Петербург, Эрмитаж, джаз: неожиданное единство европейской и американской гитарных школ

1
Яна Кобзева
фото: music design spb
YK

Вслед за нашумевшим дебютом фестиваля «Усадьба. Джаз» в Санкт-Петербурге 7 июля состоялся XI ежегодный фестиваль «Музыка Большого Эрмитажа», всегда проходящий в роскошных пространствах дворов Государственного Эрмитажа. Основу фестиваля, как и прежде, составили не рядовые концерты, а специальный проект, на сей раз — в области джазовой гитары. Для «Джазового гитарного шоу» в Санкт-Петербург были приглашены два уникальных гитариста — Пол Болленбэк (США) и Сильвэн Люк (Франция). Постоянное соперничество традиций американского и европейского джаза — вот, пожалуй, интрига, которая привлекла организаторов концерта.

Andrei Kondakov, Paul Bollenback
Andrei Kondakov, Paul Bollenback

Пол Болленбэк — блестящий гитарист и композитор, который выступает с такими звёздами американского джаза, как органист Джои ДеФранческо и саксофонист Гэри Бартц, знаком петербургской публике по выступлениям и записям с пианистом Андреем Кондаковым, который выступил в этот вечер в качестве драматурга музыкального действа. Давние музыкальные партнеры, Андрей и Пол нередко выступают в дуэте. Их альбом «Alone and Together» (Boheme Music) был признан отечественными джазовыми критиками лучшей российской джазовой записью 2003 года.
Сильвэн Люк выступил в Петербурге впервые. На сегодняшний день это, пожалуй, самый яркий и востребованный гитарист Франции, артистичный «музыкальный провокатор». Выступал с Уинтоном Марсалисом, Мишелем Леграном, Ди Ди Бриджуотер, Джоном Маклафлином. Альбом, записанный в дуэте с другим выдающимся французским гитаристом Бирели Лягренэ в 2000 году, разошелся тиражом более чем 70 000 экземпляров.
Далее: репортаж с концерта, фото, ВИДЕО

Зная азартность музыкантов, организаторы и публика ждали от именитых гитаристов настоящей дуэли, соревнования школ, а в результате получили наслаждение от глубокого утончённого общения двух талантов. Возможно, на такой лад настраивала строгая красота стен Государственного Эрмитажа; казалось, музыканты неожиданно явились друг для друга неисчерпаемым источником вдохновения. У обоих за плечами опыт выступления с потрясающим барабанщиком Стивом Гэддом. А это как визитная карточка, как пропуск в высшую лигу, где силовые приёмы — вне игры.
Пол и Сильвэн прилетели в Петербург накануне концерта, и вечером была запланирована репетиция, которая в результате вылилась в пять часов свободного музицирования, но программа концерта так и не была составлена. Гитаристы просто не могли оторваться друг от друга.
Достойное «обрамление» шоу обеспечивало трио Андрея Кондакова с участием замечательного московского басиста Антона Ревнюка и блистательного барабанщика из Парижа — Лорана Робана, которое и открыло концерт джаз-роковой композицией Кондакова «Реверанс». Затем на сцену был приглашён Пол Болленбэк, и сразу, как говорится, «взяв быка за рога», начал свое выступление оригинальным блюзом «Swinging At Capone’s Place». Публика с большим энтузиазмом восприняла истинный дух настоящего американского джаза. Далее в дуэте с Андреем Кондаковым была исполнена композиция Пола «Together», в ходе которой в какой -то момент Андрей покинул сцену, оставив публику наслаждаться виртуозным захватывающим гитарным соло.
Завершил свое выступление Болленбэк композицией «I Know I Will».

Laurent Robin, Sylvain Luc
Laurent Robin, Sylvain Luc

Затем на сцене появился Сильвэн Люк. Странное дело: много зная друг о друге заочно, оба французских музыканта  (гитарист Сильвэн и барабанщик Лоран) впервые встретились здесь, в Петербурге, и, судя по счастливым почти детским улыбкам на сцене, получили большое удовольствие от совместного музицирования. С первой же композиции на слушателя выплеснулся плотный искрящийся поток таланта французского гитариста. Он, как маленький гений, с лёгкостью управлялся со сложными размерами, стилями и приёмами. Казалось, для него не существует никаких правил и канонов, кроме канона создания поистине красивой музыки.

Откровением явился дуэт двух гитаристов. Вместо амбициозного соревнования музыканты погрузились в созерцательный разговор на тему «Days of Wine and Roses». Им было очень интересно друг с другом, а публике — с ними. Завершился концерт искромётным джемом на тему «Каравана». Можно с уверенностью сказать, что в тот тёплый летний вечер талантливая музыка, очень органично вплетенная в гордое архитектурное пространство, сделала присутствующих там людей чуточку счастливее. А что ещё может быть признаком настоящего искусства, если не способность дарить ощущение радости и красоты?

Андрей, Paul, Laurent, Антон, Sylvain
Андрей, Paul, Laurent, Антон, Sylvain

ВИДЕО:
Сильвэн Люк и трио Андрея Кондакова
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=QEoMbVUjNPQ]

Пол Болленбэк и трио Андрея Кондакова
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=7SZM1USwV8I]

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВыходит бумажный «Джаз.Ру» №2-2011 (№34)
Следующая статьяMontreux Jazz Festival №45: пять лучших концертов
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя