Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) Наталья Кравченко (фото, видео) |
![]() |
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. В ПУБЛИКАЦИИ ОТ 05.12.2017
В принципе, о первом под «новым старым» названием джаз-фестивале в Архангельске, «Международных днях джаза», которые состоялись 19-22 октября 2017, осталось не так много рассказать. Вечерний концерт 20 октября завершал коллектив, который в каком-то смысле стоит у руля фестиваля с момента его перезапуска в 2011 году: продюсерский центр «Архангельск джаз», который проводит этот фестиваль, возглавляет гитарист коллектива Тимофей Дорофеев, да и поющий флейтист Константин Седовин играет в организации фестиваля важнейшую роль. Автор только слегка не уверен в точном названии этого коллектива, так как в разных случаях видел разное написание: «Арт-ансамбль Архангельск», «Арт Ансамбль» (Архангельск) и т. п. Остановимся на том варианте, который фигурировал в официальной программе «Международных Дней джаза-2017»: «Арт-Ансамбль» (Архангельск).
![«Арт-Ансамбль»](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch020.jpg)
Слово «Архангельск» здесь совершенно не лишнее, потому что явно указывает на корни, преемственность и т. п. Константин Седовин, барабанщик Олег Юданов и басист Николай Клишин были в 80-е годы участниками легендарной джаз-группы «Архангельск», во главе которой стоял создатель «Международных Дней джаза» саксофонист Владимир Резицкий (1944-2001); лидер «Арт-Ансамбля» гитарист Тим Дорофеев играл с Резицким в его последних проектах и после угасания оригинальных «Дней джаза» стал в 2011 г. инициатором запуска мультидисциплинарного, полистилистического «Фестиваля Владимира Резицкого», который, пройдя ряд трансформаций, в 2017-м превратился в новые «Международные дни джаза».
В нынешнем «Арт-Ансамбле», по сравнению с версиями прошлых лет, одно новое лицо — саксофонист Виктор Хабаров; но, хотя непосредственно в «Архангельске» Резицкого он никогда не участвовал, этот опытнейший музыкант и композитор давно участвует в различных проектах Дорофеева. В «Арт-Ансамбле» нового созыва он раскрывается не только как сопрано-саксофонист, но и как пианист.
Как водится у этого коллектива, фестивальное выступление имело не только чисто музыкальное измерение: на заднике сцены визуальное расширение музыки в течение всего сета обеспечивал видеоарт Сергея Жигальцова.
ВИДЕО: «Арт-Ансамбль»
httpv://www.youtube.com/watch?v=l18yh5ynUNg
ДАЛЕЕ: окончание репортажа, много фото, ВИДЕО!
После вступительных инструментальных пьес к «Арт-Ансамблю» на сцене присоединился вологодский фолк-коллектив «И то, и сё» — Мария Маурина, Юлия Геничева, Юлия Черноусова, Сергей Деревесников и Евгений Мазилов.
![«И то, и сё» + «Арт-Ансамбль»](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch025.jpg)
Опять давняя традиция — и наследие Резицкого: история сотрудничества архангельских авангардистов и исполнителей традиционного фольклорного песенного материала, преимущественно северного русского, началась ещё при жизни Владимира Петровича, а у «Арт-Ансамбля» с каждым годом обретает новые формы.
ВИДЕО: «Арт-Ансамбль» и фолк-проект «И то, и сё»
httpv://www.youtube.com/watch?v=QO9haoonP5o
Программа «Дней джаза», как это было заведено в последние годы, не ограничивается только концертами. В Архангельских Гостиных дворах в дни фестиваля открылась видеоинсталляция, которую создал уроженец Архангельска, участник легендарного Трио Ганелина и видный деятель европейской авангардной сцены — живущий в Вильнюсе перкуссионист и композитор Владимир Тарасов. В Архангельском музыкальном колледже автор этих строк прочитал для студентов лекцию «Джаз в России. 95 лет» и, кажется, сумел заинтересовать их хитросплетениями крутых поворотов отечественной джазовой истории. «Малые» выступления в фойе АГКЦ на сей раз включали бодрый традиционный джаз от друга фестиваля — швейцарского исполнителя на банджо Бернарда Швентера и его архангельских коллег.
![Бернард Швентер в фойе АГКЦ (за барабанами Алексей Барандов)](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch029.jpg)
Но в центре внимания, конечно, был большой фестивальный концерт 21 октября, центральным событием которого стало совместное выступление московского оркестра «Круглый Бенд» под руководством саксофониста Алексея Круглова.
![«Круглый Бенд»](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch030.jpg)
Выступление было посвящено исполнению музыки барабанщика Владимира Тарасова и прошло при участии ещё одного специального гостя-барабанщика — ветерана архангельского «нового джаза» Олега Юданова.
![Олег Юданов и штатный барабанщик оркестра «Круглый Бенд» Пётр Ившин](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch031.jpg)
Оркестр подготовил обширную программу авторских сочинений для биг-бэнда, которые Владимир Тарасов написал в последние годы для различных составов в Литве и за её пределами, прежде всего несколько номеров из цикла «Гобелены».
![Владимир Тарасов](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch032.jpg)
Это солидное бэндовое письмо, временами вполне традиционно джазовое — конечно, не в свинговой стилистике, но вполне в идиоматике современных джазовых оркестров, играющих вне стандартного репертуара. Тарасов сам дирижировал исполнением, совмещая управление оркестром с игрой на ударных инструментах — не полной установке, но довольно внушительном наборе перкуссии, установленном впереди оркестра так, что дирижёр закономерно оказывался спиной к публике и лицом к музыкантам.
![Владимир Тарасов и «Круглый Бенд»: в секции саксофонов Антон Котиков, Анатолий Осипов, руководитель оркестра Алексей Круглов](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch033.jpg)
Таким образом, в моменты, когда к «Круглому бенду» и его штатному барабанщику Петру Ившину присоединялся на второй ударной установке Олег Юданов, а Тарасов то и дело включал в музыкальную ткань свои акценты на том или другом перкуссионом инструменте, число барабанщиков в этом незаурядном оркестре, как «значение косинуса в военное время» в известном анекдоте, достигало трёх — но результаты никак нельзя было бы назвать анекдотическими: упругость и плотность ритмической ткани временами была если и не сокрушительной, то только потому, что такой задачи музыканты перед собой, кажется, не ставили.
ВИДЕО: Владимир Тарасов и «Круглый бенд» — «Гобелен №7»
httpv://www.youtube.com/watch?v=Q_uFOmaVVBs
Нельзя не отметить, насколько соответствовала характеру музыки игра тех участников оркестра, кто исполнял соло (а исполняли их они практически все). Алексей Круглов сумел за годы существования своего оркестра привлечь в состав музыкантов, способных и к вполне конвенционному музицированию, и к игре далеко за пределами жанровых шаблонов. Это хорошо слышно и в представленном выше седьмом «Гобелене», где на фортепиано солировал Григорий Сандомирский, на редком в джазе фольклорном армянском инструменте дудук — Антон Котиков (в обычной жизни саксофонист и флейтист) и на гитаре — специальный гость оркестра, продюсер фестиваля Тимофей Дорофеев.
![Антон Котиков солирует на тенор-саксофоне](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch034.jpg)
Это слышно и в прозвучавшем, как ни странно, после №7 «Гобелене №3», где сначала играет лид, а затем солирует — но не на своём профильном альте, а на тенор-саксофоне — сам руководитель оркестра, Алексей Круглов, а затем играет эпического масштаба соло на тромбоне не кто иной, как Максим Пиганов.
![Солирует Максим Пиганов](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch041.jpg)
Тут нужно специальное пояснение. Солист Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема Максим Пиганов выступает также с собственным ансамблем «Тромбон-шоу» — и играет там исключительно традиционный, по-хорошему старомодный и развлекательный, предназначенный для самой широкой аудитории джазовый материал: стандарты, «вечнозелёные», всем знакомые мелодии. И вдруг — Пиганов в авангардном оркестре, солирующий в пьесе вильнюсского радикала в манере «новой импровизационной музыки»? Как такое может быть? Автор этих строк не удержался и задал этот вопрос самому музыканту. На что Максим с широкой улыбкой ответил:
— Так ведь учился-то я в Вильнюсской консерватории!
И тут всё встало на свои места. В Вильнюсской консерватории (ныне Литовская академия музыки и театра) в 1984-89 гг., когда там учился Максим, импровизацию (точнее, в принятой там терминологии — «оперативную композицию») преподавал саксофонист Владимир Чекасин, ещё один бывший участник авангардного Трио Ганелина. Так что эта музыка если и не была близка Максиму, в те годы лидеру «Калининградского диксиленда», то уж играть-то её он научился в любом случае! И, кажется, всё-таки не вполне к ней равнодушен… в чём, собственно, мы и можем здесь убедиться.
ВИДЕО: Владимир Тарасов и «Круглый бенд» — «Гобелен №3»
httpv://www.youtube.com/watch?v=EfHu29p_tHw
Во втором отделении играл московский ансамбль «Живые люди», или Live People Ensemble — камерный коллектив, который исполняет главным образом сочинения своего лидера, пианистки Натальи Скворцовой.
![«Живые люди»](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch048.jpg)
Состав коллектива за последнее время изменился: было интересно увидеть на контрабасе одного из лучших басистов Петербурга — Филиппа Мещерякова, а на альт-саксофоне — выдающегося мастера, солиста оркестра им. Лундстрема и, к сожалению, совершенно недостаточно представленного в наших «джазовых медиа» (в том числе и на страницах «Джаз.Ру», увы…) Олега Грымова.
![Филипп Мещеряков, Олег Грымов](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch049.jpg)
Тенор-саксофонист Анатолий Осипов уже работал с Натальей Скворцовой; весьма кстати оказалось то, что и Анатолий, и барабанщик Пётр Ившин и так уже находились в Архангельске — более того, выходили на сцену в предыдущем отделении в составе «Круглого бенда».
![Наталья Скворцова, Анатолий Осипов, Олег Грымов](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch050.jpg)
Наталья считает свою музыку экспериментальной, но на самом деле это добротный современный мэйнстрим — только основанный не на стандартном материале, а на авторских сочинениях, скорее по нынешней европейской модели, нежели по принятым в российском джазовом мэйнстриме представлениям об американском джазе (которые от реального американского мэйнстрима, замечу, в большинстве случаев отстают примерно на два десятилетия).
![Наталья Скворцова](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch051.jpg)
Музыка камерная, эмоциональная, основанная не столько на решении головоломных задач по обыгрыванию аккордовых последовательностей, сколько на попытках передать слушателю некое экстрамузыкальное содержание, ввести публику в какое-то новое состояние, сообщить ей чувства, ощущения, а не только утвердить мастерство и виртуозность исполнителей (которые, безусловно, имеют место).
ВИДЕО: «Живые люди» в Архангельске
httpv://www.youtube.com/watch?v=5CoboxmPHCk
Концертный вечер в АГКЦ завершило выступление музыкантов из Израиля и США. Саксофонист Леонид Сендерский живёт в Тель-Авиве недавно, меньше семи лет: вырос и стал профессиональным джазовым музыкантом он в Санкт-Петербурге и, кстати, ещё в конце 2000-х участвовал в цикле концертов «Джаз.Ру: новый звук», который проводила в Москве наша редакция. Сендерский — музыкант широкого стилистического диапазона, увлечённо играет и авангард, и вполне конвенционные джазовые стили, отлично владеет стилистикой самых разных направлений и, хотя не обладает ярким темпераментом, умеет изложить материал так, что он становится доступен широкой аудитории.
![Морди Фербер, Георгий Стрелков, Леонид Сендерский, Олег Юданов](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch052.jpg)
Его партнёр, Морди Фербер, представлял на фестивале США, но он как раз (в отличие от «нового израильтянина» Сендерского), родился и начал играть на гитаре в Израиле. В 23 года он получил стипендию в бостонском колледже Бёркли и уехал в Америку. С 1990 г. он живёт в Нью-Йорке. В самых общих чертах его можно назвать фьюжн-гитаристом, но это мало что объясняет: стилистическая база того, что пишет и играет Фербер, достаточно широка, и на пересечении с полистилистичной игрой Сендерского получается весьма упругая, современная по звучанию музыка, в которой есть и грув, и общедоступная мелодика, и современная импровизация, иногда достаточно свободная. Компетентная поддержка архангельской ритм-секции — барабанщика Олега Юданова, который, кажется, из АГКЦ в эти дни вообще не уходил, и заведующего джазовым отделением Архангельского музыкального колледжа контрабасиста Георгия Стрелкова — обеспечила зарубежным гостям надёжную поддержку, хотя, кажется, если бы они выступали в этот вечер первыми, как планировалось, а не последними, как получилось в силу ряда объективных причин, возможно, слушатели приняли бы их ещё лучше.
![Морди Фербер, Георгий Стрелков](https://www.jazz.ru/mag/602/1017arch053.jpg)
Как мы уже рассказывали, в этом году календарный формат фестиваля оказался слегка раздвинут, так как традиционный воскресный утренний концерт «Дети в джазе» пришёлся не на утро последнего дня фестиваля, как бывало в прошлые годы, а на утро следующего за последним сборным концертом дня — 22 октября — и, таким образом, именно «Дети в джазе» завершали программу «Международных Дней джаза в Архангельске».
![«Дети в джазе»](https://www.jazz.ru/mag/602/arch-deti00.jpg)
Традиционно в этом концерте, который продюсирует постоянная ведущая концертов фестиваля Елена Сергиевская, архангельские музыкальные педагоги показывают «молодую поросль» — детей из музыкальных школ, школ искусств, эстрадных студий и тому подобных заведений, где в учебных программах для юных музыкантов в той или иной степени представлен джаз.
![«Дети в джазе»](https://www.jazz.ru/mag/602/arch-deti01.jpg)
И каждый год бывает очень любопытно наблюдать за юными джазменами — вне зависимости от того, действительно ли они хоть в какой-то степени думают об изучении именно джазового искусства, или, на волне популярности телепроектов типа «Голос», просто хотят что-то такое петь, а педагоги, среди эстрадных песенок, «подсовывают» им околоджазовый репертуар.
![«Дети в джазе»](https://www.jazz.ru/mag/602/arch-deti02.jpg)
Тем более, что сопровождают выступления юных солистов, как правило, опытные джазмены. В тех случаях, когда в Архангельске к моменту концерта ещё остаются участники фестиваля из других городов и стран, обязательно привлекают их, но даже если нет, в городе есть достаточно профессиональных сил, чтобы молодая поросль попробовала себя в ситуации реального импровизационного взаимодействия с мастерами.
![«Дети в джазе»](https://www.jazz.ru/mag/602/arch-deti04.jpg)
«Международные Дни джаза» — один из самых своеобразных российских джазовых фестивалей. У него есть своё, безошибочно опознаваемое лицо. Есть своё лицо и у архангельской джазовой публики. Она, быть может, не так многочисленна, как это было в 1980-х — но её ядро не просто сохраняется со времён «золотого века» советского джазового фестивального движения, оно расширяется, непрерывно пополняясь молодой публикой. Каждый вечер на фестивале видишь множество молодых зрителей — на взгляд, больше половины; и это не только студенты-музыканты, это ещё и важнейшая для дальнейшего развития регионального джазового сообщества категория «молодых специалистов», людей 24-35 лет, у которых значительную часть культурной жизни составляют джазовые концерты и фестивали. Это отличный результат для отдалённого (1250 км от Москвы, 1100 км от Петербурга) областного центра с населением всего-то 350 000 человек — и несомненная заслуга как предыдущей версии «Дней джаза», не утратившей своего влияния с годами, так и продюсерского центра «Архангельск джаз», который проводит фестиваль в последние семь лет. Но фестивалю безусловно есть куда развиваться: устойчивое наполнение зала — это прекрасно, но теперь, наверное, стоит подумать и о том, как добиться в этом зале аншлагов, чем ещё могут помочь в этом областные масс-медиа, городские блогеры, радио, телевидение и, в конце концов, областные власти, ведь фестиваль проводится продюсерским центром «Архангельск джаз» совместно с правительством области и при поддержке губернатора, областного министерства культуры и городского управления культуры и молодёжной политики. Всё, что противостоит духовной деградации, распаду культуры, потере достижений в искусстве — в том числе музыкальном искусстве — нуждается в поддержке. Спасибо за то, что эта поддержка есть! Но надо думать и о том, что ещё можно сделать для развития такой своеобразной, такой непохожей на других архангельской джазовой сцены, в том числе и фестивальной.
![«Дети в джазе»](https://www.jazz.ru/mag/602/arch-deti05.jpg)