Интервью саксофонистки Ингрид Лауброк: «Мне всегда нравились как импровизация, так и композиция!»

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

23 октября в Культурном центре «ДОМ» завершается VII фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью». Заключительный концерт фестиваля станет мировой премьерой: давно и хорошо знакомые друг с другом немецкая саксофонистка Ингрид Лауброк и нидерландский бас-гитарист Люк Экс впервые выступят дуэтом, который так и называется — Ingrid Laubrock & Luc Ex. В свободной импровизации и композициях Ингрид Лауброк стремится к максимальному разнообразию. Её соло на теноре и альте одновременно лаконичны и наполнены смыслом, а богатое мелодическое измерение, заставляющее вспомнить Ли Коница, помещается в абстрактный контекст европейской интеллектуальной музыки. Нидерландский басист Люк Экс практикует подход «компровизации», заключающийся в сочетании тщательно прописанного материала со свободной импровизацией каждого голоса ансамбля. Экспрессивная манера игры Экса — отголосок панковского бэкграунда музыканта, получившего известность по игре в анархо-панк-группе The Ex.

Перед премьерным выступлением дуэта в Москве обозреватель «Джаз.Ру» Григорий Дурново взял интервью у Ингрид Лауброк.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
GD

 

 

Ingrid Laubrock
Ingrid Laubrock

Отличается ли ваше взаимодействие с Люком Эксом в дуэте от того, как вы взаимодействуете друг с другом в его группе Assemblée?

— Это будет наше первое выступление дуэтом, вот мы и узнаем! Уверена, что взаимодействовать мы будем по-другому. Во-первых, поскольку инструментальный состав будет другой, во-вторых, потому что концерт будет полностью импровизационным. В Assemblée мы играем пьесы Люка.

Вы часто играете с другими саксофонистами. Ваше взаимодействие с ними отличается от взаимодействия с другими музыкантами?

— Когда играешь с другими саксофонистами, знание особенностей инструмента может быть одновременно источником как удовольствия, так и трудностей. Нужно быть уверенным в собственных идеях, чтобы тебя не сбили с пути. Но благодаря совместной игре и тому, что мы хорошо знаем свои инструменты, происходит и что-то магическое. И, конечно, мы всякий раз чему-то учимся друг у друга.

Вы часто собираете ансамбли с необычным инструментальным составом. Вы изначально сознательно планируете, что у вас будет ансамбль с такими-то и такими-то инструментами, или всё в большей степени зависит самих музыкантов, с которыми вы хотите играть?

— Справедливо и то, и другое. Личности музыкантов для меня очень важны, но и оркестровка тоже. Иногда всё зависит исключительно от личностей, и я экспериментирую, не учитывая конкретные инструменты. В других случаях имеет место специфическая инструментовка, потому что таков был мой замысел. Я как композитор люблю, когда выполняются оба условия. К счастью, в Нью-Йорке, где вокруг столько талантливых музыкантов, так обычно и происходит.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Ингрид Лауброк, билеты, ВИДЕО 

Как вы сочиняете для оркестров?

— Ха-ха, мне бы самой это понять. В этом году я сочиняла второе произведение для камерного оркестра. В декабре предстоит запись. Это невероятный процесс, в ходе которого многому учишься, я наслаждалась каждой минутой. Так же было и с предыдущим сочинением. В этот раз я сначала размышляла над общим планом произведения, над тем, каким оно должно быть, и записала это словами, прежде чем записывать какие-либо звуки. Для сочинения предыдущего произведения, «Vogelfrei», я использовала собственные фотографии геометрических фигур, которые получаются из проводов на железной дороге. Таким образом у меня получается словесный или визуальный план произведения. Я часто слышу музыку и передаю её контуры или структуры с помощью слов. Так получается быстрее, и я так лучше могу ухватить идею.

Ingrid Laubrock
Ingrid Laubrock

Влияет ли на ваши занятия импровизацией ваш интерес к этнической музыке — африканской или бразильской?

— Раньше определённо влиял, но в тех музыкальных контекстах, в которых я нахожусь сейчас, — не очень.

Среди тех проектов, в которых вы участвуете в последнее время, есть ли такие, в которых музыканты имеют дело с предварительно сочинёнными произведениями?

— Да, и таких много! Я сама много сочиняю, и мои ансамбли Serpentines, Anti-House, Ubatuba, а теперь и оркестр работают с сочинённой музыкой, некоторые — в значительной степени. Кроме того, я участвую в ансамблях, которые возглавляют Энтони Брэкстон, Мэри Хэлворсон, Крис Дэйвис, Нэйт Вули, Эндрю Друри, Люк Экс и многие другие, и часть музыки у этих ансамблей написана заранее. Мне всегда нравились как импровизация, так и композиция!

Какие из проектов, в которых вы участвуете сейчас, вас особенно вдохновляют?

— В этом году самым важным для меня был оркестр, эта музыка очень занимала меня. Но я только что сыграла несколько концертов со своим септетом Serpentines, и мне нравится, как он развивается музыкально. Все музыканты, которых я упомянула до этого, чрезвычайно важны для меня как исполнители, композиторы и друзья. Конечно, многие из этих союзов стали возможны благодаря их музыкальным связям с моим мужем Томом Рейни. Мне нравится его группа Obbligato (они исполняют джазовые стандарты, но по-своему), его импровизирующее трио с Мэри Хэлворсон. Из ансамблей, занимающихся импровизацией, мне прежде всего приходят на ум Perch, Hen, Brock & Rain с Абом Баарсом, Иг Хеннеман и Томом Рейни, работа с контрабасистом Стефаном Крампом и пианистом Кори Смайтом.

Кто из музыкантов, с которыми вы играли, более всех на вас повлиял?

— Энтони Брэкстон!

ВИДЕО: Luc Ex’ Assemblée (квартет с участием Экса и Лауброк)

23 октября, 20:00, КЦ «ДОМ», Б. Овчинниковский пер 24/4, м. Новокузнецкая, тел. +7(495)953-7236. Билеты: в день концерта 1300 ₽.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.