Швейцарское трио Schnellertollermeier отправляется в четвёртый российский тур

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

anonsС 15 по 23 февраля в по России будет гастролировать швейцарское трио Schnellertollermeier. Стилистическая направленность их музыки практически не поддаётся определению: ключевыми её особенностями являются умение свободно ориентироваться в неровных ритмических размерах и исполнять по памяти материал, гармоническая сложность которого сравнима с самыми радикальными образцами новой академической музыки. Джаз ли это? Безусловно, в том смысле, что большая часть репертуара предполагает импровизацию солиста и что он волен самостоятельно определять длительность своего соло в рамках понятного остальным «квадрата». Вот только «квадрат» в данном случае – это скорее трёхмерное асимметричное тело…

Трио «Шнеллертоллермайер» названо со здоровой иронией по фамилиям участников, трансформированным в наречия в сравнительной степени. Басист Анди Шнелльманн (Andi Schnellmann) добавил в общую формулу корень «schneller» («быстрее»), гитарист Мануэль Троллер (Manuel Troller) – «toller» («выше»), а фамилия барабанщика Давида Майера (David Meier) и вовсе не нуждается в превращениях, если достаточно просто стилизовать её под соответствующую часть речи. Правда, буквального перевода тут уже не получается, поэтому среди русскоязычных поклонников коллектива возникли целых три трактовки названия. Первая – в стиле переводчиков-сочинителей старой школы, которым важнее было найти в нужном языке готовую кальку, а не передать смысл буквально: «Быстрее, выше, сильнее». Вторая – более искушённая, учитывающая этимологию слова «meier», которым издавна называли наместников правителя, обязанных следить за порядком: «Быстрее, выше, организованнее». И третья – бесшабашно-бессмысленная и, как ни странно, лучше всего передающая смысл происходящего: «Быстрее, выше, Майер». Дело тут не в последнюю очередь и в том, что именно феноменальная работа барабанщика в коллективе бросается в глаза в первую очередь.

Schnellertollermeier
Schnellertollermeier (photo © Camillo Paravicini)
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Сами музыканты считают, что их творчество – это, цитата, «просто музыка без компромиссов». На момент основания коллектива в 2006-м году каждому из музыкантов едва исполнилось по двадцать, что в современной Европе – почти ученический возраст, если речь идёт о действительно оригинальных, авторских экспериментах. Хорошее тому подтверждение – первый альбом группы, «Holz». Выпущенный в 2008-м году, сегодня он не упоминается (!) в официальной дискографии группы и распространяется только среди по-настоящему упёртых фанатов после долгих и неприятных переговоров – по той простой причине, что сами музыканты считают его ни много ни мало «ошибкой молодости», свидетельством всё ещё продолжающегося поиска и подверженности чужим влияниям.

Сегодня Schnellertollermeier смешивают импровизацию за пределами стилей, жёсткий джаз в духе Джона Зорна времён Naked City и брутальные формы авант-рока. В том, что получается, достаточно шума, чтобы в определённые моменты называть происходящее нойзом; достаточно энергии, чтобы прибегать к популярному и всё объясняющему термину «power trio»; но достаточно и осмысленности, чтобы слушатель захотел именно слушать эту музыку, а не отрываться под неё на танцполе, черпая в происходящем лишь чистую энергию.

Одна из самых удачных характеристик этого материала сравнивает его с классической литературой: дескать, порой надо перечитать определённую сентенцию несколько раз, чтобы понять её; но наконец-то поняв, понимаешь не только её саму — понимаешь нечто большее. Сами же музыканты трио охотно способствуют такому «перечитыванию», порой повторяя одни и те же внешне простые мелодические ходы по нескольку раз, вбивая свои асимметричные и гнутые гвозди в самую глубину слушательского мозга…

ДАЛЕЕ: подробности, ВИДЕО, контактная информация, билеты 

Все трое участников STM много работают и за пределами этого коллектива — в диапазоне от коммерческой поп-музыки до полнейшего авангарда. Подобная универсальность в последние годы — не столько признак всеядности, сколько результат серьёзного образования. Достаточно сказать, что учителем барабанщика Давида Майера был знаменитый Пьер Фавр, а гитарист Мануэль Троллер учился у Фреда Фрита. Сегодня же Троллер, например, может исполнять чистый импров в дуэте с прекрасным барабанщиком Джулианом Сарториусом и помогать в составе Ronin одному из патриархов швейцарского джаза Нику Бёрчу; Майер параллельно работает во вполне традиционно-джазовых проектах вроде Day & Taxi и в шумовом квартете Leon; а Шнеллманн настолько востребован в разнообразных инди-роковых и эстрадных коллективах страны, что даже не ведёт собственного сайта и практически не заглядывает в социальные сети: ему и так есть чем заняться.

О Schnellertollermeier по-настоящему заговорили после второго альбома, «Zorn Einen Ehmer Üttert Stem» (2010). Коллектив стали приглашать на престижные фестивали далеко за пределами Швейцарии, в том числе и в Россию. А в 2015-м вышла третья запись, скромно названная «X», причём взялся за неё ни много ни мало знаменитый лейбл CuneiForm Records. Среди персональных благодарностей в буклете появились имена российских продюсеров: три состоявшихся к тому моменту тура группы по России явно добавили ей уверенности в своих силах. Структура этого альбома свидетельствует о полноценной зрелости группы, способной и желающей работать концептуально: краткие композиции вроде «Backyard Lipstick», длительность которых едва превышает две минуты, соседствуют здесь с монументальной сюитой «X», звучащей больше двадцати.

Тур 2017 года — четвёртое в истории STM российское пришествие. Для музыки, которая при необходимости быть описанной одним словом скорее будет названа «авангардом», чем ещё как-то, даже простое возвращение в далёкую и непростую страну — уже признак качества. А четвёртое — это гарантия того, что в своей стилистической нише этот коллектив среди самых лучших.

Ах да, и ещё: коллектив разыгрывает по одной футболке с символикой последнего альбома в каждом из городов тура среди тех покупателей, кто купит билеты заранее. Мелочь, а приятно.

Состав группы: Andi Schnellmann (бас-гитара), Manuel Troller (гитара), David Meier (ударные)

Расписание тура:

  • 15 февраля — Санкт-Петербург, JFC Jazz Club (ул. Шпалерная, 33). XXII Фестиваль гитарного джаза. 20:00. Цена билетов – 500-700 руб.
  • 16 февраля — Архангельск, Молодёжный театр им. А.Панова (ул. Логинова, 9). 19:00. «Джазовые сезоны в Молодёжном театре». Цена билетов – 750 руб. Справки по тел. 215-888
  • 18 февраля — Воронеж, книжный клуб «Петровский» (ул. 20-летия ВЛКСМ, 54а ТЦ «Петровский пассаж», тел. +7 (473) 233-19-28). 19:00. Цена билетов – 500-700 руб.
  • 19 февраля — Самара, Центр социализации молодёжи (ул. Куйбышева, 131). Цена билетов 350-600 руб. Справки по телефону 8 (960) 808-69-53.
  • 20 февраля — Протвино, ДК «Протон» (ул. Ленина, 8). Цена билетов: 300-600 руб. 20:00. Справки по телефонам +7 (926) 422-04-88 и +7 (916) 485-50-58.
  • 21 февраля — Ижевск, ДС «Интеграл» (ул. Студенческая, 7). 20:00. Цена билетов: 300-500 руб. Детали и билеты онлайн на сайте культпросвет18.рф
  • 22 февраля — Москва, КЦ ДОМ (Б.Овчинниковский пер., 24, с.4). 20:00. Цена билетов: 500-700 руб. Билеты онлайн на сайте отделкультуры.рф:
  • 23 февраля — Калининград, музыкальный бар Dreadnought (ул. Генделя, 5). 20:00. Цена билетов – 400-1000 руб. Справки по тел. 99-26-06, 75-03-29

ВИДЕО: Schnellertollermeier «Live at Schaffhauser Jazzfestival 2015»
https://www.youtube.com/watch?v=ZV3YgU23f9M

Тур организован при поддержке швейцарского совета по культуре Pro Helvetia и Fondation Suisa.




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.