In Memoriam. Аккордеонист и пианист Владимир Данилин (1946–2025)

0
Владимир Данилин (фото: Владимир Коробицын, 2010)
Владимир Данилин (фото: Владимир Коробицын, 2010)
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

2 октября ушёл из жизни Владимир Данилин — самый известный российский джазовый аккордеонист, в прошлые десятилетия также и пианист. Ему было 79 лет.

Владимир Николаевич Данилин родился в подмосковном городе Домодедово 2 декабря 1946 г. В пятилетнем возрасте начал осваивать аккордеон — неизбежно самоучкой, поскольку аккордеон (в отличие от баяна) в СССР до 1970-х гг. не преподавали. В 13 лет начал играть джаз.

В интервью главному редактору «Джаз.Ру» Кириллу Мошкову ещё в 1999 г. Данилин рассказывал:

Начинал я в 60-м, 59-м… Ещё в Домодедово играл на танцах, а мне лет тринадцать тогда было. В школе, помню, за это по комсомольской линии всё выговоры давали. А в 15 переехал в Люберцы — это, значит, 61-й… Поиграл немного с московскими музыкантами, а потом стал работать с [трубачом Андреем] Товмасяном — сначала на халтурах (работа на танцах и/или в ресторанах. — Ред.). Потом отношение стало посерьёзней — когда я понял, что это за омут такой — джаз. Хотя и на танцах московские ребята играли будь здоров.

Ни джаз, ни аккордеон в 60-е ещё не преподавали. В музыкальной школе юному Володе попытались предложить виолончель.

Жутко не понравилось. У меня бабушка просто скоро всех чертей прокляла и вышла из дома. Всё, я — в слёзы, и виолончель на этом закончилась. Аккордеон! Я уже упёрся: не буду ни на чём играть, кроме аккордеона. И потому уже начал как-то там учиться с частными учителями, то один какой-то дяденька подучил, то какая-то женщина. В общем-то, формального образования не получил…

Всё приходилось осваивать самостоятельно, по слуху, по пластинкам. Образцов было немного, поскольку аккордеон в модерн-джазе встречался крайне редко: главным ориентиром для Данилина был и оставался американский джазовый аккордеонист Арт Ван Дамм (Art Van Damme, 1920–2010), с которым Даниле-Мастеру (так его прозвали в московском джазовом сообществе) довелось встретиться и пообщаться в 2005 г., когда Ван Дамм приезжал в Москву.

…Я по шесть, по восемь часов сидел с магнитофоном, снимал чьи-то «ходильники». Всё только на аккордеоне! Меня и знали в Москве как аккордеониста. В 70-е годы я работал с квартетом в гостинице «Минск». Мне потом рассказывали, что многие известные тогда аккордеонисты ходили в тот ресторан послушать: правда, что ли, появился какой-то парень молодой, который на аккордеоне играет джаз? Они уже были люди солидные, их знали, подходить к какому-то пацану знакомиться — неловко; они сядут, кирнут, послушают и уходят. Тогда я о «фоно» никакого представления не имел…

Формальное музыкальное образование потребовалось после 25 января 1973 г., когда Совмин РСФСР принял постановление «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению концертного обслуживания населения РСФСР». Согласно этому документу, к работе в качестве профессионального музыканта теперь допускали только с дипломом о специальном музыкальном образовании. И опытные джазмены потянулись в учебные заведения, где их преподавателями зачастую оказывались их же коллеги-эстрадники, иногда даже младше их по возрасту, но имевшие диплом музыкального училища — разумеется, по академической специальности: джаз-то не преподавали до 1974 г. В 1973/74 учебном году для таких опытных музыкантов без диплома было специально организован отдел в Царицынском филиале 2-го Московского областного музыкального училища, в 1996 г. организационно влившийся в состав Московского областного училища культуры (с 2015 — Московский губернский колледж искусств). Владимир Данилин был в первом наборе этого училища и окончил эстрадно-джазовое отделение по специальности «аккордеон», а параллельно освоил и фортепиано.

…Когда я перешел на фоно, началась совсем другая песня. Пришлось в полном смысле слова догонять: по аккордеону-то я учился в училище, а фортепиано осваивал сам. Получалось, что я от других пианистов отстал, и не на год, не на пять лет и даже не на десять…

Пианист Владимир Данилин, начало 1980-х гг.
Пианист Владимир Данилин, начало 1980-х гг.

Тем не менее догнать получилось: с 1980 по 1983 г. Владимир Данилин был пианистом Государственного камерного оркестра джазовой музыки п/у Олега Лундстрема. Его игра на фортепиано звучит на двух выпущенных ВФГ «Мелодия» альбомах этого старейшего в мире джазового биг-бэнда, созданного в Харбине (Китай) молодыми русскими музыкантами ещё в 1934 г. и работающего в Москве вплоть до сегодняшнего дня: «В сочных тонах» (С60 18373-4, 1982) и «В наше время» (С60 18375-76, 1983).
СЛУШАЕМ: Оркестр Олега Лундстрема «Четыре плюс два» («Four Plus Two», Оливер Нелсон, аранжировка Виталия Долгова, запись 1982). Соло: Александр Фишер (труба), Владимир Данилин (фортепиано), Вячеслав Назаров (тромбон), Станислав Григорьев (тенор-саксофон).

Давний друг и музыкальный партнёр, легендарный джазовый трубач Андрей Товмасян (1942–2014), так писал о Данилине:

Самое первое впечатление от его игры я могу выразить одним словом. Это слово — изумление. У этого подростка, пацана, уже была основательная техника, изощренное импровизационное мышление, «правильная», что большая редкость у начинающих джазистов в те времена, гармония, сдобренная смачной аккордикой… Я выкладывался, как мог, — почуял рыбака, но Володя вежливо наступал мне на пятки…
Интересно, что Володя мгновенно, прямо во время нашей игры, усваивал многое, исходящее из меня, и буквально, ну буквально тотчас же уже пользовался этим свежим для него, только что услышанным от меня материалом. Он повторял за мной как стандартные, так и мои собственные фразы, не говоря уже о расхожих шаблонах. Мы играли с ним долго один на один: и квадратами, и частями, и по четыре такта, и по два такта попеременно. Такая усвояемость свежей информации, такое учение прямо на ходу с мгновенной реализацией материала меня поразили. Я почувствовал, что Володя с удовольствием играет со мной, видно, и он почуял рыбака. Наконец, рыбаков, хорошенько прощупавших друг друга на музыкальном ринге, вдруг осенило — а ведь два сапога-то — пара! С этого обоюдного прозрения началась, да и длится до сих пор наша музыкальная дружба…

Ансамбль Андрея Товмасяна, 1977: контрабасист Иван Васенин, саксофонист Александр Родионов, Товмасян, Данилин
Ансамбль Андрея Товмасяна, 1977: контрабасист Иван Васенин, саксофонист Александр Родионов, Товмасян, Данилин

Анализируя игру Данилина-пианиста, Товмасян продолжает:

Главное в Данилине-импровизаторе — это умение летать. Выражение это довольно трудно внятно объяснить, расшифровать, но джазовые музыканты прекрасно понимают, что это значит. Умение летать — редчайший музыкальный дар. Дар свыше. В джазе этот дар редок… Когда Володя бывал в ударе, а это бывало довольно часто, он так летал, что у меня захватывало дух от его фантастических импровизационных полётов. Я спросил его как-то: «Ты можешь повторить это?». Володя ответил: «Полёт не повторишь!».

К аккордеону Данилин вернулся только в 1990-е гг. В интервью Кириллу Мошкову он рассказывал, как это случилось:

Я не потому бросил фоно, что испугался большой конкуренции — мол, пропаду без работы. Просто старая любовь к аккордеону во мне сидела, пока я его не трогал, а когда Саша Ростоцкий в 94-м пригласил меня записать на аккордеоне одну балладу, я инструмент опять к себе прижал, и…

Как солист-аккордеонист Владимир Данилин записал всего два альбома. На московском лейбле Boheme Music вышла яркая работа, которую спродюсировал басист Александр Ростоцкий; пожалуй, это один из лучших российских джазовых альбомов 1990-х — «Once I Loved» (1999).

Алексей Кузнецов, Владимир Данилин, Александр Ростоцкий. Фото Павла Антонова для Boheme Music, 1998
Алексей Кузнецов, Владимир Данилин, Александр Ростоцкий. Фото Павла Антонова для Boheme Music, 1998

Для этого альбома Ростоцкий сделал аранжировки и спродюсировал запись, сделанную в московской студии «Гранд» звукорежиссером Ольгой Мошковой. Это был первый проект, подготовленный и спродюсированный целиком для компании Boheme Music и по её заказу; в 2000 г. звукорежиссура альбома была отмечена впервые присуждённой в том году премией журналом «Звукорежиссёр» имени Виктора Бабушкина, первопроходца современной звукозаписи в СССР. Материал альбома был записан двумя разными составами. Первый к тому моменту много выступал в московских клубах — так называемое «Супертрио»: Владимир Данилин (аккордеон) — Алексей Кузнецов (электрогитара) — Александр Ростоцкий (электробас).
СЛУШАЕМ: «Once I Loved» (Антонио Карлос Жобим, аранжировка: Александр Ростоцкий)

Часть треков была записана квартетом, в который вошли Данилин, Ростоцкий, а также Яков Окунь на электропиано Rhodes и Эдуард Зизак на барабанах. В таком составе до записи музыканты никогда не играли, но результат получился весьма достойным.
СЛУШАЕМ: «Три года ты мне снилась» (Никита Богословский, аранжировка: Александр Ростоцкий)

Второй альбом, «Get Happy. Accordion in Jazz», вышел на московском лейбле EverGreen Records в 2006 г. «Джаз.Ру» писал в своём третьем бумажном номере (№3, 2007):

«К 60-летию выдающегося российского мастера джазового аккордеона Владимира Данилина продюсер Михаил Грин выпустил на своем лейбле EverGreen замечательную подборку записей этого удивительного музыканта, пришедшего в джаз еще подростком в начале 60-х, переключившегося на фортепиано в 70-х, а в 90-е вернувшегося к своему первому и самому любимому инструменту — аккордеону. Это всего второй сольный альбом в дискографии Данилина (после «Once I Loved» 1999 г.), и он как нельзя лучше представляет верного рыцаря традиций джазового мэйнстрима прошлых лет и как тонкого лирика, и как интереснейшего импровизатора, и как хранителя подлинного духа джаза минувших десятилетий, подающего эту музыку не как музейный экспонат, но как живое, сегодняшнее явление. Альбом удачно собран из записей, сделанных в разное время, с разными составами и разными студиями, но звучит весьма цельно — прежде всего благодаря цельности и живости игры самого Данилина».

Критик Дмитрий Ухов писал об альбоме в московском журнале Salon A&V:

Все составы звучат одинаково стильно благодаря аккордеону Данилина — лёгкому, свингующему, эмоционально открытому.

Андрей Товмасян, Владимир Кольцов-Крутов, Владимир Данилин. «Эссе», сентябрь 2014 (фото: Кирилл Мошков)
Андрей Товмасян, Владимир Кольцов-Крутов, Владимир Данилин. «Эссе», сентябрь 2014 (фото: Кирилл Мошков)

В последние полтора десятилетия Данила-Мастер выходил на сцену не так часто, хотя в 2020-е гг. Якову Окуню удалось привлечь его к периодическим выступлениям в клубе «Эссе». Запомнилось выступление Данилина на вечере в честь 50-летия легендарного джаз-клуба «Синяя Птица» в сентябре 2014 г.: это был едва ли не последний совместный выход на сцену двух давних музыкальных партнёров — Владимира Данилина и Андрея Товмасяна. Товмасян к тому времени уже давно не выступал, но его уговорили выйти на сцену: было слышно, что, хотя исполнительскую форму он утратил, когда-то он был великим трубачом, и игра Данилина на аккордеоне искусно оплела и поддержала звучание трубы Товмасяна — так проникновенно, как один только Данила умел. В случайно сохранившемся фрагменте любительской видеосъёмки буквально на первых секундах в шуме переполненного клуба слышен голос продюсера Михаила Грина, собравшегося было уже ехать домой: «Я от этого не могу уйти…» Ему вторит голос вице-президента московского объединения любителей джаза «Джаз Арт клуб» Рафаэля Авакова (1944–2017): «Наверное, это последний раз они так играют…» Так, увы, и получилось. Товмасян ушёл из жизни спустя три месяца. Теперь, 11 лет спустя, они с Данилой встретятся снова.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя