Неунывающий джаз. Эстонский пианист Тыну Найссоо выпустил в России новый альбом: интервью «Джаз.Ру»

0
Tõnu Naissoo «Foreign Affair»
Tõnu Naissoo «Foreign Affair»
реклама
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби

10 марта 2019 на лейбле ArtBeat Music выходит новый альбом легендарного эстонского джазового пианиста Тыну Найссоо (Tõnu Naissoo) «Foreign Affairs». Альбом записал звукорежиссёр Олег Тимофеев в московской студии «СинеЛаб СаундМикс». В записи приняли участие московские друзья и коллеги Тыну по джазовому цеху: пианист Андрей Разин, саксофонист Алексей Круглов, контрабасист Виктор Шестак и барабанщик Пётр Ившин.

Участники записи альбома: Виктор Шестак, Пётр Ившин, Алексей Круглов, Тыну Найссоо. Студия «СинеЛаб СаундМикс», октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Участники записи альбома: Виктор Шестак, Пётр Ившин, Алексей Круглов, Тыну Найссоо. Студия «СинеЛаб СаундМикс», октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В связи с выходом альбома Тыну Найссоо при поддержке посольства Эстонии даст несколько концертов в России:

  • 13 марта — Ярославль, фестиваль «Джаз над Волгой». Трио Тыну Найссоо: Тыну — рояль, Виктор Шестак — контрабас, Михаил Фотченков — барабаны. Подробности, билеты
  • 14 марта — Москва, джаз-клуб «Эссе»: Тыну Найссоо и Игорь Бриль в проекте «Два рояля», специальный гость — Алексей Кузнецов (гитара). Подробности, билеты
  • 15 марта — Санкт-Петербург, «Музей звука». Тыну Найсоо — рояль, клавиши. Подробности, билеты
  • 16 марта — Санкт-Петербург, джаз-клуб «Квадрат». Дуэт Тыну Найссоо (рояль, клавиши) — Алексей Круглов (саксофоны). Подробности, билеты

Отметим московский концерт: 14 марта в джаз-клубе «Эссе» Тыну Найссоо играет в рамках проекта «Два рояля». За вторым роялем будет народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных, композитор Игорь Бриль.

Перед выступлениями в России интервью у Тыну Найссоо специально для «Джаз.Ру» взяла Ольга Михайлова.


Есть одно историческое событие, которое тесно связывает Тыну с российской столицей. Он хорошо помнит свое путешествие в столицу тогда ещё СССР 60 лет назад: в 1958 году семилетний мальчик вместе с мамой отправился в Москву, где проходил всесоюзный конкурс артистов эстрады. Коллективом эстонского ансамбля руководил тогда его отец, основоположник эстонской джазовой сцены Уно Найссоо

И сейчас, спустя шесть десятилетий, музыкант совершит турне по России, представляя ценителям джаза своё творчество — авторские сочинения и интерпретации классических джазовых произведений.

Тыну всегда есть что сказать слушателям, и неважно, играет ли он в ансамбле или солирует. Он не только яркий музыкант-импровизатор, но и неподражаемый композитор. Неустанный интерес к музыкальным экспериментам и импровизации вдохновляет его на создание новых концепций музыкальных проектов. Его джаз никогда не унывает и всегда находит своего почитателя.

Тыну Найссоо во время записи альбома в московской студии, октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Тыну Найссоо во время записи альбома в московской студии, октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Музыка сопровождала вас с детства?

– Можно и так сказать: мы жили в Нымме (окраинный район Таллина. — Ред.), комната у нас была маленькая, и почти половину её занимал рояль старейшей эстонской фабрики Эрнста Хииса. Так что спать мне приходилось практически под инструментом (улыбается). Я начал серьёзно изучать классическое фортепиано только в семь лет в детской музыкальной школе. Конечно, музыка не могла не звучать в нашем доме — отец часто садился за рояль. Например, через год после моего рождения он оканчивал консерваторию и писал произведение для симфонического оркестра. Но я не Петр Ильич Чайковский — музыка не преследовала меня. Стать я хотел архитектором — рисовал здания и планы городов. Помнится, во время наших с мамой прогулок мы проходили мимо небольшого продуктового магазина. Мама просила там упаковочную бумагу, чтобы я мог рисовать.

Как проходили школьные годы? Что вспоминается?

— Игре на фортепиано в музыкальной школе я учился у очень хорошего педагога — Юлева Сааре. Он был гениален не только в музыке, но и в жизни. Видя мой потенциал, он старался дать мне как можно больше знаний — мы много работали. Благодаря ему я и стал пианистом. Помню, в общеобразовательной школе одна учительница любила джаз и иногда просила меня играть на фортепиано после уроков — это были свободные импровизации. Когда мне было пятнадцать, появилась возможность получить место пианиста в биг-бэнде Rütm. Мы играли джаз, готовились к джазовым концертам. Но нашей главной задачей было каждые выходные играть на танцах. Танцы заканчивались поздно, так что в понедельник утром успеть на занятия вовремя было проблематично. Моя успеваемость снизилась, и мне пришлось сменить школу. Я поступил в музыкальную школу им. Георга Отса, где смог больше заниматься именно музыкой.

Tõnu Naissoo Trio, 1967
Tõnu Naissoo Trio, 1967

Что было дальше — возможность представить свой джаз миру?

— Серьёзным стартом в моей музыкальной жизни стало выступление Трио Тыну Найссоо на международном джаз-фестивале в 1967 г. в Таллине. Нас заметили и оценили — может быть, потому, что мы играли свою музыку, не стандарты.

СЛУШАЕМ: Трио Тыну Найссоо на Таллинском джаз-фестивале 1967

В следующем году я уже записал с трио первый альбом, включив в него свои композиции, тему отца «Две болтуньи» и пьесу «Приди опять» Эугена Фелициуса. В 1971 г. в Новгороде и Ленинграде состоялись джазовые концерты, в которых участвовали квартет Вадима Вядро из Риги, дуэт Вячеслава Ганелина и Владимира Тарасова из Вильнюса и я, как сольный артист на фортепиано. С 1972 по 1976 годы я играл (в основном поп-музыку) в составе шоу-группы «Лайне», с которой мы гастролировали не только по всему Советскому Союзу, но и за границей — так я открывал для себя мир. А в 1976 году я продолжил учебу в Таллинской консерватории по специальности «композиция» и через год создал новое трио, с которым принял участие в джаз-фестивале «Тбилиси-78», официально открывшем в СССР дорогу джазу. Подобные фестивали приобретали все бóльшую популярность, и мы, кто играл эту пришедшую с другого континента музыку, становились более свободными и смелыми в своих музыкальных интерпретациях. Начиная с 80-х годов, я представлял эстонский джаз уже за рубежом.

Как вы оказались в музыкальном колледже Бёркли в Бостоне?

— Все началось со знакомства с талантливым джазменом-саксофонистом Игорем Бутманом. Мы особенно подружились с ним в 80-х годах, когда он бывал в Таллине, а потом встретились в Америке. В 1988 году в Бостоне на премьере первой симфонии Альфреда Шнитке я выступал солистом Бостонского симфонического оркестра. Как-то после одного из концертов Игорь, поддерживавший меня всё это время, обратил моё внимание на расположенный рядом музыкальный колледж, предложил пойти посмотреть. И на следующий день мы совершили небольшую экскурсию по школе. Когда в одном из классов я играл на фортепиано, наш сопровождающий неожиданно спросил: «Вы хотели бы учиться у нас?» Так в 1989 г. я получил стипендию в престижном музыкальном колледже, учёба в котором во многом обогатила меня — там прекрасное преподавание курса джазовой музыки и искусства импровизации.

Тыну Найссоо во время записи альбома в московской студии, октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Тыну Найссоо во время записи альбома в московской студии, октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Почему вы выбрали для себя джаз? Что он значит для вас?

— Тут нужно снова вернуться в детство. Было так: ближе к полуночи по радио шла передача «Голоса Америки» — Jazz Hour Уиллиса Коновера, и мой отец её слушал. А я спал в этой же комнате и волей-неволей тоже слушал джаз, впитывая выразительность его языка и разностороннее изложение музыкальных тем. Джаз для меня — это настоящее многогранное и постоянно преображающееся творчество, обеспечивающее возможность самовыражения, созидания. Когда я сажусь за рояль, то не преследую конкретную цель, чтобы моя музыка заставляла зрителя грустить или радоваться, я просто играю. Однако музыкант не может игнорировать интересы публики и должен учитывать её предпочтения при составлении концертной программы. Но тогда перед публикой выступает не совсем настоящий Тыну Найссоо. А настоящий, как мне кажется, всё ещё находится в состоянии поиска своего «я» в джазе.

Николай Богайчук и свежеотпечатанные экземпляры двойного винилового альбома «Foreign Affair». Альбом выходит также на компакт-диске и на цифровых платформах.
Николай Богайчук и свежеотпечатанные экземпляры двойного винилового альбома «Foreign Affairs». Альбом выходит также на компакт-диске и на цифровых платформах.

Комментарий московского продюсера Николая Богайчука:

— Выступление легендарного эстонского музыканта европейского уровня, которое состоялось в Москве в 2017 году, очаровало абсолютно всех. Повсюду его встречала проникновенно слушающая и тонко понимающая джаз публика, а для многих молодых поклонников джаза знакомство с творчеством Тыну стало настоящим открытием. Такого чарующего пианизма я не слышал давно. Его музыка — это состояние души, настроение, восприятие мира. Тыну — продолжатель пианистической школы нежной, негромкой, очень мелодичной: линия Билла Эванса, Оскара Питерсона, Мишеля Петруччиани. Послушать выступление музыканта, который несколько десятилетий составлял неотъемлемую часть советского джазового пространства, большое счастье для всех поклонников его таланта и любителей джаза. Совсем скоро, в середине марта, Тыну Найссоо выступит с концертами в Москве, Ярославле и Санкт-Петербурге. Мы с нетерпением ожидаем новой встречи.

ВИДЕО: трейлер альбома «Foreign Affairs»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.