максим Чижов (гитара), Егор Попов и Анна Новикова (саксофон), Владислав Исаев (ударные), наш биг-бэнд Jazz Magic. Активно участвовала в международных конкурсах как композитор и аранжировщик и сама Кристина Валерьевна Крит.

Биг-бэнд, которым руководит Сергей Долженков, отважно репетировал и выступал с большим успехом «вживую». Это происходило регулярно не только в нашем Учебно-творческом центре, но и в джаз-клубах Игоря Бутмана и Алексея Козлова, клубе «Эссе», на других площадках. Творческий багаж оркестра включает уже много больших серьёзных специальных программ, посвященных выдающимся музыкантам — Элле Фитцджералд, Джорджу Гершвину, Ирвину Берлину, Коулу Портеру, Стиви Уандеру, Майклу Джексону, The Beatles и др. В них активно участвуют студенты-вокалисты во главе с Ларисой Александровной. Аранжировки делали, в основном, Сергей Долженков и Кристина Крит. Это, конечно, грандиозная работа и практика, чрезвычайно полезная для студентов обеих специализаций. С.А. Долженков привлекает студентов и к выступлениям своего оркестра New Blood Big Band.

Часть концертов были чисто инструментальными. В посвящении Чику Кориа участвовали многие студенты кафедры, выступления студенческих ансамблей Planck’s Tone и Jazz Crimes включали авторские композиции студентов Павла Алексеева (саксофон) и Виктора Чаплыгина (гитара), который, кстати, получил за годы учебы целый ряд дипломов в этой номинации на самых престижных конкурсах. Есть у нас и ансамбль саксофонов Play Swing, которым руководит профессор Владимир Заремба. Его участники — в основном, уже выпускники, получившие прекрасную школу в этом виде джазового исполнительства.

Одной из главных задач ушедшего года, как обычно, был выпуск студентов, проведение государственных экзаменов. Особенно сложно это было сделать на заочном отделении, где среди семи студентов было четверо барабанщиков, но Кристина Валерьевна успешно все организовала. Хорошо себя показали упомянутые уже Павел Алексеев и Виктор Чаплыгин, Сергей Капшин и Михаил Тикин (тромбон), Дмитрий Кудрявцев (бас-гитара), Вайдас Баразнаускас и Александр Баскаков (ударные). Были интересные дипломные работы (бессменный научный руководитель — автор этих строк) на оригинальные темы, касающиеся модального джаза, исполнительских возможностей инструментов, творчества великих музыкантов — Майка Стерна, Мейнарда Фергюсона, Дэйва Вэйкла и др., вопросов педагогики, методики совершенствования исполнительского мастерства.

Конкурс молодых джазовых трубачей им. Евгения Савина
Конкурс молодых джазовых трубачей им. Евгения Савина

Моей важнейшей задачей ушедшего года в качестве председателя оргкомитета было проведение XI международного конкурса молодых джазовых трубачей имени Евгения Савина. В 2020 году он не проводился, слишком сложно было бы его организовать. В прошлом году это нужно было сделать обязательно: конкурс вошел в список рекомендованных для участия Министерством просвещения, что говорит о его сложившейся репутации. Главные проблемы были в том, чтобы обеспечить его международный статус, привлечь как можно больше участников и найти приемлемую форму для его проведения в сегодняшней ситуации. В их решении нам оказал неоценимую помощь профессор Александр Коротеев из Минска. Среди «заграничных» членов жюри был, помимо него, Мирослав Кордовский (университет им. Адама Мицкевича, Познань), среди участников — солисты и ансамбли из разных учебных заведений Вильнюса, Минска и Барановичей. Количество участников возросло, благодаря известности конкурса и введения новой номинации: ансамблей, состоящих не только из трубачей, но и с участием трубы и тромбона. Конкурс впервые проводился в два тура: все участники должны были прислать видео своего исполнения, а те, кто смог участвовать очно, играли 11 декабря в МГИК. Те, кто не смогли приехать или были больны, оценивались жюри по видео. Трансляция живого исполнения для А. Коротеева и М. Кордовского была обеспечена службой технической поддержки МГИК. Конкурс получил денежную поддержку от вуза (многие из предыдущих проходили на мои «инвестиции»), и Михаил Борисович Гуров, наш декан и проректор, постоянно держал его подготовку в поле зрения, за что ему искренняя благодарность.

Ансамбль тромбонистов
Ансамбль тромбонистов

Информацию о конкурсе и фото можно найти на сайте МГИК. Я же хочу добавить то, что касается очевидных достижений его истории: творческий рост его участников. Они переходят в новые возрастные категории, предстают уже в роли педагогов (как и наши выпускники, играющие на других инструментах, аккомпанирующие участникам тоже как педагоги). Ученики Евгения Александровича представляют своих учеников, то есть видно формирование школы замечательного педагога. Расширяется круг учебных заведений конкурсантов. Хотелось бы, конечно большего внимания студентов нашего вуза к конкурсу. Но проблема заключается в том минимальном наборе, который давался в прошлые годы для инструменталистов. В последнем конкурсе участвовал всего один солист Михаил Просужих (II премия) и один ансамбль, но зато необычный: из пяти тромбонистов (два из них — с духовой кафедры) с ритм-секцией. Затеял это выступление студент 3 курса Дмитрий Королёв — уже опытный музыкант, лауреат нескольких конкурсов, включая наш.

Мне было очень приятно, что конкурс нашел поддержку у очень авторитетного музыканта – английского трубача Йена Дэррингтона, директора Wigan Jazz Festival, занимавшего пост главы Европейского отделения IAJE (Международной ассоциации джазовых педагогов, существовала в 1989-2008 годах). Я познакомилась с ним на джазовой конференции в городе Лидс, пригласила его к нам, он приезжал в 2008 году, давал мастер-класс, подружился с Евгением Александровичем и до сих пор вспоминает его с большой теплотой. Уже после конкурса я присылала Йену видео участников, он внимательно всех прослушал, написал мне подробный анализ выступлений и очень хорошие слова в адрес педагогов, участников и в мой тоже.

Конкурс молодых джазовых трубачей им. Евгения Савина
Конкурс молодых джазовых трубачей им. Евгения Савина

В новом учебном году в составе кафедры перестали работать заслуженный артист РФ Сергей Резанцев (саксофон) и заслуженный работник культуры РФ Мкртич Суджян (гитара). Искренняя благодарность им за несколько поколений воспитанных ими студентов. К работе приступил новый педагог Антон Чекуров (саксофон). Пожелаем ему успехов на этом поприще.

Вот таким получился мой, видимо, последний отчет. Что будет дальше: поживём — увидим.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.