«Джаз Арт Клубу» 30 лет: Александр Эйдельман об истории московского джазового объединения (часть 1)

3
«Джаз Арт Клуб»: начало. 1995: Анатолий Сажнев, Александр Эйдельман, Юрий Маркин, Олег Кичигин, Виктор Лившиц, Рафаэль Аваков и др.
«Джаз Арт Клуб»: начало. 1995: Анатолий Сажнев, Александр Эйдельман, Юрий Маркин, Олег Кичигин, Виктор Лившиц, Рафаэль Аваков и др.

30 апреля 2024 года у московского «Джаз Арт Клуба» юбилейная дата. В этот день 30 лет назад, в 1994 году, на Беговой улице в зале бывшего двухзального кинотеатра «Темп» состоялся первый концерт, в котором выступил квинтет «Игорь Бриль и новое поколение». Никто, в том числе я сам, даже не предполагал, что Клуб станет долгожителем, поскольку вся история отечественного джаз-клубного движения заставляла предполагать обратное. Это была лишь «проба пера». Но, с другой стороны, затея родилась не на пустом месте. Погружусь немного в историю, предшествующую открытию клуба.

Александр Эйдельман на боевом посту в первом помещении «Джаз Арт Клуба» на Беговой улице, середина 1990-х
Александр Эйдельман на боевом посту в первом помещении «Джаз Арт Клуба» на Беговой улице, середина 1990-х

Первое и самое главное — с раннего возраста я полюбил музыку. В доме её было всегда много, отец прекрасно играл на мандолине, домре, мама душевно пела. Целый день работала радиоточка, наполненная классическими музыкальными произведениями: концерты, симфонии, арии из опер так и струились из неё. Волшебный мир музыки… Но уже подростком в 12–13 лет я начал параллельно погружаться и в другую музыку — под названием джаз. К концу 50-х годов у меня уже была небольшая коллекция грампластинок. Я взрослел и с интересом слушал радиопередачи Аркадия Петрова о джазе и джазовых музыкантах. На старом ламповом радиоприемнике «КИМ» слушал ведущего джазовых программ «Голоса Америки» Уиллиса Коновера: его волшебный голос меня зачаровывал, а музыка восхищала. Это была пора оголтелой увлечённости, когда само по себе слово «джаз» уже казалось чуть ли не священным. Позже у меня выработался свой собственный вкус, и тогда я уже стал избирательно относиться к музыкантам, к композициям. У меня появились любимые исполнители, композиторы, музыкальные темы.

В 60-е годы, в студенческую пору моей жизни, я всё более и более погружался в мир московского джаза. В родном автомеханическом институте (МАМИ) я сразу подружился с однокурсниками: среди них были саксофонист Геннадий Кренделев, трубач Феликс Дубровский, саксофонист Алик Цишевский, позже познакомился я и с пианистом Виктором Прудовским. В институте был хороший биг бэнд, который создал и возглавил тромбонист Энгельс Гарасеев, а продолжил его дело трубач Виктор Зельченко. Там у меня завязалось много знакомств, благодаря чему я стал часто посещать разные джазовые мероприятия, где бы они ни проходили.

Тогда я впервые познакомился с джазовыми клубами. Бывал, но нечасто, в «КМ» («Кафе Молодёжное») — уж больно строги там были комсомольские порядки, и пройти туда было не так просто. Больше мне нравился джаз-клуб «Синяя птица». Он был мне по душе тем, что там было уютно, плюс к этому, кроме джаза, там постоянно проходили выставки современных художников. Это был такой джаз-арт клуб, его предтеча. Я подружился с руководителем клуба Юрием Савостицким и стал завсегдатаем. Расцвет джазовых клубов произошел именно тогда в 60-е — 70-е годы. Самые важные клубы тех времён — это «КМ», «Аэлита», «Синяя птица», «Печора». Позже, уже в 80-е годы, появились джаз-клубы в Доме медиков и в ЦДРИ (Центральном Доме работников искусств). В моём джазовом круге становилось все больше и больше личностей, игравших тогда заметную роль в Москве и не только. Это Алексей Баташев, Аркадий Петров, Игорь Абраменков, Ростислав Винаров, Юрий Козырев, Феликс Соловьев, Герман Лукьянов, Игорь Бриль, Владимир Данилин, Андрей Товмасян, Георгий Бахчиев, Владимир Лучин, Александр Забрин и многие, многие другие.

В первой половине 90-х годов жизнь джазовых клубов стала затихать, остался только один клуб — Jazz Land Олега Черняева на Кутузовском проспекте, но и он с трудом дышал. Правда, джазовые музыканты без работы не сидели: рестораны, кафе ведь никто не отменял. Тем более, что пришло время новых буржуа с банкетами, презентациями, тусовками, а они требовали живой музыки — но кто, кроме джазменов, может играть все, что закажут?

Конечно, не хватало клубной среды, где ты находишься в приятной для тебя атмосфере, где много знакомых, с которыми можно  потрепаться обо всем, что интересно, где встречаются родственные души и даже сердца.

Первый (Алена Гениевская) и окончательный (Ефим Ликстанов) логотипы клуба
Первый (Алена Гениевская) и окончательный (Ефим Ликстанов) логотипы клуба

Зарождение и развитие «Джаз Арт Клуба»

Однажды в 1993 г., проезжая по набережной Москвы-реки, я обратил внимание на речной трамвайчик, и меня осенило: вот где можно устроить временный клуб! А почему бы и нет?! Дальше, опуская подробности, скажу только, что я загорелся этой идеей и договорился с неким речным начальником, а также с арендатором теплохода «Чайка», о еженедельном джазовом маршруте по Москве-реке.

Билет на теплоход «Чайка», 1993 (Александр Эйдельман)
Билет на теплоход «Чайка», 1993 (Александр Эйдельман)

Сказано — сделано. Каждый вторник в 18:00 от причала «Устьинский мост» отходил этот небольшой уютный речной трамвайчик с рестораном на  борту. Арендатор теплохода Николай Николаевич гайки закручивал, как мог, но это было терпимо. Каждый раз корабль был загружен по самую ватерлинию. Народу нравилось всё: река, шикарные виды, джаз в исполнении мастеров своего дела, дружелюбная атмосфера и возможность расслабиться в ресторане.

Рафаэль Аваков (1944-2017)

Моим соратником в этом деле стал Раф Аваков, и мы успешно провели первую джазовую навигацию. Но всё когда-то заканчивается: закончился речной сезон, и джаз-клуб на реке закрылся тоже.

1993, джаз-клуб на теплоходе «Чайка»: Светлана Панова, Борис Курганов, Евгений Рябой, Александр Ростоцкий, Лев Кушнир (фото: Александр Забрин)
1993, джаз-клуб на теплоходе «Чайка»: Светлана Панова, Борис Курганов, Евгений Рябой, Александр Ростоцкий, Лев Кушнир (фото: Александр Забрин)

В апреле 1994 года в театре «Вернисаж», который с помощью каких-то внешних сил вытеснил из цокольного этажа здания в начале Беговой улицы советский кинотеатр «Темп», в одном из двух залов состоялась фотовыставка Александра Забрина. Я её посетил и, увидев зал с роялем, сразу решил для себя, что здесь должен быть джаз-клуб. И, опять же без подробностей: сказано — сделано. В тот же день я познакомился с директором театра Юрием Владимировичем Непомнящим. Без сомнения, мы не понравились друг другу, уж больно разными мы были. Но его страстное желание заработать денег на аренде зала и моё страстное желание создать там клуб сыграли свою роль. Ценник за аренду был выставлен приличный, но это меня не остановило: тогда работу в институте я совмещал с успешной работой собственной фирмы по ремонту иномарок, так что мог себе позволить.

Первая афиша «Джаз Арт Клуба», 30.04.1994. Алёна Гениевская
Первая афиша «Джаз Арт Клуба», 30.04.1994. Алёна Гениевская

Я рассказал о своей идее Игорю Брилю, она ему понравилась. Ещё бы! Он живёт в соседнем доме. Об этом можно только мечтать. Игорь согласился открыть концертный сезон и выступить со своим ансамблем «Игорь Бриль и новое поколение».

Игорь Бриль и «Новое поколение», 1994: Игорь Иванушкин, Александр Бриль, Роман Лыков, Дмитрий Бриль
Игорь Бриль и «Новое поколение», 1994: Игорь Иванушкин, Александр Бриль, Роман Лыков, Дмитрий Бриль

Открытие состоялось, зал был заполнен до упора, много знакомых радостных лиц. Мне было важно, чтобы первое время концерты в клубе шли с участием известных, популярных музыкантов. И процесс пошел.

1994: Иван Фармаковский, Евгений Туляков, Алик Григорян
1995: Иван Фармаковский, Евгений Туляков, Алик Григорян

Состоялся второй концерт квинтета Виктора Прудовского  с Маринэ Григорян, третий концерт — Сергей Манукян, четвертый — Александр Осейчук и его Green Wave… и дальше концерты, концерты, концерты с известными музыкантами, соскучившимися по полноценным выступлениям.

1994. Игорь Кантюков, Виктор Пружовский, Маринэ Григорян, Алексей Кузнецов, Станислав Григорьев (фото: Александр Забрин)
1994. Игорь Кантюков, Виктор Прудовский, Маринэ Григорян, Алексей Кузнецов, Станислав Григорьев (фото: Александр Забрин)

Среди них были Герман Лукьянов, Михаил Окунь, Борис Фрумкин, Алексей Кузнецов, Станислав Григорьев, Евгений Баранов, Константин Серов, Виктор «Арзу» Гусейнов, Иван Юрченко, Татьяна Конькова, Нора Иванова, Альберт Мелконов, Лев Лебедев, Григорий Файн, Даниил Крамер, Владимир Лебедев, Владимир Васильков и многие, многие другие.

1995. Игорь Уланов, Владимир Васильков

Интернета в быту тогда еще не было, поэтому пришлось купить факс, и моя супруга помогала делу, рассылая наши афиши по десяткам адресов. О покое в квартире оставалось только мечтать, телефон стал просто разрываться от звонков.

1995. Алексей Кузнецов, Михаил Окунь, Станислав Григорьев

Кроме маститых музыкантов, на сцене в джемах и в концертах появлялись молодые и совсем юные музыканты. Никогда не забуду трубача Виталия Головнёва в военной форме: каждый раз он использовал увольнение, чтобы забежать в клуб и поиграть в джеме. Многие высочайшего уровня музыканты тогда были студентами или недавними выпускниками училища и академии.

1998. Антон Ревнюк, Дмитрий Севастьянов, Александр Бриль
1998. Антон Ревнюк, Дмитрий Севастьянов, Александр Бриль

Среди них Яков Окунь, братья Бриль, Дмитрий Севастьянов, Эдуард Зизак, Владимир Нестеренко, Антон Ревнюк, Пётр Талалай, Алексей Круглов, Роман Соколов, Иван Фармаковский, Анна Бутурлина, Карина Кожевникова, Дмитрий Кондрашов, Антон Румянцев и многие, многие другие. В памяти навсегда 14-летний Дима Мосьпан, вышедший на джем с саксофоном и поразивший всех техникой владения инструментом.

Дмитрий Мосьпан, 1997
Дмитрий Мосьпан, 1997

Шестилетний Игорь Игоревич Ямпольский с перкуссией выступил вместе с большим оркестром «Класс-Центра». Через 30 лет Игоря Игоревича я уже представлял просто Игорем Ямпольским.

11-летнего Петю Ившина за полноразмерной батареей ударных представили его преподаватель Пётр Петрухин и его покровитель Юрий Сергеевич Саульский. Бурными аплодисментами публика отметила выступление юного барабанщика.

Вообще двери клуба всегда были открыты для детей, интересующихся джазом, стремящихся открыть для себя его тайны и стать настоящими джазменами.  Сейчас эти талантливые дети заслуженно стали настоящими мастерами джаза, у них свои проекты и свои поклонники.

1996. Антон Севидов (ныне фронтмен всемирно известной поп-группы Tesla Boy)
1996. Антон Севидов (ныне фронтмен всемирно известной поп-группы Tesla Boy)

Такая программная политика, в которой отражался сплав опыта ветеранов с задором и энергией юных и молодых талантов, появилась в клубе благодаря изначально принятому кредо: смысл деятельности Клуба в отношении музыкантов — дать возможность подняться молодым и поддержать ветеранов сцены, а в отношении публики — сделать Клуб вторым домом, наполненным творчеством, дружелюбием, душевным теплом.

У клубного бара. Александры: Эйдельман и Осейчук

Клуб стал быстро раскручиваться, у нас появились возможности размещать информацию о концертах в СМИ. Большую поддержку в развитии Клуба словом и делом оказывали Юрий Сергеевич Саульский, Владимир Михайлович Тихонов, Алексей Баташев, Феликс Соловьев, Владимир Панченко, Владимир Кукуев, Михаил Кугель, Рудольф Ясемчик.

Чтобы как-то узаконить существование клуба, я предложил своим друзьям Рафу Авакову и Льву Корецкому образовать «простое товарищество», тогда существовала такая юридическая форма. Мы это сделали, и стало как-то спокойнее на душе: всё-таки мы не самозванцы, а какая-никакая легальная структура.

Концерты шли без перерыва, публике нравилось происходящее в клубе, её не смущало то, что зал был подзапущен, всё очень примитивно, обшарпано и без вкуса. На это люди не обращали внимания — но только до поры, до времени: всё-таки уюта и комфорта никто не отменял.

Ранние дни работы клуба. Игорь Бриль, Юрий Саульский, Александр Эйдельман
Ранние дни работы клуба. Игорь Бриль, Юрий Саульский, Александр Эйдельман

Закончился первый сезон 1994 года, и я принял решение сделать в зале серьёзный ремонт с перепланировкой: постройкой гардероба и второго этажа для рабочего офиса (и одновременно костюмерной). Кроме этого, в зале по моим чертежам должны были сделать простую и удобную систему для развески картин вдоль стен. Нужно было также изготовить и смонтировать металлоконструкцию для прожекторов и софитов и реконструировать систему электропитания зала. 

Игорь Бриль и Александр Эйдельман: поздравление с юбилеем (1994)
Игорь Бриль и Александр Эйдельман: поздравление с юбилеем (1994)

Свой план я изложил Непомнящему. После взятого им «тайм-аута на пару недель» он согласился — при условии, что финансировать этот ремонт он не будет. Единственное, чем он может помочь — это попробовать договориться со своим знакомым бизнесменом о мебели для зала. Затраты на ремонт и на мебель были несопоставимы, и теперь уже мне пришлось взять тайм-аут. Подумав, я решил, что весь ремонт возьму на себя — при условии, что вопрос мебели гарантированно решит он. На том и порешили.

1995. Георгий Гаранян, Игорь Кантюков, Алексей Кузнецов
1995. Георгий Гаранян, Игорь Кантюков, Алексей Кузнецов

Я знал, на что иду, затраты были немалые. Но я считал, что такое вложение лучше работает, чем любая реклама (тоже, кстати, недешёвая). Я договорился с бригадой супер-строителей, универсалов, которые делали реконструкцию моего испытательного центра в институте и с которыми у меня были проверенные временем, хорошие отношения.  Они взялись за работу и сделали всё под ключ. Я был у них снабженцем, привозил на служебном РАФике (микроавтобус советского периода, произведённый на Рижском автозаводе — RAF. — Ред.) кирпичи, металл, мешки с цементом и керамзитом, краску, кабели, ковролин и другое. 

9 марта 1995. Игорь Бриль, Давид Голощёкин, Игорь Кантюков
9 марта 1995. Игорь Бриль, Давид Голощёкин, Игорь Кантюков

К осени 1995 г. ремонт был закончен. Зал преобразился. Он был сделан широкими ступенями, покрытыми серо-зеленым ковролином. На каждой ступени, расположенные в два ряда, были установлены стол и кожаные кресла тёмно-красного цвета. По стенам были закреплены металлические полозья для развески картин и устройства для их подсветки. В дальнем от сцены левом углу зала установили специально изготовленный бар — вотчину буфетчицы Нины Ивановны. К тому времени я приобрел ударную установку, 8-канальный микшерский пульт Roland и акустические колонки. Зал был готов к открытию.

1995. Участники Manhattan Transfer и поклонники у входа в клуб на Беговой
1995. Участники Manhattan Transfer и поклонники у входа в клуб на Беговой

Началась постоянная работа. Концерты шли два раза в неделю, программы пестрели разнообразием музыкантов, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Осенью 1995 года сенсацией стало неожиданное для всех появление во время концерта группы Manhattan Transfer. Фотограф Феликс Соловьёв привез участников квартета сразу после их концерта в Кремлёвском дворце. Они расположились за столом, внимательно слушали музыкантов, ели, пили, радовались, завелись и на джеме спели одну песню.

1995. Manhattan Transfer на джеме в «Джаз Арт Клубе». Слева в полосатом пиджаке Алексей Баташев, рядом Александр Эйдельман. Крайний справа фотограф Феликс Соловьёв
1995. Manhattan Transfer на джеме в «Джаз Арт Клубе». Слева в полосатом пиджаке Алексей Баташев, рядом Александр Эйдельман. Крайний справа фотограф Феликс Соловьёв

В поисках дополнительного креатива мы решили провести красочный, темпераментный конкурс исполнителей буги-вуги. И провели, в конкурсе приняли участие три профессиональные пары и несколько любительских.

Конкурс буги-вуги. Павел Гавриков, Анна Устинова
Конкурс буги-вуги. Павел Гавриков, Анна Устинова

Благодаря установившимся связям с культурными центрами зарубежных стран, на сцене Клуба с концертами выступили Мэнда Джинн и Отела Даллас— певицы из США, Александр Фишер (Австрия), Ронен Клифф (Израиль), Эрик Трюффа и Лоран Де Вилль (Франция), Алекс Скьяви (Италия) и другие.

Отелла Даллас танцует на столе, который вряд ли был к этому готов
Отелла Даллас танцует на столе, который вряд ли был к этому готов

По предложению атташе по культуре посольства Швеции в Москве господина  Юхана Эберга был успешно проведен фестиваль джаза стран Балтии. Идею подхватили коллеги г-на Эберга из других посольств, и в результате в фестивале, который проходил два дня, приняли участие восемь ансамблей из стран Прибалтики и Скандинавии.

Знаковым стало выступление саксофониста Игоря Бутмана и тромбониста Вячеслава Назарова, прилетевших из Нью-Йорка: Игорь уже навсегда, а Слава вернулся в Америку, где вскоре трагически погиб. Они выступили в клубе с большим концертом, а потом еще поучаствовали в джем-сешне.

Виталий Клейнот, Эвелин Блэйки, Кёртис Фуллер, Валерий Пономарёв, Александр Эйдельман
Виталий Клейнот, Эвелин Блэйки, Кёртис Фуллер, Валерий Пономарёв, Александр Эйдельман

Трубач Валерий Пономарёв прилетел в Москву из США в компании с тромбонистом Кёртисом Фуллером и вокалисткой Эвелин Блейки. Одно из их московских выступлений прошло в Клубе на Беговой.

Сентябрь 1998. Братья Бриль, Виктор «Арзу» Гусейнов, Анатолий Герасимов
Сентябрь 1998. Братья Бриль, Виктор «Арзу» Гусейнов, Анатолий Герасимов

Клуб уже обрел известность и популярность, тем более, что тогда не было других джаз-клубов. Концерты шли два раза в неделю, в воскресенье демонстрировались фильмы на большом экране. Раз в месяц-полтора менялись выставки художников, фотографов. Первой была фотовыставка Александра Забрина.

Александр Пищиков «Ветер»

За годы существования «Джаз Арт» Клуба в его стенах было проведено много выставок живописи и фотографии, конкурсов, перфомансов и инсталляций. Признанные мастера и неизвестные авторы представляли свои работы, при этом критерий отбора был один — талант художника.

Юрий Маркин «Учитель и ученики»

Среди участников прошедших выставок экспозиций: фотографы — Феликс Соловьёв, Владимир Лучин, Александр Забрин, Владимир Садковкин, Павел Корбут, Роман Денисов, Олег Волков, Владимир Ратнер, Михаил Пайст; художники: Михаил Ромадин, Анатолий Зверев, Юрий Лытнев, Юрий Маркин, Виктор Шабалин, Василий Ленивкин, Рауль Скрылев, Николай Пивоваров, Андрей Хренихин, Рудольф Антонченко, Георгий Мелекидзе, Зураб Алибегашвили, Кети Бетлемидзе, Натта Мельникова, Ирина Денисова, Валерий Чумаков, Аветик Абаджян, Эмзар Заридзе, Юрий Егоров, Сергей Нагорный, Владимир Курдюков, Венцислав Вылчев, Фернандо Г. Перес, Лев Дьяконицын, Александр Кузнецов и другие.

Михаил Ромадин и Алексей Баташев на выставке
Михаил Ромадин и Алексей Баташев на выставке

Немного подробнее о кинодеятельности в Клубе. От кинотеатра осталась одна оборудованная кинобудка, и в прошлом она работала как раз на наш зал. Аппаратура нуждалась в профилактике, небольшом ремонте и настройке. Я вышел на специалиста НИКФИ в лице Юрия Петровича Леечкиса, в настоящее время он работает в Доме Кинематографистов. Он с подручным быстро восстановил киноаппаратуру. Это открыло возможности демонстрировать фильмы. Но где их взять? На первых порах кое-что я брал у Геры Бахчиева, у Владика Лихачева. Но выбор был очень ограничен. Тогда я написал официальное письмо в Госфильмофонд от «Джаз Арт Клуба» с просьбой помочь клубу в просветительской деятельности. Госфильмофонд согласился помочь при условии, что нам будут давать выбранные мною по картотеке фильмы в пятницу, но в понедельник ранним утром фильмы должны быть возвращены. Сурово, конечно, ведь Госфильмофонд находится в Белых Столбах (Домодедовский район Московской области — 75 км от Беговой улицы. — Ред.). Но охота пуще неволи, и я согласился.

Владимир Садковкин «Смерть Луи Армстронга»
Владимир Садковкин «Смерть Луи Армстронга»

С этого момента каждое воскресенье днём шли фильмы, и первым из них стал  польский фильм «Поиски прошлого» с незабываемой музыкой Анджея Курылевича. Так продолжалось примерно месяца два, но, честно говоря, я устал. А публика уже подсела на это — и, подумав, я решил, что куплю видеопроектор и видеоплеер и буду крутить фильмы не только по воскресеньям, но и перед концертами, в антрактах. Я приобрел новый видеопроектор Sharp, видеоплеер, и понеслось. Слава Богу, работала Горбушка (огромный рынок аудио- и видеоносителей под открытым небом перед ДК им. Горбунова у Филёвского парка, работавший в 1990-е — начале 2000-х. — Ред.), и я постоянно приобретал там видеокассеты с записями концертов джазовых музыкантов, в основном американцев. Вот что интересно: и до этого в клуб приходило много молодых музыкантов потусоваться, поджемовать, но теперь их стало ещё больше, потому что можно было на большом экране знакомиться со звёздами, с их творчеством, следить за их руками, губами, поведением на сцене.

1996 или 1997. Алексей Баташев, Вагиф Садыхов, Александр Эйдельман, Алексей Николаев; сидят Пётр Талалай, Антон Ревнюк

И ещё о кино. В 1996 году я получил информацию о том, что в Риме Alexanderplatz Jazz Club проводит 2-й международный конкурс короткометражных джазовых и блюзовых фильмов. В «Джаз Арт Клуб» часто приходил Иван Максимов — креативный, остроумный автор, художник и режиссёр мультфильмов. Я ему предложил выставить его мультфильм «5/4», который на радость публике неоднократно демонстрировался в Клубе.

Он согласился, а я взялся решать все организационные вопросы. Время шло и, наконец, результаты конкурса стали известны. Фильм «5/4» Ивана Максимова получил первое призовое место. Памятная плита из тонкого металла была переправлена в Москву, и атташе по культуре посольства Италии торжественно вручил её мне. По согласованию с Иваном она стала частью коллекции «Джаз Арт Клуба». Совместная деятельность с Максимовым в дальнейшем продолжилась, и был создан еще один мультфильм «Strings» («Нити») с забавными максимовскими мультяшными героями и музыкой Вячеслава Сержанова.

Жалко, что этот конкурс прекратил существование: сейчас материалов, которые не стыдно представлять на фестивали и конкурсы, накопилось более чем достаточно.

В 1995 году, наряду с постоянно идущими концертами, 20 декабря состоялась еще одна амбициозная авантюра — 1-й международный фестиваль вокального джаза «Jazz Voices». Он длился четыре дня, выступили 12 участников, из них шесть российских солистов, два зарубежных и четыре российских вокальных ансамбля.

Постер первого фестиваля 1995 года
Постер первого фестиваля 1995 года

Первый опыт проведения фестиваля в клубной обстановке получил одобрительную оценку со стороны участников и публики. Блин не оказался комом. Весь фестиваль записывался, и новосибирский продюсер Сергей Беличенко издал на лейбле Ermatell Records компакт-диск «Jazz Voices–95».

Обложка диска, ставшего филофонической редкостью
Обложка диска, ставшего филофонической редкостью

Таким образом открылось еще одно направление деятельности Клуба — издательское. Под лейблом Jazz Аrt Сlub Collection в номерных сериях изданы живые клубные концерты — на сегодняшний день 15 компакт-дисков. С коллекцией CD, а также с архивом презентаций и видео можно познакомиться на сайте клуба. Большое количество аналоговых и цифровых записей за все прошедшие 30 лет ещё ждут своей очереди для создания редких, поистине раритетных альбомов из истории московской джазовой сцены.

Один из релизов клубного лейбла: 2003, запись таллинской певицы Софии Рубиной
Один из релизов клубного лейбла: 2003, московская запись таллинской певицы Софии Рубиной

С тех пор и по настоящее время каждый год в декабре проводятся фестивали вокального джаза. На сегодняшний день ежегодно, без перерыва на ковид, было проведено 29 фестивалей. В архиве Клуба хранятся все фестивальные плакаты и фестивальные значки. В течение пяти первых лет я каждый год менял логотип фестиваля из-за неудовлетворенности придуманной мной символикой и её воплощением в рисунок. И вот в ходе подготовки к 6-му фестивалю моё воображение нарисовало то, что нужно для постоянного логотипа — лица, обращенные к микрофону в образе земного шара. Разные цвета и оттенки являются живописным аналогом разных голосовых тембров. С тех пор этот логотип, образный и содержательный, присутствует на всех бумажных и электронных материалах, связанных с  фестивалями.

Постер 20-го фестиваля (2014)
Постер 20-го фестиваля (2014)

На фестивалях выступали как зрелые, профессиональные исполнители, так и молодые, без сомнения — талантливые вокалисты, но мало известные тогда широкой публике. Некоторые из них стали профессионалами высокой пробы, например Анна Бутурлина, Карина Кожевникова, Наталья Радионова, Ирина Шилкина (ныне Остин. — Ред.), Анастасия Глазкова, Екатерина Черноусова, Павел Елисеев, Анастасия Лютова, Ольга Веснина и другие. География российских участников была достаточно широкая — Москва, С.-Петербург, Архангельск, Новокузнецк, Новосибирск, Южно-Сахалинск, Уфа, Ростов, Краснодар, Казань, Воронеж, Ярославль, Самара, Обнинск, Донецк, Тверь, Норильск. Из дальнего и ближнего зарубежья — США, Германия, Швеция, Франция, Норвегия, Дания, Голландия, Бразилия, Израиль, Турция, Болгария, Польша, Чехия, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Литва, Латвия, Эстония.

Постер 25-го фестиваля (2019)
Постер 25-го фестиваля (2019)

Среди зарубежных участников было много имен, незнакомых даже для просвещённых любителей джаза, но хорошо известных тогда в Европе и в Америке: например, Агнетта Бауман, Паскаль фон Вроблевски, Магни Венцель, Михаэль Шифель, Паулиньо Гарсиа, Кэтрин Мэдсен, Тай Стивенс, Джей Ди Уолтер, Джеймс Уильямс, Ваагн Айрапетян, Анна Вартазарян, ансамбли ManSound, Rue Blanche, даже Фрайбургский джазовый хор и другие.

Фестиваль 2019 года: оркестр Good Sound Men и 10 вокалистов
Фестиваль 2019 года: оркестр Good Sound Men и 10 вокалистов

География проведения фестиваля со временем расширилась, в фестивальную орбиту фестиваля были включены и другие города: Тверь, Обнинск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ярославль.

Анализ выступлений участников фестивалей последних лет показывает, что уровень молодых исполнителей заметно вырос. При прочих равных условиях на этом сказывается качество образования и в значительной степени увеличившиеся возможности выступлений на клубных площадках. Публичные выступления для вокалиста, для музыканта — это лучшая школа для творческого роста. Одно из открытий недавно прошедшего фестиваля — Анастасия Павлова, молодая, яркая певица с хорошим репертуаром джазовых стандартов.

К тому же она автор слов и музыки к своим песням:

В завершение фестивальной части истории «Джаз Арт Клуба» — немного сухой статистики. За прошедшие годы состоялось 29 фестивалей, на которых выступило 189 участников, среди них 120 российских и 50 зарубежных солистов, 14 российских и 5 зарубежных ансамблей и хоров.

В июле 1997 года я, Раф Аваков и Лев Корецкий в связи с изменением законодательства зарегистрировали Клуб как некоммерческое партнерство — НП «Объединение исполнителей и любителей джазовой музыки», сокращенно «Джаз Арт Клуб». По сути, в деятельности Клуба ничего не изменилось, кроме появления отчётностей, налогов, проверок и прочей бюрократической кухни. Музыкальная жизнь в Клубе бурлила, а вместе с ней и популярность. Этому способствовали публикации в бумажных СМИ, а с появлением собственного сайта и портала «Джаз.Ру» распространение информации о работе Клуба стало более массовым и привлекательным. 

1998: два шведа, русский и шведский. Слева народный артист РФ Олег Лундстрем, справа пианист из Стокгольма Ларс Шостен (Lars Sjösten). Между ними тогдашний директор Оркестра Олега Лундстрема Александр Брыксин и джазовый критик Алексей Баташев
1998: два шведа, русский и шведский. Слева народный артист РФ Олег Лундстрем, справа пианист из Стокгольма Ларс Шостен (Lars Sjösten). Между ними тогдашний директор Оркестра Олега Лундстрема Александр Брыксин и джазовый критик Алексей Баташев

Популярность Клуба сыграла свою роль в том, что кинорежиссёр Алексей Габрилович выбрал его местом для съёмки своего 12-серийного фильма-воспоминания «Бродвей нашей юности». Пятая серия фильма была посвящена московскому джазу 50-х годов. На съемку этой серии пришли уважаемые ветераны джаза, известные личности тех лет и нашего времени.

Съёмки фмильма «Бродвей нашей юности»
Съёмки фмильма «Бродвей нашей юности»

Но продолжим хронологическое повествование. Пролетел год 1996-й, наступил 1997 год. В Москве стали появляться другие места, где отдавалось предпочтение джазу, например, например, Джаз-кафе в училище на Ордынке, джаз-клуб Михаила Грина «Земля птиц» на улице Щипок, ресторан «Ностальжи» на Чистопрудном бульваре, «Кризис жанра» на Покровке. В то же время «Джаз Арт Клуб» по-прежнему оставался центром притяжения для музыкантов и любителей джаза. Этому способствовала демократическая свобода, хорошие возможности для музыкантов, низкие цены в баре и безопасная обстановка: не было  случайных людей, непрошеных гостей. В те времена это был немаловажный фактор. За все время в Клубе не было случаев скандалов и дебошей.

Клуб в 1997 г. На сцене Олег Киреев и Лев Кушнир
Клуб до ремонта 1995 г. На сцене Олег Киреев и Лев Кушнир

Кроме этого, целый ряд изданий публиковал информацию и целевые статьи о Клубе, среди них газеты МК, КП, Неделя, Тверская, 13, The Moscow Times,  журнал «Ваш досуг», «Театральный курьер», The Moscow Times и другие СМИ. Когда в конце 1997 г. Пётр Ганнушкин создал портал «Джаз.Ру», появилась возможность размещать информацию о событиях в Клубе на огромных просторах интернета. В дальнейшем, благодаря содействию главного редактора портала Кирилла Мошкова, эта информационная поддержка продолжалась и продолжается до сих пор.

Клуб после ремонта. На первом плане н..а. РФ Игорь Бриль и директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов
Клуб после ремонта (конец 1995). На первом плане н..а. РФ Игорь Бриль и директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов

Еженедельные концерты шли постоянно, а в декабре 1997 года на 3-м фестивале Jazz Voices состоялась премьера джазовой оперы Юрия Маркина «Саксофонист» по повести Хулио Кортасара «Преследователь».

Афиша оперы «Саксофонист» (Александр Эйдельман)
Афиша оперы «Саксофонист» (Александр Эйдельман)

Это событие было неожиданным для всех и стало началом нового проекта, нового направления в работе «Джаз Арт Клуба» под названием «Театр джазовой оперы». Звучит амбициозно, так как до театра было далеко. «Театр» был без режиссёра-постановщика, не было достаточной по количеству артистов труппы для театральных постановок, не было сценографии, не было костюмов, не было театрального света. А что же было? Был репертуар, была безрассудная одержимость, творческий азарт у Маркина, его музыкантов и у меня самого.

В главной роли Сергей Манукян
В главной роли Сергей Манукян

Особенностью театра джазовой оперы, в отличие от других современных музыкально-драматических жанров (мюзикл, рок-опера), является широкое  использование инструментальной и вокальной импровизации в музыкальной структуре произведения, богатое использование всей джазовой музыкальной  палитры и исполнительской техники.

Концертное исполнение джазовых опер Юрия Маркина
Концертное исполнение джазовых опер Юрия Маркина

Основу театра джазовой оперы составляла группа, меняющаяся по составу в зависимости от спектакля;  музыкальным руководителем был Юрий Маркин. Труппа состояла из инструментального ансамбля и солистов-вокалистов. Все спектакли шли в концертном исполнении. Тем не менее, оригинальная, авторская музыка, высокий профессионализм музыкантов, необычность самого жанра, значимость и привлекательность литературного материала с самого начала обеспечили новому начинанию успех и востребованность у публики.

Юрий Маркин
Юрий Маркин

За три года, которые просуществовал этот проект, состоялись премьеры восьми опер Юрия Ивановича Маркина, которые затем регулярно исполнялись. Меня с маэстро связывали дружеские отношения, и я всячески старался помочь ему в реализации его творческих замыслов на сцене клуба. Откровенно говоря, в Москве не было организаций, коммерческих структур, которые мог бы заинтересовать этот проект. Для справки: я, как официальный директор «Джаз Арт Клуба», подавал пакет документов в Министерство культуры на получение гранта для развития этого проекта, уже состоявшегося — но безрезультатно.

Репертуар «Театра Джазовой оперы»

  • «Пилат, ты свободен» — одноактная джазовая опера по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • «Епифанские шлюзы» — одноактная джазовая опера по мотивам повести Андрея Платонова
  • «Крест света» — джазовая кантата по мотивам повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
  • «Играй, скрипка» — одноактная джазовая опера по мотивам произведений Франца Кафки
  • «Горький вкус любви» — одноактная опера по мотивам повести Оскара Уайльда «Саломея»
  • «Саксофонист» — одноактная опера по мотивам новеллы Хулио Кортасара «Преследователь»
  • «Девушка из виноградника» — одноактная опера по мотивам повести Александра Куприна «Суламифь»»
  • «Индийская легенда» — одноактная опера по мотивам древнеиндийского эпоса «Махабхарата»

ВИДЕО: «Пилат, ты свободен» — ария Воланда

В разное время в постановках опер Юрия Маркина участвовали: Юрий Маркин — автор либретто и музыки, бэндлидер, фортепиано; Валерий Киселев, Алексей Круглов — саксофон; Сергей Шуранов — гитара; Галима Мазитова — скрипка; Вардан Цатурян — контрабас; Арнольд Гороховский — ударные, вокал; Лев Лазарев — вокал, флейта; Сергей Манукян — вокал; Людмила Николаева — вокал; Андрей Игнатов — вокал; Анар Таги-Заде — вокал.
ВИДЕО: «Пилат, ты свободен» — «Распни»

С расширением программной деятельности Клуб стал работать два раза в неделю — в пятницу проходили концерты, а в субботу — джазовые оперы. Публика и критика отмечали композиционную стройность всех произведений, красоту и сочность гармоний, мелодичность музыки, мастерское использование гармонических и ритмических возможностей джаза и, конечно же, подачу материала исполнителями. По поводу спектаклей было много положительных откликов от профессионалов музыкантов и критиков (Юрий Саульский, Олег Лундстрем, Алексей Баташев, Аркадий Петров, Лев Аннинский, Всеволод Шиловский и др.), на телеканале НТВ был сделан короткометражный фильм. В радиопередачах «Репортаж из Джаз Арт Клуба», которые я вёл на музыкальном радио «Садко», о джазовых операх было много разговоров, звучало много музыки, были лестные отклики радиослушателей в адрес Юрия Маркина и его группы.

Людмила Николаева и Александр Эйдельман
Людмила Николаева и Александр Эйдельман (1998)

Рассказ «Джаз и опера» из сборника «Живой джаз» писателя Александра Антошина живописует с интересными коллизиями реальную историю, связанную с джазовой оперой «Пилат, ты свободен».

Не исключаю того, что кто-то из театральных деятелей, творческих личностей, продюсеров заинтересуется идеей  постановки некоторых джазовых опер Юрия Ивановича Маркина, для этого есть все необходимые материалы.

Афиша оперы «Епифанские шлюзы»
Афиша оперы «Епифанские шлюзы»

Итак, «Джаз Арт Клуб» по-прежнему работает на Беговой, 5. Наступает год 1999. В этом году произошло важное событие — я и Раф Аваков решили возродить и сделать ежегодным проект под названием «Джазовый пароход». У этого московского мероприятия была своя история. От причалов Северного речного порта с 1974 по 1978 г.г., в 1988 г. и в 1991 г. отходили в плавание по каналу им. Москвы большие, трёхпалубные корабли, заполненные джазовыми музыкантами и публикой. Решение всех формальностей в организации этих джазовых круизов каждый раз брал на себя Игорь Абраменков — председатель профсоюза ФИАН. К организации некоторых из перечисленных «Джаз-пароходов» я и Раф Аваков имели непосредственное отношение. Поэтому опыт имелся, воспоминания были яркими, не давала покоя идея возродить джазовый праздник на воде, сделать его ежегодным, традиционным.

Мы решили делать «Джаз-пароход» в гораздо более масштабном виде, считая, что должна быть не просто речная прогулка с джазом, где в одном месте играют музыканты и толпится публика, как было раньше. Мы же решили сделать фестиваль «Джаз на Москве-реке» протяженностью в 24 часа, с выступлениями музыкантов на всех палубах одновременно. При этом была запланирована остановка на ночь в Хвойном Бору и большой дневной концерт на берегу, сопровождающийся шашлыками, танцами, купанием. Идеология разработана, надо её воплощать в жизнь.

Билет на джаз-пароход 2005 года. Орфография тоже часть истории
Билет на джаз-пароход 2005 года. Орфография тоже часть истории

И вот 23 июля 1999 г. от причала на сутки отошел трёхпалубный теплоход «Карл Маркс» со слоганом, закрепленном на борту: «Без свинга нет джаза».

«Карл Маркс» отправляется
«Карл Маркс» отправляется

Для молодого поколения музыкантов это было удивительное и сногсшибательное, новое явление. Для ветеранов — сладкое напоминание о былых «джаз-пароходах», когда они сами были молоды. На каждой палубе было по две площадки для выступлений — на носу и на корме, и на них, меняя друг друга, выступали ансамбли, раскручивались джемы. Музыкантов по программе выступлений и примкнувших для участия в джемах было около 40, а публики собралось примерно 350 человек, а то и более.

1999. Капитан теплохода «Карл Маркс» Николай Маркелов, Раф Аваков, Александр Эйдельман

С 1999 г. по 2022 год состоялось 24 фестиваля «Джаз на Москве- реке».

Джаз на «зелёной стоянке» (фото: Лариса Владимирова)

В 2012 году по объективным причинам экономического характера произошло изменение временнóго формата: круиз теперь продолжался шесть часов, и сменились корабли. Джазовые круизы стали проходить на двухпалубных теплоходах «Порт-Артур» и «Анна Каренина», на них не было кают, но это никак не повлияло на праздничный настрой публики и музыкантов. Шесть часов, шесть ансамблей, выступающих на обеих палубах в режиме ротации. Каждый год все побывавшие хотя бы один раз на этом празднике жизни, с нетерпением ждали следующей джазовой навигации.

2008, теплоход «Иван Крылов». Арк Овруцкий и будущий лауреат Grammy Грегори Портер
2008, теплоход «Иван Крылов». Арк Овруцкий и будущий лауреат Grammy Грегори Портер

Фото- и видеохроника этих необычных фестивалей на Москве-реке содержит много интересных материалов благодаря нашим постоянным джазописцам — постоянным участникам круизов: Павлу Корбуту, Александру Забрину, Георгию Солонине, Светлане Конюховой и другим, а также Алексею Шиликову, сделавшему большое количество видео и разместившему их в открытом доступе на своем YouTube-канале Taberculat. Объёмы статьи просто не позволяют поместить все, что кажется важным. Эта тема, равно, как история концертов на Беговой, фестивалей Jazz Voices, джазовых опер — требует отдельного представления.

Теперь так. На теплоходе «Анна Каренина», 2022 (фото Георгий Солонина)
Теперь так. На теплоходе «Анна Каренина», 2022 (фото Георгий Солонина)

К сожалению, в 2000 году навязанная директором театра «Вернисаж» Непомнящим необходимость заставила «Джаз Арт Клуб» сменить место пребывания, и в новых условиях исчезла возможность постановок джазовых опер, проведения выставок, демонстраций кино. 26 мая 2000 г. в «Джаз Арт Клубе» на Беговой, 5 состоялся последний концерт.

ДАЛЕЕ: ВТОРАЯ (ФИНАЛЬНАЯ) ЧАСТЬ 30-ЛЕТНЕЙ ХРОНИКИ «ДЖАЗ АРТ КЛУБА»

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПарк науки и искусства «Сириус» близ Сочи представит ежегодный проект «Дни джаза»
Следующая статьяЧасть 2. «Джаз Арт Клубу» 30 лет: Александр Эйдельман об истории московского джазового объединения
Александр Эйдельман
Александр Эйдельман – основатель московского «Джаз Арт» Клуба, арт-директор и продюсер крупных джазовых проектов: «Фестиваля вокального джаза», «Джазового парохода», «Театра джазовой оперы», пропагандист и просветитель, автор статей и литературных произведений, посвященных джазу. Окончил Московский автомеханический институт, после которого поступил в научно-исследовательский институт НАМИ, где прошел путь от инженера до заведующего лабораторией испытаний автомобилей и агрегатов. Кандидат технических наук, автор научных статей и изобретений. Знакомство с джазом произошло еще в раннем детстве на родительской коллекции патефонных пластинок, на трофейных фильмах, на выступлениях ансамблей в фойе кинотеатров, на живых концертах биг-бэндов Эдди Рознера, Леонида Утесова. После выпускного вечера в школе, на котором всю ночь играли джазовые музыканты во главе с Виталием Клейнотом, решил пойти в вечернюю музыкальную школу по классу кларнета-саксофона. Обучаясь в институте и посещая репетиции институтского оркестра п/у Энгельса Гарасеева, а затем п/у Виктора Зельченко, окончательно влюбился в джаз, стал постоянно слушать передачи Уиллиса Коновера, собирать печатные материалы и записи. Однако, период обучения в музыкальной школе совпал с возникшим неуемным интересом к автомобилям и гонкам. Последнее увлечение оказалось сильнее, поделить время и силы между двумя страстями оказалось невозможно, для дальнейшего совершенствования надо было выбирать что-то одно. Победили автомобили. Шестидесятые – семидесятые годы были годами активного и плодотворного знакомства с мировой джазовой культурой и отечественными музыкантами. Кафе «Аэлита», «Синяя птица», «КМ», «Ритм», «Печора», знаменитые фестивали в Москворечье стали местами, где происходило знакомство с живым джазом, устанавливались личные связи с музыкантами, любителями, коллекционерами дисков и записей. Тогда начал формироваться пул единомышленников, который позволил потом создать и развивать свое собственное джазовое дело. В 1994 г. вместе с Рафом Аваковым впервые в Москве организовал джаз-клуб на Москве-реке. Раз в неделю на борту теплохода собирались музыканты, публика и в течение 6 часов наслаждались джазом и видами вечерней и ночной Москвы. В апреле 1995 г. при содействии Рафа Авакова и Льва Корецкого открыл джазовый клуб, который принципиально отличался от всего того, что было до тех пор в Москве. Клуб получил название «Джаз Арт» и в этом названии точно отразились два направления, в которых клуб работал – джаз и изобразительное искусство. Главным в клубе стал принцип «Дать возможность подняться молодым и не дать опуститься старым».

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. С большим интересом прочитал о неизвестной мне деятельности московского джаз-клуба, хотя я был знаком с Рафом Аваковым. Впечатляет размах инициатив клуба и не менее, а может быть более, личный вклад Александра Эйдельмана, который состоял не только из колоссальной организационной работы, но и, как можно понимать, его личной финансовой поддержки.

    С уважением

  2. Да, на Беговой было так уютно, свободно, просторно, что мы провели там свадьбу нашего сына.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.