Национальная школа. Арман Джалалян: интервью «Джаз.Ру» о джазовых барабанах в Армении

0
Арман Джалалян
Арман Джалалян
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Если вы попросите кого-нибудь из любителей музыки в Армении назвать лучшего саксофониста страны, то в ответ услышите, как минимум, 5-6 имён. Примерно такой же ответ ожидает вас в случае с пианистами или трубачами. А вот имя барабанщика будет названо одно — Арман Джалалян. Нет, конечно, барабанщиков в стране тоже не мало, но на звание лучшего претендует лишь один. Хотя и не претендует он вовсе — такого скромного человека в музыкальном мире ещё поискать надо. Он не дает интервью, не светится на экранах телевизоров, не фотографируется для модных сайтов. Он просто играет. Причём играет во всех стилях и жанрах.

Его фамилия есть практически на всех концертных афишах и в буклетах альбомов, записанных армянскими музыкантами. Список достаточно длинный — Государственный джаз оркестр Армении, этно-фьюжн секстет Time Report, этно-джаз-рок септет «Катунер» (самый именитый коллектив Армении, ведомый обладателем премии Grammy перкуссионистом Арто Тунчбояджаном), играющая авангард-фолк рок-группа Dorians, прогрессив-квинтет Penmen, ну, а ансамбли поп-исполнителей так и вообще не поддаются учёту.

Началось все с детского ансамбля «Аревик». А учил Армана играть на барабанах его дядя, профессиональный барабанщик. Но академического музыкального образования Арман так и не получил, до сих пор используя лишь специальную нотную грамоту. Дело спасает природное чувство ритма. Первые гастроли состоялись в составе эстрадного ансамбля, но любовь к джазу была у него с детства — благодаря тому же дяде, который приучал его слушать джазовую музыку и снабжал интересными пластинками. Кончилось тем, что несколько лет тому назад Арман стал единственным в Кавказском регионе барабанщиком, получившим статус Yamaha Artist.

Arman Jalalyan
Arman Jalalyan

В каких странах приходилось играть и с кем делить сцену?

— Япония, Китай, Бразилия, Аргентина, Ургувай, практически вся Западная Европа, причем, не один раз, ну, и, конечно, много-много раз Россия. Выступал на фестивалях Jazz A Vienne, в Валетте на Malta Jazz Festival, в Риме на Rome Jazz Festival, в Ницце на Nice Jazz Festival. А играл вместе c Joe Zawinul Syndicate, Чиком Кориа, Скоттом Кинзи, Мэтью Гаррисоном, Стэнли Джорданом… Два года назад в Международный день джаза я отыграл целый концерт с Ришаром Бона (Richard Bona). Он, конечно, уникальный музыкант. После репетиции с ним и полноценного концерта я чувствовал себя на седьмом небе — такого удовольствия от исполняемой мной музыки я не получал давно.

То, что европейцы уже более или менее подготовлены к восприятию восточной музыки и она там популярна — факт известный. А вот как относились к музыке, скажем, Time Report, с её армянским фольклорным колоритом, в Японии? Или в Китае?

Так же хорошо. Может быть, даже лучше, чем в Европе. Думаю, что тут дело в том, что европейцы уже наслышаны и турецкой музыки, и латиноамериканской и африканской. А в Азии это пока в новинку. Вот и слушали они нас, широко раскрыв рот, восторгались достаточно бурно и даже пытались танцевать. Это нормально. Я не считаю, что, например, северный фольклор понятен лишь людям этого региона или, наоборот, кавказский — только южанам. Давно замечено, что народная музыка понятна и воспринимается всеми одинаково. А если она ещё и представлена в новых, оригинальных «одёжках», то она будет принята «на ура» в любом обществе.

Сейчас очень много европейских составов, которые играют африканскую музыку, латиноамериканскую. Это обычно принято объяснять глобализацией, взаимопроникновением культур, движением навстречу друг другу и т.д. Но вот что при этом бросается в глаза — я никогда не видел, скажем, арабскую группу, которая бы пыталась играть, например, норвежский фольклор в любой форме. Можешь объяснить этот феномен?

— Ну, думаю, что тут могут две причины. Первая — европейские музыканты более мобильны и возможностей у них больше, поэтому движение идет от Европы к Югу и Востоку. А вот вторая мне больше нравится. У южных народов в их музыкальных культурах богаче ритмика, и именно она привлекает северян. Думаю, это более правдоподобное объяснение. Например, когда мы с Armenian Navy Band или Time Report играли в Италии, на наши концерты специально приезжали из Германии. Видишь ли, мне кажется, что у южных народов (ну, конечно, я тут обобщаю), подход к музыке более прагматичный, потребительский — музыка нужна для веселья и танцев. Северные слушают музыку внимательнее, старясь вникнуть в суть. Хотя, конечно, они тоже с удовольствием танцуют под восточную, например, музыку.

ВИДЕО: Katuner Band «On the road with Joe (dedicated to Joe Zawinul)»

Давай из дальних странствий возвратимся домой. Насколько я знаю, ты принимал участие в конкурсе «Евровидения». Как ты попал на этот конкурс?

— И не один раз, а даже дважды. Первый раз это было в 2013 году. Я тогда параллельно с Armenian Navy Band и Time Report играл и с рок-группой Dorians. Так вот, мы выиграли национальный конкурс и с песней знаменитого рокера Тони Айомми (Tony Iommi), основателя группы Black Sabbath, поехали на «Евровидение». Прошли финал, но там высоко подняться не смогли. Рок на этом конкурсе не в большом почёте.
ВИДЕО: выступление рок-группы Dorians на «Евровидении», за барабанами Арман Джалалян

А вот в прошлом году я опять участвовал в конкурсе, но уже в качестве члена национального жюри. Нас было шесть человек, профессионалов — музыканты, певцы, владелица самого популярного радио в Ереване и продюсер.

И как тебе сиделось в качестве члена жюри?

— Было интересно попробовать себя в таком амплуа. Но если честно, то я бы больше хотел оказаться на сцене и играть. Судить других — это не по мне. Я предпочитаю показывать себя, то, что я умею.

Ну вот ты и твои коллеги умеете уже что-то. А как передать опыт молодым? Есть ли в Ереване школа, где учат будущих барабанщиков?

— Это проблема. Я знаю, что лет 15 тому назад при ереванской музыкальной школе была создана Ассоциация барабанщиков и открыта школа. В первое время были ученики, потом по финансовым проблемам — учеников было не столько, чтобы можно было платить аренду, налоги и всё прочее — школу пришлось закрыть. Сегодня, если ребенок хочет научиться играть на ударных, ему нужно идти в консерваторию. Но там другая крайность. В консерватории учат только академической манере игры. А потом, если они хотят играть джаз или рок, им нужно всё равно доучиваться или даже переучиваться.

Откуда же сегодня в Армении берутся барабанщики?

— У многих из нас есть частные ученики, приходят дети, мы с ними занимаемся. У меня, например, есть вся необходимая литература, видеоуроки, так что я могу научить ученика всему тому, что я сам могу. Хотя научить играть, скажем, на литаврах не могу. Ведь я самоучка и учился играть сразу свинг, латиноамериканские ритмы, рок. Но зато это я умею играть как надо.

Сейчас многие играют на электронных барабанах. Что ты скажешь по этому поводу?

— Новые модели электронных барабанов достаточно хороши. Это не те плашки, на которых играли диско в 80-90-е годы. Но всё равно, они предназначены для определённого вида музыки. Поп, электроника, может быть — рок. Но джаз надо играть на акустических. Звук другой, дыхание другое; человек, любящий и привыкший слушать настоящие барабаны, сразу же определит подделку. Ну, примерно, как кусочек хлеба с кусочком шашлыка — или чипсы «со вкусом шашлыка».

То есть, если тебе предложат такую установку, ты…?

— Я соглашусь и с удовольствием возьму. Буду дома заниматься, чтобы соседям не мешать (у меня была такая проблема с моим акустическим комплектом), учеников учить технике игры, играть рок или электронику. Я повторюсь — я не говорю, что они плохие, я уточняю, что они не подходят для джаза.

Арман Джалалян
Арман Джалалян

Ну и последний вопрос. Ты уже много лет играешь с разными коллективами и в самых разных стилях и жанрах. А нет желания создать свой собственный коллектив? И если «да», то какую музыку хотел бы играть и с кем?

— Однозначно есть. Несколько раз собирался, но нехватка времени, ведь я часто бываю в разъездах, не даёт этого делать. Но хочу, очень хочу. Я даже когда-то сам писал, но на людях эти композиции никогда не исполнялись. Если все-таки соберусь сделать свой проект, то это будет, конечно же, джаз, но джаз современный, тот, который сегодня играют в Штатах. Некий микс джаза, хип-хопа, фанка. А ребят возьму к себе молодых. И не только потому, что они молодые и энергичные, а ещё и потому, что с ними интереснее будет создавать. Они пока ещё не устали от всего этого музыкального «быта», они ещё горят желанием играть и создавать. Вот с ними может получиться что-то настоящее. И ещё подумываю о создании какого-нибудь объединения, «союза», школы барабанщиков. Надо систему образования создавать, нельзя оставлять все на самотёк.

ВИДЕО: Арман Джалалян — соло на ударных

https://www.youtube.com/watch?v=0OwQQEj6ES4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.