Петербургский гитарист Гасан Багиров: юбилейное интервью для «Джаз.Ру»

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

16 мая отметил 50-летие петербургский джазовый гитарист Гасан Багиров, а 19 мая в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки состоялся концерт, посвященный этому событию. С Филармонией джазовой музыки Гасана Багирова связывает многолетняя дружба, которая началась с победы на джазовом конкурсе имени Дюка Эллингтона. Тогда, в 1993 г., основатель Филармонии — мультиинструменталист Давид Голощёкин — заметил талантливого музыканта и предложил ему сотрудничество. Последовали совместные проекты: цикл концертов «Вечер джазовой скрипки», ансамбль «Четверо»…

Гасан Багиров
Гасан Багиров

А начинал Гасан Багиров творческий путь с хорового училища при Санкт-Петербургской капелле, а затем за его плечами оказались и училище им. Мусоргского, и Санкт-Петербургский государственный университет (институт) культуры, но уже по специальности «джазовая гитара». Сейчас у музыканта очень насыщенная творческая жизнь: концерты, гастроли и работа в качестве музыкального руководителя нового петербургского джазового ресторана, White Night (набережная реки Фонтанки, 59): концерты и джемы там проходят каждый день. Музыкант ведёт также активную педагогическую деятельность в Санкт-Петербургском институте культуры.

Гасан Багиров добрый, светлый и очень общительный человек. Конечно, время для интервью было найти не так просто, но нам всё-таки удалось встретиться и поговорить.

У Гасана Багирова-исполнителя и Гасана Багирова-слушателя одинаковые предпочтения в музыке?

— Я считаю, что любая музыка имеет право быть — как и любой театр, только если это не театр абсурда. Исполняю я то, что мне близко, то, что я слышу внутри. А как слушатель, я воспринимаю разную музыку обожаю Чайковского, Моцарта, Баха. Полифония действует на меня магически. Я слушаю и вокалистов — и не только джазовых: эстрадных и конечно, классических. Мне интересно, как артисты ведут себя на сцене, любопытны их вокальные приёмы, то, как они подают материал и т.д. Конечно, то, что я слушаю — это гораздо шире того, что я исполняю. А мои основные темы — джаз, блюз, фламенко-джаз и классика в джазе. И я заметил, что ко всему этому есть огромный интерес не только в Петербурге, но и в других городах России.

Джаз, блюз, фламенко-джаз, классика в джазе… А трудно ли вам перестраиваться с одного стиля на другой?

— Раньше было трудно, потому что надо было «лезть далеко на полку», чтобы приблизить стиль к себе, вложить внутрь, скажем так, в оперативную память. Сейчас это гораздо проще, всё настолько уже на «рабочем столе» — все проекты, все разные стили… но не всегда удается сделать такие программы. Полистилистика в одном концерте — это сложно, но интересно!

Гасан Багиров
Гасан Багиров

А как публика воспринимает фламенко-джаз?

— Это самая популярная программа. На концертах всегда аншлаг. Даже те люди, которые далеки от джаза и гитары, говорят, что фламенко их очень вдохновляет на какие-то свершения. И я верю в это, потому что фламенко — энергичная музыка с зажигательными ритмами, и наверняка ещё и многовековая история этого стиля как-то магически действует на людей. И когда на сцене есть акустическая гитара, я всегда исполняю фламенко-джаз, потому что на электрогитаре эта музыка звучит намного мягче. Вообще в целом это другая эстетика звука.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Гасана Багирова, ВИДЕО 

А как насчёт рока?

— Да, наверное, как и все гитаристы, я играл рок в юности, мне очень нравились Led Zeppelin, AC/DC, Deep Purple, я пересматривал видеоуроки гитариста Ингви Мальмстина. Я и сейчас иногда играю, когда есть возможность, так сказать, «на большом звуке»: когда есть активные ударные, бас-гитара, помогающие наладить огромную звуковую амплитуду. И ещё, кстати, иногда играю что-то близкое к блюз-року.

Мне показалось, что ваша дискография не так велика…

— У меня есть альбом, записанный джаз-клубом «Квадрат», и две пластинки с Давидом Голощёкиным (я был приглашенным сессионным музыкантом). А позже я пригласил Голощёкина в свой альбом, где он исполнил две моих композиции. Есть эстрадный альбом — «Романтическая гитара». Кстати, он оказался самым популярным, продавался во Франции, Англии и странах Скандинавии. Я даже знаю, что в Ницце был случай, когда мои знакомые ехали в такси, а там звучали мои записи. Значит, это было востребовано. И этой осенью я хочу закончить новый альбом, который называется «Электрический город», в котором будут сочетаться разные стили, в том числе и эстрада и smooth jazz. Это, конечно, более массовая музыка. А в Москве, где я провел десять лет, мною как сессионным музыкантом записано много эстрадной музыки. И московская публика в большей степени знает меня как популярного артиста, там я меньше позиционировался как джазовый музыкант. Правда, в последнее время московские музыканты уже признают меня как джазмена. В столице я тратил много времени на менеджмент, мне постоянно нужно было куда-то ехать, вести переговоры. Здесь ситуация спокойнее, и я думаю, пройдёт немного времени, и я созрею для нового джазового альбома.

Гасан Багиров
Гасан Багиров

А вы переслушиваете свои записи?

— Иногда. Сначала мне не всё нравилось, но сейчас я уже спокойнее их слушаю, я бы там кое-что исправил, но надо смотреть вперёд, нужно думать о созидании нового. На моём юбилейном концерте и Владимир Борисович Фейертаг, и Давид Семенович Голощёкин говорили, что мой потенциал ещё полностью не раскрыт. И я согласен с этим, надо развиваться, двигаться и учиться — это самое главное.

А почему вы не остались в Москве, а вернулись в Петербург?

— Захотелось вернуться, потому что здесь живут близкие мне люди, прежде всего — моя мама. Кроме того, в Москве жить нелегко. Творческий материал постоянно накапливался, а серьезно заниматься и жить размеренно — утром репетиции, вечером джемы, концерты — у меня не получалось. Здесь мне комфортнее. И еще я мало гастролировал, сейчас это всё возобновляется. Недавно я был в Риге на юбилее певицы Ольги Пирагс, которая считается первой леди латвийского джаза. Она недавно выступала в Москве, но я надеюсь, что она побывает и в Питере. А недавно мне предложили быть солистом в Государственной джазовой филармонии, и я не смог отказаться. Да и мой родной вуз (Санкт-Петербургский институт культуры) пригласил меня преподавать… А Москву никто не отменял, и я при случае туда езжу и выступаю.

А с какими музыкантами вам больше всего нравится сотрудничать?

— Я работал с разными музыкантами — и с эстрадными, и с джазовыми. Прежде всего, важен человеческий фактор. Профессионализм в принципе не обсуждается, а человеческие отношения для меня выходят на первый план.

Разумеется, есть музыканты, творчество которых на вас повлияло…

— Да, их много, но, прежде всего, это профессионалы, которые сумели принести в мир что-то гуманитарное, какую-то великую идею, в том числе это и Джанго Райнхардт, и Уэс Монтгомери. Я это понял в процессе моего становления как музыканта. Многое сделала моя мама, которая водила меня в хоровое училище и на различные концерты. Затем я учился джазовой гитаре у Александра Старостенко. Я благодарен Давиду Семеновичу Голощёкину за возможность войти в питерский джазовый мэйнстрим. И Виктору Михайловичу Лебедеву — руководителю эстрадно-джазового факультета в Институте культуры, он приглашал меня к себе в кабинет, играл свою музыку, мы общались, и это меня очень впечатляло и вдохновляло. А теперь уже говорят, что и я своей жизненной позицией вдохновляю людей, студентов и молодых исполнителей. И это нормально: чтобы идти своей дорогой полезно анализировать чужой жизненный музыкальный опыт. Преемственность очень важна.

Какие у вас творческие планы?

— Я сейчас серьёзно занимаюсь вокалом с профессиональным индивидуальным педагогом. Постановка голоса, создание тембровой палитры — мне это очень нравится: хотя я профессионально пел в хоре, но это было давно. Тем более это был все-таки хор, а я хочу развивать навыки солиста. Если быть проще и откровеннее — я хотел бы хотел петь джаз. Скэтом я и до этого владел, но после занятий всё становится лучше, точнее, увлекательнее… Ещё может быть осенью, ведь год у меня юбилейный, я сделаю эстрадную программу. И, конечно, буду растить смену: в нашем вузе много талантливых студентов.
ВИДЕО: Гасан Багиров и его ансамбль. Вечер джазовой гитары.
Санкт-Петербургская Филармония джазовой музыки, 29 сентября 2016




реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.