Сорок три детских вопроса о джазе. Ответы главного редактора «Джаз.Ру»

0
дети задают вопросы о джазе
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

25 мая в рамках новосибирского фестиваля SibJazzFest-2019, рассказ о котором у нас ещё впереди, прошёл интересный концерт для детей: 650 слушателям из детских музыкальных школ (от подростков до совсем малышей 4-5 лет) показали и диксиленд («Сибирский Диксиленд» п/у Сергея Гершеновича), и мэйнстримовый инструментальный квинтет, и целый оркестр — биг-бэнд Владимира Толкачёва. Даже суровый авангардист Владимир Чекасин, ветеран легендарного Трио Ганелина (оно же Трио ГЧТ или Трио ГТЧ), вовлёк детей в спонтанное сочинение музыки и тотальную импровизацию с участием биг-бэнда и живой электроники, а в финале большая сборная музыкантов из разных городов играла блюз.

Автор текста зачитывает вопросы со сцены (справа ведущая детского концерта Дарья Нехаева). Фото © Михаил Афанасьев
Автор текста зачитывает вопросы со сцены (справа ведущая детского концерта Дарья Нехаева). Фото © Михаил Афанасьев

Но самым трогательным для автора этих строк — я участвовал в ведении концерта, вместе с лектором-музыковедом и администратором детских программ Новосибирской филармонии Дарьей Нехаевой — стал конкурс вопросов о джазе. Авторы идеи концерта хотели только оживить программу, но дети, услышав, что за лучшие ответы будут давать шоколадки (и их давали — крошечные, с символикой Новосибирской филармонии!), десятками сбежались к сцене и написали такую прорву точных и интересных вопросов, что я по окончанию концерта все их конфисковал и обещал публике, что 27 мая на «Джаз.Ру» появится обзор этих вопросов и возможных ответов на них.

Дети пишут вопросы (фото © Михаил Афанасьев)
Дети пишут вопросы (фото © Михаил Афанасьев)
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Обещания надо держать, поэтому вот они, вопросы и часть ответов. Кстати, в ходе обсуждения идеи в недрах нашей редакции родилась интересная идея: предложить ответить на эти вопросы также и музыкантам, джазовым артистам. Возможно, мы сделаем из этого специальную страничку в нашем разделе «Джаз для начинающих». Но к 27 мая с этим никак не успеть, поэтому начну отвечать на вопросы юных слушателей один.

Всего вопросов было более 60, но часть из них я отсеял: авторы явно хотели шоколадку, но содержательного вопроса по джазовой теме у них при этом не нашлось. Осталось сорок два вопроса плюс одно чистосердечное признание. Некоторые вопросы я сгруппировал по два или три, потому что они однотипные. Приступаем к разбору.

вопрос

Зачем создали джаз и зачем его разделили на разные направления?

Конечно, никто специально не сидел, морща лоб, с мыслью «а давайте-ка придумаем с нуля новый вид музыкального искусства, да ещё и разделим его на разные направления». Так вообще не бывает. Виды музыки, музыкальные направления, стили и жанры возникают сами, в процессе эволюции — не потому, что кто-то решил их придумать, а потому, что меняются вкусы публики, а музыканты-творцы при этом постоянно экспериментируют, ищут новое и при этом стараются откликаться на запросы своих слушателей.

вопрос

Что такое блюс?

вопрос

Чем джаз отличается от блюза?

Джаз и блюз возникли примерно в одном и том же регионе (Юг США) примерно в одно и то же время (конец XIX — начало XX веков, то есть примерно 120 лет назад). Они очень тесно связаны — не как братья, а как, скажем, племянник и дядя. В начале истории этой музыки джазмены часто записывались с исполнителями блюза. Бывало и наоборот. Непроходимой стены между ними не было. Просто блюз в основном развивался как песенное направление, а джаз — как инструментальное. В джазе до сих пор есть форма, которой должны владеть все, кто учится его играть — и называется она «блюз»: чаще всего это куплетная 12-тактовая форма из трёх строчек, где первые две строчки — это «зов», а третья — «отклик». Эта форма в точности повторяет форму блюзовой песни.

вопрос

Как всё же произошло название «джаз»?

Специалисты спорят до сих пор. Есть три-четыре разные версии, и все три крайне трудно доказать. В общем, это такое жаргонное слово, которым в Америке начала прошлого века называли всё энергичное и лихое, не только музыку. Только в конце 1910-х годов устоялось обозначение этим словом тогдашней модной музыки с Юга США, и то поначалу писали ещё не jazz, а jass.

вопрос

Почему джаз — это джаз, а не классика и не рок и не поп? Александров Т.

Потому что это отдельный вид музыкального искусства, который отличается по звучанию и от классики, и от рока, и уж тем более от поп-музыки.

Можно ли сделать из рока джаз? Александров Т.

Да запросто. Вот пример: современное американское джазовое трио The Bad Plus играет джазовую композицию на музыкальном материале песни рок-группы Nirvana.

вопрос

Почему для джаза выбрали этот ритм? Вера

Во-первых, в джазе не один ритм, а множество разных. Во-вторых, никто специально их не выбирает. Они постепенно меняются, перерастают один в другой, к более традиционным добавляются новые, более современные. Старомодный ритм раннего джаза на 2/4 никак не спутаешь с современными изощрёнными джазовыми ритмами, иногда в очень сложных размерах типа 5/4 или 9/8.

вопрос

Скоко мелодей у джазла? (Сколько мелодий у джаза?)

Бесчисленное множество, и всё время появляются новые.

вопрос

Как музыканты понимают, что надо нажимать?

вопрос

Как понемают по нотам? (Видимо, «как понимают ноты»?)

8. Как они договариваются о том, чтобы играть в ритм? Это же так сложно, играть без нот. Мишура Лиза

Лиза, они не договариваются, они это чувствуют (ну, в самом начале музыкального произведения лидер ансамбля может неслышно показать остальным общий ритм). На самом деле это не сложнее, чем управлять автомобилем или играть в сложную компьютерную игру. Но ведь даже компьютерную игру, особенно сложную, невозможно пройти сразу от начала до конца — все уровни, на повышенной сложности… Нужно просто очень много и упорно заниматься (тренироваться): развивать музыкальный слух, навыки игры на инструменте, координацию слуха и рук. Нужно учиться играть и по нотам, и без нот (на память), и импровизировать (создавать музыку «на лету»). На это уходят многие годы.

вопрос

Как сделать разные тональности в джазе, используя инструменты? 18 ряд, 18 место VD

Не уверен, что понял вопрос. У некоторых инструментов есть тональности, в которых играть легче, чем в других (например, у альт-саксофона строй ми бемоль, а у тенор-саксофона — си бемоль; на гитаре проще играть в тональностях, где в басу ми или ля). Но в других тональностях на них тоже можно играть, просто это требует чуть-чуть больше усилий.

вопрос

Возможно ли исполнить джаз, используя инструменты симфонического оркестра? VD

Очень многие инструменты, на которых часто играют в джазе, используют также и в симфоническом оркестре: это труба, тромбон, фортепиано, кларнет и другие. Но можно играть джаз и на фаготе, и на валторне, и на тубе, и на скрипке. На чём угодно можно играть. Просто на некоторых инструментах это чуть сложнее, потому что джазовые музыканты часто решают на своих инструментах совсем другие творческие задачи, чем музыканты симфонического оркестра. Например, на контрабасе в джазе играют почти всегда пальцами (пиццикато), а в симфоническом оркестре чаще всего смычком.

вопрос

Возможно ли исполнить джаз, используя арфу и треугольник? VD

Вот именно таким дуэтом? Конечно, можно. Просто (как мне кажется) пока ещё никто не пробовал. Но вообще на арфе в современном джазе играют. Вот пример (перуанский арфист Эдмар Кастаньеда, который в своей авторской музыке широко использует традиции своей родной Южной Америки, но импровизирует как джазмен).

вопрос

Джаз может один человек играть на инструменте?

Может! Практически на любом инструменте. Вот пример: британец Дейв Холланд в этом видео играет джаз один, причём на контрабасе!

вопрос

Какой инструмент больше всего подходит к исполнению на нём джаза? Макаренко Е.Е.

Джаз можно играть на чём угодно. Но есть инструменты, на которых джаз играли с самого начала (труба, тромбон, кларнет, контрабас, барабаны) или постепенно развили на них чисто джазовую выразительность (саксофоны: в самом раннем джазе на саксофонах почти не играли, а вот с середины 1920-х годов их стало всё больше и больше). На гитаре, например, джаз долго не играли, потому что акустическая гитара — тихий инструмент, ей трудно в ансамбле с громкими трубой или барабанами. А потом, в 1930-40-е годы, изобрели громкие электрогитары, и довольно быстро развилась джазовая манера гитарной игры: уже к концу 1950-х годов никто не мог бы сказать, что гитара не подходит для джаза.

Какой основной инструмент в джазе?

Тот, на котором играет джазовый музыкант!

вопрос

Без какого инструмента не могут играть джаз?

Без того, который в руках у джазового музыканта!

вопрос

На любом инструменте можно играть jazz?

Да. Просто у каких-то инструментов возможности в джазе пошире, за счёт более гибкого звукоизвлечения; а у каких-то поуже.

А долго ли надо учиться джазу? Матвей

Матвей, первые результаты будут как везде — что-то похожее на музыку начнёт получаться через пару лет (ну, может, через 3 или 5). Но вообще джазмен учится всю жизнь. Ни один хороший джазовый музыкант не скажет, что он уже всему научился и всё уже знает. Джазмен всегда стремится к тому, чтобы играть ещё лучше. Великий пианист Хэнк Джонс, который прославился, когда ему не было ещё 30, а всего прожил 91 год, в возрасте восьмидесяти лет сказал, что вот теперь, кажется, что-то начинает понимать в джазе…

вопрос

Долго ли нужно тренироваться, чтобы получить хороший результат?

Не бывает волшебства — взял и заиграл. Нужно учиться, заниматься. Много заниматься. Бывают уникальные дети с абсолютным слухом, которым быстро даётся правильная постановка руки и развитие техники игры — буквально за два-три года. Но это огромная редкость! Большинству нужно очень, очень упорно заниматься, и гораздо дольше.

вопрос

Как восприняли jazz, когда он появился?

А это очень хороший вопрос! Восприятие было, что называется, полярное, то есть полностью противоположное. Некоторые люди встретили джаз в штыки, ненавидели его и пытались даже запрещать. А другие сразу приняли, влюбились в него и слушали его всю свою жизнь. В принципе, сейчас, 100 лет спустя, так всё и идёт, разве что запрещать джаз уже не получится — слишком глубоко он пустил корни по всему миру.

вопрос

Какие существуют джазовые триоли?

Ой, да каких только не существует! Триольность — одна из основ традиционного джазового ритма.

вопрос

Почему во время игры музыканты закрывают глаза?

Потому что очень сосредотачиваются. Они же импровизируют, то есть создают музыку «на лету». Это непросто, нужно внимательно слушать и самого себя, и своих партнёров-музыкантов.

вопрос

Можно ли джас сыграть закрытыми глазами? (Можно ли джаз сыграть с закрытыми глазами?)

Его часто именно так и играют — с закрытыми глазами!

Что такое джем-сейшен? Зачем это нужно?

Мы обычно пишем «джем-сешн». Так ближе к правильному произношению jam session. Это когда музыканты собираются вместе поиграть неформально, друг для друга, для своего удовольствия. Слушателей (не музыкантов) может при этом вообще не быть, но чаще всего бывают: музыканты любят, чтобы их слушали заинтересованные люди. Это нужно, потому что джаз — искусство взаимодействия музыкантов, им важно не только заниматься в четырёх стенах своей комнаты, но и постоянно играть друг с другом, обмениваться опытом, идеями, творчески соревноваться.

вопрос

Как называются ети музаки я сама не понимаю их заголовок или их вобще нет

Видимо, здесь написано «Как называется эта музыка? Я сама не понимаю названия, или их (названий?) вообще нет?».

Не пугайся! Не обязательно знать название, чтобы слушать музыку.

Каким образом пианист во время исполнения джаза понимает, что ему нужно сыграть последний аккорд?

Он очень долго учится, тренируется. Он слушает других музыкантов в ансамбле и чувствует форму того, что они играют. Сама логика музыки подводит его к последнему аккорду. Понимание приходит с долгими годами практики.

вопрос

Сколько лет самому маленькому исполнителю чаза? (джаза)

На джазовых отделениях детских музыкальных школ 6-7-летние ребята, бывает, уже играют на концертах. А если говорить о звёздах, то самым юным, наверное, был пианист из Индонезии по имени Джоуи Александер. Когда он выиграл Гран-При джазового конкурса Master Jam Fest в 2013 году, ему было девять лет, а остальные участники конкурса все были взрослые. Вот как это было:


loussier

вопрос

Какие сэксафоны бывают. (Какие саксофоны бывают?)

сопрано, альт, тенор, баритон-саксофоны
сопрано, альт, тенор, баритон-саксофоны

Этот инструмент придумал бельгийский мастер Адольф Сакс 150 лет назад. По его фамилии инструмент называется «саксофон». Если не считать совсем уж редких разновидностей, то бывает (от самых низких к самым высоким по строю) бас-саксофон, баритон-саксофон, тенор-саксофон, альт-саксофон, сопрано-саксофон и сопранино-саксофон. Бас и сопранино — очень редкие. Чаще всего используют тенор и альт, а баритон и сопрано — чуть реже.

вопрос

Возможно ли играть джаз под водой?

Наверное, возможно. Но получится плохо и недолго.

вопрос

За что любят джаз?

За чувство свободы, за мастерство музыкантов, за яркие эмоции и сильные музыкальные переживания.

вопрос

Что такое свинг?

Что такое свинг? И как понять, есть он или нет?

Свинг — это очень важное ритмическое качество в большинстве традиционных джазовых направлений и стилей. У исследователей описывается очень сложной музыкально-математической моделью, да ещё и не одной. Но если коротко, это постоянное ощущение сдвига ритмических акцентов, как будто ритм качается. Если свинг есть, все сразу начинают притоптывать ногой.

вопрос

Что такое ритм? Дима

Дима, всё в мире подчиняется ритму. Ритм есть у твоего сердца и у твоего дыхания. Ритм есть у каждого мотора. Цифры на часах мигают в своём ритме. Есть ритмы дня и ночи: солнце всходит и заходит в собственном сложном ритме. Есть ритм и в музыке: это то, как сменяются звуки — быстро или медленно, тягуче или торопливо. В джазе ритм очень важен, и при этом джазовые ритмы очень сложные, как будто в них одновременно звучит несколько разных ритмов. Это называется «полиритмия».

Из какого страны появился инструмент банжо? (В какой стране появился инструмент банджо?)

Пожилой афроамериканец играет на банджо (фото 1930-х гг.)
Пожилой афроамериканец играет на банджо (фото 1930-х гг.)

В южной части США, лет 200 назад. Чёрные рабы, которых насильно привезли в Америку из Африки работать на фермах, не могли купить себе гитары или скрипки: у них не было денег. Они делали себе самодельные инструменты, которые напоминали народные инструменты их предков в Африке. Но родился этот инструмент уже в Америке, поэтому стал американским народным инструментом.

вопрос

Почему джаз распространился по миру очень быстро? Что в нём нашла молодёжь?

Ранний джаз очень соответствовал духу первых десятилетий двадцатого века, под него танцевали. Это была популярная музыка своего времени. А в 50-60-е годы в нашей стране молодые музыканты чувствовали в джазе дух новизны, дух свободы, поэтому появилось множество музыкантов, которые играли эту музыку и остались верны ей. Многие из них и сейчас ещё выступают, хотя им уже по 70, 75, 80 лет.

вопрос

Из-за чего джаз стал настолько популярен, и чем джаз отличается от модерна? Вероника

На самом деле трудно сказать, что джаз широко популярен. У него есть своё место в музыкальной культуре, своя довольно большая аудитория. Но этой публики, конечно, меньше, чем у рок- или поп-музыки или у рэпа. Просто джаз довольно сложный, его надо внимательно слушать, и в нём редко поют, а в основном играют инструментальную музыку. Это не так много людей понимает и любит. Зато слушатели джаза — самые верные, самые преданные своей любимой музыке.

А вот про какой модерн речь в этом вопросе — я не понимаю. В джазе есть свой модерн (модерн-джаз) — так раньше называли современные джазовые стили, чтобы отличать их от раннего, традиционного джаза. Но, может быть, автор вопроса имела в виду что-то ещё?

вопрос

Возможно ли в джаз переделать Моцарта?

Можно Баха сыграть в джазе? Володя

Да, конечно. В джазе можно изложить почти любой музыкальный материал. Точнее, не так: почти любой музыкальный материал может стать основой или поводом для джазовой интерпретации. Бах в джазе? Запросто. Вот пример (французский пианист Жак Лусье):

вопрос

Бывает русский джаз?

Да. Многие музыканты, не только в России, стремятся вводить в джазовую ткань элементы своей национальной культуры. Вот пример органичного сочетания русской мелодики и джазового музыкального языка импровизации (российское трио LRK — пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк, барабанщик Игнат Кравцов):

вопрос

Чтобы исполнять джаз классно, обязательно знать классическую музыку?

Не обязательно. Но желательно! Чем шире кругозор музыканта-импровизатора, тем шире у него выбор выразительных средств для импровизации.

Но самым простым и честным оказался даже не вопрос, а чистосердечное признание. Дело в том, что шоколадки юные участники конкурса на лучшие вопросы о джазе должны были получать не из чьих-то рук — а сами, на условиях полной честности, взять себе из небольшого мешочка на краю сцены. И вот один (одна? Но скорее, всё-таки, один) юный слушатель, что называется, спалился:

вопрос

7. Здраствуйти спасибо за шоколадку, досвидание

Не за что. Смотри не лопни, деточка! ;)

Предыдущая статья75 лет народному артисту: пианист Борис Фрумкин и его жизнь в джазе
Следующая статьяСамоорганизация джазового образования. Музыкальный интенсив «Весна с Lanote»: как это было
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.