Интервью «Джаз.Ру»: пианист Вадим Неселовский о концерте в ДОМе

0
Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер
Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА

20 февраля в московском Культурном центре «ДОМ» впервые в России сыграет сольное отделение пианист Вадим Неселовский. Музыкант родился в Одессе и стал самым юным студентом, принятым в Одесскую консерваторию: тогда, в 1993-м, ему было всего 15. Два года спустя он переехал в Дортмунд (Германия), где окончил консерваторию как академический пианист, и затем перебрался в США, где учился в бостонском колледже Бёркли на джазовом отделении. В 2000-е Вадим играл в ансамбле тогдашнего вице-ректора Бёркли, вибрафониста Гэри Бёртона. Сейчас он живёт в Нью-Йорке и постоянно ездит в Бостон, где преподаёт всё в том же колледже Бёркли джазовое фортепиано.

Сольный альбом Вадима Неселовского «Music for September» был выпущен американским джазовым лейблом Sunnyside Records в 2013 г. и получил отличную прессу по всему миру.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ГринФест
ГринФест
ГринФест
ГринФест

Во втором отделении концерта 20 февраля будет играть дуэт Вадима Неселовского и валторниста Аркадия Шилклопера. С 2013 г. у этого состава вышло три альбома: один — в России, два — на германском лейбле Neuklang. Подробно о выступлениях дуэта в декабре 2018 писал для «Джаз.Ру» пианист Евгений Лебедев (см. «Музыкант о музыке. Пианист Евгений Лебедев о концерте дуэта Аркадий Шилклопер — Вадим Неселовский»). «Рояль у Вадима одновременно певуч и ритмичен, дерзок и застенчив, открыт и в то же время загадочен», пишет в своей статье Евгений, сам не из последних пианистов на джазовой сцене.

Вадим Неселовский

Перед этим концертом редактор «Джаз.Ру» попросил Вадима рассказать о предстоящем концерте и о том, чем он сейчас вообще занят в музыкальном мире. Слово Вадиму Неселовскому.

— В концерте заявлена сначала сольная программа: у меня в в 2013 году вышел сольный фортепианный диск «Музыка для сентября». А во втором отделении мы будем играть с валторнистом Аркадием Шилклопером материал альбома под названием «Lustrum». Мы с Аркадием начали работать вместе в 2011 году, и никто из нас не думал тогда, что из этого сможет получиться такая многолетняя музыкальная, да и человеческая дружба. Когда нам исполнилось пять лет, мы решили отметить это новым альбомом. Стали думать, как назвать этот альбом, чтобы как-то обозначить в названии нашу «пятилетку». И вспомнили, что в древнем Риме было понятие lustrum (от него, собственно, пошло слово «люстрация»). Раз в пять лет совершалась перепись населения, после чего совершалось жертвоприношение и праздник нового пятилетия. Нам это слово понравилось не только связью с древним Римом и с пятью годами, но и множеством других коннотаций: тут и люстра, от латинского слова «освещать», и немецкое слово «люст» — желание или страсть… Всего этого очень много в музыке нашего дуэта: и света, и желания, и страсти. В общем, нам это название показалось уместным.

В альбом вошли композиции Аркадия и мои, и их можно будет услышать на концерте в «ДОМе».

Что касается первого отделения, то я ещё не играл свою сольную программу в Москве, хотя после выхода альбома «Музыка для сентября» я попал, что называется, на карту мира как сольный пианист. Диск продюсировал Фред Хёрш (Fred Hersch), который и сам по себе — мастер сольного фортепиано. С 2009 года Фред был таким моим ментором: я часто к нему ходил, играл, мы очень много общались, и он в каком-то смысле помог мне сформироваться именно как сольному импровизирующему пианисту. Когда пришло время записывать альбом, совершенно естественным шагом для меня было попросить Фреда спродюсировать диск. Получилось совершенно чудесно. Я сам перфекционист по сути, и я уверен, что я этот альбом писал бы очень долго. А Фред для меня огромный авторитет. Он просто сидел в студии и говорил мне: Вадим, сыграй концерт для меня, даже не прерываясь на отдельные треки или дубли. Просто сыграй мне всю свою программу!

И я сыграл для Фреда и, по-моему, 45 минут из того, что я сыграл, попало на диск. В общем, запись альбома была в основном закончена ещё до обеда. Потом мы пошли пообедали и, по-моему, я сыграл что-то ещё из того, что потом вышло на диске. В общем, это была очень быстрая, почти спонтанная запись, и отклики на неё были потрясающие — цитировать мне самому было бы нескромно, но в результате я стал гастролировать как сольный пианист и в Европе, и в Штатах, и мне даже посчастливилось сыграть сольно два вечера подряд в «Коттон Клаб» в Токио — а там это редкость, там в основном играют ансамбли. В общем, этот альбом был для меня серьёзным вызовом и интересным опытом.

ВИДЕО: Vadim Neselovskyi «Body and Soul», нью-йоркский клуб Smalls, 2013

Будет ли у него продолжение? Это провидческий вопрос, потому что как раз сейчас я работаю над абсолютно новой сольной программой, у которой есть своя идея, своя канва… которую я пока разглашать не буду. Может быть, что-то из этой программы я смогу сыграть в Москве, в «ДОМе», 20 февраля. Но не уверен.

Чем я сейчас занят? Честно говоря, я очень счастлив тем балансом, который у меня сейчас сложился между написанием музыки, её исполнением в разных точках Земли и возможностью поделиться своим опытом со студентами в самой замечательной джазовой школе на Земле — Berklee College of Music. Я это говорю потому, что у меня многолетние отношения с этой школой. Было много и другого опыта с другими учебными заведениями, и по сравнению с ними более открытого, разнообразного места для изучения музыки я не встречал. Это огромное счастье.

Но главное для меня — создание музыки и её исполнение. Начиная с 2014 года у меня появилось много оркестровых проектов. Они занимают массу времени, но большей радости я даже представить не могу. Мне посчастливилось работать со многими оркестрами, включая филармонический оркестр Граца в Австрии, который исполнил мою музыку в январе 2018 г. Совсем недавно мы с Аркадием Шилклопером представили мой цикл «Времена года» с Омским филармоническим оркестром. Это всё будет продолжаться: я себя реализую именно как джазовый музыкант, который может также писать симфонические партитуры.

Параллельно много всего происходило с моим трио: альбом «Get Up and Go» вышел сразу на двух лейблах, французском Jazz Family и немецком Neuklang. Диск получил хорошие отзывы и вошёл в список альбомов года в журнале «Даунбит», и это открыло многие двери для нашего трио. Мы гастролировали по Европе, по Америке и в некоторых странах Азии.

Кроме того, в мою жизнь ворвался Джон Зорн. Совершенно неожиданно мы вместе сделали альбом, который стал завершающим альбомом его саги под названием «The Book Beri’ah» из 11 дисков. Вот на 11-м альбоме играю я и пианист Крэйг Тэйборн (Craig Taborn): и Крэйг, и я играем там сольные вещи, потом в дуэте, и завершают диск три аранжировки музыки Зорна, которые я сделал для трио. Там тоже звучит моё трио. И было очень приятно с этим же трио в ноябре прошлого года сыграть в знаменитом клубе Village Vanguard. Так что происходит довольно много всего, и мне нравится установившийся баланс между созиданием и возможностью делиться своим опытом и учиться у следующего поколения музыкантов.
ВИДЕО: Вадим Неселовский обращается к читателям «Джаз.Ру» с приглашением прийти на концерт в «ДОМ»

20 февраля, 20:00, культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел.: +7(495)953-7236
Стоимость билетов в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ — 700 ₽, в день концерта — 900 ₽.

Предыдущая статьяРепортаж «Джаз.Ру». Детский фестиваль «Блюз без границ»: гала-концерт в Москве
Следующая статьяII Голландские Сезоны в Петербурге представляют: композитор и музыкант Сасу Шилдт
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.