Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото) |
![]() |
1 февраля в Светлановском зале Московского международного Дома музыки выступил с первым сольным концертом 27-летний пианист и вокалист Олег Аккуратов.
В анонсе концерта «Джаз.Ру» писал:
Аккуратов — музыкант единственный в своём роде, и дело не только в том, что он лауреат многочисленных международных конкурсов, блестяще исполняющий как академическую, так и джазовую музыку. Просто его сложно втиснуть в рамки какой-то одной стилистики и даже одного вида музыки.
Так оно и есть. Втиснуть Олега Аккуратова в жанровые рамки джазовой идиомы не получится. Прежде всего потому, что все остальные виды музыки, которыми он овладел с самого раннего детства, для него, судя по всему, не «ранжированы». Среди нет них более главных и менее главных. Академическая классика, джаз, эстрадные песни, музыка из мультфильмов, узнаваемые «мемы» массовой музыкальной культуры — всё это равноправные кирпичики в творческом методе Олега.
![Олег Аккуратов, Игорь Бутман, Евгений Побожий, Адам Терацуян, Эдуард Зизак Олег Аккуратов, Игорь Бутман, Евгений Побожий, Адам Терацуян, Эдуард Зизак](https://www.jazz.ru/mag/584/akkuratov01.jpg)
И не только кирпичики, но и целые блоки. Автор этих строк был три месяца назад свидетелем того, как Аккуратов начал выступление на фестивале «Джазовая провинция» в Воронеже с того, что без малейших признаков «джазирования», точнейшим штрихом, правильной интонацией и т. п., строго по нотному тексту исполнил Полонез № 6 ля-бемоль мажор «Героический» (op.53) Фредерика Шопена, а затем органично и легко перешёл к джазу — как он его понимает. Примерно так было и в Доме Музыки. Но — обо всём по порядку.
Заполняемость Светлановского зала (1700 мест) для первого сольного концерта молодого исполнителя, к тому же «междужанрового», была более чем приличной — навскидку можно было определить как примерно 70 процентов. И это не только потому, что по инициативе продюсера концерта, народного артиста РФ Игоря Бутмана пятьдесят билетов на концерт были переданы школе-интернату №1 для обучения и реабилитации слепых: в конце концов, это меньше трёх процентов от вместимости зала. Нет, публика была вовсе не случайная, вполне заинтересованная и отзывчивая — причём, судя по всему, главным образом «филармоническая», то есть та, которая обычно ходит на концерты классической музыки. Но — та её часть, что с симпатией и любопытством относится и к джазу, хотя бы как к удивительному аттракциону «смотри, они импровизируют без нот!». Во всяком случае, число тех, кто упрямо стремился аплодировать между частями классических сонатных форм в первом отделении, где Аккуратов играл только академический репертуар, даже чисто на слух было незначительным — а остальная аудитория, привычная к академическим правилам (в консерваториях между частями крупных форм не хлопают), встречала эти робкие аплодисменты весёлым оживлением.
![Олег Аккуратов играет сольно](https://www.jazz.ru/mag/584/akkuratov02.jpg)
После того, как отзвучала находящаяся за пределами формата нашего издания музыка Шуберта и Бетховена, для исполнения которой Олег привлёк скрипачку Екатерину Асташову и виолончелиста Александра Князева, началось второе отделение, полностью посвящённое джазовому репертуару.
Первые три пьесы Олег исполнил соло. Отделение открыла песенка «Sometimes I’m Happy» Винсента Юманса на стихи Ирвинга Сизара, в которой Олег продемонстрировал, что он не только незаурядный пианист — он также и вокалист, один из немногих в нашей стране певцов, хорошо понимающих особенности джазового интонирования, джазовой фразировки, джазовой стилистики в вокале и умеющих эти особенности передать. Прямо в первой вещи Аккуратов показал уверенный и яркий скэт (слоговую импровизацию), и тут же напомнил, что в его музыкальном мире нет «правильных» и «неправильных», «джазовых» и «неджазовых» средств: после скэта прозвучал бравурный, гротесковый эпизод «драматического» вокала, как будто солист провинциальной оперетты рвёт страсти в клочья. И — куда только девалась эта забавная музыкальная клоунада? — тут же последовала основная тема, хрестоматийно изложенная мягким тенор-баритоном Олега.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с дебютного сольного концерта Олега Аккуратова
Авторские амбиции Аккуратова были наглядно продемонстрированы его собственной пьесой «Концертный костюм». Как пояснил сам музыкант, в основе пьесы — сочетание цифр, номер телефона человека, у которого мать Олега заказывала в Ростове-на-Дону концертный костюм для сына. Музыканты знают, что любую последовательность цифр можно представить как последовательность ступеней звукоряда (они же все пронумерованы): и вот номер телефона продавца, положенный на ноты, Олег излагает сначала как скачущую одноголосную мелодическую линию, затем в бурных арпеджио (стремительных переборах звуков аккорда), затем в виде джазового риффа (повторяющейся ритмичной фразы). Развивая музыкальную мысль, Олег переходит к свободной форме в импровизации… и тут развитие в определённом смысле повисает в воздухе, рыхловато увязает в большом количестве стремительно извлекаемых из фортепиано нот. Помогло несомненное инструментальное мастерство: бурное звукоизвлечение пианиста вызвало у аудитории буквально овацию.
Тут можно вспомнить, как после сенсационного выступления Аккуратова в программе Игоря Бутмана «Будущее джаза» четыре года назад прославленный джазовый педагог, композитор и исполнитель, народный артист РФ Анатолий Кролл комментировал для «Джаз.Ру» его выступление (см. репортаж «Будущее от Игоря Бутмана: молодые дают джазу» от 20.06.2013):
— …Без всяких скидок на физические ограничения, выпавшие на долю этого потрясающе талантливого мальчика, заключаю: он фантастичен во всём! — Честно сказать, даже не совсем понятно, как, не имея зрения, можно так мастерски владеть инструментом: в его игре нет никакой ущербности, ни в одной ноте. Как он умеет играть соло, какая потрясающая фортепианная стилистика! У него нет «отходов» в музыкальном мышлении. Всё очень качественно, и всё впечатляет…
Всё так и есть: интересно, что хотя незрячего музыканта выводят на сцену под руку, часть публики настолько подпадает под его артистическое обаяние, что решительно не замечает его ограниченных возможностей. На концерте 1 февраля запомнилась экзальтированная зрительница, которая стремилась что-то подарить музыканту и изо всех сил пыталась привлечь его внимание, размахивая у сцены руками.
Сольный блок в начале второго отделения завершила авторская вокальная пьеса Олега Аккуратова на стихи Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», своеобразный гибрид джазовой баллады и диктуемых строем русского стиха интонаций романса. Надо отметить интересный контраст сочинения Аккуратова с поп-роковым вариантом прочтения этого же стихотворного материала рок-группой «Круиз», прозвучавшим в кинофильме «Путешествие будет приятным» тридцать пять лет назад.
![Звучит «Арарат»](https://www.jazz.ru/mag/584/akkuratov03.jpg)
Затем настала очередь ансамблевого музицирования. К Олегу присоединились барабанщик квартета, квинтета и оркестра Игоря Бутмана — Эдуард Зизак, земляк-ростовчанин — гитарист Евгений Побожий, с недавнего времени постоянно занятый в оркестре и ансамблях Бутмана, и доцент Ростовской консерватории, где учился Олег — контрабасист Адам Терацуян. Наконец, под бурные аплодисменты с саксофонами в руках появился сам Игорь Бутман, и этот квинтет исполнил две пьесы — авторскую пьесу Аккуратова «Арарат», где Бутман играл на сопрано-саксофоне, и сильно осовремененную версию стандарта «Just in Time» Джула Стайна.
Должен отметить, что именно с этого момента Аккуратов начал звучать не только как яркий музыкальный эксцентрик, в импровизации которого смешиваются всевозможные стилистические признаки, пласты и средства: он зазвучал как стопроцентный джазовый солист, пусть его язык импровизации и обогащён множеством иностильных элементов, эклектически привлечённых из разных стилистик. Всё-таки присутствие сильных — равных или сильнее — партнёров на сцене сильно дисциплинирует. Да, вводит безудержную музыкальную фантазию в некоторые рамки, прежде всего идиоматические — но и позволяет солисту удерживать импровизационное мышление в русле логики и смысла.
![Аудитории нужно обязательно показывать вторую долю для совместного хлопанья!](https://www.jazz.ru/mag/584/akkuratov04.jpg)
Особенно заметно это стало, когда контрабас оказался в руках штатного басиста квартета/квинтета и оркестра Игоря Бутмана — Сергея Корчагина, и к ансамблю присоединился выдающийся «русский американец» — работающий последние четверть века в Нью-Йорке трубач Алекс Сипягин. Один из самых технически совершенных джазовых трубачей мировой сцены придал дополнительный творческий вес этому и без того мощному ансамблю, что позволило исполнению авторской пьесы Аккуратова «Памяти Чарли Паркера» стать музыкальной кульминацией всего концерта. И всё-таки Аккуратов есть Аккуратов: верный себе, Олег вставил иностилистическую, даже инокультурную цитату — первые ноты «Катюши» Матвея Блантера — прямо в первый такт своего соло.
![На трубе - Александр Сипягин](https://www.jazz.ru/mag/584/akkuratov05.jpg)
Достигнутый уровень был зафиксирован исполнением модерновой версии «Love for Sale» Коула Портера. Кстати, ещё один штрих, иллюстрирующих богатейший цитатный арсенал Аккуратова, одну из основ его импровизаторской стратегии: в конферансе было обыграно противопоставление названий песенных тем — «Любовь нельзя купить» The Beatles и «Любовь на продажу» Портера — и пожалуйста, импровизационное соло торжественно, напоказ преподносит узнаваемую цитату из битловской «Can’t Buy Me Love».
В финале, к вящему удовольствию публики, Олег спел «Mister Magic» Ральфа Макдональда, прославленную исполнением поп-джазового саксофониста Гровера Вашингтона-мл. на одноимённом альбоме 1975 г. и ещё с 1990-х входящую в репертуар Игоря Бутмана, история которого в американской грамзаписи началась именно с участия в записи одного из альбомов Вашингтона в 1988 г. Упругий танцевальный джаз-фанковый ритм пьесы, мощные соло всех участников ансамбля и сильный вокал Аккуратова раскачали зал, и концерт финишировал закономерной стоячей овацией — которую артист не мог видеть, но безусловно слышал и чувствовал, хотя внешне, как обычно, принимал изъявления восторга сдержанно, чтобы не сказать — скромно. Публика требовала бис, и Олег дал ей бис — в полном соответствии со своим принципом глобальной эклектики: он исполнил соло, без поддержки ансамбля, «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского на стихи Зои Петровой — песенку, которая более полвека желает «спокойной ночи» всему русскоязычному телепространству. И даже то, что он перепутал местами пару строк и несколько слов в этих строках, Аккуратов обратил в элемент импровизации, тут же обыгрывая свои ошибки и превращая их в часть эксцентричной музыкальной игры…
Совершенно потрясающий концерт!!!Великолепный Музыкант Олег Аккуратов радует и вдохновляет уже не один год!на этот концерт приехала из Санкт-Петербурга.Очень хочется ,чтобы этот гениальный парень почаще приезжал в наш город!те,кто любит Олега Аккуратова,- счастливые люди! оказаться на «одной музыкальной волне» с ним,- счастье настоящее!!!удачи Олегу и настоящих преданных слушателей-зрителей.