К 80-летию со дня рождения. Станислав Григорьев: памяти саксофониста

0

ОТ РЕДАКЦИИ. Этот текст для «Джаз.Ру» написал в 2001 г. первопроходец советской джазовой критики, историк отечественного джаза Алексей Баташёв, в тот день, когда выдающийся советский и российский джазовый саксофонист Станислав Григорьев ушёл из жизни. Оригинал текста ещё доступен в старой версии нашей новостной ленты («Полный Джаз 1.0»). В день 80-летия со дня рождения Станислава Петровича в память о замечательном музыканте делаем этот очерк о его жизни достоянием читателей новой версии новостной ленты «Джаз.Ру».


Алексей Баташёв АB

Станислав Григорьев (1938-2001) — импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса — начал гастрольную деятельность в провинциальных филармониях, которые тогда колесили в холодных «фурцвагенах» по городам, городкам, воинским частям и весям вдоль параллелей и меридианов нашего необъятного Союза («фурцваген» — гастрольный автобус; жаргонное название происходит от скрещения слова «газенваген» и фамилии министра культуры СССР в 60-е гг. Екатерины Фурцевой. — Ред.).

Станислав Григорьев (фото © Павел Корбут, 2001)
Станислав Григорьев (фото © Павел Корбут, 2001)

Помню, году в 61 или 62-м, будучи в Рязани по своим аспирантским делам, я попал на выступление джаз-ансамбля из каких-то засибирских краёв, где выделялся молодой тенорист, которого я, считавший себя в ту пору большим знатоком нашего джаза, видел и слышал впервые. Оказалось, что мы в одной гостинице, и, встретив его на завтраке, я подошел к нему, представился и попросил сообщить мне краткие анкетные данные — я мечтал об издании советской джазовой энциклопедии, наивно полагая, что это всем жутко необходимо. Впоследствии Стас со свойственной ему иронией вспоминал об этом первом и едва ли не единственном в своей жизни интервью.

В 1963 году по стране разлетелись слухи о том, что одному из наших, Анатолию Кроллу, дали собрать джаз-оркестр в Туле. В этом оркестре собрался весь цвет джазовой России: помимо Стаса там были Александр Пищиков, Виктор «Арзу» Гусейнов, Виктор Бударин, Игорь Кантюков, Сергей Мартынов, Виктор Двоскин, Юрий Генбачёв… Три года в этом оркестре стоили джазовой консерватории, и Григорьева взял к себе в Москву Олег Лундстрем. Как аплодировали Стасу, Мартышке, Арзу переполненные залы международных фестивалей в Варшаве и Праге, а там было с кем сравнивать! Тогда-то и началась международная слава оркестра Лундстрема. Тогда к Лундстрему потянулась очередная волна сливок нашего джаза, эстетов и радикалов.

Потрясающий парад солистов — Стас, коллега-саксофонист Геннадий Гольштейн и трубач Костя Носов, пианист Вагиф Садыхов, барабанщик Владимир Васильков — блеснул на незабываемом концерте Олега Лундстрема в Питере в октябре 1973 года.

С середины 80-х годов имя Станислава Григорьева появляется в концертных джаз-ансамблях солистов — этот жанр постепенно обретает солидный статус: «Арсенал» Алексея Козлова, «Каданс» Германа Лукьянова, «Аллегро» Николая Левиновского — и в возникающих по разным случаям джаз-оркестрах.

А чаще всего Стаса можно было слушать в квартете барабанщика Бориса Савельева в тесном погребке «Крiзисъ жанра» в арбатских закоулках и в ампирных интерьерах «Балаганчика» на Тверской в ансамбле ещё одного барабанщика, Ивана Юрченко.

Он был сильным шахматистом, любил карты и знал тайны бильярда. Те, кто бывал в старой «Синей Птице», могли в антракте видеть Стаса, похожего на голливудского киноактера, склонившимся над зеленым сукном под абажуром.

Станислав Григорьев слыл музыкантом высшей джазовой пробы, который был долго заслонён своими коллегами побойчее. Он играл во всех московских биг-бэндах, практически во всех малых ансамблях, и я не знаю ни одного московского джазмена, задумавшего собрать ансамбль звёзд, кто не мечтал бы иметь его своим партнёром.

Наша джазовая пресса о нем почти не писала, а он был одним из немногих русских джазменов мирового уровня. Никогда не бывавший в Америке, да и за границу выезжавший куда меньше других, Стас Григорьев играл как нью-йоркский профессионал, всё знающий и всё умеющий.

Спасибо басисту и продюсеру Алексу Ростоцкому, он первым постарался выпустить несколько записей Стаса. Спасибо Сергею Сперанскому и Алексею Кузнецову: в рамках просветительских программ салона «Аккорд» они показывали Стаса Григорьева, снимали на видео и записывали на «цифру». Эти записи должны увидеть свет.

Я счастлив и горд тем, что Станислав Григорьев успел сыграть в моём абонементном цикле на высшей концертной сцене страны — это был первый концерт XXI века в Большом зале консерватории.

Но сердце не выдержало. Обширный инфаркт остановил его.

Станислав Григорьев (фото © Павел Корбут, 2000)
Станислав Григорьев (фото © Павел Корбут, 2000)

ВИДЕО: Станислав Григорьев в казино «Тропикана», 1991
Виктор Прудовский — электропиано, Станислав Григорьев  — тенор-саксофон, Алексей Кузнецов  — гитара, Игорь Кантюков  — бас, Евгений Рябой  — ударные (видео из коллекции Рафаэля Авакова)
httpv://www.youtube.com/watch?v=Qyu0RoyDs4M

ДАЛЕЕ: биографическая справка, фото, ВИДЕО, АУДИО 

Справка «Джаз.Ру»:

Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля 2001, Москва) начал профессиональную деятельность как джазовый солист в Хабаровской краевой филармонии (1961), затем продолжил ее в Тульском биг-бэнде под управлением Анатолия Кролла. С 1966 по 1982 был солистом оркестра Олега Лундстрема, затем играл в «Арсенале» Алексея Козлова, в джаз-ансамбле флюгельгорниста Германа Лукьянова «Каданс» и у пианиста Николая Левиновского в ансамбле «Аллегро».

В 90-е был солистом «МКС биг-бэнда» Анатолия Кролла; после его распада в 1998 г. работал в малых составах таких лидеров, как гитарист Алексей Кузнецов, пианисты Михаил Окунь, Лев Кушнир, аккордеонист Владимир Данилин и другие. Много лет сотрудничал с погибшим в 1996 г. в США тромбонистом Вячеславом Назаровым.

Георгий Гаранян и Станислав Григорьев на сцене Большого зала Московской консерватории, 2000 (фото © Павел Корбут)
Георгий Гаранян и Станислав Григорьев на сцене Большого зала Московской консерватории, 2000 (фото © Павел Корбут)

Наиболее значимые записи Стаса Григорьева были сделаны в середине 90-х продюсером и бас-гитаристом Алексом Ростоцким для его собственных альбомов «Jazz Ballads», «Waltz For Ksenia», «Let Me Stay In Your Eyes».

ВИДЕО: Станислав Григорьев на московском «джазовом теплоходе», лето 1991
Михаил Окунь — клавишные;  Станислав Григорьев — тенор-саксофон; Алекс Ростоцкий — электробас; Евгений Казарян —- ударные
httpv://www.youtube.com/watch?v=Ktir_wXrpKU

В 2001 г. московское отделение всемирной Ассоциации джазовых журналистов посмертно присвоило Станиславу Григорьеву свою премию «Джаз’Ухо» в категории «Мастер года». 3 июня того же года в Московском Доме композиторов прошёл благотворительный вечер памяти Григорьева, на котором выступали лучшие российские джазовые музыканты.

СЛУШАЕМ: Станислав Григорьев (тенор-саксофон), Алексей Кузнецов (гитара), Алекс Ростоцкий (электробас) в прямом эфире программы «Московский свинг» на радиостанции «РаКурс» в Москве, 1997. «Lover Man» (Jimmy Davis, Ram Ramirez, James Sherman)




реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.