Рецензии: Эберхард Вебер, Торд Густавсен

0
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

reviewХотя свое семидесятилетие замечательный немецкий басист Эберхард Вебер справлял в январе этого года, Манфред Айхер — глава компании ECM, с которой Вебер работал без малого 40 лет — сделал ему подарок авансом: переиздав в ноябре прошлого, 2009 г. в виде тройного альбома записи его группы Colours. За появлением этого названия стоит такая история. Когда Вебер писал музыку для своего первого альбома, его жена-художница Майя заметила, что звук окарины, на которой он играл, напоминает ей звучание имени Хлоя. Когда происходил этот разговор, Майя работала, и перед ней лежал набор из 40 цветных грифелей. Яркий образ и экзотическое имя девушки из античной легенды дали название альбому — «Цвета Хлои» («Colours of Chloe»). Альбом, выпущенный в 1973 году (обложку для него оформила Майя Вебер) принес известность басисту и стал краеугольным камнем представления об «исиэмовской» стилистике. Трудно сказать, было ли это решение продуманным или случайным, но часть названия успешного альбома стала названием квартета Colours, с которым Вебер выступал с перерывами до 1981 года. На счету квартета — три альбома, которые и вошли в новую коробку под общим названием «Colours» (ECM 2133-35). Это «Yellow Fields» (1975), «Silent Feet» (1977) и «Little Movements» (1980). В «цветовой» квартет вошел блестящий пианист Райнер Брюнингхаус, саксофонист Чарли Мариано и ударник Йон Кристенсен, которого во втором и третьем альбомах сменил Джон Маршалл (Кристенесена разрывали на части другие звёзды ECM — Ян Гарбарек и Терье Рипдал).

CD coverВ том, что за свое семилетнее существование квартет записал всего три диска — большой плюс. В эти альбомы вошел отборный материал, а степень взаимодействия и взаимопонимания музыкантов просто бесподобны.

реклама на джаз.ру
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019

Эберхард Вебер — один из самых поэтичных и мелодичных басистов своего времени. Это порой отдаляет его музыку от джаза на расстояние, достаточное для того, чтобы сказать: «это – не джаз». Вебер — новатор, но время нередко выявляет в новаторстве значительные стилистические огрехи. Однако его записи 20- и 30-летней давности не утратили способности эмоционально вовлекать слушателя, на них по большей части нет стилистической печати того времени, в котором они создавались. Такая музыка могла быть создана и исполнена вчера.

В ноябре прошлого года на Берлинском джазовом фестивале Вебер получил ещё один подарок, и тоже авансом — премию им. Альберта Мангельсдорффа за выдающиеся достижения в джазе.


CD coverАльбом норвежского пианиста Торда Густавсена «Being There» (ECM 2017, 2007 г.) завершил, по его собственным словам, трилогию альбомов, записанную им для компании ECM c басистом Харальдом Йонсеном и ударником Ярле Веспестадом. После чего возник вопрос: что дальше? Ожидание до известной степени было тревожным, поскольку повторенье — мать не только ученья, но и утомленья. Густавсен, выждав добрых три года, выпустил, наконец, новую запись — «Restored, Returned» (ECM 2107). Пианист остался верен своей нордической романтике, но с новым составом (теперь это квинтет) зазвучал совершенно по-новому. Из старого трио Густавсен оставил только ударника, пригласив в студию контрабасиста Матса Эйлертсена, саксофониста Торе Брунборга и хорошо известную в Норвегии вокалистку Кристин Асбьорнсен. В качестве «текстов песен» использованы стихи выдающегося англо-американского поэта Уистена Хью Одена. Надо сказать, что Густавсен не первый музыкант, обратившийся к творчеству Одена. До него это делали Бриттен, Барбер, Стравинский и другие.

Асбьорнсен замечательно интерпретирует Одена, поэта с северными корнями — по отцовской линии он был связан с Исландией, и исландские саги были его любимым детским чтением. В исполнительской манере Асбьорнсон напряжённая страстность органично сочетается с той расслабленной ленностью, которую можно испытать, только лежа под пуховым одеялом и без труда преодолевая позыв посмотреть в окно, за которым подсивстывает метель. Альбом просто замечательный!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.