Национальная школа. Арман Джалалян: интервью «Джаз.Ру» о джазовых барабанах в Армении

0
Арман Джалалян
Арман Джалалян
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА

Если вы попросите кого-нибудь из любителей музыки в Армении назвать лучшего саксофониста страны, то в ответ услышите, как минимум, 5-6 имён. Примерно такой же ответ ожидает вас в случае с пианистами или трубачами. А вот имя барабанщика будет названо одно — Арман Джалалян. Нет, конечно, барабанщиков в стране тоже не мало, но на звание лучшего претендует лишь один. Хотя и не претендует он вовсе — такого скромного человека в музыкальном мире ещё поискать надо. Он не дает интервью, не светится на экранах телевизоров, не фотографируется для модных сайтов. Он просто играет. Причём играет во всех стилях и жанрах.

Его фамилия есть практически на всех концертных афишах и в буклетах альбомов, записанных армянскими музыкантами. Список достаточно длинный — Государственный джаз оркестр Армении, этно-фьюжн секстет Time Report, этно-джаз-рок септет «Катунер» (самый именитый коллектив Армении, ведомый обладателем премии Grammy перкуссионистом Арто Тунчбояджаном), играющая авангард-фолк рок-группа Dorians, прогрессив-квинтет Penmen, ну, а ансамбли поп-исполнителей так и вообще не поддаются учёту.

Началось все с детского ансамбля «Аревик». А учил Армана играть на барабанах его дядя, профессиональный барабанщик. Но академического музыкального образования Арман так и не получил, до сих пор используя лишь специальную нотную грамоту. Дело спасает природное чувство ритма. Первые гастроли состоялись в составе эстрадного ансамбля, но любовь к джазу была у него с детства — благодаря тому же дяде, который приучал его слушать джазовую музыку и снабжал интересными пластинками. Кончилось тем, что несколько лет тому назад Арман стал единственным в Кавказском регионе барабанщиком, получившим статус Yamaha Artist.

Arman Jalalyan
Arman Jalalyan

В каких странах приходилось играть и с кем делить сцену?

— Япония, Китай, Бразилия, Аргентина, Ургувай, практически вся Западная Европа, причем, не один раз, ну, и, конечно, много-много раз Россия. Выступал на фестивалях Jazz A Vienne, в Валетте на Malta Jazz Festival, в Риме на Rome Jazz Festival, в Ницце на Nice Jazz Festival. А играл вместе c Joe Zawinul Syndicate, Чиком Кориа, Скоттом Кинзи, Мэтью Гаррисоном, Стэнли Джорданом… Два года назад в Международный день джаза я отыграл целый концерт с Ришаром Бона (Richard Bona). Он, конечно, уникальный музыкант. После репетиции с ним и полноценного концерта я чувствовал себя на седьмом небе — такого удовольствия от исполняемой мной музыки я не получал давно.

То, что европейцы уже более или менее подготовлены к восприятию восточной музыки и она там популярна — факт известный. А вот как относились к музыке, скажем, Time Report, с её армянским фольклорным колоритом, в Японии? Или в Китае?

Так же хорошо. Может быть, даже лучше, чем в Европе. Думаю, что тут дело в том, что европейцы уже наслышаны и турецкой музыки, и латиноамериканской и африканской. А в Азии это пока в новинку. Вот и слушали они нас, широко раскрыв рот, восторгались достаточно бурно и даже пытались танцевать. Это нормально. Я не считаю, что, например, северный фольклор понятен лишь людям этого региона или, наоборот, кавказский — только южанам. Давно замечено, что народная музыка понятна и воспринимается всеми одинаково. А если она ещё и представлена в новых, оригинальных «одёжках», то она будет принята «на ура» в любом обществе.

Сейчас очень много европейских составов, которые играют африканскую музыку, латиноамериканскую. Это обычно принято объяснять глобализацией, взаимопроникновением культур, движением навстречу друг другу и т.д. Но вот что при этом бросается в глаза — я никогда не видел, скажем, арабскую группу, которая бы пыталась играть, например, норвежский фольклор в любой форме. Можешь объяснить этот феномен?

— Ну, думаю, что тут могут две причины. Первая — европейские музыканты более мобильны и возможностей у них больше, поэтому движение идет от Европы к Югу и Востоку. А вот вторая мне больше нравится. У южных народов в их музыкальных культурах богаче ритмика, и именно она привлекает северян. Думаю, это более правдоподобное объяснение. Например, когда мы с Armenian Navy Band или Time Report играли в Италии, на наши концерты специально приезжали из Германии. Видишь ли, мне кажется, что у южных народов (ну, конечно, я тут обобщаю), подход к музыке более прагматичный, потребительский — музыка нужна для веселья и танцев. Северные слушают музыку внимательнее, старясь вникнуть в суть. Хотя, конечно, они тоже с удовольствием танцуют под восточную, например, музыку.

ВИДЕО: Katuner Band «On the road with Joe (dedicated to Joe Zawinul)»

Давай из дальних странствий возвратимся домой. Насколько я знаю, ты принимал участие в конкурсе «Евровидения». Как ты попал на этот конкурс?

— И не один раз, а даже дважды. Первый раз это было в 2013 году. Я тогда параллельно с Armenian Navy Band и Time Report играл и с рок-группой Dorians. Так вот, мы выиграли национальный конкурс и с песней знаменитого рокера Тони Айомми (Tony Iommi), основателя группы Black Sabbath, поехали на «Евровидение». Прошли финал, но там высоко подняться не смогли. Рок на этом конкурсе не в большом почёте.
ВИДЕО: выступление рок-группы Dorians на «Евровидении», за барабанами Арман Джалалян

А вот в прошлом году я опять участвовал в конкурсе, но уже в качестве члена национального жюри. Нас было шесть человек, профессионалов — музыканты, певцы, владелица самого популярного радио в Ереване и продюсер.

И как тебе сиделось в качестве члена жюри?

— Было интересно попробовать себя в таком амплуа. Но если честно, то я бы больше хотел оказаться на сцене и играть. Судить других — это не по мне. Я предпочитаю показывать себя, то, что я умею.

Ну вот ты и твои коллеги умеете уже что-то. А как передать опыт молодым? Есть ли в Ереване школа, где учат будущих барабанщиков?

— Это проблема. Я знаю, что лет 15 тому назад при ереванской музыкальной школе была создана Ассоциация барабанщиков и открыта школа. В первое время были ученики, потом по финансовым проблемам — учеников было не столько, чтобы можно было платить аренду, налоги и всё прочее — школу пришлось закрыть. Сегодня, если ребенок хочет научиться играть на ударных, ему нужно идти в консерваторию. Но там другая крайность. В консерватории учат только академической манере игры. А потом, если они хотят играть джаз или рок, им нужно всё равно доучиваться или даже переучиваться.

Откуда же сегодня в Армении берутся барабанщики?

— У многих из нас есть частные ученики, приходят дети, мы с ними занимаемся. У меня, например, есть вся необходимая литература, видеоуроки, так что я могу научить ученика всему тому, что я сам могу. Хотя научить играть, скажем, на литаврах не могу. Ведь я самоучка и учился играть сразу свинг, латиноамериканские ритмы, рок. Но зато это я умею играть как надо.

Сейчас многие играют на электронных барабанах. Что ты скажешь по этому поводу?

— Новые модели электронных барабанов достаточно хороши. Это не те плашки, на которых играли диско в 80-90-е годы. Но всё равно, они предназначены для определённого вида музыки. Поп, электроника, может быть — рок. Но джаз надо играть на акустических. Звук другой, дыхание другое; человек, любящий и привыкший слушать настоящие барабаны, сразу же определит подделку. Ну, примерно, как кусочек хлеба с кусочком шашлыка — или чипсы «со вкусом шашлыка».

То есть, если тебе предложат такую установку, ты…?

— Я соглашусь и с удовольствием возьму. Буду дома заниматься, чтобы соседям не мешать (у меня была такая проблема с моим акустическим комплектом), учеников учить технике игры, играть рок или электронику. Я повторюсь — я не говорю, что они плохие, я уточняю, что они не подходят для джаза.

Арман Джалалян
Арман Джалалян

Ну и последний вопрос. Ты уже много лет играешь с разными коллективами и в самых разных стилях и жанрах. А нет желания создать свой собственный коллектив? И если «да», то какую музыку хотел бы играть и с кем?

— Однозначно есть. Несколько раз собирался, но нехватка времени, ведь я часто бываю в разъездах, не даёт этого делать. Но хочу, очень хочу. Я даже когда-то сам писал, но на людях эти композиции никогда не исполнялись. Если все-таки соберусь сделать свой проект, то это будет, конечно же, джаз, но джаз современный, тот, который сегодня играют в Штатах. Некий микс джаза, хип-хопа, фанка. А ребят возьму к себе молодых. И не только потому, что они молодые и энергичные, а ещё и потому, что с ними интереснее будет создавать. Они пока ещё не устали от всего этого музыкального «быта», они ещё горят желанием играть и создавать. Вот с ними может получиться что-то настоящее. И ещё подумываю о создании какого-нибудь объединения, «союза», школы барабанщиков. Надо систему образования создавать, нельзя оставлять все на самотёк.

ВИДЕО: Арман Джалалян — соло на ударных

https://www.youtube.com/watch?v=0OwQQEj6ES4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.