фото: Daniel Balmat | ![]() |
16 июля завершил работу очередной, 45-й джазовый фестиваль в Монтрё (Швейцария). По традиции публике была представлена внушительная программа, в которой нашлось место для нескольких уникальных концертов, приуроченных к юбилейному году. И хотя произошла отмена нескольких событий, посмотреть и послушать было что. Я готов предложить вниманию читателей «Джаз.Ру» краткий отчет о пяти концертах, которые удивили и обратили на себя внимание как специалистов, так и широкой публики. Все эти концерты являли музыку современную, новую — а значит, велика вероятность увидеть и услышать этих артистов в ближайшем будущем на большой сцене. Поскольку любые звёздные списки носят условный характер, наше перечисление будет хронологическим, по порядку выступления музыкантов на 45-м Montreux Jazz Festival. Если вы увидите афиши с этими именами — идите на концерт, не раздумывая!
Фестиваль открылся 1 июля специальным концертом «Invitation to Illumination», который далиКарлос Сантана и Джон Маклафлин. И это «приглашение к озарению» оказалось крайне удачным началом всего фестиваля, о чём «Джаз.Ру» уже писал.
![Trombone Shorty Trombone Shorty](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-tbsh1.jpg)
6 июля в зале Майлса Дэйвиса вечер начался вереницей честных коротких блюзов и кантри-номеров от седовласого Леона Расселла. Затем нью-орлеанский мэтр Доктор Джон предложил публике непростой коктейль из джаза, блюза и хоровых песнопений. И в завершение вечера зрители пережили невероятно длинный и в высочайшей степени энергичный фейерверк джаза и фанка с элементами рока, хип-хопа и соул от группы Orleans Avenue. Лидер бэнда, 25-летний Тромбон Шорти (настоящее имя Трой Эндрюс) — выходец из музыкальной семьи, играет на тромбоне и трубе с шести лет, при этом он также способен убедительно импровизировать на фортепиано и гитаре. Как многих молодых исполнителей, его привлекают возможности поп-сцены: Тромбонист-Коротышка уже успел выступить вместе с U2,поработать в туре у Ленни Кравитца.Молодые музыканты в команде — ему под стать. Основу программы составила концертная версия альбома «Backatown» (2010), который, кстати, с момента выхода находится в двадцатке лучших альбомов категориии Contemporary Jazz американского журнала Billboard.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фото, видео!..
Музыканты в полной мере выказали любовь и понимание нью-орлеанских традиций джаза, умение импровизировать и общаться со зрителями. Они легко захватили внимание публики и дальше искусно подогревали его: песни чередовались с инструментальными композициями, эффектные аранжировки соседствовали с темпераментными коллективными импровизациями, некоторые номера по рисунку ударных и звучанию электрогитары выдавали интерес музыкантов к самому современному рок-саунду, а сами участники бэнда оказались яркими шоуменами. Так, в одном из стандартов лидер решился на цирковой номер и выдувал на трубе одну ноту две минуты (!), пока музыканты развивали тему и даже успели сыграть по тихому красочному соло.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=aie4UsG_4Y0]
Часовой сет незаметным образом вырос уже раза в полтора. Обычно сдержанные швейцарские пенсионерки давным-давно залезли на стулья, чтобы лучше видеть сцену, а теперь на тех же стульях стульях и танцевали.
Исполняя одну из лучших песен альбома «Something Beautiful» на бис, Тромбон Шорти отправлял в зал припев «покажи мне что-нибудь красивое» и протягивал микрофон зрителям.
![Trombone Shorty Trombone Shorty](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-tbsh2.jpg)
Публика оказалась под стать артистам: из партера яркий девичий голос отменно пропел что-то вроде «да, детка, да, я покажу тебе всё красивое, но, детка, детка, только после тебя!» — «ну, такое возможно только в Монтрё», — восхищённо выдохнул Тромбон Шорти, и Orleans Avenue ответила действительно красиво: пухленький баритон-саксофонист Дэн Острайхер станцевал потрясающий для его фигуры танец, похожий на дриблинг в футболе… Не прекращая музицировать, участники бэнда поменялись инструментами и сыграли песню с изменённым звучанием еще раз. Публика неистовствовала, и грянул второй бис —нью-орлеанская народная «When the Saints Go Marching In», знакомая всем по исполнению Луи Армстронга, в кульминационный момент которой музыканты (включая барабанщика) просто сбежали с инструментами от микрофонов на авансцену, где — как в кинохрониках — маршировали-имрпровизировали вместе со зрителями unplugged как настоящий уличный оркестр из доброго старого Нью-Орлеана.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=Aq4ChukhFYw]
И так ещё с десять минут чистой радости! Видя восторг зрителей, и уже сам директор и основатель Montreux Jazz Festival Клод Нобс лично вызвал музыкантов на третий бис… А вскоре социальные сети пополнились благодарностями и признаниями, что этот концерт многие зрители включают в свои личные «топ-5».
7 июля фестиваль в Монтрё праздновал 30-летие проекта Andreas Vollenweider & Friends. Именно в Монтрё в июле 1981 года состоялся первый из многих экспериментальных концертов-коллабораций, во главе которых — швейцарский мультиинструменталистАндреас Фолленвайдер и его изобретение — электроакустическая арфа.
![Andreas Vollenweider Andreas Vollenweider](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-vollen1.jpg)
Все эти годы Фолленвайдер продолжал изучать экзотические инструменты и фольклорную музыку разных стран (от Африки до Китая), работал над конструкцией своей арфы, найдя своеобразную звуковую палитру — от нежной до неожиданно грозной и даже агрессивной. Его музыка оказалась настолько экспериментальной и полистилистичной, что была одновременно представлена в американских чартах Billboard среди лучших поп/рок, джазовых и классических альбомов. Он стоял у истоков стиля нью-эйдж, способствовал продвижению world music и этно-фьюжн.И в этот вечер музыкант явил публике все свои наработки и интересы за прошедшие 30 лет.
На том, первом концерте арфисту аккомпанировали четыре ударника. В этот раз на сцену вышли как старые друзья-музыканты (например, саксофонист Фридрих Сандро, ударник Вальтер Кайзер, который работает с Фолленвайдером аж с 1980 года), так и молодые артисты (Штефани Петер — битбоксинг), участие которых отчасти выявило контуры нового альбома и новой концертной программы уже будущего, 2012 года.
![Andreas Vollenweider Andreas Vollenweider](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-vollen2.jpg)
Сам маэстро играл и на арфе, и на гу чжэнь (gu-cheng, китайский струнный щипковый инстумент), и на совсем уж диковинных устройствах. Поверх гипнотического грува ударных, битбокса и перкуссийнаплывали и переливались звуки арфы, по-разному окрашенные саксофоном, виолончелью,разными флейтами и — человеческими голосами. Свои вокальные партии достались чуть ли не всем музыкантам. Украшением программы стали номера с лидирующим вокалом специальных гостей — этно-певцов из Мали.
И это был стремительный концерт, с неоднократными переходами между музыкой медитативно-созерцательной (кстати, Фолленвайдер — последователь Махатмы Ганди) и высоко энергичной, танцевальной.Фантазийная по атмосфере, эта музыка своим общим строем оказалась знаком человечности, символом гармонии в сосуществовании человечества и природы.
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=bpc_mQpPjlQ]
Фестиваль в Монтрё проводит конкурсы пианистов, гитаристов и вокалистов, и победители получают возможность поработать вместе в студии над общей программой, а после выступить на летних джазовых фестивалях Европы. К слову, наш соотечественник пианист Николай Сидоренко (лауреат Монтрё-2010) в этом году выступал в составе джазового квартета. Что особенно приятно, в коротком, 30-минутном сете кульминацией и настоящим украшением оказалась «Абхазия» — авторская пьеса Николая, которую зал принял очень тепло.
Монтрё и дальше внимательно следит за успехами своих лауреатов, и 9 июля случился как раз вечер под рубрикой «Конкурс джазовых пианистов — Монтрё представляет». Каждый из пианистов-участников концерта проявил себя так ярко, что мы просто обязаны упомянуть всех троих.
![Alfonso Rodriguez Alfonso Rodriguez](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-rodriguez.jpg)
Открывал шоу один из финалистов 2006 года, кубинец Альфредо Родригес. Еще на конкурсе он был отмечен вниманием известного продюсера Куинси Джонса. Приняв предложение о сотрудничестве, Родригес сконцентрировался на музыкальной карьере в США и начал гастролировать по крупнейшим фестивалям. Развивая свой талант и усердно работая над техникой, он выпустил дебютный альбом только в начале этого года.
Исполнение Родригеса — «многословное», щедрое. Альфредо — азартный музыкант-испытатель: влёгкую извлекает музыку, играя на струнах рояля, использует его крышку как перкуссию, переплетает и сталкивает шумы и мелодии, играемые в разных регистрах… Трио Родригеса исполнило номера программы почти нон-стоп. Публика, сдержанная поначалу, незаметным образом оказалась поглощена этим музыкальным представлением, несколько раз взрывалась аплодисментами, а в одной из аранжировок зал даже оказался способен поддержать работу ритм-секции мягкими хлопками в сложном размере. Мелодичная игра пианиста в духе Билла Эванса и Хэрби Хэнкока оборачивалась странными звуковыми ландшафтами, которые перерастали в известнейшие кубинские мелодии, в том числе «Veinte Años» (автор Мария Тереза Вера) и «Quizás, Quizás, Quizás» (Освальдо Феррес), и закончиться могли и вовсе пассажами в духе Бетховена. На следующий вечер Альфредо Родригес еще раз вышел на сцену Montreux Jazz Festival. В сборном концерте Куини Джонса пианист настолько блестяще выступил вместе с контрабасисткой Эсперансой Сполдинг (о ней чуть ниже), что кое-кто из зрителей вовсю сожалел о пропущенном большом выступлении трио Родригеса.
![Harold Lopez Nussa Harold Lopez Nussa](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-nussa.jpg)
Победитель 2005 года Гарольд Лопес Нусса — тоже кубинец, и тоже популяризатор кубинской музыки, но в более танцевальной и софт-джазовой ипостаси. Исполняя программу из собственных сочинений и стандартов известнейших композиторов Кубы и США, Гарольд показал себя как мощный, темпераментный пианист. Нусса эффектно импровизировал, переходил от одной темы к другой, играя поверх одного ритмического рисунка и стильно разыгрывал дуэты — чувствительный с контрабасом и ураганный с ударными. В конце выступления пианист, поблагодарив организаторов и директора фестиваля Клода Нобса, сыграл композицию, с которой когда-то победил в Монтрё.
![Tigran Hamasyan Tigran Hamasyan](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-hamasyan.jpg)
Завершал программу блестящий дуэт. Пианист Тигран Амасян родом из Армении, живет во Франции, а в Монтрё победил в 2003 году в возрасте 16 лет. Обладая высокой техникой и широким кругозором, Тигран недавно выпустил новый альбом «A Fable», который крепко замешан на армянском фольклоре. По сути, программа «A Fable» и была показана публике в Монтрё. Этой музыке присуща частая смена темпов (первый же номер, начатый пианистом как баллада, развернулся в очень быстрый джазовый танец), а подача в целом — пружинистая и динамичная.
![Trilok Gurtu Trilok Gurtu](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-3lok.jpg)
Пару Тиграну Амасяну составил Трилок Гурту — признанный музыкант, играющий на табла и других перкуссионных инструментах. Он выступал и записывался вместе с Рави Шанкаром, Джоном Маклафлином, Джо Завинулом, Пэтом Мэтини, Яном Гарбареком… Трилок вышел на сцену ко второй композиции («Kakavik»), и оказалось, что при его участии концерт принимает кардинально новое направление. Ритмы и шумы, издаваемые им, чудесно оттеняли джаз-фолковую музыку Амасяна. Окружение у звуков рояля — прихотливое: это и тонкие ритмические узоры (табла, кахон, барабаны и голос — скэт, битбокс) и целый космос — изобретательные шумовые пространства (всевозможные шуршалки, свистелки, бубенцы, сковорода и большая емкость с водой, которая и сама звучит-плещет-струится, и чудесно меняет звук погружаемых предметов). В какой-то момент («Love Song») пианист вторил-подпевал роялю, перкуссионист играл на кахоне бубенцами и добавил свой вокал, и вот рояль оставлен — музыканты сошлись в битбоксерской схватке, умопомрачительной по сложности и красоте, а после вернулись к инструментам — и основная тема зазвучала, теперь уже окрашенная ярким ближневосточным колоритом!
И если вам сейчас кажется, что в тексте много восклицательных знаков — то вы ошибаетесь. Потому что вечер завершился неожиданно: на сцену выкатили еще два рояля! За одним из них воссел ямайский джазовый композитор и пианист Монти Александер и размялся перелицовкой хитов (например, «No Woman No Cry» оказалась приджазованным чарльстоном). А венцом концерта стала коллективная импровизация гранда и трёх молодых пианистов — в восемь рук на трёх роялях! Еще полчаса джаза и счастья для зрителей — как предмет и воспоминаний, и надежд на будущий фестиваль в Монтрё.
12 июля в зале им. Майлса Дэйвиса зрители Montreux Jazz Festival смогли услышать отмеченную Грэмми программу «Chamber Music Society», которую представляла Эсперанса Сполдинг, композитор и певица, играющая на контрабасе. Молодая певица — далеко не новичок, в её активе — три полноценных джазовых альбома и преподавательская деятельность в музыкальном колледже Бёркли.
![Esperanza Spalding Esperanza Spalding](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-esperanza1.jpg)
Зачином к интеллектуальному и нежному, полурасслабленному и энергичному джазу стала следующая мизансцена: в углу сцены горит желтый торшер, стоят мягкое кресло и столик, на котором — бокал красного вина. Под тихую, словно колыбельную мелодию в исполнении скрипки и альта изящная девушка усаживается в кресло, снимает обувь, задумчиво смотрит в сумрак и, потягивая вино, засыпает. Когда торшер погаснет, то в бледном круге света — словно от луны — кресло будет уже пустым.
Тем временем героиня вечера уже появилась на авансцене с контрабасом в руках. Звучит первая композиция — поначалу это деликатный вокализ. Но раскачивающаяся и разрастающаяся до яркого вокала «Little Fly» оказывается песней на стихи английского поэта и мистика Уильяма Блэйка. Своеобразная звуковая палитра задана составом секстета (струнные, рояль, ударные, бэк-вокал). Исполняются мягкие среднетемповые композиции. Вот контрабас и скрипки ведут умиротворяющий диалог с голосом, который равно далёк и от академизма, и от традиционных джазовых техник (всё та же «Little Fly»). Вот звучит spoken word, предваряя собственно песню («Short And Sweet»), и даже битбокс. Инструменты словно кружат, и проявляется босса нова («What a Friend»). Струнные драматически разгоняются («Knowledge Of Good And Evil», «Chacarera»). Всё ускоряется до электрического по напряжению танго («Wild Is The Wind» Димитрия Тёмкина, звучавшая в десятках версий — от Нины Симон до Дэвида Боуи и Барбры Стрейзанд). И общее впечатление только усиливается. Зрители словно переживают сказочную летнюю ночь, пребывая в атмосфере сумеречных разговоров на дачной веранде. Мы попросту видим сны наяву, среди медленно барражирующих ночных мотыльков!
![Esperanza Spalding Esperanza Spalding](https://www.jazz.ru/mag/474/images/mtr-esperanza2.jpg)
Явное достоинство программы в том, что призрачность и зыбкость музыки — только кажущиеся. Вся музыка играется плотно, и места для импровизации рассчитаны и подготовлены. Самой насыщенной и в то же время воздушной композицией оказывается «Inutil paisagem», которая исполняется на два голоса Эсперансой и второй вокалисткой Леалой Сир (Leala Cyr), по сути, a cappella — под лаконичный ритм на контрабасе, щелчки пальцами и тихие хлопки-поглаживания ладонями.
Когда концерт завершается театрализованной мизансценой-рифмой (Сполдинг еще раз усаживается в кресло, чтобы надеть туфли перед уходом со сцены), ясно как день — биса не будет. Но всегда есть надежда дождаться следующей волшебной ночи, наполненной джазом.
А разве Youssou N’Dour не играл в Монтрё 8 июля??