Трио «Залесский джаз» (Владимир Голоухов, Евгений Гречищев, Денис Шушков): дебютный альбом

0
обложка альбома
обложка альбома

Трио «Залесский джаз» — три известных московских джазовых музыканта: пианист Евгений Гречищев, Владимир Голоухов (вибрафон) и Денис Шушков (контрабас). Их дебютный совместный альбом под названием «Танец пасечников» — последняя продюсерская работа Николая «Биг Ник» Богайчука (1963–2023) — только что вышел на лейбле ArtBeat Music.

Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков делится впечатлениями от прослушанного альбома:

— Сочетание двух гармонических инструментов, величественного фортепиано и остро звучащего вибрафона, в одном камерном джазовом ансамбле — нечасто встречающаяся, но уважаемая звуковая краска джаза: в её истории есть такие заоблачные вершины, как Modern Jazz Quartet в 1960–80-е гг. и дуэт Чик Кориа / Гэри Бёртон, выступавший с начала 1970-х и до начала предыдущего десятилетия. Но «Залесский джаз» — особый случай. Это не дуэт и не квартет, это трио, в котором объединены вибрафон, фортепиано и контрабас. Кажущееся загадочным название трио на самом деле объясняется географически: вибрафониста Владимира Голоухова, пианиста Евгения Гречищева и контрабасиста Дениса Шушкова объединяет многолетняя дачная резиденция в окрестностях древнего русского города Переславль-Залесский, на середине пути между Москвой и Ярославлем. Все трое — опытнейшие джазовые музыканты, у каждого своё музыкальное лицо, свой стиль, все трое работают каждый в своих джазовых (и не только джазовых) проектах. Но, объединившись в рамках «Залесского джаза» в период пандемии, они с увлечением отдались этому проекту и подготовили эту удивительно камерную, увлекательную, нежную и тёплую работу.

Денис Шушков, Владимир Голоухов, Евгений Гречищев
Денис Шушков, Владимир Голоухов, Евгений Гречищев

Альбом прекрасно записан (суперсовременная московская студия CineLab SoundMix, звукорежиссёр Яков Захваткин) и интересно сведён (Сергей Ананьев в собственной студии): камерность работы не исключает в её звучании ясного объёма звучания, выделенного хорошо проработанной реверберацией, которая добротно имитирует акустические записи, сделанные в 1960–70-х гг., то есть во времена до наступления эры бездушной электроники.

Однако удачная звукорежиссёрская работа здесь только часть своеобразия материала: к записям акустических камерных джазовых составов из истории джаза отсылает слушателя не только звук, но и собственно музыка. Это самозабвенное музицирование в стилистике стопроцентного джазового мэйнстрима полувековой давности, которое, как это (увы, не очень часто!) случается, при прослушивании оказывается не музейным экспонатом, а художественным фактом сегодняшнего дня — не имитацией, а продолжением давно знакомой, по-домашнему тёплой, уютной и хорошо знакомой звуковой вселенной. В этой вселенной обнаруживается масса ещё неисследованных уголков, ещё несыгранных мелодических линий, ещё неразработанных ритмических взаимодействий между тремя разными акустическими инструментами.

Денис Шушков, Владимир Голоухов и Евгений Гречищев в студии CineLab SoundMix после окончания записи альбома
Денис Шушков, Владимир Голоухов и Евгений Гречищев в студии CineLab SoundMix после окончания записи альбома

Весь альбом — увлекательная история взаимного общения струнно-ударного фортепиано с его мягкой молоточковой механикой, сугубо ударного вибрафона с его певучими созвучиями металлических клавиш и сугубо струнного контрабаса, у которого в записи так удачно выделен тот яркий, звонкий элемент контрабасового звука, которым звукорежиссёры иногда пренебрегают (а он при этом так важен для передачи ритмической живости инструмента!). Это так называемые «пальцы», то есть звук удара по струне: атака, самая начальная стадия звука контрабаса, который затем продолжается резонансом «дерева» и затухает собственно «басом»…

Всё это вместе образует уютный мелодический клубок, за которым так приятно следить, распутывать его вместе с музыкантами, знакомиться с их ритмическим чутьём и глубоким пониманием гармонического языка джаза. Я не зря повторяю слово «уютный»: именно эту образность, это ощущение скрытого от внешнего мира домашнего уюта передаёт вибрафонист Владимир Голоухов в своей поэтичной и артистичной части совместного интервью, которое музыканты трио «Залесский джаз» дали «Джаз.Ру» в последний солнечный денёк этой осени. Я не жалею, что для съёмки интервью мы выбрали парк «Музеон» перед новым зданием Третьяковской галереи: вокруг гремели своими мотоциклами байкеры, жужжали вертолёты, выли на Садовом кольце сирены машин экстренных служб, в парке лаяли собаки, радостно кричали дети, хрустели гравием дорожек любопытные посетители, и вообще Москва жила своей шумной жизнью, но музыканты были добродушны, открыты, философичны и всё-всё нам рассказали, так что настоятельно рекомендую к просмотру интервью в конце этой публикации.

СЛУШАТЬ АЛЬБОМ «ТАНЕЦ ПАСЕЧНИКОВ» НА BANDCAMP
КУПИТЬ АЛЬБОМ НА КОМПАКТ-ДИСКЕ У ЛЕЙБЛА ARTBEAT MUSIC

СЛУШАЕМ ЗАГЛАВНЫЙ ТРЕК:

Презентация альбома: 12 ноября, 17:00, Дом-музей Марины Цветаевой (Борисоглебский пер., 6 стр. 1: м. Арбатская, Смоленская, Баррикадная). ВХОД СВОБОДНЫЙ (12+)

СМОТРИМ ИНТЕРВЬЮ:

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРоссийская академия музыки им. Гнесиных приглашает к участию в конференции «Джазовое образование в России»
Следующая статья«Джаз Арт клуб» в двадцать девятый раз представит в Москве Фестиваль вокального джаза
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.