Портрет музыканта в фотографиях. Книга «Saxophone Colossus: A Portrait of Sonny Rollins»

17
Лена Адашева
Фото: John Abbott
LA

У каждого музыканта есть свой визуальный образ, с которым его (и часто — его музыку) ассоциирует аудитория. Как вы представляете Сонни Роллинза? Сонни в красном, с золотым саксофоном в руках? Сонни с саксофоном и собакой, сидящий на изогнутой кушетке? Сонни у себя дома склонился над нотами? Все эти легендарные образы Сонни Роллинза были созданы фотографом Джоном Эбботтом и собраны в книге «Saxophone Colossus: A Portrait of Sonny Rollins», изданной к восьмидесятилетнему юбилею музыканта.
Титулом Saxophone Colossus («колосс саксофона») в середине 50-х годов наградил Сонни Роллинза известный американский исследователь джаза Айра Гитлер (Ira Gitler). Название книги и её структура отсылают к альбому 1956 года «Saxophone Colossus», одному из наиболее известных релизов Сонни Роллинза, выпущенных на лейбле Prestige Records. Книга состоит из пяти частей, каждая из которых носит название одного из пяти треков альбома. По словам автора текста книги, авторитетного джазового критика Боба Блументала, это не биография Сонни, а скорее сборник эссе о музыканте и человеке Сонни Роллинзе.

John Abbott, Sonny Rollins
John Abbott, Sonny Rollins

Идея книги принадлежит Джону Эбботу. Известный американский джазовый фотограф, автор ставших символами своей эпохи фотографий легендарных джазовых музыкантов, среди которых Хэнк Джонс (см. обложку журнала «Джаз.Ру» #3/4-2010: это работа Эббота!), Джимми Скотт, Макс Роуч, Оскар Питерсон, Орнетт Коулман, Барри Харрис. Его снимки представлены на обложках примерно 250 дисков и журналов, включая JazzTimes.

Отношения Джона Эбботта и Сонни Роллинза — пример длительного сотрудничества талантливого фотографа и великого музыканта, основанного на взаимном уважении и доверии. Джон снимает Сонни на протяжении двадцати лет — в студии, дома, в поездках и на сцене.

По словам Джона Эбботта, его сотрудничество с Сонни началось довольно неожиданно: в 1994 г. редактор японского джазового издания Swing Journal Киёси Кояма обратился к Джону с просьбой сделать снимки для японского тура Сонни. Первая фотосессия с музыкантом состоялась в апреле 1994 года в нью-йоркской квартире Сонни Роллинза рядом со Всемирным торговым центром, где музыкант жил до терактов 2001 года. Джон рассказал, как Сонни появился в красной шелковой рубашке с оранжевой повязкой на голове, держа в руках золотой саксофон, и спросил, хорошо ли он выглядит. «Сонни всегда заботится о своём гардеробе, сам подбирает себе одежду, и, как видите, у него это хорошо получается», — говорит Эбботт.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о книге, истории «за кадром», видеосъёмки с фотосессий, много фотокадров из книги!

отбор кадров для книгиГодом позже Джон снимал Роллинза в его доме на севере штата Нью-Йорк. Сонни пригласил фотографа в свою студию, где он читает, занимается йогой, медитирует, пишет музыку. Джон указал на одну из фотографий в этой серии — Сонни сидит, склонившись над нотами, в верхней части кадра на нотном стенде мы видим запись пьесы «A Sassy Samba» в аранжировке другого гиганта джаза, саксофониста Джимми Хита. Джон рассказывает: «Часть этого чудесного дня мы провели на улице. Я встретил жену Роллинза, Люсиль, Сонни также представил меня своим двум немецким овчаркам. Через десять лет на фотосессию для альбома 2005 года «Without a Song: The 9/11 Concert» я пришёл со своей собакой Диззи. Как видите, они быстро стали друзьями…» Появившись на снимке с Сонни Роллинзом, французский бульдог Диззи стал знаменитым. В книгу включена записка Сонни, которую музыкант прислал Джону после смерти собаки: «Жалко Диззи, но ему теперь хорошо в собачьем раю — или, лучше сказать, просто в раю, потому что рай один для всех».

Джон снимал Сонни на сцене и во время гастролей — в книгу включены снимки с фестивалей 1993-1994 годов, фотографии выступления Сонни в Карнеги-холле в 2007 г. и его концертов в Германии в 2008 г.

По словам Эбботта, идея книги пришла к нему после визита в букинистический магазин в городке Ганновер, штат Нью-Гэмпшир, где он увидел книгу фотографий Пабло Пикассо «The Private World of Pablo Picasso» (Ridge Press Books, 1958). На снимках Дэвида Дугласа Дункана (David Douglas Duncan) 70-летний Пикассо показан как сильный и привлекательный человек и плодовитый художник. Эти фотографии напомнили Джону о Сонни Роллинзе. «В ту же минуту я знал, что делать со снимками Сонни, накопившимися за двадцать лет нашей с ним работы. Оставалось лишь найти соавтора. И я нашел идеального — писателя и музыкального критика Боба Блументала», — говорит Джон.

Первоначально Джон отобрал несколько сотен снимков. После прочтения текстов Боба он сократил количество фотографий, и в результате в книгу вошло около ста работ. Фотографии Эбботта можно разделить на три типа — портреты, репортажные снимки, показывающие Сонни в обычной жизни, и фотографии с концертов и туров. Около трети работ — постановочные снимки, сделанные в студии или с использованием студийного освещения. Они прежде всего и привлекают наше внимание.

Обложка книги
Обложка книги

На обложке книги — черно-белый снимок, выполненный в лучших традициях классической джазовой фотографии. Из темноты выступают руки и лицо Сонни Роллинза, саксофон отклонён в сторону, создавая динамичную диагональ в кадре. Фотография была сделана на репетиции в сентябре 1998 года. Джон использовал единственный источник света (так называемый «октобокс» — восьмиугольная рассеивающая насадка на осветитель — отражается в очках Сонни). Снимок был сделан на чёрно-белую пленку Kodak Tri-X с использованием среднеформатной камеры «Хассельблад». Джон рассказал, что предоставил арт-директору издательства Abrams, где была издана книга, пять вариантов обложки, но она сразу выбрала этот чёрно-белый снимок. Джон Эбботт признался, что ему всегда нравилась эта фотография: «на снимке интересно выделен саксофон, а лицо и пальцы Сонни очень экспрессивны». Джон также обращает внимание на деталь, которая не столь примечательна для российского читателя — Сонни очень любит носить бейсбольные кепки, и на этом снимке мы видим кепку бейсбольной команды из Денвера Colorado Rockies.

Из общего ряда портретов, собранных в книге, выделяются три полароидных снимка — это портреты Сонни Роллинза и легендарного барабанщика Макса Роуча, в квинтете которого Сонни играл в 1955-57 годах. Фотографии сделаны на широкоформатную камеру 20х25 см. Особый шоколадный тон получился в результате смешения цветного и чёрно-белого полароидных процессов. Широкоформатная камера и открытая диафрагма позволили фотографу обеспечить небольшую глубину резкости на лицах музыкантов и мягкое размытие остальных частей кадра. Бесспорно мастерство фотографа при работе со светом. Глаз не устаёт рассматривать эти снимки, любуясь красотой оптического рисунка и светотеневых переходов. Браво, Джон!

Sonny Rollins, by John Abbott

Знаменитые фотографии Сонни Роллинза в красном были сделаны во время фотосессии 2005 года. Удивительно насыщены и в то же время нежны крупные портреты Сонни, одетого в ярко-красный пиджак на красном фоне. Фотограф использует открытую диафрагму и естественный свет из окна, что придает снимку удивительную мягкость и живописность.

Sonny Rollins

Посмотреть, как проходила эта фотосессия, можно в полуминутном видеоролике, ближе к концу которого в кадре на несколько секунд появляется и собака Диззи:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=7xx45Mj9bkA]

В ходе этой же сессии Диззи был зафиксирован и фотокамерой вместе с Сонни. Джон объяснил, что решил взять с собой Диззи, чтобы сделать процесс съемки легким и неформальным. Результатом стала знаменитая фотография Сонни Роллинза с саксофоном и собакой. Композиция снимка строится на изящно изогнутой линии кушетки, которая взаимодействует с ритмичными вертикальными линиями человека, собаки и саксофона. Джон включил в книгу и другие два снимка, показывающие взаимодействие Сонни и Диззи во время съёмки.

Sonny and Dizzy

Sonny and Dizzy, bonus

В ходе фотосессии Сонни не просто позировал с собакой — он играл для Диззи, который смирно слушал звуки саксофона:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=aEbSEQy9uik]

Отдельно хотелось бы отметить серию работ Джона, сделанных на фотосессии 1995 года в доме Сонни. Эти снимки носят доверительный характер, приоткрывая дверь в повседневную жизнь музыканта. Джон признался, что для него это был удивительный день, и все фотографии получились особенными. Один из моих любимых снимков в этой серии — фотография Сонни, играющего у стены, на которую падает его тень. Сам фотограф очень гордится этой фотографией.

Sonny Rollins, by John Abbott

Цифрового видео тогда ещё не было, поэтому мы видим процесс съёмки на оцифрованной впоследствии кассете малоформатной видеокамеры. Интересно, что Сонни на самом деле не играл на этой съёмке, а только имитировал игру: мы слышим щелчки затвора фотокамеры Эбботта, но не саксофон.

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=SgpgQHq6_xo]

Sonny Rollins, by John AbbottНа задней обложке книги — крупный портрет Сонни в оранжевой бандане с саксофоном. Эта фотография была сделана на самой первой сессии Джона в квартире Сонни. Моё внимание привлек ещё один снимок с этой сессии — уставший Сонни присел у окна, у него в руках кейс с саксофоном, обклеенный множеством дорожных стикеров из разных стран. Для меня эта фотография — символичный портрет Музыканта.

Автор выражает благодарность Джону Эбботту за предоставленные фотографии.

Книга «Saxophone Colossus» в интернете

Фотографии с презентации книги к Нью-Йоркском магазине Barnes & Noble

Джон Эбботт в интернете

реклама на джаз.ру

17 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Впечатляющий репортаж, Лена. Спасибо! Кстати, мне кажется, что обложка книги чем-то напоминает обложку альбома Saxophone Colossus, с которой как раз чаще всего и ассоциируется образ Роллинза.

    • Спасибо, Николай Николаевич! Обложки книги и альбома, безусловно, перекликаются. Диагональ и позы музыканта схожи. Мне нравится думать, что обложка книги как бы зеркальное отражение фотографии с альбома. На обложке альбома — силуэт на более светлом фоне, а здесь — фигура и инструмент выхвачены светом из темноты. На обложке книги Сонни снят с другой стороны и отклонился назад, тогда, как на альбоме — более доминирующая поза наклонившегося вперед музыканта.

  2. Спасибо!

    Кирилл, возможно ли скорректировать?
    Посмотреть, как проходила эта фотосессия, можно посмотреть в полуминутном видеоролике, ближе к концу которого в кадре на несколько секунд появляется и собака Диззи

  3. Дорогая Леночка, с интересом прочел Ваши слова о книге. Честно говоря, я так до нее и не добрался (по понятным причинам), хотя книга стоит уже на полке в ДЦ. Думаю, что вот поотойду, и с Вашей легкой руки более тщательно ее просмотрю (фотографии видел еще после покупки в октябре).

    • Доберитесь, Игорь Вячеславович! Много фотографий, и текст очень познавательный!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.