Большой Джазовый Оркестр Петра Востокова с программой «Рапсодия 100» в Большом зале консерватории

0
Рапсодия в блюзовых тонах — 100

12 февраля Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова представляет в Московской Консерватории праздничную программу «Рапсодия в блюзовых тонах — 100», полностью посвященную великой музыке Джорджа Гершвина.

Именно в этот день ровно 100 лет назад, 12 февраля 1924 года, состоялась премьера знаменитой Рапсодии — произведения, ставшего одним из символов двадцатого столетия. Тогда свою революционную «Rhapsody in Blue» в концертном зале Эолиан-холл в Нью-Йорке представил за роялем сам автор, импровизируя сольные каденции под аккомпанемент оркестра «короля джаза» Пола Уайтмана, навсегда покорив искушенную публику: слушатели, среди которых в тот вечер были Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Леопольд Стоковский и многие другие знаменитости, единодушно оценили ритмическую изобретательность, гениальную мелодичность и оригинальную гармонию нового шедевра. Произведение, включающее в себя элементы европейской симфонической музыки и американского джаза, впоследствии стало визитной карточкой не только самого композитора, но и всей американской музыки в целом.

Постер организаторов концерта 12 февраля
Постер организаторов концерта 12 февраля

Организаторы концерта 12 февраля 2024 г. настаивают на переводе «Рапсодия в стиле блюз», но редакция «Джаз.Ру» имеет честь оспорить это название. Действительно, название «Rhapsody in Blue» в нашей стране долгое время переводили «по словарю» («Рапсодия в голубых тонах» или «Голубая рапсодия»), не учитывая (а возможно, и специально затушёвывая) отсылку к блюзу, важнейшему элементу афроамериканской музыки. Но адекватно перевести название таким образом невозможно: ведь в английском языке слова «синий» и «печальный» звучат одинаково — blue. А в русском языке — нет.

Гершвин придумал название специально, чтобы попасть в модное в начале 20-х русло «цветовой кодировки» названий: его брат Айра ходил на выставку художника Джеймса Макнила Уистлера и был впечатлён названиями полотен типа «Ноктюрн в чёрном и золотом» и «Аранжировка в сером и чёрном». При этом название Рапсодии явно утверждает связь с блюзом, корневой эстетикой чёрной музыки Америки. Но блюз (the blues, буквально «синие/печальные [песни]») — это не стиль, а отдельный вид музыки! Внутри блюза существует масса собственных стилей, да к тому же его музыкальные отличительные черты воздействовали на эстетику других видов музыки, от джаза до кантри и соул, и легли в основу множества их внутренних направлений и стилистик.

Поэтому, чтобы сохранить в названии и отсылки к цветовым оттенкам, и отсылки к блюзу, редакция «Джаз.Ру» всегда переводит «Rhapsody in Blue» как «Рапсодия в блюзовых тонах».
ПОДРОБНЕЕ О РАПСОДИИ В НАШЕЙ ПУБЛИКАЦИИ К 120-ЛЕТИЮ ДЖОРДЖА ГЕРШВИНА, 2018

В концерте 100 лет спустя прозвучит оригинальная версия «Рапсодии» 1924 года, ныне практически неизвестная широкому кругу любителей музыки из-за сложности соединения академического и джазового начал в исполнении, а также повсеместной утери культуры звучания оркестров раннего джаза.

Факсимиле оригинальной оркестровой партитуры Рапсодии, по которой 12 февраля 1924 г. на премьере играл оркестр Пола Уайтмана
Факсимиле оригинальной оркестровой партитуры Рапсодии, по которой 12 февраля 1924 г. на премьере играл оркестр Пола Уайтмана

Аранжировку в дни лихорадочной работы перед премьерой (Гершвин написал «Рапсодию» всего за пять недель!) выполнил главный аранжировщик оркестра Уайтмана, Ферди Грофе (Ferdinand von Grofé), и уже после смерти Гершвина (1937) он создал в 1943 г. ту версию оркестровки, которую теперь исполняют в большинстве случаев — симфоническую. За роялем в этот вечер будет один из ярчайших представителей российской современной джазовой сцены — Алексей Беккер.
ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр Петра Востокова и Алексей Беккер исполняют оригинальную версию Рапсодии 1924 г. в Большом зале Московской консерватории, 2019

В концерте прозвучит и много другой музыки Гершвина, аранжированной на большой состав исполнителей, в том числе отрывки из оперы «Порги и Бесс» в версии, которую аранжировал в 50-е годы прошлого столетия легендарный Гил Эванс специально для одноименной пластинки Майлза Дэвиса (соло на трубе — Иван Акатов), парафраз на тему Гершвина «Любимый мой» Марка Лившица (соло на фортепиано — Евгений Сивцов) и, конечно же, бессмертные песни Джорджа и Айры Гершвинов в исполнении Дарьи Антоновой (вокал).

Отдельный интерес слушателя вызовет еще одна версия «Рапсодии в блюзовых тонах» (соло на альт- и сопрано саксофонах — Андрей Баталеев), которую создал в конце 40-х Джонни Ричардс для оркестра саксофониста Чарли Барнета в абсолютно мрачном звучании «прогрессив-джаза». Эта восхитительная аранжировка по решению держателей прав на музыку Гершвина не была разрешена к исполнению, как порочащая музыкальное наследие Джорджа Гершвина! Мало того, издатели Гершвина потребовали, чтобы аранжировка была уничтожена, об этом 9 марта 1949 писал журнал Variety. Но «что-то пошло не так»: сохранившиеся копии аранжировки содержат пометки, по которым видно, что оркестр Барнета играл её!

Дирекцион версии 1949 г., экземпляр Чарли Барнета с его пометками
Дирекцион версии 1949 г., экземпляр Чарли Барнета с его пометками

Мало того, существует запись, сделанная оркестром Чарли Барнета почти ровно 75 лет назад — 16 марта 1949. И вот теперь российская публика тоже может услышать исполнение этой необычной версии «Рапсодии» Джорджа Гершвина.

12 февраля, 19:00, Большой зал Московской государственной консерватории им. Чайковского (Б. Никитская ул., 13/6, м. Охотный ряд, Библиотека им. Ленина и др.): БИЛЕТЫ ОНЛАЙН (500 ₽ — 5000 ₽)
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.