Эсперанса Сполдинг, лучший новый артист Grammy: как теперь жить?

18
Кирилл Мошков CM

«Лучший новый артист, согласно результатам Grammy — это Эсперанса Сполдинг, — пишет в своём блоге президент Ассоциации джазовых журналистов Ховард Мандел, комментируя позавчерашнюю сенсацию, повергнувшую мировую аудиторию в состояние изумления. — 26-летняя контрабасистка, самый новый альбом которой называется «Общество камерной музыки». Что?! Или, лучше сказать — КАК?!»

Esperanza Spalding
Esperanza Spalding

Вопрос закономерный. Конечно, преимущества Эсперансы были хорошо видны профессионалам музыкальной индустрии, в том числе и тем нескольким десяткам членов Национальной академии звукозаписи (NARAS), которые проголосовали за неё как за «Лучшего нового артиста 2010 года». Но широкой аудитории она известна не больше, чем джаз как таковой.

Особенно горевали поклонники подростковой суперзвезды по имени Джастин Бибер — канадского «певца», которому 17 лет исполнится только ещё через две недели. Как, MTV назвало их розовощёкого пухлогубого кумира «лучшим певцом», «открытием года» и т.п., а тут какая-то старая тётка отбирает у него лавры? (26-летняя Сполдинг для подростковой аудитории явно уже «старая», хотя в джазе это, по нынешним временам, возраст нежного детства).
В общем, рыдающие от негодования поклонницы канадского мальчугана в ночь после объявления итогов Grammy «вандализировали» страницу Эсперансы Сполдинг в Википедии, написав в первых строках с типично подростковой грамотностью «ДЖАСТИН БИБЕР ЗАСЛУЖИВАЛ ЭТУ НАГРАДУ ИДИ СДОХНИ В ЯМЕ. КТО ТЫ ВОПЩЕ НАФИГ ТАКАЯ?»
Естественно, редакторы Википедии тут же «откатили» этот вопль ребячьего (точнее, конечно же, девичьего) возмущения, хотя интернет теперь пестрит «скриншотами», сделанными до этого момента:

Кстати, обратим внимание, что гневные поклонницы Бибера успели также поработать над именем контрабасистки, сделав её вторым именем слово «кесадилья» (это такая мексиканская лепёшка с плавленым сыром внутри).
Онлайн-издание «Technolog on MSNBC.com» с иронией пишет об этом инциденте:

Исторически получить Grammy в категории «лучший новый артист» означало весьма серьёзную угрозу карьере музыканта. Но, благодаря преисполненным кровожадности фанаткам Бибера, имеющим доступ в интернет, но не имеющим родительского присмотра, Сполдинг может быть спасена от безвестности, в которую канули столь многие «лучшие новые артисты» прошлых лет. Ведь те двадцать квадриллионов девочек, которые ничего не слышали о Сполдинг ещё вчера, теперь-то наверняка знают её!

А, собственно,
ДАЛЕЕ: кто такая Эсперанса Сполдинг, и как нам жить с этим знанием?

Esperanza Spalding (очнитесь, российские масс-медиа, это читается Эсперанса, а не Эсперанза!) возникла в поле зрения джазовой публики в 2006 г., когда ей был 21 год. Нет, конечно, она не гений и не новатор — она просто крепкая контрабасистка, при этом она умеет петь, экзотично поёт скэтом вместе со своими соло на контрабасе и, что уже совсем непросто, аккомпанирует себе на контрабасе, когда поёт песни со словами, причём поёт весьма недурно!
Вот как она это делала, например, на Ньюпортском джаз-фестивале 2008 года — пела и аккомпанировала себе на контрабасе соло, без ансамбля:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=grRpZhLmQLk]

Её умений и знаний вполне хватило для того, чтобы на равных войти вместе с «большими дядьками» в ансамбль ветерана джазового саксофона Джо ЛованоUs 5, что подтверждает весьма высокий уровень Эсперансы в контрабасовом мастерстве. Вот съёмка 2006 года — самое начало карьеры Эсперансы Сполдинг, где она впервые появляется в легендарном клубе Birdland в составе ансамбля Ловано (и в коротеньком интервью говорит, что Джо пригласил её потому, что ему понравилось, как она играла в его учебном ансамбле, когда была студенткой колледжа Бёркли):
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=NC6dDMUO95s]

Итак, Сполдинг однозначно умеет играть на контрабасе, вполне умеет петь, и причём — что уже встречается куда реже, чем два этих умения по отдельности — у неё достаточно таланта, умения и вкуса, чтобы убедительно делать две этих вещи одновременно. Кроме того, она красивая женщина, и у неё отличная фигура (хотя это трудно было сказать по тому чудовищному платью в рюшах и фестонах, в котором она появилась на церемонии Grammy — хотя, по крайней мере, её не вынесли на сцену в огромном яйце, как поп-певицу Леди Гага). Эти два фактора означают, что у неё есть значительное будущее в шоу-бизнесе. Во всяком случае, за выступления Сполдинг с собственным ансамблем ещё за год до её позавчерашнего триумфа менеджмент контрабасистки просил такую сумму, которая вполне могла сравниться с гонорарами самых прославленных джазовых звёзд вдвое и втрое старше юной Эсперансы. Хотя, конечно, эти гонорары не идут ни в какое сравнение с доходами ещё более юного Джастина Бибера, который уступил Эсперансе Grammy и, по едкому замечанию Ховарда Мэндела, «наверняка рыдал всю дорогу до банка».

Esperanza Spalding & Bobby McFerrin, Grammy Gala
Эсперанса Сполдинг и Бобби Макферрин на церемонии Grammy

Подчеркнём: Сполдинг — первый джазовый артист за всю историю «Грэмми», получивший золотой граммофончик как «Лучший новый артист года». Шансов на то, что эту премию получит джазовый музыкант, было очень мало. И Эсперанса заслужила эти шансы. Харизма, фотогеничность, прирождённый артистизм — все эти необходимые для настоящей звезды качества сочетаются в ней с подлинной музыкальностью и весьма крепкими исполнительскими умениями.

Юный музыкант может примерно за год научиться играть на гитаре и петь так, чтобы, под бдительным взглядом хватких менеджеров и в железных руках опытных продюсеров, стать рок-звездой. В джазе это нереально. Овладение инструментом на профессиональном уровне занимает семь-десять лет, и это только начало — дальше идёт наращивание импровизационных навыков, овладение гармонией, наработка ритмических умений и т.д. Всего этого Сполдинг не занимать, иначе бы в 20-летнем возрасте, едва окончив Бёркли, она не была бы приглашена туда преподавать игру на контрабасе. Так вот, самый большой парадокс «Грэмми»-2011 — это именно тот факт, что, хотя в собственно джазовых номинациях не произошло ничего неожиданного (а некоторые могут сказать, что и вообще ничего не произошло), в поп-категории «Лучший новый артист» победила джазовая контрабасистка, обладающая всеми перечисленными выше умениями. Можно подумать (хотя это, конечно, иллюзия), что в кои-то веки Академия звукозаписи решила отметить наградой не коммерческий успех, не количество проданных дисков, не количество прокруток по радио, а музыкальные достижения. И за эту иллюзию им стоит сказать спасибо, хотя предсказать, как и куда пойдёт теперь карьера Эсперансы Сполдинг, и останется ли она вообще в джазе (или предпочтёт отбивать поклонников у мальчугана Бибера) — в настоящий момент чрезвычайно сложно.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПианист Джордж Ширинг (1919-2011)
Следующая статьяДебора Браун выступит во Дворце на Яузе вместе с «МосГорТрио»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

18 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Девочковый комментарий:
    а по-моему, прекрасное было у неё платье, весьма оригинальное и в сочетании с массивной причёской выстраивающее общую геометрию образа.
    : )

      • Понимаешь, окруженное утверждениями «Она умеет играть на контрабасе, умеет петь, у неё достаточно таланта, умения и вкуса, … она красивая женщина, …у неё отличная фигура» — «чудовищное платье» тоже воспринимается как констатация факта, в то время, как это, в отличие от эсперансиного таланта, вкуса, умения петь и играть, довольно спорно ; )

        • Ну почему спорно «в отличие от»? Ты же подчёркиваешь «девочковость» своего коммента, так? А многие девочки, как показывают многолетние наблюдения данного старого хрыча, склонны к некоторой зрительной аберрации: им видится образ, геометрия, детали и т.п. там, где мужской взгляд видит только какую-то бесформенную нераспознаваемую массу. Ну то есть понятно, у «девочек» это целая индустрия, они воспитываются в мнении, что это важно и что все прочитывают это точно так же, как они… А эсперансины «умение играть на контрабасе и петь» для поклонниц этого, как его, Бимбера, в свою очередь, совершенно неочевидны, нераспознаваемы и воспринимаются как нечто «дибильное», т.е. непонятное.

            • Кстати, вот скажи мне, как вокалист и художник. Я за свою жизнь слышал ровно одну песню этого Бибера. Ну, там где клип в боулинге и он заигрывает с девочкой. Так вот, мне кажется, или там действительно все ноты в его голосе вытянуты питч-контроллером?

              • Без пич-контроллера сейчас даже на живых поп-концертах не обходятся, что уж говорить о записи.

  2. Ховард тоже чуть не написал: «Бибер, ху дэ хэк ар ю энивей?» — но в силу возраста ограничился фразой «some kid». Эсперанса в самом деле супердевушка и к тому же безупречный медийный образ. Всё, до России теперь точно не доедет :)

    • Ну или доедет в статусе «легенды», «надо-пригласить-сейчас-а-то-будет-поздно», в возрасте Орнетта Коулмана :)

      • Мое воображение разыгралось, как только я прочитал об Эсперансе в возрасте Орнетта Коулмана. Но еще большее впечатление на меня произвела фраза «А эсперансины «умение играть на контрабасе и петь» для поклонниц этого, как его, Бимбера, в свою очередь, совершенно неочевидны, нераспознаваемы и воспринимаются как нечто «дибильное», т.е. непонятное.»
        Мне кажется, что обычно бывает наоборот, т.е. непонятное воспринимается, как «дибильное». А это как раз я наблюдаю регулярно у нас, причем из «джазового сообщества» и выходить никуда не надо.

        • Думаю, что «дибильность» непонятного и непонятность «дибильного» суть близнецы-братья: мы говорим — «сосиска», подразумеваем — «булочка», мы говорим «булочка» — подразумеваем «сосиска». Кто более матери-истории ценен?

    • нееет. я думаю что как раз теперь то ее в срочном порядке кто-нибудь притащит в россию в расчете на какой-нибудь многотысячник и возможность взвинтить цену на билеты. пока тут имя помнят а аппетиты барышни еще не достигли эталона имени сонни роллинза, и имеется перспектива что-то попилить в в конце

  3. простите, что не совсем в тему, но очень хочется сказать, что сообщники Эсперансы Francisco Mela и Leo Genovese — тоже отличные ребята

    • Франсиско, кстати, был в Москве с Кенни Барроном, и мы про него тогда писали.

      Однако же, вот когда Мела и Дженовезе получат «Грэмми», мы тоже заострим на них внимание :)

  4. Надо еще упомянуть композиторский талант Эсперансы. Что касается «…чудовищное платье…», есть и другие фото с Гремми, которые, считаю, могли бы украсить статью.

  5. Об чём шум-то?
    То же самое было когда дали ГРЭММИ Кристине Агилере,а не Бритни Спирс-
    и ЧТО…Кристя так-же убирает ВСЕХ по вокалу,Бритня так-же пашет,скачет и скандалится-this is American SHOW BUISNES!!!
    Этого Джастина Бибера,забудут,как «Tokio Hotel»-пустырник.
    А Эсперанса-ТАЛАНТИЩЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ-(смотрел её концерт 2009-Esperanza Spalding — 44th Festival Jazzaldia, Donostia-San Sebastian, Spain)-это ФЕНОМЕНАЛЬНО!!!Энергетика,вокал-под сумашедшие рифы,подача и держание зала.У неё большое будущее,а значит и у ДЖАЗА

    • Согласен. Это один из лучших концертов! Sous_Les_Pommiers_2008 — тоже хорош!
      Дай Бог ей удачной карьеры!

  6. «Нет, конечно, она не гений и не новатор — она просто крепкая контрабасистка, при этом она умеет петь, экзотично поёт скэтом вместе со своими соло на контрабасе и, что уже совсем непросто, аккомпанирует себе на контрабасе, когда поёт песни со словами, причём поёт весьма недурно!» — московский снобизм )

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.