Зима на Красном море будет джазовой: грядёт II зимний фестиваль в Эйлате

4
Владимир Мак,
Иерусалим
MM

Прошлогодний эксперимент был успешным, и с 19 по 21 января в Эйлатском порту пройдет Второй зимний фестиваль «Джаз на Красном море». Летний, отметивший 25-летие, задуман был Дани Готфридом как форум традиционного джаза, и большую часть истории он таковым был. В последние годы, когда фестиваль возглавлял басист Авишай Коэн, программы стали менее джазовыми, но, полагаю, при новом руководстве возврат к мэйнстриму состоится. Зимним фестивалем руководит один из главных музыкальных энтузиастов Израиля — Дуби Ленц. Его привязанности лежат не в области традиционного джаза, но в направлениях, которые называют «Музыкой мира» — термином размытым и неопределенным. На мой взгляд, это разная новая музыка, не относящаяся к шоу-бизнесу и не базирующаяся стопроцентно на американских гармониях и ритмах. Можно ли эти направления называть джазом — вопрос риторический. Для фестиваля важно, чтобы музыка исполнялась классно и разнообразно. Именно так составлена программа предстоящего форума в Эйлате.

Ее откроет южнокорейская певица Юн Сун На. Первая корейская звезда засияла на джазовом небе в 2005 году, когда уроженка Сеула и выпускница парижских джазовой школы и консерватории завоевала престижную премию. Затем — триумфальные концерты по миру, а в 2007 году — признание в Нью-Йорке: приглашение в абонемент «Джаз в Линкольн-центре». В 2009 в ансамбле Юн Сун На появляются знаменитые европейцы — норвежский басист Ларс Даниэльссен и шведский гитарист Ульф Вакениус. Без последнего ни одно выступление певицы с тех пор не обходится, с ним же она приедет в Эйлат. Вакениус в середине 90-х стал постоянным партнером Оскара Питерсона, заменив Джо Пасса, сегодня он — один из главных в мире гитаристов традиционного джаза. Репертуар Юн Сун На, в основном, джазовый, но кореянка обработала также несколько песен Тома Уэйтса, Пола Саймона, Джими Хендрикса и даже «Enter Sandman» группы Metallica. Не обходится она, естественно, и без корейской музыки.
Продолжит программу ансамбль Ури Кейна — американского музыканта, с трудом вписывающегося в жанровые рамки. Ури — блестящий джазовый пианист, чувствующий себя дома в музыке Эллингтона, Монка и Хэнкока. Он играл с многими джазовыми корифеями и сам на равных вошёл в их компанию. Он также блестяще академически образован и понимает сложную классическую музыку не хуже классических исполнителей. Главные достижения Кейна — его композиции по классике. Обработками их не назовёшь. Кейн — антипод Жаку Луссье, который играет Баха и Генделя с лёгким свингом, но не проникая в суть музыки. В композиции Кейна по Малеру понимания музыки одного из сложнейших композиторов больше, чем в интерпретации малеровских симфоний многими именитыми дирижёрами. То же можно сказать о работах Кейна по Бетховену, Шуману и Вагнеру. В Эйлате Ури с партнёрами представит программу «Round about Mozart», в которой мы узнаем 40-ю и 41-ю симфонии, кларнетный квинтет, «Концертанту» для скрипки и альта с оркестром, до-мажорную фортепианную сонату, оперы «Дон Жуан» и «Волшебную флейту» и даже «Рондо в турецком стиле» — попросту «Турецкий марш».

The Bad Plus
The Bad Plus

Еще одну обработку классики представит трио, выступавшее в Эйлате и зимой 2011 года. The Bad Plus тогда сыграли лишь одну пьесу по Стравинскому, в этот раз они представят композицию по балету Стравинского «Весна священная». В специальном представлении ансамбль и его участники — пианист Итэн Айверсон, басист Рейд Андерсон и барабанщик Дейв Кинг — не нуждаются, как не нуждается и одно из эпохальных сочинений музыки XX века. Нас ждёт большое событие.
ДАЛЕЕ: продолжение анонса — полная программа фестиваля в Эйлате 19-21 января

Скандинавский джаз в мире популярен давно, но в Израиле его представители бывают редко. В Эйлате выступит норвежский квинтет Карла Сеглема. 50-летний саксофонист экспериментирует на стыке джаза и скандинавской этно-музыки, удаляясь порой в шаманские звуковые представления, в которых предпочитает саксофону турий рог, по форме и методу звукоизвлечения напоминающий еврейский шофар.

Kora Jazz Band
Kora Jazz Band

Kora Jazz Band — синтез американской и африканской музыки, в которой фортепиано и восточноафриканский струнный инструмент кора соединяются перкуссией. Много фольклора, но есть и джазовые стандарты. Специальный гость трио — исполнитель на «флейте Пана» Энди Нарелл.

Third World Love
Third World Love

Молодой израильский джазовый пианист Омер Кляйн представит свой дуэт с рок-певицей и гитаристкой Роной Кенан. Еще один, почти израильский проект, назван Third World Love. Это, по мнению музыкантов, сочетание джаза, блюза и фанка при влиянии фольклора Латинской Америки, Центральной Африки, Йемена и Марокко. Трое израильтян входят в мировую джазовую элиту: трубач Авишай Коэн, басист Омер Авиталь и пианист Йонатан Авишай, с ними американский барабанщик Даниэль Фридман. Специальный гость ансамбля — великолепный израильский тромбонист Ави Лейбович. Этот звёздный состав гарантирует интересный концерт.

Bela Fleck and the Flecktones
Bela Fleck and the Flecktones

Бэла Флек — одно из самых громких имен современного джаза. 53-летний банджоист расширил границы применения инструмента, используемого обычно в диксиленде и кантри. Флек играет в дуэте с Чиком Кориа, с другими именитыми партнерами, но более всего привлекает его ансамбль Béla Fleck and the Flecktones, в котором с Флеком играют пианист и аккордеонист Ховард Леви, один из лучших в мире бас-гитаристов Виктор Вутен (часто играющий на басу, как на акустической гитаре) и музыкант Рой Эл по прозвищу Future Man. «Человек будущего» играет на инструменте Drumitar, представляющем сочетание ударных, клавишных и гитары и трудно поддающемся описанию. Это можно только увидеть — в Эйлате, в последний день фестиваля.

реклама на джаз.ру

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. прошу прощения, steel pan это не флейта Пана, а ударный (перкуссионный) инструмент, Ховард Леви играет не на аккордеоне, а на губной гармошке, а Футч — брат басиста Виктора и настоящее его имя Рой Вутен

  2. А Авишай Коэн вроде как на контрабасе всю жизнь играл..Чего вдруг в трубачи подался?…

    • Сочетание имени и фамилии Авишай Коэн — очень распространённое, это как Сергей Кузнецов примерно. Есть Авишай Коэн — контрабасист (и певец). А есть Авишай Коэн — трубач (брат саксофонистки Анат Коэн). При этом с контрабасистом Авишаем Коэном трубач Авишай Коэн вообще не родственник, как это ни странно слышать. Более того, у Авишая-трубача и Анат есть ещё один брат — сопрано-саксофонист Юваль Коэн; и при этом в Нью-Йорке есть ещё один Юваль Коэн, джазовый пианист, который этим Коэнам вообще не родственник. И уж совсем никому из них не родственник ещё один нью-йоркский контрабасист — Грег Коэн. Такая вот ситуация.

      • А киевский радио ведущий Алексей Коган им тоже всем не родственник,хотя,мог бы! :-)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.