Интервью «Джаз.Ру»: пианист Вадим Неселовский о концерте в ДОМе

0
Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер
Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер

20 февраля в московском Культурном центре «ДОМ» впервые в России сыграет сольное отделение пианист Вадим Неселовский. Музыкант родился в Одессе и стал самым юным студентом, принятым в Одесскую консерваторию: тогда, в 1993-м, ему было всего 15. Два года спустя он переехал в Дортмунд (Германия), где окончил консерваторию как академический пианист, и затем перебрался в США, где учился в бостонском колледже Бёркли на джазовом отделении. В 2000-е Вадим играл в ансамбле тогдашнего вице-ректора Бёркли, вибрафониста Гэри Бёртона. Сейчас он живёт в Нью-Йорке и постоянно ездит в Бостон, где преподаёт всё в том же колледже Бёркли джазовое фортепиано.

Сольный альбом Вадима Неселовского «Music for September» был выпущен американским джазовым лейблом Sunnyside Records в 2013 г. и получил отличную прессу по всему миру.

Во втором отделении концерта 20 февраля будет играть дуэт Вадима Неселовского и валторниста Аркадия Шилклопера. С 2013 г. у этого состава вышло три альбома: один — в России, два — на германском лейбле Neuklang. Подробно о выступлениях дуэта в декабре 2018 писал для «Джаз.Ру» пианист Евгений Лебедев (см. «Музыкант о музыке. Пианист Евгений Лебедев о концерте дуэта Аркадий Шилклопер — Вадим Неселовский»). «Рояль у Вадима одновременно певуч и ритмичен, дерзок и застенчив, открыт и в то же время загадочен», пишет в своей статье Евгений, сам не из последних пианистов на джазовой сцене.

Вадим Неселовский

Перед этим концертом редактор «Джаз.Ру» попросил Вадима рассказать о предстоящем концерте и о том, чем он сейчас вообще занят в музыкальном мире. Слово Вадиму Неселовскому.

— В концерте заявлена сначала сольная программа: у меня в в 2013 году вышел сольный фортепианный диск «Музыка для сентября». А во втором отделении мы будем играть с валторнистом Аркадием Шилклопером материал альбома под названием «Lustrum». Мы с Аркадием начали работать вместе в 2011 году, и никто из нас не думал тогда, что из этого сможет получиться такая многолетняя музыкальная, да и человеческая дружба. Когда нам исполнилось пять лет, мы решили отметить это новым альбомом. Стали думать, как назвать этот альбом, чтобы как-то обозначить в названии нашу «пятилетку». И вспомнили, что в древнем Риме было понятие lustrum (от него, собственно, пошло слово «люстрация»). Раз в пять лет совершалась перепись населения, после чего совершалось жертвоприношение и праздник нового пятилетия. Нам это слово понравилось не только связью с древним Римом и с пятью годами, но и множеством других коннотаций: тут и люстра, от латинского слова «освещать», и немецкое слово «люст» — желание или страсть… Всего этого очень много в музыке нашего дуэта: и света, и желания, и страсти. В общем, нам это название показалось уместным.

В альбом вошли композиции Аркадия и мои, и их можно будет услышать на концерте в «ДОМе».

Что касается первого отделения, то я ещё не играл свою сольную программу в Москве, хотя после выхода альбома «Музыка для сентября» я попал, что называется, на карту мира как сольный пианист. Диск продюсировал Фред Хёрш (Fred Hersch), который и сам по себе — мастер сольного фортепиано. С 2009 года Фред был таким моим ментором: я часто к нему ходил, играл, мы очень много общались, и он в каком-то смысле помог мне сформироваться именно как сольному импровизирующему пианисту. Когда пришло время записывать альбом, совершенно естественным шагом для меня было попросить Фреда спродюсировать диск. Получилось совершенно чудесно. Я сам перфекционист по сути, и я уверен, что я этот альбом писал бы очень долго. А Фред для меня огромный авторитет. Он просто сидел в студии и говорил мне: Вадим, сыграй концерт для меня, даже не прерываясь на отдельные треки или дубли. Просто сыграй мне всю свою программу!

И я сыграл для Фреда и, по-моему, 45 минут из того, что я сыграл, попало на диск. В общем, запись альбома была в основном закончена ещё до обеда. Потом мы пошли пообедали и, по-моему, я сыграл что-то ещё из того, что потом вышло на диске. В общем, это была очень быстрая, почти спонтанная запись, и отклики на неё были потрясающие — цитировать мне самому было бы нескромно, но в результате я стал гастролировать как сольный пианист и в Европе, и в Штатах, и мне даже посчастливилось сыграть сольно два вечера подряд в «Коттон Клаб» в Токио — а там это редкость, там в основном играют ансамбли. В общем, этот альбом был для меня серьёзным вызовом и интересным опытом.

ВИДЕО: Vadim Neselovskyi «Body and Soul», нью-йоркский клуб Smalls, 2013

httpv://www.youtube.com/watch?v=lMNF1n1qYbY

Будет ли у него продолжение? Это провидческий вопрос, потому что как раз сейчас я работаю над абсолютно новой сольной программой, у которой есть своя идея, своя канва… которую я пока разглашать не буду. Может быть, что-то из этой программы я смогу сыграть в Москве, в «ДОМе», 20 февраля. Но не уверен.

Чем я сейчас занят? Честно говоря, я очень счастлив тем балансом, который у меня сейчас сложился между написанием музыки, её исполнением в разных точках Земли и возможностью поделиться своим опытом со студентами в самой замечательной джазовой школе на Земле — Berklee College of Music. Я это говорю потому, что у меня многолетние отношения с этой школой. Было много и другого опыта с другими учебными заведениями, и по сравнению с ними более открытого, разнообразного места для изучения музыки я не встречал. Это огромное счастье.

Но главное для меня — создание музыки и её исполнение. Начиная с 2014 года у меня появилось много оркестровых проектов. Они занимают массу времени, но большей радости я даже представить не могу. Мне посчастливилось работать со многими оркестрами, включая филармонический оркестр Граца в Австрии, который исполнил мою музыку в январе 2018 г. Совсем недавно мы с Аркадием Шилклопером представили мой цикл «Времена года» с Омским филармоническим оркестром. Это всё будет продолжаться: я себя реализую именно как джазовый музыкант, который может также писать симфонические партитуры.

Параллельно много всего происходило с моим трио: альбом «Get Up and Go» вышел сразу на двух лейблах, французском Jazz Family и немецком Neuklang. Диск получил хорошие отзывы и вошёл в список альбомов года в журнале «Даунбит», и это открыло многие двери для нашего трио. Мы гастролировали по Европе, по Америке и в некоторых странах Азии.

Кроме того, в мою жизнь ворвался Джон Зорн. Совершенно неожиданно мы вместе сделали альбом, который стал завершающим альбомом его саги под названием «The Book Beri’ah» из 11 дисков. Вот на 11-м альбоме играю я и пианист Крэйг Тэйборн (Craig Taborn): и Крэйг, и я играем там сольные вещи, потом в дуэте, и завершают диск три аранжировки музыки Зорна, которые я сделал для трио. Там тоже звучит моё трио. И было очень приятно с этим же трио в ноябре прошлого года сыграть в знаменитом клубе Village Vanguard. Так что происходит довольно много всего, и мне нравится установившийся баланс между созиданием и возможностью делиться своим опытом и учиться у следующего поколения музыкантов.
ВИДЕО: Вадим Неселовский обращается к читателям «Джаз.Ру» с приглашением прийти на концерт в «ДОМ»

httpv://www.youtube.com/watch?v=U4dIfzvkgGw

20 февраля, 20:00, культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел.: +7(495)953-7236
Стоимость билетов в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ — 700 ₽, в день концерта — 900 ₽.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРепортаж «Джаз.Ру». Детский фестиваль «Блюз без границ»: гала-концерт в Москве
Следующая статьяII Голландские Сезоны в Петербурге представляют: композитор и музыкант Сасу Шилдт
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.