Пианист Алексей Подымкин представит в ММДМ «Биоритм» — новый альбом с музыкой для биг-бэнда

0
Презентация программы «Биоритм»

Пианист и композитор Алексей Подымкин выпускает на лейбле ArtBeat Music альбом «Биоритм», на котором записаны аранжировки авторской музыки для биг-бэнда и солирующего рояля. Пьесы, взятые за основу этой программы, были написаны в разное время, некоторые — почти 30 лет назад. Все эти годы, по словам Алексея Подымкина, они звучали на концертах и в записях только в камерных составах — от трио до секстета. Но неожиданно возникла идея дать им вторую жизнь в оркестровом виде, возникла совершенно спонтанно, на одном из «круглых столов» в рамках форума-фестиваля Jazz Across Borders, который проходил в декабре 2022 г. в Санкт-Петербурге. Авторы идеи — саксофонисты Сергей Васильев и Олег Касимов, оба художественные руководители и дирижёры джазовых оркестров (в Казани и в Уфе, соответственно).

Одной из тем круглого стола стало отсутствие у большинства наших джазовых артистов оригинальных авторских программ, из-за чего оркестрам приходится с каждым приглашённым солистом играть плюс-минус один и тот же репертуар: джазовые стандарты. И Олег, и Сергей сетовали на то, что даже имея в своём арсенале большой набор авторского материала, мало кто из российских музыкантов решается на создание на его основе программы для большого джазового оркестра.

Алексей Подымкин
Алексей Подымкин

Сразу по возвращении в Москву Алексей отобрал из своего композиторского портфеля 11 пьес, которые могли бы, на его взгляд, свежо и интересно прозвучать в оркестровых аранжировках. Идея начала обретать реальные формы. За дело взялись настоящие мастера своего дела — известные аранжировщики: бразилец Рафаэль Роша и петербуржец Дмитрий Серебров. Дмитрий написал шесть аранжировок для новой программы, пять создал Рафаэль. Стилистически эта программа неоднородна, в ней есть пьесы и в традиционных джазовых стилях, и в латиноамериканской стилистике, и в стиле фьюжн. К двум темам санкт-петербургская джазовая журналистка и поэтесса Полина Корягина написала тексты, и на альбоме они звучат как песенные номера, которые исполнила вокалистка Анастасия Лютова.

Большой Джазовый Оркестр на записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)
Большой Джазовый Оркестр на записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)

Средства на запись были собраны методом краудфандинга: эту идею подала и реализовала жена музыканта, Ольга Разумейко. Подымкин сомневался, что сбор удастся, но результаты превзошли все ожидания, и это позволило качественно профинансировать запись альбома, которая состоялась 18 и 19 сентября 2023 г. Вместе с Алексеем Подымкиным (фортепиано) играл Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова плюс ряд приглашённых солистов (гитарист Николай Куликов, барабанщик Алексей Беккер, саксофонист Макар Кашицын, контрабасист Владимир Кольцов-Крутов, перкуссионист Рей Фромета.

Алексей Подымкин на записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)
Алексей Подымкин на записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)

Планировалось, что продюсером альбома станет Николай «Биг Ник» Богайчук, и он действительно принял участие в начальных этапах работы над альбомом, но затем попал в больницу и буквально во время записи альбома ушёл из жизни. Продюсирование альбома завершили Александр Медведев (ArtBeat Music) и сам Алексей Подымкин. Буклет альбома содержит посвящение памяти Николая Богайчука: «Биоритм» стал буквально последним проектом, в создании которого он участвовал…

Большой Джазовый Оркестр на записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)
Большой Джазовый Оркестр на записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)

Над записью альбома в московской студии CineLab SoundMix работали звукорежиссёры Олег Тимофеев и Софья Семёнова.

2 февраля 2024 в Театральном зале Московского международного Дома музыки состоится презентация альбома «Биоритм». В презентации участвуют сам Алексей Подымкин — фортепиано и биг-бэнд Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова (Санкт-Петербург). На сцену выйдут также специальные гости-солисты: Анастасия Лютова, вокал; Денис Юрченко, тенор-саксофон; Сергей Баулин, тенор-саксофон; Макар Кашицын, альт-саксофон; Герман Аветисов, труба; Николай Куликов, гитара; Олег Петриков, бас-гитара; Алексей Беккер, барабаны.

БИЛЕТЫ НА САЙТЕ ММДМ (800 ₽ — 5000 ₽)

Несколько дней назад Алексей Подымкин встретился с мобильной репортёрской группой «Джаз.Ру», и теперь читатели нашего издания могут услышать от самого артиста все подробности об альбоме и его грядущей презентации прямо здесь. Для любителей читать глазами текст интервью полностью приведён после видео.

— Изначально это была идея, которая родилась в рамках круглого стола, состоявшегося в декабре прошлого… позапрошлого года, получается! — в Петербурге на небезызвестном форуме-фестивале Jazz Across Borders. Так получилось, что я тоже оказался в числе спикеров на одной из панельных дискуссий, где мы делились опытом. Темой круглого стола, в котором участвовал я, была гастрольная деятельность: как организовать гастрольную деятельность в России — поскольку у меня всё-таки некий опыт в этой области имеется. Я даже скажу так: я по-прежнему стараюсь не экономить на качестве и ездить везде всё-таки полными составами. Хотя, конечно, очень важно приезжать куда-то в город и развивать какие-то местные джазовые силы; иногда я это делаю, езжу один или вдвоём с солистом каким-нибудь. Но это бывает крайне редко; конечно, в основном всё-таки я езжу какими-то полными составами. Недавно, в декабре, мы так с Настей Лютовой катались по нескольким фестивалям и концертным залам… В общем, было чем поделиться, и я даже очень рад тому, что после этой беседы ко мне подошли несколько человек и попросили поделиться какими-то контактами. Естественно, я не могу давать личные телефонные номера, но вполне возможно дать электронную почту — и это даже принесло определённые плоды: например, пианист Таль Бабицкий был очень благодарен, потому что он сразу начал рассылать по этим адресам свои предложения, и это дало плоды, он съездил в несколько городов по контактам, которыми я поделился с ним…

Так получилось, что там было некоторое наслоение с другим круглым столом, на который я очень хотел попасть. Я очень люблю биг-бэнды, а там как раз лидеры нескольких известных российских оркестров обсуждали проблемы, связанные с репертуаром, с наличием или отсутствием каких-то оригинальных аранжировок… в общем, очень много было вопросов… Получилось, что я пришёл туда не к самому началу, но попал на самую главную часть. Там были Сергей Васильев, руководитель филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан… Вот, кстати, совсем недавно, буквально три дня назад, мы сыграли эту программу с его оркестром! Там был Олег Касимов из Уфы: с его оркестром, биг-бэндом Башгосфилармонии, мы на фестивале «Розовая пантера» в Уфе играли в апреле 23-го, когда я впервые услышал, что получилось из этой идеи, которая родилась в ходе форума Jazz Across Borders. Затем там был Юрий Богатырёв, саксофонист и лидер Jazz Philharmonic Orchestra из Санкт-Петербурга, и Пётр Востоков, лидер Большого Джазового Оркестра — с которым в итоге мы этот диск и записали (я очень благодарен Пете, оркестру и солистам, которые украсили своими соло этот альбом). Сергей Богданов, руководитель биг-бэнда Георгия Гараняна в Москве и Mussorgsky Jazz Orchestra в Петербурге, вёл всю эту историю… И там как раз возник вопрос о том, что у нас есть музыканты со своей авторской музыкой, но вся она звучит в каких-то малых составах: максимум, может быть, секстет. Но почему бы не сделать свою программу в оркестровом виде?

Алексей Подымкин и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Съёмка интервью в пространстве Jazz Lab джаз-клуба «Эссе» (благодарим клуб за разрешение на съёмку!)
Алексей Подымкин и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Съёмка интервью в пространстве Jazz Lab джаз-клуба «Эссе» (благодарим клуб за разрешение на съёмку!)

Мне эта идея показалось очень интересной. Я подошёл к ребятам, и Серёжа Васильев мне сразу сказал: будет у тебя такая программа — я бы тебя обязательно пригласил, потому что нам как раз вот это очень интересно. Я думаю, не все оркестры, наверное, готовы к этому, но тем не менее с большинством оркестров, существующих в нашей стране, мы эту программу частично или целиком уже сыграли. Целиком мы сыграли её, получается с пятью оркестрами на сегодняшний день: это оркестр Петра Востокова, с которым мы её сыграли перед записью и потом сделали запись на студии CineLab; это небезызвестный оркестр в Томске «ТГУ-62» под управлением Аркадия Моисеевича Ратнера; это оркестр в Новокузнецке, который приквартирован к джаз-клубу «Геликон»; и оркестр Иркутской филармонии.

Я, кстати, очень рад, что в Иркутске появился свой биг-бэнд. Мне кажется, вообще для любого большого города это очень-очень важно, когда есть оркестр…

И с оркестром Сергея Васильева, филармоническим джаз-оркестром Республики Татарстан, мы сыграли буквально 19 января — практически целиком: не сыграли одну [мою] пьесу, потому что ребята сыграли часть программы без меня — и, в принципе, это правильно, мне нравится такой формат. Таким же образом мы играли и с оркестром Гараняна: тоже часть программы они сыграли из своего репертуара, плюс большую часть моей программы сыграли — как-то вперемешку.

Аранжировки сделали два, на мой взгляд, выдающихся человека. Один из них —это Дмитрий Серебров, который живет в Санкт-Петербурге. Он в своё время был одним из организаторов вокальной группы «Дайджест». Сначала он снимал «в ноль» аранжировки New York Voices и Manhattan Transfer для этого состава а потом подумал: почему бы не начать делать свои аранжировки? Он начал писать тогда для «Дайджеста», потом многие другие музыканты начали к нему обращаться — потому что у Мити очень интересное… Он по-своему слышит твою музыку, и меня это очень подкупает. В частности, он для [новокузнецкого пианиста] Анатолия Берестова делал аранжировки, для его альбома «Незатейливые фантазии на темы И.-С. Баха». И у нас с Митей тоже, в общем, достаточно длительная история сотрудничества. […]

Второй аранжировщик — это тромбонист и композитор из Бразилии, которого зовут Рафаэль Роша. Мы познакомились благодаря проекту, который мы записывали в Рио-де-Жанейро для нашего композитора Олега Туманова. Если он услышит, что я назвал его композитором, то он, конечно, посмеется, потому что он к себе так не относится — это, скорее, его хобби в большей степени. Он такой человек бизнеса с очень креативным мышлением, но он очень любит музыку, и очень любит латиноамериканскую музыку. У него накопилось какое-то количество песен с гармонией, и он хотел их сделать в каком-то аутентичном стиле, и Рафаэль написал все аранжировки для этого альбома. […]

Я обратился к Рафаэлю с просьбой тоже как-то поучаствовать в этом проекте, и он с удовольствием согласился. Таким образом, пять аранжировок для этого альбома написал он, а шесть написал Дмитрий Серебров.

На записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)
На записи альбома «Биоритм» 18 сентября 2023 г., студия CineLab SondMix (фото: Наталья Кравченко)

Презентация состоится 2 февраля в Театральном зале Московского международного Дома музыки. Это мой любимый зал, честно говоря. Конечно, Светлановский [зал] — это уровень. Но вот акустически, и вот если говорить о музыке и о каком-то удовольствии от музицирования, то, конечно, Театральный зал для меня лично вне конкуренции. Так что 2 февраля в Театральном зале Дома музыки мы сыграем программу «Биоритм» с замечательным молодёжным оркестром. Ну, то есть, в основе оркестра будут студенты музыкального колледжа им. Мусоргского в Санкт-Петербурга. У них такое громкое название — Musorgsky Jazz Orchestra, руководитель — Сергей Богданов.

Я, кстати, очень хотел, чтобы Серёжа тоже поучаствовал в этой программе в качестве аранжировщика. Но из-за его занятости, а он руководит несколькими оркестрами одновременно и при этом пишет аранжировки для этих оркестров… — в общем, как-то не получилось. Но я очень надеюсь. что постараюсь сделать «Биоритм-2», потому что, в принципе материал есть и на второй диск. И вот я вижу его во втором альбоме в качестве аранжировщика, не только в качестве дирижёра-бэндлидера…

Плюс потрясающие солисты, мои любимые российские музыканты. Настя Лютова споёт две песни. Кстати, интересно, что вся эта музыка была изначально инструментальная, а потом идея возникла… Я благодарен за эту идею замечательной пианистке и вокалистке Татьяне Алексеевой, которая живёт в Иркутске и как раз работает в том самом Иркутском филармоническом оркестре. Когда она узнала, что мы приедем играть с оркестром, она посетовала — мол, значит, я без работы… Я говорю: ну, мы можем что-то сыграть вдвоём, ты сыграешь на клавишах, я — на рояле, или наоборот… И она говорит: а ты не думал о тексте? Можно написать текст на какие-то твои песни… И я тоже начал думать в эту сторону, и нам на помощь пришла наша замечательная джазовая поэтесса, как мы её называем — наш «джазовый Илья Резник». Это Полина Карягина, которая написала все тексты для нашей второй пластинки с Настей Лютовой. Для моей пластинки она написала текст на две песни, ну, совсем неочевидно, что они могли быть песнями! Ну вот так случилось, и Настя споёт эти две песни.

Приедет молодой, очень талантливый тенор-саксофонист из Санкт-Петербурга — Денис Юрченко. На трубе будет играть Герман Аветисов: очень люблю, как он играет. [Саксофонист] Сергей Баулин тоже сыграет в этом концерте, потому что вообще у Серёжи самая длительная связь с этой музыкой: он самый первый начал играть эти пьесы, ещё квартетом когда начинали. Также будет Макар Кашицын, я его называю «наш молодой гений», я просто вот преклоняюсь перед его талантом и какой-то лёгкостью, с которой он играет сложнейшую музыку. И моя любимая ритм-секция: Владимир Кольцов-Крутов и Алексей Беккер.

Примет участие и замечательный Коля Куликов, сыграет все гитарные партии: он тоже записан на этом альбоме, прекрасно сыграл. Очень меня радует, что приедет специально для этих концертов, в первую очередь для концерта в Доме Музыки, мой старинный друг Олег Петриков, потрясающий бас-гитарист. Ему пришлось «вынуть ружьё» — короче, он мне сказал, что уже вообще полгода не брал бас-гитару в руки. Он преподаёт по-прежнему в Новосибирском колледже, но теперь ему пришлось расчехлить бас-гитару: я очень настоял, чтобы он приехал на эту презентацию, потому что единственная пьеса, на альбоме, которая не принадлежит мне — эта пьеса «Джуманджи», которую написал Олег. Она очень давно уже в нашем репертуаре, а сейчас прозвучит ещё и в оркестровом решении. Вот такая команда у нас будет на сцене Дома музыки… […]

2 февраля, 19:00, Театральный зал ММДМ. БИЛЕТЫ ОНЛАЙН

ВИДЕО: обкатка номеров будущего альбома
Алексей Подымкин и Jazz Philharmonic Orchestra, Санкт-петербургская государственная филармония джазовой музыки, 30 июня 2023. Соло: Алексей Подымкин (ф-но), Евгений Соколов (труба).
«St. Sonny» (Алексей Подымкин, аранж. Рафаэль Роша)

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.