Никита Мошков Фото автора |
![]() |
27-29 сентября на сцене Тихвинского дворца культуры в 14-й раз прошел фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине».
![Jazz Philharmonic Band (С.-Петербург). Солирует со-лидер оркестра - Кирилл Бубякин.](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_jpo1.jpg)
Программа фестиваля в этом году разделилась на две части: на выходные дни была назначена основная концертная программа, хэдлайнером которой стал дуэт Аркадий Шилклопер — Вадим Неселовский, а в пятницу (27 сентября) состоялся запуск нового проекта ― I детского джазового конкурса «Jazz Kids», собравшего музыкантов в возрасте от 6 до 16 лет из Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Новой Ладоги, Пикалёво и, естественно, самого Тихвина.
Стоит отметить, что именно «детский» день, как это ни странно, вызвал наибольшее стечение публики, — но, к сожалению, как и в прошлом году, это была лишь четверть от вместимости зала на 860 мест.
В жюри конкурса вошли Наталья Румянцева (директор тихвинской детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова) и Анна Новожилова (вокалистка костромского дуэта Jazz-W.A.V.E), а возглавил его известный музыковед и бессменный ведущий фестиваля ― Владимир Фейертаг (Санкт-Петербург).
Состав участников «Jazz Kids» оказался достаточно обширным, но ориентирован был, в основном, на вокалистов, вернее будет сказать ― на вокалисток. Инструменталистов-солистов практически не было, да и крупных коллективов на конкурс заявилось всего три: старший и младший возраст одноимённой фестивалю джазовой студии Jazz Kids из Санкт-Петербурга, а также вокальный ансамбль «Счастливый день» из Тихвина.
Ещё одной тенденцией первого конкурсного года оказалась чрезмерная ориентированность многих участников на эстраду, а также обилие выступлений под «минус», с живым аккомпанементом выступали единицы. В некоторых случаях эстрадность номеров откровенно зашкаливала. Вокальному трио «Неваляшки» из Новой Ладоги явно мешала петь хореография и сложные сценические костюмы (да-да, хореография и сложные костюмы на детском джазовом конкурсе), а некоторые конкурсантки дважды появлялись на сцене не столько для исполнения стилистически разнообразных композиций, сколько со сверхзадачей продемонстрировать оба сценических платья и, в некоторых случаях, обе причёски.
Отдельной болевой точкой для большой части конкурсантов-вокалистов стало катастрофическое произношение в англоязычных песнях. На мой взгляд, решений проблемы тут два: или не петь англоязычные песни совсем, или учить язык и ставить произношение. Как мне кажется, второе вообще лишним не будет, даже если дети потом будут заниматься чем-то совершенно не связанным с музыкой вообще и джазом в частности.
Иногда ухо царапала откровенная заученность материала, не оставлявшая особого пространства для импровизации (я бы даже сказал ― исключающая таковую как класс), а также непонимание исполняемого материала ― вокалист, поющий песню, текст которой он понимает и умеет эмоционально подать, всегда выделяется на общем фоне; верно и обратное…
Но хватит о минусах, перейдём к плюсам! Они на этом конкурсе были, и их встретилось немало.
![Выступления конкурсантов Jazz Kids](https://www.jazz.ru/mag/524/thv1_konkurs.jpg)
ДАЛЕЕ: плюсы тихвинского детского джазового конкурса и отчёт о концертах фестиваля «Сентябрь в Тихвине»!
Первый и самый большой плюс (а, может быть, и множество плюсов) состоит в том, что этот конкурс вообще появился. Как мне кажется, столь раннее вовлечение детей и подростков в джазовую кухню, популяризация импровизационной музыки для нового поколения юных музыкантов; активное общение со сверстниками, имеющими схожие жизненные устремления; возможность узнавать что-то новое, перенимать опыт и участвовать в мастер-классах известных исполнителей ― это и есть главная функция конкурса, организованного в рамках фестиваля. В России вообще не так уж много детских джазовых конкурсов, так что его проведение ― безусловный плюс для регионального джазового образования и пример для других регионов.
Темы второго плюса я уже успел коснуться выше, но теперь напишу о нём подробнее. Мне во время конкурсной программы (а точнее — сразу после награждения участников) посчастливилось присутствовать на настоящем мастер-классе для детей и их преподавателей, который дала член жюри, вокалистка Анна Новожилова. С каждым (!) конкурсантом был проведён разбор выступлений, проявившихся в них сильных и слабых сторон владения вокалом, указаны возможные векторы развития способностей. Большой интерес у детей (да и у преподавателей, чего греха таить) вызвали профессиональные распевки, методики укрепления вокального аппарата, методы развития певческого дыхания и артикуляции.
Наличие мастер-класса в программе конкурса — плюсом не меньший, чем сам запуск «Jazz Kids». Надеюсь, в будущем расширится список специализаций, по которым будут проходить подобные встречи. Впрочем, это уже сильно зависит от состава участников следующих лет — от наличия среди них, например, большого числа инструменталистов.
![Владлена Гришанова](https://www.jazz.ru/mag/524/thv_1vladlena-grishanova.jpg)
Третий плюс, конечно же (вы думали, я о них забыл?) ― участники конкурса. Среди них было много по настоящему талантливых, целеустремлённых детей. Жюри отметило тихвинских вокалисток Владлену Гришанову (ставшую для меня настоящим открытием: на мой взгляд, у этой десятилетней девочки большое будущее), Дарью Судакову, ансамбль «Счастливый день» из Тихвинской детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, а также пикалёвскую певицу Юлию Сидорову и петербургский коллектив Jazz Kids (старшая группа).
![Дарья Судакова](https://www.jazz.ru/mag/524/thv_1daria-sudakova.jpg)
После вручения призов небольшие сеты отыграли мастера ― костромской дуэт Jazz-W.A.V.E в составе Валерий Скворцов (фортепиано) и Анна Новожилова (вокал) и тихвинское трио Игорь Володин (фортепиано), Юрий Грибецкий (контрабас) и Михаил Павлов (барабаны).
![Jazz Kids. Напутствие В.Б.Фейертага](https://www.jazz.ru/mag/524/thv1_konkurs2.jpg)
Хорошо бы, чтобы конкурс «Jazz Kids» стал таким же привычным явлением, как тихвинский фестиваль духовой и джазовой музыки, а минусы дебютного года (засилье «минусовок» и чрезмерная эстрадность отдельных номеров) со временем сошли бы на нет.
Перейдём к фестивальной программе «Сентября в Тихвине».
![Jazz Philharmonic Orchestra (солирует Кирилл Бубякин)](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_jpo.jpg)
Субботнюю программу, как и в 2012 году, открывал петербургский биг-бэнд Jazz Philharmonic Orchestra. Петербуржцы представили новую программу, состоящую из старых, проверенных хитов: «Georgia On My Mind», эллингтоновско-колтрейновский «Big Nick», «The Nutcracker Suite» — «Щелкунчик» Чайковского в джазовом переложении Эллингтона и Билли Стрейхорна, нетленная «Fly Me To The Moon», гершвиновская тема «The Man I Love» и др.
Привычно крепкая игра оркестра и мощный позитивный посыл, идущий со сцены, отлично зарядили публику эмоциями перед выступлением уже не раз упоминавшегося в данном материале дуэта Jazz-W.A.V.E из Костромы.
![Анна Новожилова. Ещё и такой образ!](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_novojilova.jpg)
Валерий Скворцов и Анна Новожилова представили стилистически весьма разнообразную программу (от джазовых стандартов и хитов мировой эстрады до классических произведений и городских романсов в джазовой обработке), включавшую, например, известную латин-джазовую тему «Tico Tico (Zequinha de Abreu)» и «Песню невольниц» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в джазовой обработке.
![Only Jazz Quartet](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_onlyjazzquartet.jpg)
Третьим коллективом субботней программы стал Only Jazz Quartet. Лидер коллектива — молодой ярославский гитарист Сергей Белоусов, вместе с ним в составе квартета играли пианист Андрей Мартыненко (Ярославль) и тихвинцы Михаил Павлов (барабаны) и Юрий Грибецкий (бас). В соответствии со своим названием, квартет представил тихвинской публике программу, выдержанную в стилистике традиционного джаза в диапазоне от баллады «Stars Fell on Alabama» до угловатой темы Телониуса Монка «I Mean You».
![](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_league.jpg)
Появления на сцене коллектива «Лига Наций» ярославского саксофониста Стаса Майнугина и неожиданных, но уже хорошо знакомых гостей фестиваля ― группы New City Band пианистки Зои Егоровой из Великого Новгорода публика ждала с нетерпением, что не удивительно: в составе этих коллективов много музыкантов, которые хорошо знакомы тихвинской публике.
![Александра Могилевич](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_mogilevich.jpg)
В составе «Лиги Наций» на сцену вышли ярославцы Стас Майнугин (саксофоны, вокал) и Вадим Майнугин (клавиши, рояль), басист из Камеруна Даниэль Лепети (выступивший и в качестве вокалиста) и участница проекта «Большой Джаз» Александра Могилевич (ударные). В качестве специального гостя к «Лиге Наций» присоединился чешский мультиинтрументалист Бхарата Райношек, который в этот вечер играл на трубе, саксофоне и флейте.
![Даниэль Лепети](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_daniel-lepeti.jpg)
«Ярославцы» — будем называть их так: ядро ансамбля всё-таки из Ярославля, — отыграли драйвовую, насыщенную программу, основанную на авторских композициях участников коллектива. В силу многонациональности состава «Лиги Наций» её музыка охватывает достаточно широкий спектр этнических мотивов, но опорой для неё остаётся джазовая стилистика. Отдельно стоит отметить сольный номер Даниэля Лепети, в котором он показал отличное владение голосом и возможностями современной электроники, составив настоящий африканский хор из звуков собственного многоголосья. При этом Даниэль актёрски обыгрывал каждое действие, изрядно повеселив тихвинскую публику.
![New City Band из Великого Новгорода](https://www.jazz.ru/mag/524/thv2_newcityjazz.jpg)
Состав гостей из Великого Новгорода, закрывавших субботнюю программу фестиваля, претерпел некоторые изменения по сравнению с 2012 годом. К пианистке Зое Егоровой, вокалисткам Ванель (Конго) и Оскарин (Гана), а также басисту Даниэлю Лепети присоединились новгородский гитарист Вячеслав Большаков и бенинец Элош Акифева, игравший на этнических ударных инструментах.
Программа New City Band включала в себя композиции, которые проще всего было бы отнести к этно-джазовой африканской музыке, афро-фанку, афро-регги и даже афро-кантри. Несмотря на продолжительность концерта, не прерывавшегося антрактом, зрители смогли включиться в заводные африканские ритмы и даже немного спеть вместе с «афро-новгородцами» в финале их сета.
Фестивальный день продолжился джемом, который прошел в новой для «Сентября в Тихвине» точке ― ресторане «Пражский». В силу особенности его планировки, джемов, по сути, было два: на одном музыканты играли для музыкантов, а на втором — для самой разношёрстной публики, купившей на джем билеты (стоит отметить, что численность публики на джеме была вполне сравнима с численностью публики концертной программы в тихвинском ДК). Периодически музыкальные коллективы на сценах менялись местами, тасовали составы, но неизменно вызывали позитивную реакцию слушателей. Среди образовавшихся на джеме сочетаний музыкантов можно отметить игравших в самых разнообразных сочетаниях участников «Лиги Наций» и New City Band. Большой успех имели исполненная в финале джема Даниэлем Лепети на русском языке песня «Я то, что надо» (в оригинале — из репертуара «Браво» того периода, когда там пел Валерий Сюткин; в 2008-м была использована в фильме «Стиляги») и популярная песня «Je veux» французской певицы Изабель «Zaz» Жеффруа, прозвучавшая в исполнении вокалисток Ванель и Оскарин.
![Квартет Андрея Блинчевского](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_blinchevsky.jpg)
Финальный день «Сентября в Тихвине» открывал петербургский квартет саксофониста Андрея Блинчевского (в субботу тихвинская публика уже могла видеть его в составе Jazz Philharmonic Orchestra) и пианиста Дмитрия Братухина, с которыми играли контрабасист Филипп Мещеряков и барабанщик Гарий Багдасарьян.
Несмотря на малое число зрителей в зале (если в первые два дня зал заполнялся на четверть, то в финальный день фестиваля — едва ли на пятую часть), программа петербуржцев, представлявшая из себя своего рода хрестоматию джазовой класссики, была встречена очень тепло, я бы даже сказал — по-домашнему.
![Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_duo.jpg)
Вторым в воскресенье выступал дуэт Вадим Неселовский — Аркадий Шилклопер, ставший полновесным хэдлайнером фестиваля «Сентябрь в Тихвине». Музыканты исполнили новую программу, приуроченную к выпущенному на днях альбому «Last Snow» (ArtBeat, 2013), вызвав у собравшейся публики настоящий фурор.
![Аркадий Шилклопер](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_shilkloper.jpg)
В программу концерта дуэта вошли «Русская» и «Весенняя» песни Неселовского, «Alpine Sketch» и «Intrada» Шилклопера, а также главная тема нового альбома ― «Last Snow».
Тихвинцам явно пришлась по душе экспрессия Неселовского и ироничность Шилклопера, его эксперименты игрой на валторне в открытый рояль, когда любой издаваемый духовым инструментом звук возбуждает в струнах рояля необычный долгий отзвук. Заметное влияние этнической и классической музыки в авторских композициях Вадима и Аркадия вызвало дополнительный интерес даже у той части публики, что ходит на джазовые концерты «для галочки», поскольку классика и этно-музыка в Тихвине пользуются популярностью как минимум не меньшей, чем джаз.
Отдельный, как это модно называть у молодёжи, «респект» музыканты заслужили, рассказав о своём отношении к музыке известного русского композитора Николая Римского-Корсакова, родившегося в Тихвине. Учитывая мощную классическую школу обоих исполнителей, рассказать им было что, и рассказано это было с неподдельной любовью и уважением к музыке композитора.
Закрывала программу воскресного дня и всего фестиваля «Сентябрь в Тихвине» группа тихвинского пианиста Игоря Володина, в состав которой традиционно входят музыканты из Архангельска ― контрабасист Николай Клишин и мастер игры на самых разнообразных ударных инструментах Олег Юданов. В этот раз состав группы дополнил московский саксофонист Алексей Круглов.
![Николай Клишин, Алексей Круглов, Олег Юданов](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_volodinquartet.jpg)
В планах музыкантов было исполнение программы с нового диска группы Игоря Володина, запись которого стартовала на следующий день после окончания фестиваля, но в последний момент было принято решение сыграть полюбившуюся публике старую программу. В неё вошли авторские композиции Игоря Володина: «Иллюзии», «Негромкий свет», «Суета» и «Океан».
![Игорь Володин](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_volodin.jpg)
Для исполнения пьесы «Океан», завершавшей программу фестиваля в Тихвине, на сцену, к восторгу публики, вернулся Аркадий Шилклопер, с которым Володин уже играл эту пьесу в Москве (см. Видеоканал «Джаз.Ру»).
![Аркадий Шилклопер, Алексей Круглов](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_kruglov-shilkloper.jpg)
По окончании концерта была назначена пресс-конференция участников и организаторов фестиваля, на которой присутствовали Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер и Игорь Володин. Много вопросов было связано с историей создания дуэта Неселовский ― Шилклопер, с историей знакомства Шилклопера и Володина; порой общение музыкантов с прессой начинало напоминать очередной выпуск передачи «Линия жизни» на телеканале «Россия-Культура».
![Пресс-конференция: Неселовский, Шилклопер, Володин](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_presscnf.jpg)
Безусловно, одной из главных тем пресс-конференции была премьера детского джазового конкурса «Jazz Kids»: музыканты похвалили начинание, а организаторы говорили о проблемах и нюансах, которые необходимо будет решить и проработать до следующего конкурса.
Привычно поднимались вопросы о сильных и слабых сторонах фестиваля с точки зрения участников и организаторов. Отвечая на них, музыканты говорили о сложности заполнения больших залов в современных условиях не только в России, но и на Западе, делились идеями по развитию фестиваля. Так, Аркадий Шилклопер предложил отказаться от уточнения жанровой стилистики в названии фестиваля, сделав его просто музыкальным фестивалем «Сентябрь в Тихвине», поскольку слово «джаз» отпугивает некоторых зрителей, а акцент на духовой музыке снижает диапазон возможностей для приглашения музыкантов. Вместе с тем фестиваль получил от музыкантов высокую оценку, особенно работа звукорежиссёра, который при практически полном отсутствии саундчека у дуэта Вадима Неселовского и Аркадия Шилклопера сумел создать им на сцене вполне комфортные условия.
Главное, чего я искренне пожелаю в юбилейный для «Сентября в Тихвине» 2014 год — победить проблему слабой наполняемости залов. Возможно, ключ к этому действительно лежит в корректировке названия; может быть, имеет место и проблема с практически полным отсутствием джазовой жизни в городе между фестивалями. Как мне кажется, есть смысл попытаться совместить программу фестиваля с посещением достопримечательностей города, создать привязанные к фестивалю туристические программы для жителей близлежащих городов Северо-запада европейской России.
Сильный состав участников и прекрасное начинание — старт детского джазового конкурса отличали фестиваль-2013. Теплая, дружественная, даже какая-то по-домашнему уютная атмосфера, создающаяся на «Сентябре в Тихвине», вызывает желание возвращаться сюда вновь и вновь — на фестиваль теперь уже не такой уж маленький, как в 2000-х годах, но всё ещё не такой, как все.
В любом случае, хорошо, что этот фестиваль есть, а ещё лучше то, что он развивается.
![Аркадий Шилклопер, Игорь Володин, Алексей Круглов, Олег Юданов, Николай Клишин - финал фестиваля](https://www.jazz.ru/mag/524/thv3_volodinquartet-final.jpg)
Никита, спасибо тебе большое за замечательную статью! Столько тёплых слов в адрес моего любимого Тихвина!
1.По поводу уточнения жанровой стилистики…Тут тот редкий случай, когда я с Аркадием не согласен. Нет, надо делать фестиваль ДЖАЗОВЫЙ, иначе популярная классика, шансон и попса задавят.
2.Наполняемость зала..Тут, как мне кажется, больше проблема стоит в отсутствие камерного зала (мест на 300-350). В Тихвине всего населения максимум 50000 чел. За три дня фестиваля было продано около 900 бил. в ДК. +80 билетов мгновенно раскупленных на Джем-сейшн. Это очень хороший показатель для провинции. Я бывал на фестивалях в крупных городах, с хорошей джазовой традицией, где залы на 400-500 чел частенько были полупустыми или заполненными на треть.
По Jazz Kids подписываюсь под каждым твоим словом.
Работу по пропаганде джаза между фестивалями стараюсь проводить. Но проблема в том, что я больше музыкант, чем продюсер или организатор.
Следующий фестиваль в Тихвине будет пятнадцатым по счёту. Хочется сделать его по особенному интересным и содержательным. Если у кого-то из музыкантов или продюсеров есть какие-то идеи, пишите мне, пожалуйста…
Если бы сентябрь в Тихвине был потеплее, концерты фестиваля можно было бы сделать на открытом воздухе, возможно с двумя сценами. Спасибо за фестиваль, было приятно играть и звук был настроен качественно.
Три года назад фестиваль действительно проходил на двух сценах, когда помимо концерта в ДК, мы играли классику в Полковой Церкви. Плюс, помню играл еще духовой оркестр перед ДК.
Спасибо, отличная статья!
И да, в следующем году — пятнадцатый фестиваль. А кроме того, вроде бы следующий год собираются объявить (или уже объявили?) годом культуры.
Вот бы все это удачно смешать, взболтать и подкрасить, чтобы получился еще более удачный коктейль!
Все замечательно, но для меня хэдлайнер фестиваля — квартет Володина, а не Шилклопер. Шилклопер просто самый сильный профи и харизматичный исполнитель, но все-таки он только «забегает» на джазовое поле, но не существует в нем. Музыка дуэта Неселовский-Шилклопер — это композиционная музыка нового столетия, куда вполне естественно уже «впозли» некоторые джазовые идиомы. И как благодарны должны быть академические музыканты за то, что 1) джаз их раскрепостил, и 2) их приютили джазовые фестивали. Второй пункт очень существенен. Кто бы их знал, если бы они экспериментировали на чисто академической территории?
Не спорю, что всегда подкупает мастерство. И я очень люблю Аркадия, ценю его иронический талант и человеческую доброту (в этом он всегда будет хэдлайнером), но рассудочная программа дуэта меня не согрела, как мощное и в то же время удивительно интеллигенто джазовое единение Круглова-Володина.Юданова-Клишина. С моей точки зрения это был настоящий джаз! Простите, если, что не так…
Владимир Борисович, спасибо Вам за Ваше мнение в адрес нашего коллектива, высказанное публично! Без всякого кокетства,для меня Ваша оценка наших музыкальных поисков очень и очень важна! После таких тёплых слов от Вас, хочется творить и творить. Спасибо за «настоящий джаз»!!!
С Аркадием мы записали в студии после фестиваля две пьесы для нашего следующего диска. Музыкант он потрясающий!!! Их совместный диск с Вадимом Неселовским переслушиваю уже в десятый раз. Очень впечатляет!
Очень сожалею, что не попал в этот раз на концерты фестиваля, хотя специально для этго приехал в Тихвин. В следующем году — обязательно. Очень удивила и порадовала информация про десткий джазовый фестиваль. Как я понимаю, это впервые такой опыт в рамках фестиваля, поэтому, надеюсь, в будущем удастся свести на нет минусы и получить огромные плюсы от детей также, как и от взрослых музыкантов.
Хочется ещё раз, уже на пространстве сайта, поблагодарить Игоря Володина за приглашение на фестиваль!
Огромная радость — быть на одной сцене с признанными мастерами джаза. И, конечно, — ступень к совершенствованию.
Совершенно согласны с оценкой Никиты Мошкова конкурса Jazz Kids. Непосредственная причастность детей к джазовой музыке — залог дальнейшего интереса к джазу, свободе позитивного самовыражения. Что греха таить, хотелось услышать больше джаза на джазовом конкурсе. Пусть и детском. Но теперь вектор направления задан и джаза от детей в будущем будет больше. Вследствие, возможно, и проблема наполняемости зала может решиться.
Конечно, большая благодарность за возможность проведения мастер-класса! Владение самым естественным инструментом — голосом — ещё больше раскрывает творческое начало.Поспособствовать этому — большая честь.
Спасибо милым дамам за сценой, готовым прийти на помощь в любой момент! И Льву Румянцеву за звук!