Яна Кобзева фото: music design spb |
Ранее в Полном Джазе 2.0:
Пианист Хэрби Хэнкок в Доме Музыки: серьёзный джаз и народный праздник (репортаж из Москвы)
Джазовый подкаст: Herbie Hancock (с фрагментом интервью)
19 мая в Петербурге в Михайловском театре состоялся концерт Хэрби Хэнкока и Ди Ди Бриджуотер. По крайней мере, так было заявлено в афишах, что вызвало безумный ажиотаж. Билеты были раскуплены за неделю до события. На самом же деле Институт джаза им. Телониуса Монка представлял талантливую молодежь в составе Thelonious Monk Institute of Jazz Quintet, к которым в качестве очень специальных гостей на радость всем нам присоединялись великий пианист Хэрби Хэнкок и великая вокалистка Ди Ди Бриджуотер.
Светская публика изящно заполнила зал театра, в то время как местные любители джаза в предвкушении события гордо заняли свои места в оркестровой яме, и вот концерт начался. Первые две композиции прозвучали в исполнении молодёжного состава, и только потом под шквал аплодисментов на сцену вышел великолепный Хэрби. Красивый человек красиво улыбнулся и предварил свой «Дынный остров» («Cantaloupe Island») краткой речью о любимых студентах и Международном дне джаза, который впредь будет отмечаться 30 апреля. Под бурные овации зазвучали первые звуки легендарной темы, но явить настоящее чудо с молодыми, пусть даже талантливыми музыкантами у мэтра не получилось — оказывается, даже безупречный Хэнкок нуждается в правильных партнёрах. Основной сцепки с барабанщиком не произошло, да и система, когда все участники играют по одному квадрату, не располагала к творческому прорыву. Неискушённая публика ликовала, но те, кто знает, как это должно быть на самом деле, лишь грустно вздохнули.
Но чудо всё же произошло, когда на сцене остались лишь двое: Хэрби и Ди Ди. Изысканно исполненная «My Funny Valentine» продемонстрировала поистине высочайшее мастерство, и в первую очередь умение слушать партнёра по сцене. Казалось, что эти двое творят какие-то очень простые и вместе с тем недоступные вещи. Предельная музыкальная концентрация, с одной стороны, и искрящаяся свобода счастья музыкального взаимопроникновения — с другой заставили публику на несколько минут затаить дыхание. Именно такого подарка мы и ждали!
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с концерта и эксклюзивный отчёт о мастер-классе Хэнкока и Ди Ди в Петербурге!
Далее большая часть концерта проходила без участия Хэнкока, и чтобы по-настоящему завести публику, Ди Ди Бриджуотер взяла всё в свои руки. Она энергетически связала музыкантов воедино и выдала сногсшибательный результат. Нужно признать, что в этом ей очень помогла вторая вокалистка Лиза Хенри. Полюбившаяся нашим питерским певицам молодая победительница Конкурса имени Телониуса Монка 1994 года легко превращала свои соло в настоящее шоу. Зал ревел от восторга. На пике эмоций Ди Ди тщетно пыталась завлечь Хэрби снова на сцену и сыграть «All of Me», но он появился позднее, чтобы исполнить сольную композицию. И, наверное, она получилась бы потрясающей, если бы не рояль — выходит, не все «Стейнвеи» идеальны. Очевидно, что с таким партнёром трудно было раскрыться до конца.
В общем и целом можно сказать, что концерт в том формате, в котором изначально задумывался Институтом им. Телониуса Монка, удался. Есть чему поучиться и порадоваться. Талантливые молодые музыканты в сопровождении звёзд выступают на лучших площадках мира, до отказа заполненных благодарной публикой. Я вдруг представила российский вариант такого концерта — звёзды российского джаза в сопровождении наших молодых талантов на каком-нибудь европейском фестивале при поддержке Российского министерства культуры. Используя американский опыт, на афише можно оставить только одну-две фамилии, чтобы не отпугнуть слушателей. Вполне, знаете, такой интересный концерт мог бы получиться. И главное — полезный! Но это так, отступление, а 19-го, выйдя из театра после концерта, мы все ещё продолжали чего-то ждать, и, как оказалось, не напрасно.
Настоящий сюрприз нас ожидал на следующий день. 20 мая, в воскресенье днём, состоялся мастер-класс в Эрмитажном театре. Петербургскую музыкальную молодежь на правах преподавателя представлял Андрей Кондаков. Выступили три состава из музыкального колледжа им. Мусоргского и Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств: Jazz Philharmonic Big Band под управлением Сергея Богданова и Кирилла Бубякина с пианисткой Диной Синеглазовой, квартет шестнадцатилетнего пианиста Николая Мороза и ансамбль пианистки Светланы Маринченко при участии флейтистки Екатерины Чистохиной. Отрадно, что мероприятие смогли посетить и учащиеся других музыкальных учебных заведений города, преподаватели, музыканты и просто продвинутая молодёжь.
После утреннего тура по музею и приятного ланча в эрмитажном кафе американская делегация плавно проследовала в театр, чтобы послушать наших студентов и поделиться ценными рекомендациями. Нужно сказать, что основное пожелание американской стороны по жёсткому возрастному ограничению публики — только музыканты до 25 лет как на сцене, так и в зале — поставило организаторов акции в достаточно узкие рамки. Кроме того, представители Института для более плодотворного мастер-класса попросили сократить выступление наших ребят до 20 минут (в результате каждый состав сыграл только по одной композиции). Мы спорить не стали, для нас главным было расположить Хэнкока к общению с аудиторией, и это нам удалось! Вероятно, день был просто хорошим, или стены старейшего театра располагали к тесному контакту, а может, правильный рояль сыграл свою решающую роль, но мастер-класс получился просто незабываемым! Хэнкок много говорил и делал это с удовольствием. Все его советы и пожелания сводились в большей степени к философским категориям. Хэрби уже многие годы исповедует буддизм и потому воспринимает все процессы как единое целое. Начал он с заявления, что просто обожает ошибки, что именно в них вся соль, что это есть путь настоящего творчества и от души пожелал нашей молодёжи не быть такими академичными. Он сказал, что научил его этому Майлс Дэйвис, который постоянно нарушал устоявшиеся нормы. Следующим его напутствием стало пожелание раствориться в партнёрах по сцене, слушать и чувствовать их, как самого себя, только тогда возможно получить творческий результат. А если ты находишься на сцене, и тебе это не нравится или даже приносит мучение — помни, что это твоя вина. Каждое замечание вызывало бурную реакцию зала, как будто ребята получали именно то, что им было очень и очень нужно.
Потом Ди Ди говорила о том, как важно найти свой собственный голос, перестать быть просто хорошо обученным имитатором, после чего Хэнкок торжественно произнёс, что главное — не какой ты музыкант, а какой ты человек! Настоящий артист играет сердцем, а не руками или другими частями тела. А во время игры нужно постоянно присутствовать на сцене и ни в коем случае не уноситься мыслями куда-то ещё, только тогда происходит магия. На все технические вопросы он отвечал односложно, что нужно слушать и слышать. А ещё он божественно исполнил «Maiden Voyage». Он не играл на рояле, он играл с роялем, и как бы раздвигая пространство, увлек всех нас в невероятное путешествие. Даже его молодые партнёры в этот раз играли как-то по-особому. Никто не считал, сколько квадратов ему играть. Наконец-то мы получили то, чего так ждали! Нужно сказать, что американская молодёжь довольно быстро спелась с нашими ребятами, и уже в ночи они устроили горячий совместный джем в новом местечке под названием The Hat, что на улице Белинского.
Прошло несколько дней, а мы все до сих пор находимся под сильнейшим впечатлением от визита мастера, как будто ангел спустился с небес и благословил нас на правильные дела. «Нужно хорошо понимать и чувствовать своё место в этом мире и значение тех людей, которые находятся рядом с вами», — сказал он в заключение. Его простые советы кажутся такими сложными в исполнении, но ведь главное поверить в это всем сердцем, и тогда у вас есть шанс стать Хэрби Хэнкоком.
В заключение хотелось бы отметить технических партнеров, которые помогли организаторам обеспечить непростой райдер практически на одном лишь энтузиазме — это компания UST, сеть магазинов «Музторг» и «Зона Звука» (Yamaha).
интересно, а американцы попросили сократить выступление ленинградских студентов до 20 минут после очень, по их словам интересного, концерта московских студентов?! или нам просто польстили? )