Константин Волков |
В США объявлен список номинантов премии Grammy, которую ежегодно вручает Академия звукозаписи (NARAS) — профессиональная организация, объединяющая несколько тысяч профессионалов музыкального бизнеса. Лауреаты премии будут объявлены на 54-й ежегодной церемонии вручения Grammy, которая, как обычно, состоится 12 февраля следующего года в Лос-Анджелесе.
Помимо собственно джазовых номинаций, джазовые имена, как обычно, присутствуют и в других категориях премии, но система номинаций и категорий Grammy в 2011 г. претерпела значительные изменения: прежде всего, отменены Latin Grammy, и представители латиноамериканских стилей теперь, как и до 90-х гг. прошлого века, вновь получают (ну, или не получают) обычные бронзовые граммофончики, без «латинской» специфики. В середине уходящего года это даже вызвало большой скандал в США: его подняли некоторые представители латиноамериканского музыкального сообщества, внезапно почувствовавшие, что их шансы из года в год получать номинации и лауреатство на отдельную премию с отдельными номинациями вдруг радикально уменьшились. Сокращено и количество остальных, «нелатинских» номинаций. Всего в этом году премия будет вручаться не по 109 категориям, как за 2010-й, а по 78 — номинации по многим узким нишевым стилям «укрупнены», плюс ликвидировано разделение вокальных номинаций на мужские и женские. Конкретно для джаза это выразилось в исчезновении разделения на «современный» джаз и «просто джаз», так что contemporary, smooth и прочие подвиды электрифицированного коммерческого фьюжн теперь номинируются вместе с джазом как таковым, хотя, впрочем, частично остались и в совсем «неджазовой» категории «Лучший альбом инструментальной поп-музыки». Рассмотрим список джазовых номинантов «Грэмми» в том порядке, в котором они публикуются в списках категорий (собственно джазовые номинации, как и прежде, оказываются в середине списка, только нумеруются теперь не с 44 по 49, а с 30 по 33-ю). Заметно присутствие джазовых музыкантов и в «специальных» номинациях за композицию и аранжировку, количество которых также слегка сократилось.
ДАЛЕЕ: полный список джазовых номинантов на премию «Грэмми»-2012
В «популярной» категории 6 («Лучшее дуэтное или групповое исполнение поп-музыки») обнаруживаем ветерана «традиционной эстрады», имеющего богатый поп-джазовый опыт — нестареющего Тони Беннетта, номинированного вместе с покойной ныне Эми Уайнхаус за дуэтное исполнение джазового стандарта «Body And Soul» с альбома «Duets II» (Columbia Records). Предсказуемо, и сам этот альбом номинирован в категории 11 («Лучший альбом традиционной эстрады») наряду с записью пианиста и вокалиста Гарри Конника-мл. «In Concert On Broadway» (тоже от Columbia Records).
Среди номинантов категории 7 («Лучший альбом инструментальной поп-музыки») фигурирует звезда сладкого смут-джаза Дэйв Коз (за альбом «Hello Tomorrow», Concord Records).
В 29-й категории («Лучший альбом нью-эйдж») обнаруживаем фьюжн-гитариста Пэта Мэтини с альбомом «What’s It All About» от лейбла Nonesuch.
А теперь — сократившийся с 6 до 4 полный список джазовых категорий, со всеми номинантами:
30. Лучшее импровизационное джазовое соло
- «All Or Nothing At All» — трубач Рэнди Бреккер (с альбома «The Jazz Ballad Song Book (Randy Brecker With DR Big Band)», Half Note)
- «You Are My Sunshine» — контрабасист Рон Картер (с альбома «This Is Jazz» — Donald Harrison, Ron Carter & Billy Cobham, Half Note)
- «500 Miles High» — пианист Чик Кориа (с альбома трио Corea, Clarke & White «Forever», Concord Records)
- «Work» — пианист Фред Хёрш («Alone At The Vanguard», Palmetto Records)
- «Sonnymoon For Two» — саксофонист Сонни Роллинз (с «Road Shows Vol. 2», Doxy/Emarcy/Decca)
31. Лучший джазовый вокальный альбом
- «’Round Midnight» — Каррин Эллисон (Concord Jazz)
- «The Mosaic Project» — Терри Лин Кэррингтон и гости (Concord Jazz)
- «The Gate» — Курт Эллинг (Concord Jazz)
- «American Road» — Тирни Саттон и Tierney Sutton Band (BFM Jazz)
- «The Music Of Randy Newman» — Роузанна Витро (Motéma Music)
32. Лучший инструментальный джазовый альбом
- «Bond: The Paris Sessions» — Джералд Клэйтон (Emarcy/Decca)
- «Forever» — трио Corea, Clarke & White (Concord Records)
- «Alone At The Vanguard» — Фред Хёрш (Palmetto Records)
- «Bird Songs» — Джо Ловано и Us Five (Blue Note)
- «Road Shows Vol. 2» — Сонни Роллинз (Doxy/Emarcy/Decca)
- «Timeline» — Yellowjackets (Mack Avenue Records)
33. Лучший альбом большого джазового состава
- «The Jazz Ballad Song Book» — Рэнди Бреккер и DR Big Band (Half Note)
- «The Good Feeling» — Christian McBride Big Band (Mack Avenue Records)
- «40 Acres And A Burro» — Артуро О’Фаррилл и The Afro Latin Jazz Orchestra (Zoho)
- «Legacy» — Gerald Wilson Orchestra (Mack Avenue Records)
- «Alma Adentro: The Puerto Rican Songbook» — Мигель Зенон (Marsalis Music)
Интересно, что из номинаций практически пропали лейблы, ещё пять лет назад числившиеся среди лидеров в деле джазоиздания: у Blue Note всего одна номинация, у Verve — ни одной. Зато множество номинаций у калифорнийской группы лейблов Concord Music Group, за середину-вторую половину 2000-х втянувшей в себя много когда-то самостоятельных лейблов — Concord, Telarc, Fantasy, Heads Up, Rounder.
Примечательна и урожайность на номинации альбомов независимых лейблов Mack Avenue Records и Half Note.
В композиторских и аранжировочных номинациях — почти сплошь джазмены:
57. Лучшая инструментальная композиция
- «Falling Men» — автор Джон Холленбэк (исполнители: John Hollenbeck, Daniel Yvinec & Orchestre National de Jazz (ONJ), с альбома «Shut Up And Dance» лейбла BEE JAZZ / Abeille Musique)
- «Hunting Wabbits 3 (Get Off My Lawn)» — автор Гордон Гудвин (Gordon Goodwin’s Big Phat Band, трек с альбома «That’s How We Roll», Telarc International
- «I Talk To The Trees» — Рэнди Бреккер (исполнители: Randy Brecker & DR Big Band, альбом «The Jazz Ballad Song Book», Half Note)
- «Life In Eleven» — авторы Бэла Флек и Ховард Леви (Béla Fleck & The Flecktones, из «Rocket Science», eOne Music)
- «Timeline» — композитор Расселл Ферранте (группа Yellowjackets, альбом «Timeline», Mack Avenue Records)
58. Лучшая инструментальная аранжировка
- «All Or Nothing At All» — аранжировщик Питер Дженсен (исполнители: Randy Brecker & DR Big Band, альбом «The Jazz Ballad Song Book», Half Note)
- «In The Beginning» — аранжировка Клэйра Фишера (The Clare Fischer Big Band, с альбома «Continuum», Clare Fischer Productions/Clavo Records)
- «Nasty Dance» — аранжировщик Боб Брукмайер (The Vanguard Jazz Orchestra, с «Forever Lasting — Live In Tokyo», Planet Arts Recordings)
- «Rhapsody In Blue» — аранжировка Гордона Гудвина (Gordon Goodwin’s Big Phat Band, трек с альбома «That’s How We Roll», Telarc International
- «Song Without Words» — Карлос Францетти («Carlos Franzetti & Allison Brewster Franzetti — Alborada», Amapola Records)