Интервью «Джаз.Ру». Сергей Хутас: «Контрабас помешал мне стать вокалистом»

0
Сергей Хутас (фото © Маргарита Шол)
Сергей Хутас (фото © Маргарита Шол)
Анна Чистоделова
фото: Маргарита Шол
AC

Хорошая новость для тех, кто ещё не слышал новую программу контрабасиста Сергея Хутаса «Time»: 26 августа он со своим ансамблем сыграет её в Клубе Алексея Козлова на фестивале нового российского джазового лейбла Rainy Days. Новый альбом (подробнее: «Альбомы отечественного джаза. Контрабасист Сергей Хутас выпустил новый альбом «Time»«) имеет безусловный успех: российский журнал «Джаз.Ру» включил его в общеевропейский список рекомендованных альбомов Europe Jazz Media Chart за июнь 2018, а оттуда пластинка попала в список лучших джазовых альбомов, выпущенных с апреля по июнь этого года, по версии французского онлайн-журнала Couleurs Jazz. Стильная обложка, качественный звук, нетривиальная музыка — что ещё нужно для успеха сольного проекта? Узнаем у самого музыканта.

Поздравляем с выходом альбома, с высокими оценками джазовых светил. А что осталось за кадром: лёгкой ли была работа над пластинкой?

— Она была лёгкой и приятной, не очень долгой — всего два года (смеётся), как часто бывает, если не привязан к лейблу, а действуешь самостоятельно, вкладывая личные финансы, лично договариваясь с музыкантами и студиями. Мне повезло с соратниками: практически все согласились сыграть бесплатно, а вот на звукозаписи я решил не экономить, и писали мы альбом на студии Павла Слободкина, где все на высшем уровне, включая акустический рояль Steinway. Записали сначала две общих смены, затем были какие-то дописки, и музыканты приезжали по отдельности в удобное каждому время. Спасибо им огромное. Первый альбом («Moscow… Sky», ArtBeat Music, 2012. — Ред.),  кстати, я писал там же.

Может, проще стать частью какого-то лейбла и раз в опредёленный промежуток, допустим, в год, выдавать по альбому?

— Теоретически почему бы и нет, но творчество по контракту — опасная штука: можно не заметить, как выгоришь. Хотя есть и неоспоримый плюс: не надо думать о деньгах, об оснащении студий — лейбл решает всё это за тебя. В нашей стране есть несколько лейблов, ориентированных на джаз. Насколько я осведомлён, за ними стоят люди-энтузиасты, которые своими собственными ресурсами поддерживают музыкантов. С первым моим диском именно так и было.

Почему не воспользовались такой схемой снова?

— С альбомом «Time» было только предложение напечатать партию компакт-дисков. Но сегодня количество людей, желающих получить диск, очень небольшое. Да и напечатать их не проблема: стоит это относительно недорого. Поэтому я решил не обращаться к какому-либо лейблу, а создал свой. Назвал его Hutas Music и выпустил небольшой тираж CD. А цифровой релиз можно приобрести на всех известных интернет-ресурсах (см. в конце этого интервью.  — Ред.)

Что же касается записи и продвижения альбомов, хорошо тем, кто умеет легко находить общий язык с нужными людьми. Я, например, таким даром не обладаю, поэтому плачу за всё сам, слава богу — такая возможность есть, но у меня всё происходит неторопливо.

А как вы коллегам, великолепным музыкантам, диктуете, как сыграть? Влиять на тех, у кого по несколько сольных альбомов за плечами, наверняка непросто…

— Моё вмешательство в их игру минимально: только по ключевым моментам аранжировки. А в остальном каждый делал то, что хотел, как чувствовал. Я считаю, что музыка от этого только выигрывает. Мы давно играем вместе, и у меня в голове сложилась примерная картина того, как это может быть. Тем не менее, запись превзошла все мои ожидания! Так же и с вокалистами: когда-то я написал песню для Саши Панайотова, зная его возможности и сильные стороны, а потом — для Вари Визбор…

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Сергея Хутаса, СЛУШАЕМ АЛЬБОМ! 

Сергей Хутас (фото © Маргарита Шол)
Сергей Хутас (фото © Маргарита Шол)

На пластинке ведь не только инструменты звучат.

— Да, монолог Андрея Макаревича органично вплетается в общую канву. Этот человек интересно пишет, говорит; совершенно по-своему и при этом мастерски делает всё, к чему прикасается. Не боится пробовать, начинать, учиться. А мы у него учимся отношению к жизни.

А как вы стали частью его коллектива, клуба, жизни?

— Проще начать издалека (улыбается). Я вообще-то петь хотел всегда, у меня неплохо получалось. В 18 лет переступил порог клуба Modus в Набережных Челнах, чтобы прослушаться у его основателя, Александра Колигера. А его больше заинтересовало, что я на контрабасе играю, и в итоге днём я пропадал в училище искусств, а вечерами — в клубе. Именно там для меня начался джаз, хотя до этого я играл всё подряд в самых разных коллективах, включая рок-группы. В «Модусе» были видеокассеты с творчеством западных легенд, и я залпом их просмотрел, начав с трио Оскара Питерсона и «Электрик бэнда» Чика Кориа. А потом к нам приехала группа Allegro почти полным составом: Николай Левиновский, Виктор Двоскин, Игорь Бутман, Вячеслав Назаров и Виктор Епанешников. Для меня это был культурный шок!

А в Москву как попали?

— Позже Игорь Бутман вновь приехал к нам с тромбонистом Вячеславом Назаровым, и они играли с нашим местным трио — Олег Лужецкий, Колигер и я. И Игорь сказал, что в Москве для меня найдется работа. Первый мой московский концерт с его коллективом состоялся в клубе «Инфант» году в 1997-м, а потом я играл у Бутмана в биг-бэнде, попутно обучаясь в Гнесинке у легендарных Анатолия Соболева и Александра Осейчука.

Опыт игры в большом оркестре пришёлся по душе?

— Да, мне это очень нравилось. Ощущение принадлежности к мощному организму окрыляло, я очень серьёзно относился к своей миссии и благодарен Игорю за эти несколько лет. И к Макаревичу попал прямиком от Бутмана.

Каким образом?

— Мы с [пианистом Евгением] Борцом играли на дне рождения у Валерия Сюткина. Андрей Вадимович, который тоже там был, подошёл к нам сам и предложил записать джазовую композицию, которую сочинил. Мы, конечно, согласились. Песня называлась «Наливай», и с неё начался знаменитый «Оркестр креольского танго».

Очень красивое название.

— Мне оно всегда казалось немножко странным. Этого проекта больше нет, а есть Yo5. Нас там пятеро. Недавно мы этим составом записали пластинку.

Плодотворный год! Или обычное дело?

— Лично я бурную активность развил в последние 10 лет — раньше творил медленнее. Наверное, с годами материала становится больше: мысли, наблюдения, опыт. Альбом мне помог доделать мой друг, джазовый пианист с Кипра Лёня Нестеров. В мае он пригласил меня вместе поиграть, и там между делом спросил: «Второй-то когда выходит? Ты давай не тяни, я жду». Эта его фраза почему-то окончательно убедила меня: надо. Получилась, на мой взгляд, более зрелая, более совершенная и по музыке, и исполнительству работа: ну не могут плохо сыграть Алекс Сипягин, Максим Шибин, Паша Скорняков, Саша Машин, Женя Борец. И Диана Поленова поёт у меня на пластинке, и Макаревич — живой, непосредственный — несёт своё слово.

Диск оригинально оформлен. Это чьих рук дело?

— Дизайн Артура Харламова. Я попросил ярко, но сдержанно, и он попал в точку! Автор фото — Никита Садыков, не нуждающийся в представлении. Спасибо им обоим.

CD COVER (CLICK=BUY)

Кроме музыки, вас что ещё радует в жизни?

— Я очень люблю строить: недавно своими руками сделал баню. Процесс возведения своими руками умиротворяет: это игрушка, конструктор для взрослых. Я не один такой: Николай Петров, пианист, тоже сам все мастерил.

Где вас можно будет услышать в ближайшее время?

— 26 августа я сыграю свою программу на фестивале Rainy Days в клубе Козлова — это первое большое событие лейбла барабанщика Саши Машина и компании. Со мной на сцену выйдут саксофонисты Азат Баязитов и Антон Чекуров, пианист Евгений Борец, гитарист Максим Шибин, барабанщик Давид Ткебучава. Начало нашего выступления в 19:00. А 29 сентября выступлю со струнным квартетом Катаржины Флёрчак — тоже в Москве, в JAM-клубе Андрея Макаревича. Всех приглашаю!

АЛЬБОМ В iTunes (покупка) / Apple Music (прослушивание через подписку)
СЛУШАЕМ: весь альбом «Time» в сервисе Яндекс Музыка (бесплатное воспроизведение на март 2019 доступно в следующих странах: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; в остальных странах требуется оформление подписки)



реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.