Александр фон Шлиппенбах привозит в Москву свой «монковский» проект — и рассказывает об этом «Джаз.Ру»

0

anons18 декабря, культурный центр «ДОМ»: Александр фон Шлиппенбах и Monk’s Casino (Германия)

Партнёр-организатор проекта — Институт имени Гёте в Москве

Alexander von Schlippenbach - Monk's Casino
Alexander von Schlippenbach – Monk’s Casino (photo © Jens Vajen)

Александр фон Шлиппенбах (Alexander von Schlippenbach) — фортепиано; Аксель Дёрнер (Axel Dörner) — труба; Руди Махалл (Rudi Mahall) — бас-кларнет; Ян Родер (Jan Roder) — контрабас; Оли Штайдле (Oli Steidle) — ударные

Приезд в Москву патриарха немецкого и мирового авант-джазового фортепиано Александра фон Шлиппенбаха с одним из самых замечательных проектов с его участием под названием Monk’s Casino, который целиком посвящён музыке Телониуса Монка всегда казался несбыточной мечтой — но, наконец, становится явью.

Телониус Монк (1917-1982) — один из самых исполняемых композиторов XX века, а в сочинении джазовой музыки впереди него можно поставить разве что Дюка Эллингтона. Наверное, гораздо проще перечислить джазовых музыкантов, которые никогда не исполняли произведений Монка и не пытались переосмыслить его выдающееся творческое наследие. Александр фон Шлиппенбах входил с головой в эту могучую реку как минимум трижды. И, в полном соответствии с известным изречением древнегреческого философа Гераклита, река всегда оказывалась разной. Первая попытка — «Schlippenbach Plays Monk» (enja, 2007) — это записи октябрьских концертов 1996 года в Германии, где Шлиппенбах играет в компании с Ино Нобуйоси (контрабас) и Санни Мюррэем (ударные); этот первый опыт был, пожалуй, наиболее приближен к традиции в сравнении с последующими.

Третья, и самая недавняя попытка — сольная студийная запись «Schlippenbach Plays Monk: Piano Solo» (Intakt, 2012), с сольными интерпретациями пьес Телониуса Монка, которые начинаются реверансом-прологом, перемежаются короткими интерлюдиями и завершаются эпилогом собственного сочинения. Странно думать, что Шлиппенбах, записывая этот диск, был уже на десять лет старше Монка…

А вот в середине 90-х Шлиппенбах встретил земляков-единомышленников, истинных «монкофилов», вместе с которыми будет продолжен многолетний тернистый, но захватывающий путь к полному погружению в музыку любимого композитора. Результат — в промежутке между первой и третьей попытками родился шлиппенбаховский opus magnum, монументальный проект, который в следующем году отметит своё 10-летие. Это «Monk’s Casino» (Intakt, 2005), где на трёх компакт-дисках Александр фон Шлиппенбах с квартетом Die Enttäuschung (Аксель Дёрнер — труба, Руди Махалл — бас-кларнет, Ян Родер — контрабас и Ули Йеннессен — ударные) записали в берлинском клубе A-Trane полное (!) собрание сочинений Телониуса Монка — в общей сложности, шестьдесят девять композиций. Подобная немецкая основательность и педантичность вкупе с искренней (но тщательно скрываемой) любовью к «предмету исследований» добавили проекту собственную толику весёлого безумия, которая самому Монку наверняка понравилась бы.

ДАЛЕЕ: подробности о проекте, ВИДЕО, контактная информация и ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСА ФОН ШЛИППЕНБАХА! 

По словам Шлиппенбаха, идея аранжировать для концертных выступлений все известные композиции Монка родилась примерно в 1996 году. Не все ноты оказалось просто найти, но постепенно и общими силами эта задача была решена. Сформировалась программа примерно на три с половиной часа музыки. Первое выступление с полной программой Monk’s Casino состоялось в Германии в 1998 году, затем были концерты в Голландии, Австрии и на Берлинском джазовом фестивале 2002 года. Шлиппенбах подчёркивает, что Monk’s Casino — это не энциклопедический проект, а организованная возможность сыграть за один вечер всего Монка целиком. При этом, несмотря на опять же традиционный немецкий подход к вопросам организации и контроля, непредсказуемые сюрпризы и «запланированные» случайности по умолчанию включены в программу.
ВИДЕО: Алекс фон Шлиппенбах в проекте Monk’s Casino

Стоит отметить, что Александр фон Шлиппенбах и его партнёры по проекту Monk’s Casino — музыканты квартета Die Enttäuschung — нашли друг друга отнюдь не случайно. Давно уже ставшие звёздами и желанными гостями на европейских площадках и фестивалях, приглашающих новоджазовых музыкантов, трубач Аксель Дёрнер и кларнетист Руди Махалл играли у Шлиппенбаха в его легендарных больших составах — Berlin Jazz Contemporary Orchestra и Globe Unity Orchestra. Но самое главное и имеющее отношение к рождению замысла Monk’s Casino — в 1996 году музыканты квартета выпустили на лейбле Two Nineteen Records двойную виниловую пластинку под названием «Die Enttäuschung» («Разочарование» или «Утрата надежд») с концертными записями 16 пьес Телониуса Монка (раритет, ни разу не переиздававшийся на CD!).

ВИДЕО: Алекс фон Шлиппенбах в проекте Monk’s Casino

Проект Monk’s Casino оказался оказался не только успешным, но и долго живущим. И, в отличие от других казино, в казино Монка азартные игры не имеют возрастных ограничений, а рулетка — беспроигрышная: на какую из пьес не выпадет шарик, праздник всё равно гарантирован, победителями становятся все. Потому что у Монка просто нет плохой музыки, а её прочтение Александром фон Шлиппенбахом и квартетом Die Enttäuschung радует сердце, согревает душу и будоражит воображение.

Интервью Александра фон Шлиппенбаха

Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Кирилл Мошков, 2010
GD

Перед приездом в Москву пианист Александр фон Шлиппенбах ответил на вопросы обозревателя «Джаз.Ру» Григория Дурново.

Что стало поводом для создания проекта, посвященного исключительно наследию Телониуса Монка? Этот проект — просто способ отдать дань уважения великому пианисту, или вы хотели показать необычную интерпретацию его сочинений? Почему вы выбрали такой инструментальный состав — прежде всего духовые?

Александер фон Шлиппенбах во время предыдущего приезда в Москву (сентябрь 2010)
Александер фон Шлиппенбах во время предыдущего приезда в Москву (сентябрь 2010)

— С тех пор как я начал играть джаз — это было примерно в 1955 году, — я особенно интересовался произведениями Телониуса Монка. Со временем я выучил и играл довольно много, а затем познакомился с квартетом, состоявшим из блестящих музыкантов (бас-кларнетиста, трубача, контрабасиста и барабанщика), который назывался Die Enttäuschung (читается «Ди Энттойшунг». — Ред.), — они так же, как и я, интересовались музыкой Монка. Мы начали играть вместе — все они живут в Берлине, так что мы могли много репетировать. Мы обнаружили много новых для себя пьес Монка (полное собрание сочинений в то время ещё не было доступно в напечатанном виде), и так возникла идея собрать все пьесы и аранжировать их, чтобы исполнить за один вечер. Так что в этом проекте соединились обе идеи — это и дань уважения, и, конечно, необычная интерпретация музыки Телониуса Монка.

Что касается инструментального состава, то для пьес Монка, помимо определённых ритмических идей, самым важным компонентом является мелодия. Сам Монк играл свои произведения чаще всего квартетом, с одним исполнителем на духовых. С двумя духовыми появляется больше возможностей для аранжировки. А два духовых инструмента уже имелись в наличии. Для этой музыке очень подходит, что эти инструменты играют в строе си-бемоль.

Вы играли Монка и соло. А в трио тоже?

— Да, и соло, и в дуэте с ударными, и в трио.

Вы довольно часто обращаетесь к общепризнанному джазовому материалу прошлого — можно вспомнить ваш проект «Night and Day» и недавнее посвящение Эрику Долфи. Почему?

— Меня интересует вся история джаза, так что иногда мне нравится работать и с традиционным материалом. Но «Night and Day» сюда не относится, это мы просто развлекались. Мы раньше играли этим составом на вечеринках для артистов. «Посвящение Эрику Долфи» — вот это был серьёзный проект.

Какие проекты у вас сейчас в работе, помимо Monk’s Casino?

— Сольные фортепианные концерты, фортепианный дуэт с Аки Такасе, Schlippenbach Trio с Ивэном Паркером и Паулем Ловенсом, квартет с альт-саксофонистом Хенриком Вальсдорффом, контрабасистом Антонио Боргини и барабанщиком Хайнрихом Кёбберлингом, Globe Unity Orchestra.

То есть вы по-прежнему работаете с большими ансамблями?

— Да! И выступаю, и провожу семинары.

Вы иногда работаете со своим сыном, DJ III Vibe. Что вы можете сказать об опыте работы с сэмплами и вертушками?

DJ III Vibe (Винсент фон Шлиппенбах) не очень часто использует электронные эффекты, но с вертушками он работает в большой степени как с настоящим музыкальным инструментом, прежде всего как с ударным. Для меня это вполне передовой, драйвовый джаз, основанный на свободной импровизации.

Слушаете ли вы новую музыку? Что произвело на вас особенно сильное впечатление в последнее время?

— Я как раз слушал «Лунного Пьеро» Арнольда Шёнберга под управлением Бруно Мадерны и фрагменты выдающейся оперы «Солдаты» Бернда Алоиса Циммермана. Потрясающая музыка в первоклассном исполнении. Что касается джаза, то в любом случае Монк — это сильнейшее впечатление на всю жизнь.

Что вы можете сказать о состоянии современной европейской импровизационной сцены? Как ей удаётся выживать?

— Хотя она по-прежнему является разновидностью андеграунда, она, как кажется, развивается как «андеграунд-истеблишмент» со своими клубами, фестивалями, звукозаписывающими компаниями и так далее. Интерес к импровизационной музыке и свободному джазу, похоже, растёт, в том числе и среди молодёжи. Музыканты нового поколения продолжают то, что мы начали в первой половине 1960-х. Конечно, возможности найти работу по-прежнему ограничены. Но сцена организуется в наибольшей степени по своим собственным правилам. Она живёт, на ней многое происходит. Движущей силой является сила самой музыки. Так что сцена выживает и развивается.

Алекс фон Шлиппенбах в интернете 

18 декабря. Начало в 20:00

Событие на сайте КЦ «ДОМ» ; событие на Фейсбуке 

КЦ ДОМ: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. (495) 953-7236

Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1200 рублей; в день концерта — 1500 рублей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.