Подкаст №310. Памяти J.J.

0
Jazz.Ru Podcast
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019

В начале февраля в истории джаза есть грустная дата: девять лет назад ушёл из жизни самый популярный тромбонист в джазовой истории — Джей Джей Джонсон (J.J.Johnson). Год назад, когда отмечалось 85-летие со дня рождения Джей Джея, ваш покорный слуга — редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков — выпустил подкаст (небольшую сетевую радиопередачу), посвящённый памяти тромбониста. Предлагаю переслушать этот подкаст — ведь там звучат примеры игры Джей Джей Джонсона! — а в качестве дополнения к слушанию прочитать текст подкаста.

J.J.Johnson
J.J.Johnson

Читать текст подкаста:
22 января 2009 года исполнилось бы 85 лет одному из величайших тромбонистов в джазовой истории, которого мы знаем под именем Джей Джей Джонсон.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM

Джеймс Луис Джонсон родился в Индианаполисе в 1924 году. Семья его не была особенно музыкальной. Музыка пришла в жизнь будущего великого тромбониста в первой половине 30-х, когда маленький Джей Джей (так, по первым буквам имени и фамилии, его называли с детства) учился игре на фортепиано у церковной органистки в методистской церкви. С 14 лет он играл в школьном оркестре на тромбоне. Когда Джонсону исполнилось 18, он был уже достаточно искушённым музыкантом — искушённым настолько, что он уехал из родительского дома, чтобы играть в различных джазовых и ритм-н-блюзовых оркестрах, где его ценили не только как крепкого «секционного» музыканта, но и как солиста, потому что Джей Джей обладал развитым импровизационным мышлением и, главное, отличной техникой игры, позволявшей ему невероятно «скорострельное» по тем временам звукоизвлечение, и гибким, подвижным звуком. Все эти качества закономерно привели его в лагерь бибоперов, молодых джазменов нового поколения, разрабатывавших новый импровизационный язык и достигавших огромных высот инструментального мастерства. Вот фрагмент классической записи величайшей звезды бибопа, альт-саксофониста Чарли Паркера, сделанной в декабре 1947 года. Паркеру здесь 27 лет, а Джей Джей Джонсону 23, они так и солируют подряд: после темы звучит саксофонное соло Паркера, а затем соло на тромбоне Джей Джей Джонсона. Тема называется «Crazeology».

В 1953 г. Джонсон на время бросил музыкальный бизнес, так как заработки его решительно не устраивали. Работа чертёжника в оборонной компании, казалось, оплачивалась гораздо лучше. Только год спустя тромбонист вернулся к полной занятости в музыкальном исполнительстве, собрав совместный ансамбль с другим тромбонистом, по имени Кей Уиндинг; их группа получила название Jay & Kai и просуществовала два года. Именно в результате успешных гастролей с этим ансамблем Джей Джей не то чтобы разбогател, но впервые купил себе автомобиль.

Записи Джей Джей Джонсона конца 50-х – основа его музыкантской репутации и, наверное, вершина его исполнительской карьеры. Слушаем фрагмент его пьесы «Blue Trombone» с альбома «The Trombone Master», записанного в мае 1957 г. Томми Флэнеген – фортепиано, Пол Чэмберс – контрабас, Макс Роуч – барабаны, Джей Джей Джонсон – тромбон.

Интересы Джей Джей Джонсона всегда были несколько шире чистого джаза. Он много занимался композицией в духе так называемого «третьего течения», то есть соединения классики и джаза, а в начале 70-х переехал в Голливуд и на 17 лет полностью ушёл в мир музыки для кино и телевидения, изредка выступая с заезжавшими в Калифорнию коллегами-джазменами. Удивительный феномен: хотя Джонсон в этот период почти не играл, любовь слушателей к нему была так велика, что его имя год за годом оказывалось во главе списка лучших джазовых вокалистов в опросе читателей журнала «Даун Бит». Недолгий камбэк случился в конце 80-х, когда Джей Джей вернулся в родной Индианаполис и было начал опять записываться и гастролировать, но тяжёлая болезнь жены на несколько лет снова увела его со сцены. В начале 90-х произошёл его второй камбэк, продлившийся пять лет. В 96-м Джей Джей Джонсон снова удалился от активного исполнительства и в основном занимался композицией и освоением новых музыкальных технологий дома в Индианаполисе. Но тут болезнь подкралась к нему самому. Музыкант несколько вёл тяжёлую битву с онкологическим заболеванием. Лечение шло с переменным успехом, но постепенно рак начал одолевать. 4 февраля 2001 года 74-летний музыкант не вынес продолжения борьбы: Джей Джей Джонсон застрелился у себя дома в Индианаполисе.

В память о выдающемся тромбонисте слушаем его игру в записи одного из важнейших композиторов «третьего течения», Джорджа Расселла. Оркестр Расселла играет его сочинение 1964 года «Stratusphunk». Солисты: альт-саксофон – Оливер Нелсон, тромбон – Джей Джей Джонсон.

Предыдущая статьяРецензии: Эберхард Вебер, Торд Густавсен
Следующая статьяArt Splash: новый проект Алекса Ростоцкого
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.