Часть 5. 20-е годы — Чикаго

Вернуться к оглавлению книги
Другие книги о джазе

Митропольский баннер

20-е годы — Чикаго

Уже в 1915 году в Чикаго появился новоорлеанский оркестр под руководством тромбониста Тома Брауна (Tom Brown) «Brown Dixieland Jass-Band». Это название было одним из первых официальных использований самого слова «Джасс». Слово это употреблялось и раньше, как диалектизм, выражающий некие сексуальные качества. В 1916 году в Чикаго собирается ядро будущего знаменитого белого ансамбля «Original Dixieland Jass-Band», который возглавил корнетист Ник Ла Рокка (Nick LaRocca). В 1917 году этот ансамбль оказывается в Нью-Йорке и 26 февраля 1917 года делает первую джазовую запись на фирме «Victor». Не менее известным был и «белый» вполне импровизационный «New Orleans Rhythm Kings» с солистом кларнетистом Леоном Рапполо (Leon Rappolo). Слово «диксиленд», входящее в название ансамбля Ла Рокка и других белых составов, становится условным обозначением ансамблей новоорлеанского, а затем и вообще традиционного джаза, состоящих из белых музыкантов.

Чикагский стиль

В 1917 году, в связи с вступлением Соединенных Штатов в Первую мировую войну, власти объявляют Новый Орлеан стратегически важным городом и, под этим предлогом, закрывают увеселительные заведения, дававшие работу многочисленным музыкантам. Из-за этого начинается мощная миграция музыкантов на Север, в первую очередь в Чикаго, где к началу 20-х годов концентрируются лучшие музыкальные силы, как из Нового Орлеана, так и из других городов США. Типичным примером таких ансамблей стал знаменитый «Creole Jazz Band» Джозефа «Кинга» Оливера (Joseph «King» Oliver). «Королем» Джо Оливер стал еще в Новом Орлеане, выступая в оркестре тромбониста «Кида» Ори. После отъезда в Чикаго Оливера заменил молодой и талантливый корнетист Луи Армстронг, а в 1922 году Армстронг по приглашению Оливера начинает работать в «Creole Jazz Band» вторым корнетистом. Имея в своем составе новоорлеанских знаменитостей — кларнетиста Джонни Доддса (Johnny Dodds), его младшего брата ударника «Бэби» Доддса («Baby» Dodds), чикагскую молодую и образованную пианистку Лил Хардин (Lil Hardin), этот бэнд исполнял великолепный образец импровизационного плотнофактурного новоорлеанского джаза.

СЛУШАТЬ: King Oliver «Riverside Blues», 1923
httpv://www.youtube.com/watch?v=j_WbQYdQty0

В Чикаго происходят стилистические изменения звучания такого рода оркестров. Постепенно меняется инструментарий. Стационарные (в отличие от Нового Орлеана) выступления, а также уровень музыкальной подготовки участников позволяют использовать фортепиано, которое становится обязательным инструментом ансамбля. Духовой бас постепенно вытесняется контрабасом, банджо заменяется гитарой, а труба, как более выразительный инструмент, замещает корнет. Существенные изменения происходят и в ударных — барабанщик в стационарных условиях может в одиночку справляться с более богатым набором инструментов, возможности его расширяются, а техника прогрессирует. Ударные постепенно становятся похожими на знакомую нам ударную установку. Уровень подготовки музыкантов позволяет им создавать полноценные соло, последовательность которых после совместного проведения темы предопределяет форму конструкции джазовой пьесы на много десятилетий вперед. Коллективная импровизация, существовавшая в раннем джазе в примитивном виде, выходит из употребления для того, чтобы возникнуть вновь только в стиле кул в конце 40-х годов и во фри-джазе 60-х.
В Чикаго концентрируются и целый ряд звезд из Нового Орлеана: Сидней Беше, Фредди Кеппард (Freddie Keppard), Джимми Нун (Jimmy Noone), Леон Рапполо и молодые музыканты, звезда которых взошла уже в чикагский период — Эрл Хайнс (Earl Hines), Бикс Бейдербек («Bix» Beiderbecke), Бад Фримен (Bud Freeman), Бенни Гудмен (Benny Goodman), Джин Крупа (Gene Krupa). Многие из молодых уже имели музыкальное образование, легко читали с листа и даже владели ремеслом аранжировки. Таким образом, возникло движение молодых, в основном — белых музыкантов, которые не были знакомы с настоящим новоорлеанским звучанием и узнавали его на примере чернокожих музыкантов, переехавших в Чикаго. Они представляли уже иную культуру и формировали свое представление о диксиленде. Одной из таких групп была «Austin High School Gang», в которой в разное время играли Джимми Макпартленд (Jimmy McPartland), Джин Крупа, Бад Фримеен, Пи-Ви Расселл («Pee Wee» Russell). Другим известным бэндом чикагской школы стал ансамбль «Wolverine Orchestra», в котором блистал корнетист «Бикс» Байдербек. Белая музыкальная молодежь стремилась подражать черным ветеранам. Это не вполне удавалось, однако порождало новый стиль, в котором доминировала личность, индивидуальность. В это же время в джаз начинает входить новый инструмент — саксофон, занявший впоследствии широкую нишу в джазовом инструментарии.

СЛУШАТЬ: Wolverine Orchestra w. Bix Beiderbecke — Big Boy, 1924
httpv://www.youtube.com/watch?v=W5ZD2wWEGlY

В Чикаго в полную силу раскрылся талант Луи Армстронга, организовавшего свои знаменитые «Горячие пятерки» и «Семерки» («Hot Five», «Hot Seven»). Их успех одновременно обозначил образцы настоящего чикагского стиля традиционного джаза с закрепившейся ролью солиста высокого класса.

СЛУШАТЬ: Louis Armstrong & His Hot Seven — «Potato Head Blues» (1927)
httpv://www.youtube.com/watch?v=BTidYCEq3lU

Там же в 20-е годы пережил новое рождение традиционный блюз, породивший когорту выдающихся исполнителей. С тех пор блюз и джаз тесно связаны между собой. Эта связь проходит через все развитие джаза и не раз давала новые импульсы в его истории.
В результате перехода к городской жизни, слияния с эстрадой на передний план выходят вокалистки. Уже в 20-м году выходят пластинки Мэми Смит (Mamie Smith), через три года — знаменитой Гертруды «Ма» Рэйни. В это время возникает феномен знаменитой «Императрицы» блюзов Бесси Смит. Все эти певицы выступают, как правило, с джазовым сопровождением, создают собственные бэнды. В их репертуар входят не только блюзы, но и эстрадные песни, что не может не сказываться на некоторой европеизации блюза, отхода от его фольклорных корней. В это же время возникает характерный стиль пения джазовых инструменталистов. Характерный пример — хорошо известное пение Луиса Армстронга и его же «скэт» — слоговое пение, которым он подражал своим же соло на трубе.

СЛУШАТЬ: Louis Armstrong — Heebie Jeebies (1926)
первая запись «скэта» в исполнении Луи Армстронга (вокал начинается на 01:25, скэтовое соло на 01:50)
httpv://www.youtube.com/watch?v=rGGZ3zMOUhg

<<<< предыдущая следующая >>>>