Rīgas Ritmi 2010: впечатления

0
Антон Матвеев
фото: Rigas Ritmi
AM

В этом году рижскому джазовому фестивалю Rīgas Ritmi исполнилось 10 лет. Юбилей состоялся, несмотря на непростую экономическую ситуацию в Латвии и в мире, и этот факт не может не радовать.
В продолжение сложившихся традиций, каждое утро в студии рижского радио молодые музыканты имели возможность поучаствовать в мастер-классах, которые давали артисты, приглашённые на фестиваль. Студенты-участники мастерклассов посещали концерты в Доме Конгрессов совершенно бесплатно. Выступления проходили по два за вечер, благодаря этому рижская публика смогла услышать сразу двух артистов, купив всего один билет.
Концерты в Верманском парке, а также открытие фестиваля на привокзальной площади были доступны бесплатно для всех желающих. Там любителей джаза развлекали латвийские музыканты и наши ближайшие соседи — гости из Литвы и Эстонии.
В связи с тем, что выступления происходили одновременно в трёх местах, мне удалось познакомиться только с основной программой фестиваля, происходившей в Доме Конгрессов.

Gerald Clayton Trio
Gerald Clayton Trio

Первым на сцену Дома Конгрессов поднялось трио Джералда Клэйтона, молодого талантливого пианиста из Лос-Анджелеса. Все три музыканта работают сейчас на нью-йоркской джазовой сцене, и это трио — не просто ансамбль, это творческое детище трёх близких друзей. «Слишком близких друзей: мы даже живем в одном доме!» — говорит Джералд.
Трио представило собственные композиции и неколько стандартов, переаранжированных до неузнаваемости. Направление, в котором работают ребята, называется нью-джаз. Сложные размеры, постоянно смещающаяся форма, — в этом потоке шестнадцатых нот бесполезно высчитывать что-то во время первого прослушивания. Остается только наслаждаться и удивляться безграничности музыкальных возможностей и вариаций.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много картинок!

Intars Busulis
Intars Busulis

Следующим выступил квинтет Мариса Бриежкалнса, художественного директора «Рижских Ритмов». Репертуар квинтета состоит из композиций латышских композиторов, исполненных в разных стилях современной ритмической музыки (босса-нова, самба, традиционный джаз и т.д.). Порадовала сыгранность музыкантов, что, впрочем, неудивительно: диск с первой серией подобных каверов, записанный практически тем же составом, вышел еще в 2005 году. Сейчас нашему вниманию представили вторую часть программы эвергринов. Недавно к квинтету присоединился бразильский перкуссионист Тьяго Лои, который уже второй год проживает в Риге и заполняет собой пустующую в Латвии нишу латинских ритмов.
Талант вокалиста коллектива Интарса Бусулиса, лауреата всевозможных конкурсов, не ограничивается широким вокальным диапозоном, «чёрными» интонациями, интересным тембром и игрой на тромбоне. Он ещё и отличный пародист и шоумен. Интарс имитировал мотоцикл, голоса различных животных и птиц, устраивал перкуссионную дуэль с Тьяго, во время которой подражал звукам бразильского инструмента «куика». В общем и целом получается довольно любопытный продукт, который, будем надеяться, найдёт своего слушателя и за пределами Латвии.

Следующий вечер открыл президент Латвии Валдис Затлерс. Он поприветствовал собравшуюся публику и пожелал дальнейших успехов организаторам фестиваля.

Antonio Forcione
Antonio Forcione

Вслед за ним на сцену вышел итальянский гитарист Антонио Форчионе. Антонио второй раз посетил Ригу, на этот раз он представлял композиции из своего нового альбома «Heartbeat». «Сердцебиение не поддается квантизации» — так автор объяснил название альбома. Обилие перкуссионных слоёв, которые Антонио виртуозно использует параллельно игре на гитаре, имеет свои причины: он начинал как барабанщик. Музыкант признаётся, что в выборе гитары как основного инструмента на него повлиял сосед, обеспокоенный непрерывными занятиями Антонио на ударной установке. Антонио перешёл на акустическую гитару, но сохранил свою страсть к ударному делу, именно это и сформировало его неповторимый стиль. Он выстукивает ритмический рисунок правой рукой на корпусе гитары, а импровизирует левой: играет левой рукой на грифе тэппинговой техникой, а правой исполняет мелодии. Всё это — вперемешку с шутками и вокальными вставками. На одну из композиций с шейкерами и пандейро вышел бразилец Тьяго, и они вдвоём устроили небольшой джем-сешн.

Yona Yakub (Sashird Lao)
Yona Yakub (Sashird Lao)

Следующим после Антонио выступило французское трио Sashird Lao.
Французы подтвердили известный тезис: Франция — чемпион по части world music. Все члены коллектива обладают разносторонними талантами. Египетская вокалистка Йона Якуб исполняет фольклорные ритуальные танцы, играет на саксофоне. Остальные участники трио (Фред Лузиньян и Давид Амар), кроме пения a capella, импровизируют на тромбоне, флейте, малом барабане, арабской лютне уд. Группа активно использует сэмплеры и электронные эффекты, что придаёт звучанию объём, делает его модным. Ритмические рисунки, которые исполнялись одним из музыкантов, владеющим техникой битбокса, заимствованны из клубной электронной музыки.

В течении всего перформанса музыка постоянно провоцировала публику пуститься в пляс, что наконец и произошло во время композиций, исполненных «на бис».

В последний вечер фестиваля рижская публика познакомилась с международным проектом Sebastian Schunke meets Olvido. В составе — немецкие пианист (лидер ансамбля — Зебастиан Шунке) и контрабасист (Марсель Крёмкер), австралийский саксофонист Дан Фриман, барабанщик из Уругвая Диего Пиньера и новая кубинская дива Ольвидо Руис. Музыканты представили своё видение кубинской музыки.
Танцевальной программу назвать нельзя, это вполне современный latin jazz. Сумасшедшие синкопированные ритмы с замаскированной первой долей, наложенный на них нежнейший вокал Ольвидо, и всё это — не нарушая традиций латинской музыки.

Sebastian Schunke meets Olvido
Sebastian Schunke meets Olvido

Ольвидо хотела больше отдачи от латвийской публики. Она просила нас подпевать и хлопать кубинский ритм clave. В течении нескольких тактов нам это даже удавалось, но потом отсутствие должного музыкального воспитания взяло своё.
Барабанные соло Диего Пиньеры восхитили запасом интересных фраз и артикуляцией.

Bill Evans
Bill Evans

В завершение на сцену вышли хэдлайнеры фестиваля Bill Evans & Robben Ford feat. Etienne Mbappe с проектом «Soulgrass meets Blues». Почему хэдлайнеры именно они? Просто единственное имя из участников Rīgas Ritmi 2010, которе постоянно появляется в мировой джазовой сфере начиная с 1980 года — это имя Билла Эванса. Впрочем, и гитарист-вокалист Роббен Форд, и «афрофранцуз» басист Этьен Мбаппе — настоящие звёзды.

С первых аккордов стало ясно, что на сцене подлинные блюзмены. К сожалению, это понравилось не всем в зале. Программа больше подошла бы для выступлений на открытых площадках, на большом звуке, быть может поэтому, сразу после первых композиций пара десятков человек покинула зал.
Но те, кто остались, не пожалели об этом. У коллектива настоящая драйвовая, американская подача. Если унисон, то конкретный, без единой смазанной ноты, если вокал, то манерный, как на лучших пластинках. Кроме этого — железный грув ритм секции и атмосферные соло, исполненные Биллом Эвансом.
В репертуаре проекта присутствуют сложные размеры, которые не очень свойственны блюзовой музыке, но в данной ситуации слушаются вполне органично.
Хочется отметить Райана Каванога (Ryan Cavanaugh), играющего на банджо с овердрайвом (перегруженным звуком, как у электрогитары в хард-роке). Это один из немногих американских банджоистов, который одинаково хорошо играет как кантри, так и джаз.

Каждый вечер, кроме Дома Конгрессов и Верманского парка, выступления джаз-бэндов и джемы проходили в клубе Artelis. В рижских джазовых кругах клуб стал известен с недавних пор во многом благодаря джаз-сессиям и джемам, которые устраивает там басист Андрей Орлов.

Следующие концерты фестиваля состоятся уже в этом году: 30 ноября Ригу посетят обладатели 10 премий «Грэмми» Take 6, а 11 декабря выступит португальская вокалистка Криштина Бранку (Cristina Branco).

До встречи в Риге!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВышла книга «Блюз. Введение в историю»
Следующая статьяЛауреаты Jazz Awards-2010: слушаем радио
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.