Пианист Джордж Ширинг (1919-2011)

3
Кирилл Мошков CM

«А мы и не знали, что он ещё жив!» — такова первая реакция многих в джазовом сообществе на известие о том, что рано утром 13 февраля в Нью-Йорке скончался от остановки сердца 91-летний сэр Джордж Ширинг, самый известный британский джазовый пианист (прославившийся, впрочем, в Америке, где он прожил более шести десятилетий) и, безусловно, один из самых популярных джазовых пианистов 1950-х годов.

George Shearing
George Shearing

Неудивительно: хотя сэр Джордж выпустил свой последий альбом в 2004 г. («Lullabies of Birdland»), и тогда же вышла книга его мемуаров, на широкой сцене он после своего 80-летия, отпразднованного в 1999 г. на сцене Карнеги-Холла, появлялся уже довольно редко. В марте 2004-го он упал у себя дома, был госпитализирован, месяц приходил в себя и с тех пор уже не выступал публично. Впрочем, его менеджер Дэйл Шитс утверждает, что дома Ширинг периодически играл на фортепиано и после этого, в последний раз — около месяца назад.

Приехав в США из Великобритании в 1947 г., слепой от рождения пианист Джордж Ширинг, девятый ребёнок в семье лондонского угольщика, впервые прославился в 1949-м удачной версией темы «September in the Rain», ставшей в его записи широко продаваемым хитом (это было время, когда джаз ещё оставался частью популярной массовой музыкальной культуры и продавался большими тиражами). Но подлинную славу ему принесла его собственная пьеса «Lullaby of Birdland», которую он записал в 1952 г. Она не только стала в его исполнении одной из самых продаваемых записей джазового фортепиано за всю историю (и гимном нью-йоркского джазового клуба Birdland, которому была посвящена) — она стала джазовым стандартом, её исполняли десятки ведущих джазовых музыкантов, каждый по-своему; мы помним и изящную вокальную версию Эллы Фицджералд, и страстную — Нэнси Уилсон, задумчивую — Сары Воэн, и пряное ансамблевое пение Manhattan Transfer, и великолепные инструментальные версии Дюка Эллингтона, Декстера Гордона, Бада Пауэлла — тысяча двести двадцать пять версий этой темы в грамзаписи зафиксированы в современных базах данных! Вот сам Джордж Ширинг играет свою самую знаменитую пьесу в видеоролике телекомпании ZDF, снятом в 1987 г., когда пианисту было 68 лет:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=tyS1FsUV__8]

ДАЛЕЕ: подробности жизни Джорджа Ширинга, фото, видео!

Элегантная, лёгкая, технически совершенная пианистическая манера Ширинга, с его безупречным классическим туше и потрясающей быстротой пальцев, стала основой его не менее лёгкого стиля, развившегося под влиянием бибопа (пежде всего — пианиста Бада Пауэлла, поклонником которого Ширинг был с момента приезда в США), но звучавшего намного легче и доступнее, чем напряжённая, напористая звуковая ткань боповых звёзд — на грани того, что в музыке 50-х называлось «easy listening» (лёгкое слушание), исторически предшествовало появлению в 80-е годы «смут-джаза» и очень хорошо продавалось. Но тут надо сразу оговориться: лёгкость у Ширинга никогда не означала легковесности — его игра всегда осмысленна, умна и изящна, даже если музыкант не стремится, подобно многим его современникам, решать в музыке «проклятые вопросы бытия», а просто развлекает свою публику.

George Shearing Quintet
George Shearing Quintet

Многие записи квинтета Ширинга, в который входили прекрасные инструменталисты (в разные годы это были вибрафонист Кэл Чэдер, гитарист Джим Холл, барабанщики Дензил Бест и Колин Бэйли), оказали большое влияние на других, более, так сказать, «серьёзных» пианистов — в частности, без влияния Ширинга наверняка не было бы такого Билла Эванса, каким мы его знали. Вот эту пьесу Джорджа Ширинга, «Conception», которую я предлагаю посмотреть в его исполнении 1950-х гг. (Дон Эллиотт — вибрафон, Чак Уэйн — гитара, Дензил Бест — барабаны, Джон Леви — бас), Эванс впоследствии переработал и записал:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=0KQCtE2t1kM]

Влияние на других пианистов оказывали прежде всего технические новации Ширинга: в плане техники игры ему было мало равных. Его игра блок-аккордами сильно воздействовала на аккордовую технику Эванса, но самой упоминаемой характеристикой техники Ширинга были «связанные руки» (locked hands) — приём, в котором одну и ту же мелодию синхронно играют обе руки пианиста. Этот приём хорошо читается в съёмке исполнения тем же составом квинтета баллады «I’ll Be Around» (примерно от 1:45):
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=Ny_YxhWMBIE]

Свой успех Ширинг объявнял просто. «Мы (квинтет Ширинга. — КМ) появились в конце бурной эры бибопа, — говорил он в интервью Национальному общественному радио США в 1995 г. — В ту эпоху музыканты брали простую мелодию и — фрррррр! — делали из неё напряжённейшую, сложнейшую импровизацию. И тут появляемся мы, и играем — вибрафон, гитара, хорошо выписанная басовая партия, и всё в чётком порядке. Конечно, это было намного легче для слуха!»

Джордж Ширинг никогда не жаловался на возраст, хотя и не скрывал его — как не скрывал и своей слепоты, к которой, однако, никогда не привлекал специального внимания. Ещё в 1953 г. он сказал в интервью агентству AP, что «хочет быть в глазах публики человеком, а не слепым». Свою книгу воспоминаний (предсказуемо названную «Lullaby of Birdland»), которую он писал с 1987 по 2003 г., он, например, не диктовал, а печатал сам — на клавиатуре со шрифтом Брайля.

Родом из Баттерси, бедного индустриального района на окраине Лондона, Ширинг появился на свет 13 августа 1919 г. В детстве он обучался классической музыке, но уже в 16-летнем возрасте играл джаз в лондонском пабе. Когда началась война (для Великобритании это 1940 г.), Джордж выступал дуэтом с застрявшим в Лондоне из-за падения Франции скрипачом Стефаном Граппелли, ранее игравшим с великим французским джазовым гитаристом Джанго Райнхардтом. В 1941-м он женился на некоей Трикси Бэйз, от которой у него была дочь Венди. С Трикси и Венди он и уехал в 1947 г. в США. Его первый брак распался в 1973-м, а два года спустя 53-летний пианист женился на певице Элли Гефферт, с которой прожил сорок два года, до самой смерти.

George Shearing, Ellie Geffert
George Shearing, Ellie Geffert

Ширинг выступал в прославившем его квинтетном составе до 1978 г., а затем распустил ансамбль, заявив, что устал от этого формата и хочет попробовать себя в других формах музицирования. Два с половиной десятилетия он выступал соло, в дуэте с контрабасистами или в трио, только изредка собирая временный состав квинтета, вовсе не обязательно с теми же инструментами, что в свой классический период. Пожалуй, лучшим его записями этого периода следует считать два альбома с вокалистом Мэлом Торме, записанные в 1983 и 1984 гг. — соответственно, «An Evening With George Shearing and Mel Torme» и «Top Drawer». Оба альбома были отмечены премией «Грэмми», и Торме обрушился на Национальную академию звукозаписи США с горькими упрёками за то, что на премию был номинирован только он сам, но не Ширинг, которому Торме отдавал большую часть лавров за успех альбомов. Когда Торме ушёл из жизни в 1999-м, Ширинг во всех интервью неизменно прославлял его, утверждая, что певец был его лучшим музыкальным партнёром за всю жизнь. «Мэл был один из немногих людей, о ком я могу сказать, что работал ВМЕСТЕ с ним, а не НА него», утверждал Джордж Ширинг.

В 2007 г. королева Великобритании Елизавета II возвела Джорджа Ширинга в рыцарское достоинство за многолетнее служение музыкальному искусству; с этого момента его полагалось именовать «лорд Ширинг» или «сэр Джордж Ширинг». «Это потрясающе, — отозвался пианист, — меня наградили как раз за то, что мне очень нравится делать!»

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяGrammy Awards 2011: джазовые лауреаты
Следующая статьяЭсперанса Сполдинг, лучший новый артист Grammy: как теперь жить?
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Еще один прекрасный музыкант ушел из жизни, но осталась в память о нем хорошая музыка, много хорошей музыки. Взял наугад один из дисков (That Shearing Sound) и слушаю. Спасибо тебе, Джордж Ширинг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.