Американский журнал JazzTimes о российских джазовых релизах

5
Рецензии

В течение осени 2010 года самый многотиражный джазовый журнал США, выходящий в пригороде Вашингтона JazzTimes, отрецензировал три российских джазовых релиза — впервые за многие годы. «Джаз.Ру» получил от главного редактора JazzTimes Ли Мергнера разрешение на публикацию перевода этих рецензий, написанных американскими сотрудниками журнала — Джорджем Кэнцлером и Форрестом Диланом Брайнтом. Обратим внимание на то, что, в отличие от многих других музыкальных изданий, JazzTimes не присваивает рецензируемым альбомам «звёздочек» или иных оценок.

Александр Беренсон, «Take Me With You» (Butman Music, 2010)
Текст: Джордж Кэнцлер (опубликовано в августовском бумажном номере JazzTimes)

Музыка с этого альбома может легко и органично вписаться в контекст классических пост- и хардбоповых записей Jazz Messengers Арта Блэйки, квинтетов Клиффорда Брауна — Макса Роуча или Майлса Дэйвиса. Однако в этой записи на первом плане — два уроженца российского Санкт-Петербурга: лидер коллектива трубач Александр Беренсон и тенор-саксофонист Игорь Бутман, который, помимо всего прочего, спродюсировал этот альбом. Беренсон написал для альбома весь материал, за исключением одной пьесы; в его мелодиях слышно влияние композиций Бенни Голсона, Уэйна Шортера, Джиджи Грайса и Ричи Пауэлла. И ритм-секция здесь — контрабасист Эссиет Эссиет и барабанщик Дональд Эдвардс — обеспечивает добротную, мощно свингующую основу.

Что выгодно отличает эту запись от других современных мэйнстримовых релизов, которые также воспроизводят дух середины прошлого века, — это качество материала и исполнения, в особенности неизменно творческие и свободные от клише соло [пианистов] Сайруса Честната и Евгения Маслова, которые сменяют друг друга на альбоме. «For My Mother» — боповая пьеса, открывающая диск — берёт с места в карьер; здесь Беренсон демонстрирует свой яркий, немного металлический звук с плотной атакой, не изменяющейся в разных регистрах. В этой и других пьесах труба и саксофон гармонизуют темы и играют с ними в интонационный пинг-понг, соединяя их в ловком хитросплетении, которое напоминает фугу или другое полифоническое произведение.

Во многих темах, написанных лидером коллектива, используются постепенно развивающиеся длинные мелодические линии, обороты и рефрены, которые становятся «изюминками» композиций, благодаря своей асимметричности. Два наиболее ярких трека — заглавный и «Waltz №14» — написаны в размере 3/4, в них звучат резко очерченные и развитые соло Бутмана и Беренсона, чей звук в среднем регистре даёт понять, что для того, чтобы поразить воображение, трубачам совсем не обязательно «лазить по верхам». В свои 50 лет Беренсон — самый удивительный российский трубач, появившийся после Валерия Пономарёва.

Igor Butman Big Band, «Moscow @ 3 A.M.» (Butman Music, 2009)
Текст: Форрест Дилан Брайнт (опубликовано в сентябрьском номере JazzTimes)

Проливая свет на недостаточно хорошо известную [в США] российскую джазовую сцену, знаменитый саксофонист Игорь Бутман вновь объединяется со своим давним коллегой и другом — композитором и аранжировщиком Ником Левиновским, чтобы вместе возглавить яркий свингующий оркестр из шестнадцати человек на альбоме «Moscow@3 a.m.» Оба музыканта являются важными фигурами в российском джазе: в 80-е годы Бутман и Левиновский были ключевыми участниками ансамбля «Аллегро» — одного из самых известных и успешных джазовых коллективов бывшего Советского Союза. Позже Бутман активно работал и в Москве, и в Нью-Йорке и приобрёл впечатляющее резюме благодаря работе с ведущими музыкантами мирового масштаба (на новый альбом в качестве специального гостя он пригласил Уинтона Марсалиса).

Все 77 минут блестяще исполненной музыки на альбоме принадлежат преимущественно перу Левиновского. Плавно скользящие и строгие, сочные и подвижные аранжировки Левиновского построены на свинговых, повторяющихся риффах, которые напоминают биг-бэндовый стиль Джеральда Уилсона, но в то же время иногда несут в себе элементы народной музыки.

Солируют все участники оркестра, и саксофон Бутмана, сильный и уверенный, доминирует далеко не всегда. Тем не менее, иногда в своей игре он переходит от спокойного уравновешенного звучания к напористым, страстным выпадам, поддерживаемым ансамблем — в частности, в стремительной «Dirty Dozen» cо сложным метроритмом.

В самом лучшем свете запись выставляет сопрано-саксофоны. Объединяясь в бойкой пьесе «Неваляшки», сопранисты Дмитрий Мосьпан и Олег Грымов словно гоняются друг за другом по кругу, их пассажи отличаются ускользающей лёгкостью полёта колибри и одновременно глубоким анализом музыкального материала. Труба Марсалиса блистает здесь на трёх треках, мягко вливаясь в обволакивающий свинг Левиновского — словно жемчужина на бархатной подушечке.

Олег Бутман, «Passion» (Butman Music, 2009)
Текст: Форрест Дилан Брайнт (опубликовано в сентябрьском номере JazzTimes)

Несмотря на то, что «Passion» издан как альбом Олега Бутмана (брата Игоря), на самом деле он документирует продолжительное сотрудничество громокипящего Бутмана и столь же напористой пианистки Натальи Смирновой.

На протяжении последних нескольких лет дуэт работал как самостоятельная творческая единица, участвуя в краткосрочных проектах с рядом других музыкантов из России и США. Для записи «Passion» были приглашены саксофонисты Уэйн Эскоффери и Марк Гросс, которые сменяют друг друга, а также контрабасист Эссиет Эссиет.

Квартет лихо запрягает и удерживает высокий уровень напряжения и энергии на протяжении всех десяти оригинальных треков: мощных, но лиричных, с притягательными мелодиями, безжалостно подхлёстываемыми наэлектризованными барабанами Бутмана с хлёстким малым барабаном и резкими ударами по тарелкам. Смирнова дерзко заявляет о себе в каждом треке, вплетая сочные эмоциональные вставки с беглыми певучими пассажами. Впадая в неистовство, как в напряжённой «On The Edge» или насыщенной риффами «Walk», группа демонстрирует внушительную силу. Эскоффери и Гросс показывают умение прекрасно играть на контрастах, прорываясь сквозь ритмические дебри или внося толику урбан-соула, в то время как бас Эссиета добавляет в музыкальную ткань теплоту, что помогает сделать пьесы ещё более привлекательными.

Более лиричные композиции не столь плотны по фактуре, за исключением «Waltz for Two». Два трека, где играет трио без саксофонистов, демонстрируют совершенно другую сторону группы: это нежная и порывистая «Impression» и рефлексивная и волнующая «Road to the Paradise» — с инструментальным вокалом Смирновой и оживлённым соло контрабаса, которые придают пьесе невесомую красоту.

реклама на джаз.ру

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. а почему только Бутманы? ведь есть еще музыканты, записывающие и записавшие свои альбомы на достойном уровне. ?

    • думаю ответ прост. чтобы джазтаймс про кого-то написал, надо как минимум чтобы этот кто-то постарался попасть на глаза джазтаймсу. а у нас до сих пор музыкантов учат только играть на инструментах — и ничему больше. поэтому наша система музыкального образования плодит в основном не концертирующих музыкантов, а преподов музыки. а джазтаймс в это время пишет про тех, кто своим умом дотумкал, что просто играть музыку мало, надо ее еще и донести до публики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.