Яна Кобзева фото: music design spb |
![]() |
В разгар информационного противостояния Санкт-Петербург осуществил альтернативный культурный десант в Великобританию в рамках перекрестного Года культуры наших стран. С 21 по 26 октября прошёл фестиваль «Saint-Petersburg… Take another look», представивший неформатное искусство культурной столицы России в Манчестере, Гилфорде и Лондоне. Музыка, театр, кино, танец, медиа-арт и фотография выступали как грани единой концепции, приглашающей британцев взглянуть на русское искусство с «другой» стороны. Концепция воплотилась благодаря совместным усилиям компании компании Cosmos Ltd и Центра развития творческих индустрий при поддержке Комитета по культуре и Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга.
Фестиваль стартовал в Манчестере утром 21 октября. З круглым столом представители петербургских и местных творческих институций поделились своими идеями и обсудили возможности развития совместных проектов. Вечером того же дня состоялся концерт в Royal Northern College of Music, на котором выступили важные фигуры петербургской современной сцены: аккордеонистка Эвелина Петрова, дуэт In-Temporalis (пианистка Полина Фрадкина и перкуссионист Йоэль Гонзалес) и трио: трубач Вячеслав Гайворонский, пианист Андрей Кондаков и контрабасист Владимир Волков. Звучала оригинальная музыка, а дуэт In-Temporalis представил авторские транскрипции русской классики.
![In-Temporalis: концерт в Манчестере](https://www.jazz.ru/mag/544/uk-manchester-intemporalis.jpg)
Сдержанная британская публика, благосклонно и с достоинством принимавшая артистов в начале действа, не смогла удержать себя в руках, сломавшись на бешеной энергетике трио. Лопнувшие струны контрабаса на пике кульминации темы Гайворонского «В поисках стандарта» ничуть не смутили Волкова, а лишь раззадорили его. Неожиданно для всех он присоединился к Кондакову за роялем, и на двух инструментах и тарелке трио завершило программу дикой импровизацией, заставившей зал рукоплескать и выкрикивать приятные слова в адрес музыкантов и организаторов концерта.
![Кондаков-Гайворонский-Волков: концерт в Манчестере](https://www.jazz.ru/mag/544/uk-manchester.jpg)
На следующий день, 22 октября, делегация покинула гостеприимный город Манчестер и, погрузившись в поезд, направилась в Лондон. Продолжить фестиваль предстояло в красивом районе британской столицы Black Friars, в центре исполнительских искусств OXO Tower Wharf, расположенном на южном берегу Темзы и облюбованном дизайнерскими студиями, картинными галереями и милыми ресторанчиками. Бывшее складское помещение Bargehouse, находящееся на второй линии ансамбля OXO Tower Wharf — четырёхэтажное винтажное здание 19 века, по духу напоминающее коридоры легендарной Пушкинской 10, как нельзя лучше вписалось в концепцию современного петербургского искусства. На трёх этажах Bargehouse в эти дни были представлены: фотовыставка Мити Харшака «Город в лесах», медиа-арт от Марины Алексеевой и Сергея Денисова, богатая кинопрограмма петербургского игрового и неигрового кино последних лет, ретроспектива ранних фильмов Алексея Балабанова, сливки петербургской анимации, собранные Константином Бронзитом (включая британскую премьеру его последнего короткого метра), моноспектакли по Владимиру Маяковскому и Даниилу Хармсу в постановке Юрия Васильева и блистательном исполнении Евгения Кыхалова и Александра Лушина, театр-doc от театральной площадки «Скороход», перформансы с участием Павла Семченко и Алины Михайловой, и, конечно же богатая музыкальная программа. Такой формат фестиваля, объединивший разные направления искусства, в одном пространстве, а порой даже в одном концерте, был задуман арт-директором фестиваля Дмитрием Мильковым, в прошлом отцом-основателем первоначального Петропавловского джаз-фестиваля (не путать с «Петроджазом» Иннокентия Волкоморова). Смелая идея, несмотря на организационные сложности, все-таки воплотилась, слепив всех участников в единое красивое целое.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа о фестивале петербургского искусства в Великобритании
Лаконичная презентация фестиваля для местных журналистов и деятелей культуры завершилась перформансом, который как нельзя лучше отразил основную идею фестиваля — слияние искусств. Владимир Волков — культовый контрабасист, известный своим творчеством в плоскости современной импровизационной и рок-музыки — предстал в своей театральной ипостаси, при этом ловко используя приёмы электронной музыки. Партнёром по выступлению выступила необыкновенная балерина Алина Михайлова. Необыкновенная не только по пластике, технике и внешним данным, но прежде всего по склонности к импровизации. С поразительной лёгкостью она использовала любые доступные предметы, угловатости площадки, следы на линолеуме в качестве средств выразительности в своём танце. Два партнёра, такие разные, казалось, творят каждый свою историю, но неуловимые нити прочно связывали их вместе, объединяя в общий творческий процесс.
Нельзя обойти вниманием еще один концерт, предваривший официальное открытие лондонской программы. Гордый город Гилфорд, центр графства Суррей — предместье Лондона — влился в фестивальное расписание концертом дуэта In-Temporalis вечером 22 октября. В малом пространстве концертного комплекса G Live фестиваль «Saint-Petersburg…Take another look» представлял местной элите русскую классику в несколько изменённом качестве. Нужно сказать, что, несмотря на скромные размеры, город Гилфорд вполне может похвастаться богатой и разнообразной музыкальной программой. К слову сказать, рекламные листки джаз-расписания Лондона, щедро раздаваемые в Сохо, пиарят в том числе и джазовые мероприятия в Гилфорде. Чувствовалось, что город серьёзный, чтобы не сказать значимый.
Для первого раза нам предоставили камерный зал с неплохой акустикой. Благодаря крепким местным звуковикам Yamaha S 90 зазвучала как прекрасно настроенный рояль. Уникальный дуэт классической пианистки и кубинского перкуссиониста, работающий в жанре crossover, показал полновесную программу от Чайковского до Прокофьева. Гениальная русская классика в афро-кубинском прочтении увлекла публику в царство нюансов, как музыкальных, так и артистических. Очевидно, что музыканты нашли себя и друг друга в совместном творчестве. Полное взаимопонимание, сценическая деликатность, исключительная музыкальность — вот, пожалуй, те качества, которые отличают этот союз. В завершение концерта Полина Фрадкина уступила место Андрею Кондакову, который вместе с Гонзалесом исполнил одну из своих бразильских композиций. Зал встал, и всем стало понятно, что гордый город Гилфорд нас принял.
![Андрей Конаков и Йоэль Гонсалес: концерт в Гилфорде](https://www.jazz.ru/mag/544/uk-kondakov-yoel.jpg)
Большой концерт 23 октября в OXO Barge house представил музыку и танец. Такое вроде бы незатейливое сочетание вытолкнуло артистов и публику на совершенно иной уровень восприятия искусства. Стоит отметить блестящее выступление двух сольных артистов. Аккордеонистка Эвелина Петрова, перебравшаяся несколько лет назад из Питера в Осло, показала новую программу, состоящую из оригинальных композиций. Как всегда, Эвелина мастерски рисует картинки из детства, сказок, фольклорных фантазий, но здесь проявились и новые краски — прозрачно-созерцательные, приглашающие нас к размышлению, раздвигающие пространство и время. Выступление прозвучало как законченный цикл. Редкие, изысканные фактуры, доступные, возможно, только для аккордеона, доставили ценителям истинное наслаждение. На такой же волне утонченности выступил молодой, яркий балетмейстер и танцовщик, лауреат театральных премий, солист Мариинского театра Владимир Варнава, который предварял своими номерами выступления дуэта In-Temporalis и трио Гайворонский-Кондаков-Волков. Концерт в целом удался, несмотря на погрешности в настройке звука.
В дополнение к основной программе фестиваля 24 октября в Пушкинском доме состоялся фортепианный вечер. В противовес андеграундной обшарпанности Bargehouse, викторианский уют Пушкинского дома на удивление нисколько не нарушил основной концепции. В первом отделении выступила Полина Фрадкина. Классическая пианистка, склонная к экспериментам, представила авторскую программу «Шопен и Антишопен», как своеобразный диалог между музыкой XIX и XX веков. Исключительной мелодичности и хрупкой эмоциональности Шопена была противопоставлена новая диссонансная красота современной музыки петербургских композиторов Игоря Друха и Георгия Фиртича.
![Пушкинский Дом: Полина Фрадкина](https://www.jazz.ru/mag/544/uk-fradkina.jpg)
Во втором отделении выступил Андрей Кондаков, исполнив оригинальные композиции из альбома «Сказка под дождём» и сольного альбома «Романс».
Кондаков нечасто даёт сольные концерты, последнее время все больше тяготея к оркестровым формам. Такой разностильный, со множеством проектов Кондаков смог, наконец, объединить свои мелодические, фактурные и ритмические устремления в одном выступлении. Наши пианисты, добравшись до хорошо настроенного рояля, просто парили от счастья, забывая подчас о камерности Пушкинского дома и поднимая градус экспрессии до уровня больших академических залов. К счастью, публику, похоже, это не смутило. Два отделения, такие разные по стилистике, насыщенные по содержанию и артистизму, достойно дополнили друг друга.
25 октября были представлены неожиданные дуэты Владимира Волкова — Эвелины Петровой и Андрея Кондакова — Вячеслава Гайворонского. В таких комбинациях мы увидели музыкантов в серьёзном концертном контексте, пожалуй, впервые. Сказать, что дуэты явились неким творческим откровением, наверное, нельзя, да и звук на площадке этому не способствовал, но как идея для будущих проектов это было бесспорно интересно. Композиторски выделились «Dance» Эвелины Петровой, «Грузинская песня» Андрея Кондакова и «Испанский вальс» Славы Гайворонского.
![Владимир Волков, Эвелина Петрова](https://www.jazz.ru/mag/544/uk-evelina-volkov.jpg)
Финальным аккордом фестиваля прозвучал концерт древнерусской духовной музыки, как обращение к истинным корням русского менталитета. Песнопения и рассуждения в исполнении Екатерины Матвеевой, Наталии Атрощенко и Анны Вишняковой отсылали нас к традициям XVI века: круг, как строительный материал нашего бытия, формирующий наше сознание и мир вокруг нас. События священной истории в то время связывались с циклами природы, суточными циклами, седьмичными, месячными, годовыми; сменами дня и ночи, фаз луны, солнечного цикла, времён года. Вполне возможно, что на подсознательном уровне мы продолжаем своё движение в этой парадигме, ведь конец фестиваля не случайно выпал на воскресенье.
![Концерт древнерусской музыки](https://www.jazz.ru/mag/544/uk-russiansongs.jpg)
Аншлагов на фестивале зафиксировано не было, но эти ли главный индикатор успеха такого события? Пришедшая на фестиваль публика наслаждалась камерной атмосферой и уникальной возможностью прямого контакта с артистами. К тому же неформатное искусство никогда не ставило перед собой задачи «собрать стадион». Оглушительный успех в подобных проектах чаще приходит как приятное дополнение и продолжение творчества. Вспоминаются концерты Билла Фризелла и Уэйна Шортера несколько лет назад в парижском Шатле с массированной рекламой — там было от силы ползала, но от этого они не стали менее яркими и блистательными. «Saint-Petersburg… Take another look» — прекрасное начинание. Это же так по-английски, немножко несерьёзно, чуть непрактично, но так красиво и утонченно! Победить Британию с первого раза невозможно, да и не нужно, главное, что они к нам присмотрелись и дали добро на продолжение истории.