«Джазовые портреты» — фестиваль по книге Харуки Мураками: впечатления из Клуба Игоря Бутмана

0

report21 февраля мне наконец-то удалось попасть в Клуб Игоря Бутмана на фестиваль «Джазовые портреты». Это молодой фестиваль, за литературную основу которого взята одноимённая книга японского писателя Харуки Мураками, состоящая из эссе о 55 джазменах.

С каждым годом фестиваль набирает популярность у столичной джазовой аудитории. Частый гость этого музыкально-литературного мероприятия, пианист Алексей Подымкин, рассказал, что он помнит, когда в зале сидело всего несколько человек. Сегодня же в Клубе Игоря Бутмана на Таганке не всем хватило места за столиками.

Тут я позволю себе небольшое отступление, объясняющее, почему мне так хотелось побывать на этом фестивале. Дело в том, что именно благодаря знакомству с произведениями Мураками во мне зародился интерес к джазу, переросший впоследствии в настоящее увлечение. С тех пор прошло больше десяти лет. Я посмотрел множество фильмов, слушал радиопередачи, аудиозаписи, читал всевозможную литературу. И всё — о джазе. Скажу больше: чтобы как можно чаще посещать джазовые концерты, мне пришлось стать музыкальным журналистом. Но мне никогда не удастся набраться смелости и назвать себя профессиональным знатоком; до конца жизни я буду считать себя любителем. Оглядываясь назад, я не могу поверить, что катализатором всего этого стала маленькая книжечка японского писателя с милой девушкой в чёрном платье на обложке.

Но ближе к делу. Заранее хочу принести извинения читателям за то, что мне удалось сделать репортаж только с одного дня фестиваля вместо трёх. Что говорить, мне и самому было досадно пропустить концерты 19 и 20 февраля. В первый день на сцене клуба Игоря Бутмана выступали пианист Иван Фармаковский и вокалистка Анна Бутурлина со своими коллективами. На следующий день играли итальянский гитарист Алессио Менцони и трио барабанщика Олега Бутмана.

В программе заключительного вечера фестиваля были заявлены квартет Алексея Подымкина и секстет Виктории Кауновой — Ильи Морозова. Перед началом первого отделения мне удалось поговорить с Алексеем Подымкиным и задать ему пару вопросов о предстоящем выступлении. Алексей Викторович рассказал, что его квартет сыграет композиции из репертуара Декстера Гордона и Стэна Гетца. На вопрос о том, будут ли представлены пьесы с альбомов, упомянутых в книге Мураками, он ответил, с что композиции для концерта выбирали произвольно. И уже через несколько минут на сцене играли Артём Юрлов (барабаны), Сергей Баулин (тенор-саксофон), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас) и лидер квартета пианист Алексей Подымкин.

Алексей Подымкин
Алексей Подымкин

Не теряя времени на вступительные слова, музыканты сразу начали с темы «Montmartre» с альбома Декстера Гордона «The Tower of Power!» 1969 года. В то время тенор-саксофонист сотрудничал с легендарным лейблом Prestige. По окончании «Монмартра» арт-директор клуба Игоря Бутмана Надежда Походий прочла небольшой фрагмент из эссе Харуки Мураками о Декстере Гордоне. В этом и заключается главная идея фестиваля: музыканты играют, а в перерывах звучат отрывки из книги.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о музыке фестиваля «Джазовые портреты» 

Следом прозвучала композиция «The Panther».

Если первая часть посвящения Гордону относилась е его карьере рубежа конца 60-х — начала 70-х, то следующие две вещи были взяты с альбома 1961 г. «Dexter Calling». Прозвучали «Ernie’s Tune» и «I Want More».

Ещё одним героем книги, представленным квартетом, был Стэн Гетц. За свою долгую карьеру он сочинил всего несколько произведений. Но он был первоклассным исполнителем, проявившем своё мастерство в кул-джазе (cool jazz), а в начале 60-х стал популяризатором бразильского стиля bossa nova.

Квартет Алексея Подымкина взял две темы из репертуара Гетца: «The Dolphin» (автор — Луис Эка) и «Funkallero» (автор — Билл Эванс).

Что же можно сказать, подводя итог первого отделения? Ограничиться несколькими предложениями в восторженном ключе было бы кощунственным. Поэтому постараюсь изложить свои мысли и наблюдения ёмко, но без лишней помпезности. На мой взгляд, главной отличительной чертой квартета Алексея Подымкина является редкое исполнительское свойство, когда музыканты не просто интерпретируют чужую музыку, а по-настоящему живут ею, чувствуя нюансы и переживания на уровне подсознания. Всё настолько обалденно сделано, что порой можно усомниться в том, кто же действительно автор исполняемого произведения — Декстер Гордон или участники квартета.

В перерыве мне снова удалось побеседовать с Алексеем Викторовичем, и я так увлёкся разговором, что даже не заметил, как секстет Виктории Кауновой и Ильи Морозова вышел на сцену. Благо меня спасла старая привычка записывать концерты на диктофон, а то я пропустил бы пьесу «Get Out of Town» Коула Портера. Эту песню можно услышать на альбоме «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Song Book». Секстет Кауновой-Морозова я слушал впервые, и то, как была сыграна первая вещь, мне понравилось: легко и со вкусом. Но с выводами я не спешил. И тут зазвучала «Lady Sings the Blues» — визитная карточка Билли Холидэй. Новое прочтение этого стандарта шло вразрез с образом, сформировавшимся у меня после многократного прослушивания версии Холидэй. Ведущую роль в нём играло воображение молодых музыкантов, которые превратили стандартный блюз в некое подобие вдумчивого камерного джаза в стиле классических записей Майлза Дэйвиса.

Секстет Виктории Кауновой - Ильи Морозова в Клубе Игоря Бутмана
Секстет Виктории Кауновой — Ильи Морозова в Клубе Игоря Бутмана

Следующим на очереди оказался Хёрби Хэнкок со своей «Butterfly». И опять же всё было сыграно на «взрослом» уровне. Да, с фантазией у ребят всё в полном порядке. Будем надеяться, что снижать обороты они не намерены. Напоследок слушателей ждали два произведения пианиста Хораса Силвера.

Вечер однозначно удался. Мне повезло послушать джаз, исполненный с совершенно разных точек зрения. И, возвращаясь домой, снова и снова прокручивая в голове события фестиваля, я погружался в ностальгические воспоминания о том, с каким трепетом и жадностью я читал «Джазовые портреты».

Автор выражает признательность всем участникам и организаторам фестиваля. Особая благодарность Роману Христюку за возможность посетить фестиваль и Алексею Подымкину за подаренный диск и интересную беседу.

P.S: Во второй половине марта по России с квартетом Алексея Подымкина гастролирует американский тромбонист Стаффорд Хантер.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.